Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2004

СИСТЕМА  Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Аркадий ЖУКОВ,
преподаватель Ногинского
педагогического колледжа

О двух- и трехколесных велосипедах, или о перспективах развивающего обучения

Показателем развития школьного образования является официально признанная целесообразность многообразия обучающих систем и технологий. Так, в федеральном перечне рекомендованных учебников представлены комплекты учебников для начальной школы: "Классическая начальная школа", "Гармония", "Школа-2100", "Школа России", "Начальная школа ХХI века", "Система Л.В. Занкова", "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова". Такая же картина имеет место и в основной школе. По алгебре, например, рекомендованы учебники авторов Ю.Н. Макарычева, Ш.А. Алимова, Г.И. Дорофеева, С.М. Никольского, А.Г. Мордковича, К.С. Муравина. И так по всем предметам. Кроме рекомендованных учебников, существует перечень учебников, допущенных к использованию.

Многообразие обучающих систем и технологий, многообразие учебников – это прежде всего многообразие учебного содержания. Учебное содержание – это соединение научного содержания, подлежащего присвоению, выступающего в качестве объекта познавательной деятельности учащегося, и формы, в которой это содержание представлено, и которая предполагает определенную познавательную деятельность. Если содержание представлено в форме изложения, работа с ним учащегося требует учебной деятельности осмысливаия. Если содержание представлено в форме задач, или проблем – оно требует деятельности исследования. В целом форма, в которой содержание представлено учащемуся, есть внешнее средство деятельности учения. Поэтому учебник с точки зрения психологии – это единство объекта и средства учебной деятельности.

Все многообразие учебников по какому-то предмету, на первый взгляд, различается формой предъявления одного и того же научного содержания. Но это только на первый взгляд, поскольку диалектическая взаимозависимость формы и содержания приводит к тому, что форма, в которой представлено в учебнике научное содержание, оказывает влияние на это содержание. К сожалению, часто из научного содержания учебника выхолащивается та суть, которая обеспечивает такое педагогическое действо, как понимание. Именно поэтому разные учебники по одному и тому же предмету – это не только отражение субъективного понимания автором учебника методики обучения, но и субъективность в подходе к научному содержанию, помещаемому в учебник. Кроме того, субъективность проявляется в различном понимании авторами целей обучения данному предмету.

Основной причиной появления различных педагогических систем и технологий, равно как и педагогических инноваций, которыми так богата педагогическая практика, являются объективная ограниченность традиционной системы обучения в вопросах достижения целей, возлагаемых на школьное образование, несоответствие объяснительно-иллюстративного метода традиционного обучения целям всестороннего развития ребенка.

На чем базируется все многообразие обучающих систем и технологий?

На полюсах всего многообразия официально принятых обучающих систем находятся две системы: система классического традиционного обучения (не выходящего за рамки объяснительно-иллюстративного метода обучения) и система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Все остальные системы находятся в промежутке между этими двумя. Это означает, что любая из промежуточных систем, корни которой лежат в традиционной, в той или иной мере пользуется достижениями психолого-педагогической науки, на которых основана система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и которая по существу явилась практической реализацией этих достижений. Именно она позволила авторам разработать психологическую теорию обучения. Это молодая теория. В ней есть вопросы проработанные лучше или хуже, есть проблемы, но то, что в ней содержится, прописано и практически апробировано, уже сегодня раскрывает перспективы и возможности образования будущего.

В чем принципиальные различия между системой классического традиционного обучения и системой Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?

Главное отличие развивающего обучения от традиционного – в разном понимании целей обучения, а поскольку цель, как закон, определяет средства ее достижения, то различия проявляются и в средствах обучения: в структурировании содержания учебного предмета, в использовании различных методов обучения, разных форм учебной деятельности.

Принципиальные отличия между системами показаны на схеме.

Схема.

Схема.

В качестве целей в традиционном обучении выступают знания, умения, навыки. Если обратиться к знанию по любому учебному предмету, то оно несет две функции:

а) выполняет ориентирующую функцию при решении задач на базе данной науки;

б) отражает в сознании содержание науки как феномена культуры. В этой функции знание обеспечивает понимание, что это за наука, что она дает людям, какие задачи решаются на ее основе, какими средствами для решения этих задач она располагает, когда к ней следует обращаться, в чем ограниченность данной науки. В данной функции такие представления о науке несут ориентирующую функцию в задачах, не связанных с профессиональной деятельностью, но обеспечивают понимание культурных, социальных, научных проблем, обеспечивают взаимопонимание и общение с людьми, для которых данное знание есть средство профессиональной деятельности. Такие знания определяют составляющую личностного развития как развития представления об окружающем мире, связанного с данной наукой. В этой функции содержится одна из важнейших функций развивающего обучения.

Именно такая, развивающая, функция любого предметного знания традиционным обучением как системой не обеспечивается. В результате многие учебные предметы с точки зрения их социальной роли школьники просто не видят. Они их "проходят". Ограниченность алгоритмическими знаниями делает знание по любому предмету, если оно не связано с дальнейшими профессиональными интересами, просто ненужным. Именно такая ограниченность является основой технократического мышления, когда математик ничего не видит, кроме математики, когда дети выходят из школы нечитающими, когда их интересы носят сугубо прагматический характер, что в конечном случае выражается в школьном инфантилизме. Одним словом, классическое традиционное обучение делает человека винтиком, слепо плывущим по волнам неизвестно в какую сторону. Отсюда и формализм, и бюрократия, и скинхеды, и молодая преступность, и все то, что базируется на искаженной ценностной ориентации.

Совершенно другие цели ставит развивающее обучение. Не обедняя ребенка знаниями а, наоборот, базируясь на знаниях более высокого уровня, оно нацелено на умственное развитие ребенка и тем самым создает условия для личностного развития. При этом речь идет о психическом развитии как о развитии способности ориентироваться в изменчивой окружающей среде, способности прогнозировать, предвидеть. Это именно то, что обеспечивает человеку успешность при решении любых жизненных задач. А какая мать не мечтает о том, чтобы ее ребенок был успешным и счастливым в жизни!

В целом развивающее обучение как система обеспечивает образование средствами достижения тех целей, которые по крайней мере полтора столетия лишь декларировались и вынужденно отдавались на откуп талантливым педагогам.

Известное положение о том, что цели, как закон, определяют средства их достижения, выводит на принципиально различные подходы в средствах достижения целей в традиционном и развивающем обучении.

В развивающем обучении развитие деятельностных способностей, развитие рефлексивных способностей, развитие способностей к общению базируются на методе учения – исследовательской учебной деятельности. Сама возможность использования этого метода в учебном процессе базируется на движении в теоретическом содержании учебного предмета от общего к частному. Личностное развитие базируется на освоении содержания учебного предмета не только как средства решения свойственных ему задач, но и как феномена культуры.

Еще Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790–1860), немецкий педагог-демократ, выделял два основных метода обучения – сообщающий (научный) и элементарный (развивающий). При обучении первым методом учитель излагает материал, а учащийся воспринимает его рецептивно, почти пассивно, следуя за ходом мысли учителя. Во втором случае учащиеся исходят из каких-либо положений, исследуя их или то, что из них вытекает, и обретают таким образом истину путем собственных размышлений, исследования, изучения.

При сообщающем методе обучения первая фаза учения протекает очень просто и основная нагрузка падает на вторую фазу – заучивания, запоминания готового знания. При развивающем методе обучения, наоборот, первая фаза учения весьма сложна, вторая может и не происходить отдельно от поиска, а протекать параллельно, как побочный процесс. При обучении первым методом учитель является "центром движения или даже застоя". В поисковом обучении учитель – "средство... возбужения и руководства" учением, орудие, способствующее деятельности учащегося. "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить".

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является системой, приводящей в соответствие цели школьного образования со средствами их достижения, реализующей вполне понятную всем истину, фиксируемую в психологии как "принцип уподобления средства продукту". Эта система все более получает международное признание. Достаточно обратиться к американской концепции конструктивизма (см. журнал "Директор школы", 2000, № 4).

Понятно, что потребуются многие годы, чтобы система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова полноценно вошла в массовую школьную практику. Естественно, недопустимо искусственно форсировать внедрение развивающего обучения. Но еще более недопустимо не видеть его перспектив, не готовить понимания будущими учителями психологии обучения, не обеспечивать понимания ими возможных способов движения в научном содержании, преимуществ и недостатков при изучении науки в качестве объекта или в качестве средства, овладение методами организации репродуктивной и исследовательской деятельности учащихся, организации эффективной индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Только овладение пониманием перечисленных вопросов делает учителя по-настоящему свободным в выборе той или иной технологии обучения, делает его конкурентоспособным. По словам первого заместителя министра образования РФ А.Ф. Киселева, "не дети наше будущее, а мы – будущее детей" (выступление перед учителями на областном педагогическом совете в г. Королеве Московской области в 2003 г.), поэтому педагогическое образование, педагогические учебные заведения должны смотреть не в прошлое, а в будущее. К великому сожалению, очень многие учителя и директора школ смотрят дальше и глубже, чем многие работники сферы педагогического образования. Остается только удивляться, что многие учителя, отважившиеся овладеть новой системой образования, встречают со стороны организаторов образования не только слабую поддержку, но и очень часто прямое сопротивление. Остается удивляться, что очень многие педагогические учебные заведения, призванные внедрять научные достижения в практику, слишком робко овладевают этой системой. Остается удивляться, что внедрение данной системы в практику не выступает стратегической целью реформирования школьного образования. Причина понятна: все мы – выходцы из традиционной системы.

Настало время, созрели условия для постепенной замены 400-летней традиционной эмпирической педагогики современной педагогикой, основанной на достижениях, к нашей радости, отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Э. Ильенкова, П.И. Зинченко, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, З.А. Решетовой, Г.А. Цукерман и др.

В июле 1968 г. выдающийся психолог Алексей Николаевич Леонтьев, выступая перед закрытой аудиторией по проблемам внедрения научных основ обучения в практику, в заключение сказал: "Я хочу подчеркнуть то обстоятельство, которое, как мне думается, обязательно всегда надо иметь в уме, когда рассматриваем научное обучение человека. ...Я бы очень попросил вас выслушать немножко смешное описание и предоставляю вам самим сделать из него выводы.

Представьте себе, что в наше время не существует велосипедов, их еще не изобрели. И вот появились два изобретателя, которые принесли в высокие технические инстанции и предложили каждый свой собственный проект. Один изобретатель предложил проект трехколесного велосипеда и представил этот проект в металле, в готовой конструкции. Другой изобретатель представил проект двухколесного велосипеда и тоже представил его в металле в виде готовой конструкции. Мудрецы из комитета решили так – надо развивать транспорт и надо задуматься над этими проектами... Они обратились к тому критерию, который показался им самым важным, – к практическому использованию каждой конструкции. И тогда собрали массу людей и поставили задачу: дорогие товарищи, вам решать, вы практически используйте ту или иную конструкцию. И вот сто человек, тысяча, десять тысяч человек садились на трехколесный велосипед – и вперед, а на двухколесном дело кончалось так, как это описано у Марка Твена. И вот люди решили так: трехколесный велосипед совершеннее, а двухколесный никуда не годится. Чем это объясняется? Вот тут в чем дело. Не хватало одного звена, и вы догадываетесь, какого. Надо же освоить велосипед, или, попросту говоря, научиться на нем ездить" (стенограмма лекции).

На протяжении более чем 10 лет в Ногинском педагогическом колледже осуществлялась отработка программы курса "Теоретические основы обучения". Теперь такой курс отработан и проходит практическую апробацию как в рамках спецкурса, так и в рамках курса "Педагогика".

В настоящее время готовится учебное пособие для преподавателей такого курса с тематическим словарем и наглядными пособиями, а также осуществляется подборка материала для соответствующей тематической хрестоматии.

Кроме того, на протяжении пяти лет проводится экспериментальное обучение по программе "Математика 10–11-х классов" на базе двух школ г. Электросталь Московской области, целью которого была отработка методики подготовки учителя к работе по развивающей технологии при отсутствии специально разработанных учебников. Сегодня можно сказать, что результаты превзошли наши самые оптимистические ожидания. Мы на опыте убедились, что если учитель владеет предметным содержанием и методами обучения, ему не нужны специальные учебники, он свободно пользуется их веером.

Мы отдаем себе отчет в том, что как бы мы ни старались, в нашей работе могут быть разноплановые недостатки. Будем рады, если найдутся энтузиасты для совместной с работы в этом направлении и обсуждения ее результатов.