Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
К 190-летию со дня рождения
Михаила Юрьевича Лермонтова

Светлана КУЧЕРЕНКО,
учитель школы № 28,
г. Пятигорск

«Как сладкую песню Отчизны моей,
люблю я Кавказ»

Литературно-музыкальный утренник

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит вальс А.Хачатуряна.

Учитель. Каждый год в октябре в нашем городе проходит Лермонтовский праздник поэзии, на котором звучат стихи поэта и музыка, написанная на его произведения.
Давайте представим себе, что мы находимся в гостиной одной из семей, где бывал Лермонтов, и окунемся в мир поэзии и музыки, в ту эпоху, когда по нашей земле ступала нога величайшего поэта.
Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов почитателей великого поэта.
Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографий поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех влечет к себе этот уголок земли,

Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится.

Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что Пятигорье – это частица жизни поэта.

Лермонтов писал:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Но еще в младенчестве он был увезен в имение бабушки. Там прошло его детство, там он дружил с деревенскими ребятишками, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.
Вот что говорил поэт об этом времени:
"Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать".

Звучит "Казачья колыбельная песня" в исполнении Л.Правдиной.

– Это стихотворение привлекало многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один из романсов на эти стихи сочинил в 1889 г. А.Гречанинов:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали – сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.
Учебу в Московском университете он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду.
Романс на это стихотворение Лермонтова написал композитор Г.Свиридов. Он звучит в исполнении Л.Правдиной.

Дети слушают романс на стихотворение "Тучи".

– Кавказские горы Лермонтов впервые увидел в детстве, когда было ему только четыре года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ножки. Горы произвели на мальчика огромное впечатление. В одном из своих стихотворений он описал спор двух великанов – Эльбруса и Казбека. Эльбрус он называет Шат-горою.

Стихотворение "Спор" (в сокращении) читают подготовленные ученики:

Ученик 1.

Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор.

Ученик 2.

"Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат. –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!
Он настроит дымных келий
По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
Загремит топор;
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.
Уж проходят караваны
Через те скалы',
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Люди хитры!
Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися! многолюден
И могуч Восток!"

Ученик 3.

"Не боюся я Востока! –
Отвечал Казбек. –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век.
Все, что здесь доступно оку,
Спит, покой ценя...
Нет! не дряхлому Востоку
Покорить меня!"

Ученик 4.

"Не хвались еще заране! –
Молвил старый Шат, –
Вот на севере в тумане
Что-то видно, брат!"

Ученик 5.

Тайно был Казбек огромный
Вестью той смущен;
И, смутясь, на север темный
Взоры кинул он;
И туда в недоуменье
Смотрит, полный дум:
Видит странное движенье,
Слышит звон и шум.
От Урала до Дуная,
До большой реки,
Колыхаясь и сверкая,
Движутся полки;
И', испытанный трудами
Бури боевой,
Иx ведет, грозя очами,
Генерал седой.
И'дут все полки могучи,
Шумны, как поток,
Страшно-медленно, как тучи,
Прямо на восток.
И, томим зловещей думой,
Полный черных снов,
Стал считать Казбек угрюмый –
И не счел врагов.
Грустным взором он окинул
Племя гор своих,
Шапку на брови надвинул –
И навек затих.

Учитель. Как русский офицер Лермонтов изучал историю своего Отечества, особенно события Отечественной войны 1812 года, закончившейся поражением наполеоновской армии и славной победой русских солдат. Мужество и храбрость русской армии Лермонтов воспел во многих своих стихотворениях. Среди них наиболее известные – "Бородино", "Два великана". Два великана – это два полководца: Кутузов – русской армии, Наполеон – французской армии.

Дети читают стихотворение "Два великана" и отрывок из стихотворения "Бородино".

Стихотворение "Бородино" читается на фоне просмотра диафильма "Бородино".
Звучит мелодия Шопена "Ноктюрн". Выходит ученик, исполняющий роль Лермонтова.

Поэт. Я знаю: мне жить осталось немного. Неужели мы приходим в мир, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели родился?
А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я по натуре скиталец. На месте мне не по себе, и я начинаю бродить в мечтах. По-детски представляю себя то воином вольного Новгорода, то владельцем рыцарского замка в горах Шотландии. Я верю, что наш род ведет свое начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта. С его именем связана одна странная легенда.

Музыка продолжает звучать.

Ученик 1. В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве феи безмолвным рыцарем в ее свите.

Ученик 2. Вот настало время рыцарю Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи.

Фея. Однажды, Томас Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в мое королевство.

Томас. Я очень рад этому, моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю этого вестника?

Фея. Ты узнаешь его сразу. Только жди, мой рыцарь, и он придет!

Ученик 1. И Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались, дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах, горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей.

Ученик 2. Вечером ему слышались переливы серебристых голосов, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник не появлялся.

Ученик 1. Но вот однажды в селение вошел сияющий, величественный горный олень. Жители расступились перед ним, пораженные этим чудом.

Ученик 2. А Томас Лермонт вдруг просветлел лицом и пошел вслед за ним, забыв обо всем на свете. Олень повел его к реке, они оба вошли в воду и исчезли.

Поэт.

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

Учитель. У Лермонтова было очень много талантов. Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, был великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом, акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы.
Сейчас мы услышим его стихи "Утес", "Парус", "Сосна", "Осень" и романс "Горные вершины" (перевод Гёте) в исполнении замечательного русского певца Ивана Козловского и хора мальчиков.

Дети слушают грамзапись.

– Лермонтов родился в Москве и где бы ни находился потом, всегда говорил: "Москва – моя Родина". В поэме "Сашка" он писал:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Родиной для Лермонтова была не только Москва. Ею была вся Россия, верным сыном которой он оставался всегда.

Ученик читает стихотворение "Родина".

– Но особенно Лермонтов любил Кавказ. В одном из своих стихотворений он писал:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере – в стране тебе чужой –
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Горы Кавказа настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места.

Поэт.

Синие горы Кавказа,
Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих
Одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все
Мечтаю о вас
Да о небе.

Учитель. В поэме "Мцыри" Лермонтов писал:

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег –
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ...

Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и прекрасным прозаиком. Он написал драму "Маскарад". Все события в ней происходят во время бала-маскарада, на который приходят в костюмах и масках.
Композитор Арам Хачатурян написал вальс к этому произведению.
Давайте и мы побываем на этом балу.

Гаснет свет, зажигаются свечи.
Звучит вальс Хачатуряна, пары танцуют.

– Когда Лермонтов в 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ, его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел написать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей-заповедник "Домик Лермонтова".
Стихи Лермонтова были очень мелодичны и привлекали многих композиторов. Стихотворение "Выхожу один я на дорогу..." стало романсом, а затем и народной песней. Сейчас оно прозвучит в исполнении знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.

Дети слушают грамзапись.

– Эти печальные строки звучат как предчувствие скорой гибели. А где погиб Лермонтов?

Дети. В Пятигорске.

Учитель. Да, здесь, в Пятигорске, где все помнит его, где все дышит его поэзией. Здесь, у подножия Машука, прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из-за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 26 лет.

Звучит 6-я симфония Бетховена, 4-я часть –"Гроза" ("Буря"). На фоне этой музыки ученик читает стихотворение П. Антокольского "Гроза в Пятигорске":

Гроза разразилась и с юноши мертвого
Мгновенно сорвала косматую бурку.
Пока только гром наступленье развертывал,
А страшная весть понеслась в Петербург.

Железные воды и кислые воды
Бурлили и били в источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы,
Арбы и лафеты. А юноша спал.

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,
Не сын для отца и у века не пасынок.
И не был он сослан и не был зависим
От гор этих, молниями опоясанных.

Он парусом где-то белел одиноким,
Иль мчался по круче конем легконогим,
Иль, с барсом сцепившись, катился, визжа,
В туманную пропасть. А утром, воскреснув,
Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождем мятежа.

Гроза разразилась. Остынув от зноя,
Машук и Бештау склонились над юношей,
Одели его ледяной сединою,
Дыханьем свободы на мертвого дунувши:

"Спи, милый товарищ! Окончилось горе.
Сто лет миновало – мы снега белей.
Но мы, старики, – да и все в Пятигорье, –
Отпразднуем грозами твой юбилей";

И небо грозо'вым наполнится рокотом,
И гром-агитатор уснувших разбудит.
А время? А смерть? – пропади они пропадом!
Их не было с нами. И нет. И не будет.

Учитель. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще поэтических шедевров создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал так рано его жизнь.

В заключение урока звучит романс А.Варламова на стихи Лермонтова "Парус".