Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ольга ФЕДОСКИНА,
ст. преподаватель кафедры начального образования ТОГИРРО,
г. Тюмень

Примерное поурочное планирование уроков математики во 2-м классе

(по учебнику И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской)

Урок

Тема урока

Задания учебника (по выбору учителя)

Задания тетради (по выбору учителя)

I четверть

 

Тема 1. "Масса и ее измерение"

 

Тетрадь № 1

1

Сравнение предметов, выявление признаков сходства и различия между ними (повторение). Табличное сложение без перехода через десяток. Сравнение натуральных чисел. Линии: прямая, луч, отрезок, их обозначения при помощи букв латинского алфавита

1, 4, 11

1, 2

2

Однозначные и двузначные числа (повторение). Числа третьего и четвертого десятков, их запись и названия, расположение в натуральном ряду. Углы и их виды. Анализ чертежа

2, 3, 6, 7

3, 4

3

Лабораторная работа "Масса как новый признак сравнения объектов". Табличное сложение без перехода через десяток (повторение). Ломаная, ее вершины, звенья, концы. Незамкнутые и замкнутые ломаные

5, 10, 12

5, 6

4

Весы и их разнообразие. Сравнение массы объектов при помощи двухчашечных весов без гирь. В дополнение советуем провести экскурсии.  Объемные тела: шар, цилиндр, конус, призма, пирамида (повторение). Анализ чертежа. Виды углов

8, 9

7, 8

5

Практическая работа "Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов и произвольных мерок". Пересекающиеся и непересекающиеся линии

13, 14, 16, 18

11, 12

6

Числа пятого и шестого десятков. Их запись и названия, расположение в натуральном ряду. Табличное сложение и вычитание без перехода через десяток. Определение длины отрезка при помощи измерительной линейки. Длина ломаной и ее измерение

15, 17, 20

13, 14
1

7

Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов и произвольных мерок. Соотнесение реальных предметов с моделями геометрических тел. Установление сходства и различия между ними

19, 21, 23, 24

17, 21

8

Уравновешивание двухчашечных весов без использования мерок

22, 25, 26, 27

15, 16

9

Общепринятая единица измерения массы – килограмм. Определение массы в килограммах. Длина ломаной и ее измерение

28, 29, 31, 36

18

10

Взвешивание на двухчашечных и пружинных весах. Разряд единиц и разряд десятков. Их место в записи натуральных чисел. Вычленение элементов шарообразной, цилиндрической, конической, призматической и пирамидальной формы из окружающих реальных предметов сложной конфигурации

30, 32, 34

9, 22

11

Числа пятого и шестого десятков. Их запись и названия, расположение в натуральном ряду. Подготовка к теме "Что такое Задача"

37–39

23, 33

12

Числа шестого десятка, их запись и названия. Многоугольники, их виды. Замкнутые и незамкнутые ломаные. Таблица сложения без перехода через десяток

35, 40, 41

25, 26

13

Определение массы в килограммах (рассмотрение случаев расположения гирь на обеих чашках двухчашечных весов)

33, 42, 44

29, 40

14

Числа седьмого и восьмого десятков. Их запись и названия, расположение в натуральном ряду

46, 47, 49

20, 31

15

Начало преобразования таблицы сложения, составленной в первом классе (выделение равенств, в которых второе слагаемое равно 2). Замкнутые и незамкнутые ломаные

43, 45, 48

28, 47

16

Итоговый урок по теме "Масса и ее измерение". Резервное время

 

35, 36

 

Тема 2. "Что такое задача"

 

 

17

Начало знакомства с задачей как особым видом задания

50, 51, 52, 53

39

18

Выделение признаков задачи. Числа девятого десятка, их запись и названия. Преобразование таблицы сложения (выделение равенств, в которых второе слагаемое равно 3)

52, 54, 55, 56

30, 58

19

Запись решения задачи, решение задачи с помощью рисунка

57, 58, 61

38

20

Понятие о разрядных слагаемых. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение моделей прямой призмы и пирамиды с одинаковыми основаниями. Сходство и различие между ними. Понятия "грань" и "ребро"

59, 60

32, 37

21

Разбиение текста задачи на две части. Преобразование таблицы сложения (4, 5)

62–65

 

22

Завершение преобразования таблицы сложения (6, 7, 8, 9). Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых

66–69

61

23

Решение уравнений. Закрепление таблицы сложения без перехода и с переходом через десяток

 

24, 34

24

Числа десятого десятка, их запись и названия. Расположение этих чисел в натуральном ряду. Закрепление полной таблицы сложения

72, 73, 75

42, 43

25

Практическая работа "Вместимость как признак сравнения объектов". Измерение вместимости произвольными мерками. Общепринятая единица вместимости – литр. Измерение вместимости сосудов в литрах

70, 71, 79, 84

45, 54

26

Разбиение текста задачи на условие и вопрос. Смысл этих понятий. Таблица сложения

74, 76, 78, 80

65

27

Понятие о прямоугольных треугольниках, признаки этих треугольников

77, 82, 83

44, 46

28

Понятие о тупоугольных треугольниках, признаки этих треугольников. Двузначные числа, их запись и названия. Расположение в натуральном ряду. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых

81, 86–87

48, 51

29

Данные и искомое. Их выделение в тексте задачи

85–92

52, 53

30

Термины "данные" и "искомое". Их выделение в тексте задачи. Классификация треугольников по видам углов. Знакомство с остроугольными треугольниками. Признак этих треугольников

88, 89, 96

55

31

Работа над задачами. Преобразование неравенств в верные равенства

93–95, 97

56, 57

32

Итоговый урок по теме "Что такое задача". Работа над ошибками

 

49, 64

33

Проверочная работа по тетради № 1 "Твои успехи"

 

С. 30–32

34-36

Резервное время

 

 

II четверть

 

Тема 3. "Сложение и вычитание двузначных чисел"

 

Тетрадь № 2

37

Первое знакомство со сложением двузначных чисел. Поиск способов определения значения таких сумм

98 практич.,
99, 100, 105

2, 5

38

Осознание возможности использования таблицы сложения при сложении десятков

100–104

4

39

Равнобедренные треугольники, их признаки

106–109

6

40

Использование переместительного и сочетательного законов сложения при определении значений сумм трех и более слагаемых. Решение комбинаторной задачи

110–113, 115

7

41

Формирование алгоритма сложения двузначных чисел. Выполнение подробной знаковой записи алгоритма сложения

114, 116, 117

8, 9

42

Формирование алгоритма сложения двузначных чисел (продолжение). Сравнение моделей цилиндра и конуса. Сходство и различие между ними. Понятие об основании цилиндра и конуса. Работа над задачами

118–121

10, 11

43

Классификация треугольников по двум признакам: равнобедренные и разносторонние прямоугольные треугольники

122, 124, 125

12, 13

44

Возможность использования таблицы сложения при вычитании десятков

123, 126–128

3, 15

45

Вычитание суммы из суммы как основа выполнения вычитания двузначных чисел

129–131

14, 16

46

Дополнение текста, не являющегося задачей, до задачи. Выражение длины в разных единицах измерения: сантиметры и дециметры

136–138

17, 18

47

Формирование общего алгоритма вычитания двузначных чисел

132–134

19, 20

48

Выполнение подробной знаковой записи алгоритма вычитания. Выражение длины в разных единицах измерения: сантиметры и дециметры

135, 140–142

21, 22

49

Знакомство с равносторонними треугольниками как частным случаем равнобедренных

139, 145

23, 24

50

Знакомство с новым признаком задачи – соответствием между ее условием и вопросом

143, 144, 148

25, 26

51

Сложение и вычитание двузначных чисел. Свертывание подробной записи. Классификация треугольников по соотношению сторон и углов

146, 147, 149

1, 27

52

Сложение и вычитание двузначных чисел. Свертывание подробной записи. Дополнение текста, не являющегося задачей, до задачи

150–152, 154,
156К, 165К

28

53

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток

153, 154, 156К, 165К

29, 30

54

Новая единица измерения длины – миллиметр, соотношение 1 см = 10 мм

155, 157, 158

31

55

Сложение и вычитание в столбик. Сравнение цилиндра и прямой призмы. Сходство и различие между ними. Основания призмы. Поверхность объемных тел

160, 162–164

32

 

Тема 4. "Умножение и деление"

 

 

56

Первый подход к умножению – вычленение сумм с равными слагаемыми

166–169

33

57

Первый подход к умножению – вычленение сумм с равными слагаемыми

170–173

34

58

Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Дополнение текста, не являющегося задачей, до задачи

174–177

35, 36

59

Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения ( х )

178–180

37

60

Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Выполнение этой операции в столбик

181, 182, 185

38

61

Решение задачи с помощью действий сложения и умножения. Преобразование задачи

183, 186, 187

39, 40

62, 63

Резервное время

 

 

III четверть

64

Практическая работа. Знакомство с понятием периметра многоугольника

184, 191

41

65

Понятие "произведение"

188–190, 194

42

66

Представление уменьшаемого в виде суммы удобных слагаемых.   Обозначение периметра ( Р )

192, 193, 198

43, 44

67

Термины "произведение" и "значение произведения"

195–197

45, 46

68

Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выполнение этих операций в столбик

199–202

48

69

Знакомство с простыми и составными задачами, их отличительные признаки. Нахождение периметра многоугольников

203–206, 210

49

70

Законы и частные свойства сложения

207–209

47

71

Знакомство с действием деления. Знак деления ( : ). Связь между делением и умножением, между делением и вычитанием

211, 212, 215

50

72

Сложение и вычитание двузначных чисел. Сравнение различных частных случаев этих операций. Установление иерархии трудности этих операций. Нахождение периметра многоугольников

213, 214, 216,
217, 219

52, 53

73

Термины "частное", "значение частного"

220–222, 228

54, 55

74

Единица. Измерения длины: метр. Соотношение 1 м = 10 дм. Преобразование текстов, не являющихся задачами, в задачи. Задачи с недостающими данными, их преобразование в задачи с необходимым и достаточным количеством данных

223, 224, 226,
229

56

75

Термины: "делимое", "делитель". Определение возможной длины сторон многоугольника по его периметру

218, 227, 230,
231

57

76

Проверочная работа по тетради № 2 "Твои успехи"

 

С. 28–31

 

Тема 5. "Таблица умножения"

 

Тетрадь № 3

77

Составление таблицы умножения (случаи умножения на 2)

225, 232–234

5

78

Составление таблицы умножения (случаи умножения на 2). Преобразование текстов в задачи (различные случаи)

236, 238, 239,
245

6

79

Понятие о действиях первой и второй ступени

240, 241, 243

2, 3

80

Составление таблицы умножения (случаи умножения на 4). Сравнение пирамиды и конуса. Сходство и различие между ними. Понятие о вершине объемного тела

235, 237, 244

7, 10

81

Составление таблицы умножения (случаи умножения на 5)

242, 246, 252

8, 9

82

Вычитание числа из суммы

248, 249

11, 17

83

Сложные выражения, содержащие действия одной ступени, и порядок выполнения действий в них

253, 255, 256

18

84

Задачи с недостающими данными. Их преобразование в задачу с необходимым и достаточным количеством данных

250, 251, 257

15

85

Сравнение шара, цилиндра и конуса. Сходство и различие между ними. Объемные тела в реальных предметах. Порядок действий в сложных выражениях

254, 258, 260,
261, 262

20

86

Сложные выражения с действиями разных ступеней без скобок и порядок выполнения действий в них

263, 264, 266

21, 22

87

Переместительный закон умножения, его формулировка

268–271

25, 26

88

Понятие об обратных действиях

267, 272, 273

27

89

Составление таблицы умножения (случаи умножения на 6)

259, 265, 247,
250

28, 29

90

Составление таблицы умножения (случаи умножения на 7). Сравнение цилиндров и конусов, имеющих различные и равные черты (равные основания и разную высоту, разные основания и равную высоту и т.д.)

251, 257, 276,
278

30

91

Сокращение составленной части таблицы на основе переместительного закона

279, 280

33, 34

92

Знакомство с обратными задачами

281, 282

35

93

Знакомство со свойством умножения на 1

283, 285, 286

31, 32

94

Знакомство с выпуклыми и невыпуклыми многоугольниками. Порядок действий

284, 287, 288

23, 24

95

Порядок действий в выражениях с двумя скобками

289, 291

36

96

Завершение составления таблицы умножения (случаи умножения на 8 и 9). Сокращение текста задачи

290, 292–294

38

 

Тема 6. "Время и его измерение"

 

 

97

Начало изучения темы "Время и его измерение"

295–297

39, 40

98

Единица измерения времени – сутки

298–301

41

99

Соотношение 1 сутки = 24 часа. Определение времени по часам

302–305

37

100

Умножение натурального числа на 1

306, 307, 309

42

101

Разные способы называния времени на часах в зависимости от времени суток

308, 310, 311

43

102

Решение уравнений с помощью таблицы умножения

312, 313, 315

44

103

Умножение в тех случаях, когда один из множителей равен нулю

314, 316, 319

45

IV четверть

104

Умножение в тех случаях, когда один из множителей равен нулю

317, 322, 324

1, 4

105

Единица времени – минута. Соотношение 1 час = 60 минут. Краткая запись задачи. Использование в ней условных обозначений. Понятие "магический квадрат"

318, 321, 327,
331

46, 47

106

Определение времени по часам. Знакомство с ромбом. Квадрат как частный случай ромба

325–328, 332,
356

48, 49

107

Увеличение числа в несколько раз. Понятие о неделе

329, 335, 337

 

108

Уменьшение числа в несколько раз. Нахождение периметра многоугольников

241, 333, 340,
342

 

109

Понятие о неделе. Соотношение 1 неделя = 7 суток

338, 339

С. 28–32

110

Проверочная работа

 

С. 28–32

 

Тема 7. "Деление с остатком"

 

Тетрадь № 4

111

Расположение чисел, делящихся на заданное число без остатка, в натуральном ряду чисел

343, 344, 345

1, 2

112

Деление с остатком. Восстановление задач по кратким записям

346–348

3, 4

113

Деление нуля на натуральное число

349, 350, 352

5

114

Получение разных остатков при делении на одно и то же число. Количество возможных остатков

351, 353, 354

6, 7

115

Римская письменная нумерация и используемые в ней цифры

358–361

8, 9

116

Правило записи чисел римскими цифрами с помощью повторения одной и той же цифры

362–364

10, 11

117

Наименьший и наибольший возможный остаток при делении

365–367

12, 13

118

Правила записи чисел римскими цифрами при помощи сложения и вычитания

369, 371, 372

 

14, 15

119

Определение делимого по делителю, значению частного и остатку

373–375

16, 17

120

Резервное время

 

18–21

 

Тема 8. "Трехзначные числа"

 

 

121

Образование новой единицы счета – сотни

376, 377, 379

22, 23

122

Получение разных остатков при делении на одно и то же число. Количество возможных остатков

378, 382, 383,
384

24, 25

123

Счет сотнями. Запись цифрами получившихся в результате счета чисел и соответствующие им числительные

380, 385, 386,
388

26

124

Сравнение пирамид по разным признакам. Работа с задачами

381, 387, 412

27

125

Четные и нечетные числа

388–390

28–31

126

Получение трехзначных чисел при счете десятками. Правила образования названий чисел

392–395

32, 33

127

Правило записи чисел одинаковыми цифрами римской нумерации

396–398

34, 35

128

Чтение и запись трехзначных чисел, получаемых присчитыванием по единице

399–402

36, 37

129

Увеличение и уменьшение трехзначного числа на сотни

391, 403, 404

38

130

Время и его измерение. Знакомство с календарем. Соотношение 1 год = 365 (366) суток

405–407

39, 40

131

Увеличение и уменьшение трехзначных чисел на десятки

410, 411, 415

С. 28–32

132

Проверочная работа

 

С. 28–32

133

Особенность единицы времени – месяц. Продолжительность месяца и года

408, 409,
413, 414

 

134

Изменение порядка действий с помощью скобок. Зависимости между обратными задачами

416, 417,
419, 420

43, 44

135

Запись трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых, таблица разрядов

418, 421,
422

47–50

136

Итоговый урок

423

45, 51

Комментарий

Система общего развития не предполагает разработки единого поурочного планирования, предлагая каждому учителю создавать свой вариант, ориентированный на тех конкретных учеников, которые занимаются у него в данный момент. Это не исключает возможности знакомства начинающих учителей с различными вариантами планирования, разработанными другими учителями, при условии соблюдения ими основных принципов построения процесса обучения, изложенных в методических пособиях к учебникам.
Настоящая публикация получила одобрение авторов учебников математики и рабочих тетрадей на печатной основе. Она является первой в ряду аналогичных публикаций по математике.

Предлагаем всем учителям-занковцам присылать свои варианты поурочного планирования в разных параллелях начальной школы по адресу: 125315, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2, комната 309. Тел.: 452-4900 (доб. 130).

Ирэн АРГИНСКАЯ

Новости из ФНМЦ им. Л.В.Занкова и Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения

Выездные курсы по подготовке учителей начальных классов, зам. директоров школ, методистов и учителей основного звена.

Сентябрь

  • 6–13 сентября, Чита, Улан-Удэ, Агинское – 3–4-й класс, все предметы.

  • 20–24 сентября, Мурманск – 1–2-й класс, все предметы.

  • 20 сентября – 1 октября, Нефтеюганск, 1–4-й класс, все предметы.

Октябрь

  • Красноярск* – 5 класс, 1–2-й класс, литература.

  • Ростов* – 3–4-й, 5-й класс, все предметы.

  • Новокузнецк*, Кемерово* – 1–4-й класс, обучение грамоте, русский язык, окружающий мир.

Все курсы проходят на базе местных институтов повышения квалификации.

_______________

* Даты проведения курсов будут опубликованы позже.