Ольга ФЕДОСКИНА,
ст. преподаватель кафедры начального
образования ТОГИРРО,
г. Тюмень
Примерное поурочное планирование
уроков математики во 2-м классе
(по учебнику И.И. Аргинской, Е.И.
Ивановской)
Урок |
Тема урока |
Задания учебника (по
выбору учителя) |
Задания тетради (по
выбору учителя) |
I четверть
|
|
Тема 1. "Масса и ее
измерение"
|
|
Тетрадь № 1 |
1 |
Сравнение предметов,
выявление признаков сходства и различия между
ними (повторение). Табличное сложение без
перехода через десяток. Сравнение натуральных
чисел. Линии: прямая, луч, отрезок, их обозначения
при помощи букв латинского алфавита |
1, 4, 11 |
1, 2 |
2 |
Однозначные и
двузначные числа (повторение). Числа третьего и
четвертого десятков, их запись и названия,
расположение в натуральном ряду. Углы и их виды.
Анализ чертежа |
2, 3, 6, 7 |
3, 4 |
3 |
Лабораторная работа "Масса
как новый признак сравнения объектов". Табличное
сложение без перехода через десяток (повторение).
Ломаная, ее вершины, звенья, концы. Незамкнутые и
замкнутые ломаные |
5, 10, 12 |
5, 6 |
4 |
Весы и их разнообразие.
Сравнение массы объектов при помощи
двухчашечных весов без гирь. В дополнение
советуем провести экскурсии. Объемные тела:
шар, цилиндр, конус, призма, пирамида (повторение).
Анализ чертежа. Виды углов |
8, 9 |
7, 8 |
5 |
Практическая работа
"Измерение и сравнение массы объектов при
помощи весов и произвольных мерок".
Пересекающиеся и непересекающиеся линии |
13, 14, 16, 18 |
11, 12 |
6 |
Числа пятого и шестого
десятков. Их запись и названия, расположение в
натуральном ряду. Табличное сложение и вычитание
без перехода через десяток. Определение длины
отрезка при помощи измерительной линейки. Длина
ломаной и ее измерение |
15, 17, 20 |
13, 14
1 |
7 |
Измерение и сравнение
массы объектов при помощи весов и произвольных
мерок. Соотнесение реальных предметов с моделями
геометрических тел. Установление сходства и
различия между ними |
19, 21, 23, 24 |
17, 21 |
8 |
Уравновешивание
двухчашечных весов без использования мерок |
22, 25, 26, 27 |
15, 16 |
9 |
Общепринятая единица
измерения массы – килограмм. Определение массы в
килограммах. Длина ломаной и ее измерение |
28, 29, 31, 36 |
18 |
10 |
Взвешивание на
двухчашечных и пружинных весах. Разряд единиц и
разряд десятков. Их место в записи натуральных
чисел. Вычленение элементов шарообразной,
цилиндрической, конической, призматической и
пирамидальной формы из окружающих реальных
предметов сложной конфигурации |
30, 32, 34 |
9, 22 |
11 |
Числа пятого и шестого
десятков. Их запись и названия, расположение в
натуральном ряду. Подготовка к теме "Что такое
Задача" |
37–39 |
23, 33 |
12 |
Числа шестого десятка,
их запись и названия. Многоугольники, их виды.
Замкнутые и незамкнутые ломаные. Таблица
сложения без перехода через десяток |
35, 40, 41 |
25, 26 |
13 |
Определение массы в
килограммах (рассмотрение случаев расположения
гирь на обеих чашках двухчашечных весов) |
33, 42, 44 |
29, 40 |
14 |
Числа седьмого и
восьмого десятков. Их запись и названия,
расположение в натуральном ряду |
46, 47, 49 |
20, 31 |
15 |
Начало преобразования
таблицы сложения, составленной в первом классе
(выделение равенств, в которых второе слагаемое
равно 2). Замкнутые и незамкнутые ломаные |
43, 45, 48 |
28, 47 |
16 |
Итоговый урок по теме
"Масса и ее измерение". Резервное время |
|
35, 36 |
|
Тема 2. "Что такое
задача"
|
|
|
17 |
Начало знакомства с
задачей как особым видом задания |
50, 51, 52, 53 |
39 |
18 |
Выделение признаков
задачи. Числа девятого десятка, их запись и
названия. Преобразование таблицы сложения
(выделение равенств, в которых второе слагаемое
равно 3) |
52, 54, 55, 56 |
30, 58 |
19 |
Запись решения задачи,
решение задачи с помощью рисунка |
57, 58, 61 |
38 |
20 |
Понятие о разрядных
слагаемых. Представление двузначных чисел в виде
суммы разрядных слагаемых. Сравнение моделей
прямой призмы и пирамиды с одинаковыми
основаниями. Сходство и различие между ними.
Понятия "грань" и "ребро" |
59, 60 |
32, 37 |
21 |
Разбиение текста задачи
на две части. Преобразование таблицы сложения (4,
5) |
62–65 |
|
22 |
Завершение
преобразования таблицы сложения (6, 7, 8, 9).
Представление чисел в виде суммы разрядных
слагаемых |
66–69 |
61 |
23 |
Решение уравнений.
Закрепление таблицы сложения без перехода и с
переходом через десяток |
|
24, 34 |
24 |
Числа десятого десятка,
их запись и названия. Расположение этих чисел в
натуральном ряду. Закрепление полной таблицы
сложения |
72, 73, 75 |
42, 43 |
25 |
Практическая работа "Вместимость
как признак сравнения объектов". Измерение
вместимости произвольными мерками. Общепринятая
единица вместимости – литр. Измерение
вместимости сосудов в литрах |
70, 71, 79, 84 |
45, 54 |
26 |
Разбиение текста задачи
на условие и вопрос. Смысл этих понятий. Таблица
сложения |
74, 76, 78, 80 |
65 |
27 |
Понятие о прямоугольных
треугольниках, признаки этих треугольников |
77, 82, 83 |
44, 46 |
28 |
Понятие о
тупоугольных треугольниках, признаки этих
треугольников. Двузначные числа, их запись и
названия. Расположение в натуральном ряду.
Представление чисел в виде суммы разрядных
слагаемых |
81, 86–87 |
48, 51 |
29 |
Данные и искомое. Их
выделение в тексте задачи |
85–92 |
52, 53 |
30 |
Термины "данные" и
"искомое". Их выделение в тексте задачи.
Классификация треугольников по видам углов.
Знакомство с остроугольными треугольниками.
Признак этих треугольников |
88, 89, 96 |
55 |
31 |
Работа над задачами.
Преобразование неравенств в верные равенства |
93–95, 97 |
56, 57 |
32 |
Итоговый урок по теме
"Что такое задача". Работа над ошибками |
|
49, 64 |
33 |
Проверочная работа по
тетради № 1 "Твои успехи" |
|
С. 30–32 |
34-36 |
Резервное время |
|
|
II четверть
|
|
Тема 3. "Сложение и
вычитание двузначных чисел"
|
|
Тетрадь № 2 |
37 |
Первое знакомство со
сложением двузначных чисел. Поиск способов
определения значения таких сумм |
98 практич.,
99, 100, 105 |
2, 5 |
38 |
Осознание возможности
использования таблицы сложения при сложении
десятков |
100–104 |
4 |
39 |
Равнобедренные
треугольники, их признаки |
106–109 |
6 |
40 |
Использование
переместительного и сочетательного законов
сложения при определении значений сумм трех и
более слагаемых. Решение комбинаторной задачи |
110–113, 115 |
7 |
41 |
Формирование алгоритма
сложения двузначных чисел. Выполнение подробной
знаковой записи алгоритма сложения |
114, 116, 117 |
8, 9 |
42 |
Формирование алгоритма
сложения двузначных чисел (продолжение).
Сравнение моделей цилиндра и конуса. Сходство и
различие между ними. Понятие об основании
цилиндра и конуса. Работа над задачами |
118–121 |
10, 11 |
43 |
Классификация
треугольников по двум признакам: равнобедренные
и разносторонние прямоугольные треугольники |
122, 124, 125 |
12, 13 |
44 |
Возможность
использования таблицы сложения при вычитании
десятков |
123, 126–128 |
3, 15 |
45 |
Вычитание суммы из суммы
как основа выполнения вычитания двузначных
чисел |
129–131 |
14, 16 |
46 |
Дополнение текста, не
являющегося задачей, до задачи. Выражение длины в
разных единицах измерения: сантиметры и
дециметры |
136–138 |
17, 18 |
47 |
Формирование общего
алгоритма вычитания двузначных чисел |
132–134 |
19, 20 |
48 |
Выполнение подробной
знаковой записи алгоритма вычитания. Выражение
длины в разных единицах измерения: сантиметры и
дециметры |
135, 140–142 |
21, 22 |
49 |
Знакомство с
равносторонними треугольниками как частным
случаем равнобедренных |
139, 145 |
23, 24 |
50 |
Знакомство с новым
признаком задачи – соответствием между ее
условием и вопросом |
143, 144, 148 |
25, 26 |
51 |
Сложение и вычитание
двузначных чисел. Свертывание подробной записи.
Классификация треугольников по соотношению
сторон и углов |
146, 147, 149 |
1, 27 |
52 |
Сложение и вычитание
двузначных чисел. Свертывание подробной записи.
Дополнение текста, не являющегося задачей, до
задачи |
150–152, 154,
156К, 165К |
28 |
53 |
Сложение и вычитание
двузначных чисел без перехода через десяток |
153, 154, 156К, 165К |
29, 30 |
54 |
Новая единица измерения
длины – миллиметр, соотношение 1 см = 10 мм |
155, 157, 158 |
31 |
55 |
Сложение и вычитание в
столбик. Сравнение цилиндра и прямой призмы.
Сходство и различие между ними. Основания призмы.
Поверхность объемных тел |
160, 162–164 |
32 |
|
Тема 4. "Умножение и
деление"
|
|
|
56 |
Первый подход к
умножению – вычленение сумм с равными
слагаемыми |
166–169 |
33 |
57 |
Первый подход к
умножению – вычленение сумм с равными
слагаемыми |
170–173 |
34 |
58 |
Сложение двузначных
чисел с переходом через десяток. Дополнение
текста, не являющегося задачей, до задачи |
174–177 |
35, 36 |
59 |
Умножение как действие,
заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения
( х ) |
178–180 |
37 |
60 |
Сложение двузначных
чисел с переходом через десяток. Выполнение этой
операции в столбик |
181, 182, 185 |
38 |
61 |
Решение задачи с помощью
действий сложения и умножения. Преобразование
задачи |
183, 186, 187 |
39, 40 |
62, 63 |
Резервное время |
|
|
III четверть
|
64 |
Практическая работа. Знакомство
с понятием периметра многоугольника |
184, 191 |
41 |
65 |
Понятие
"произведение" |
188–190, 194 |
42 |
66 |
Представление
уменьшаемого в виде суммы удобных слагаемых.
Обозначение периметра ( Р ) |
192, 193, 198 |
43, 44 |
67 |
Термины
"произведение" и "значение
произведения" |
195–197 |
45, 46 |
68 |
Вычитание двузначных
чисел с переходом через десяток. Выполнение этих
операций в столбик |
199–202 |
48 |
69 |
Знакомство с простыми и
составными задачами, их отличительные признаки.
Нахождение периметра многоугольников |
203–206, 210 |
49 |
70 |
Законы и частные
свойства сложения |
207–209 |
47 |
71 |
Знакомство с действием
деления. Знак деления ( : ). Связь между делением и
умножением, между делением и вычитанием |
211, 212, 215 |
50 |
72 |
Сложение и вычитание
двузначных чисел. Сравнение различных частных
случаев этих операций. Установление иерархии
трудности этих операций. Нахождение периметра
многоугольников |
213, 214, 216,
217, 219 |
52, 53 |
73 |
Термины "частное",
"значение частного" |
220–222, 228 |
54, 55 |
74 |
Единица. Измерения
длины: метр. Соотношение 1 м = 10 дм.
Преобразование текстов, не являющихся задачами,
в задачи. Задачи с недостающими данными, их
преобразование в задачи с необходимым и
достаточным количеством данных |
223, 224, 226,
229 |
56 |
75 |
Термины: "делимое",
"делитель". Определение возможной длины
сторон многоугольника по его периметру |
218, 227, 230,
231 |
57 |
76 |
Проверочная работа по
тетради № 2 "Твои успехи" |
|
С. 28–31 |
|
Тема 5. "Таблица
умножения"
|
|
Тетрадь № 3 |
77 |
Составление таблицы
умножения (случаи умножения на 2) |
225, 232–234 |
5 |
78 |
Составление таблицы
умножения (случаи умножения на 2). Преобразование
текстов в задачи (различные случаи) |
236, 238, 239,
245 |
6 |
79 |
Понятие о действиях
первой и второй ступени |
240, 241, 243 |
2, 3 |
80 |
Составление таблицы
умножения (случаи умножения на 4). Сравнение
пирамиды и конуса. Сходство и различие между
ними. Понятие о вершине объемного тела |
235, 237, 244 |
7, 10 |
81 |
Составление таблицы
умножения (случаи умножения на 5) |
242, 246, 252 |
8, 9 |
82 |
Вычитание числа из суммы |
248, 249 |
11, 17 |
83 |
Сложные выражения,
содержащие действия одной ступени, и порядок
выполнения действий в них |
253, 255, 256 |
18 |
84 |
Задачи с недостающими
данными. Их преобразование в задачу с
необходимым и достаточным количеством данных |
250, 251, 257 |
15 |
85 |
Сравнение шара, цилиндра
и конуса. Сходство и различие между ними.
Объемные тела в реальных предметах. Порядок
действий в сложных выражениях |
254, 258, 260,
261, 262 |
20 |
86 |
Сложные выражения с
действиями разных ступеней без скобок и порядок
выполнения действий в них |
263, 264, 266 |
21, 22 |
87 |
Переместительный закон
умножения, его формулировка |
268–271 |
25, 26 |
88 |
Понятие об обратных
действиях |
267, 272, 273 |
27 |
89 |
Составление таблицы
умножения (случаи умножения на 6) |
259, 265, 247,
250 |
28, 29 |
90 |
Составление таблицы
умножения (случаи умножения на 7). Сравнение
цилиндров и конусов, имеющих различные и равные
черты (равные основания и разную высоту, разные
основания и равную высоту и т.д.) |
251, 257, 276,
278 |
30 |
91 |
Сокращение составленной
части таблицы на основе переместительного
закона |
279, 280 |
33, 34 |
92 |
Знакомство с обратными
задачами |
281, 282 |
35 |
93 |
Знакомство со свойством
умножения на 1 |
283, 285, 286 |
31, 32 |
94 |
Знакомство с выпуклыми и
невыпуклыми многоугольниками. Порядок действий |
284, 287, 288 |
23, 24 |
95 |
Порядок действий в
выражениях с двумя скобками |
289, 291 |
36 |
96 |
Завершение составления
таблицы умножения (случаи умножения на 8 и 9).
Сокращение текста задачи |
290, 292–294 |
38 |
|
Тема 6. "Время и
его измерение"
|
|
|
97 |
Начало изучения темы
"Время и его измерение" |
295–297 |
39, 40 |
98 |
Единица измерения
времени – сутки |
298–301 |
41 |
99 |
Соотношение 1 сутки = 24
часа. Определение времени по часам |
302–305 |
37 |
100 |
Умножение натурального
числа на 1 |
306, 307, 309 |
42 |
101 |
Разные способы
называния времени на часах в зависимости от
времени суток |
308, 310, 311 |
43 |
102 |
Решение уравнений с
помощью таблицы умножения |
312, 313, 315 |
44 |
103 |
Умножение в тех случаях,
когда один из множителей равен нулю |
314, 316, 319 |
45 |
IV четверть
|
104 |
Умножение в тех случаях,
когда один из множителей равен нулю |
317, 322, 324 |
1, 4 |
105 |
Единица времени –
минута. Соотношение 1 час = 60 минут. Краткая запись
задачи. Использование в ней условных
обозначений. Понятие "магический квадрат" |
318, 321, 327,
331 |
46, 47 |
106 |
Определение времени по
часам. Знакомство с ромбом. Квадрат как частный
случай ромба |
325–328, 332,
356 |
48, 49 |
107 |
Увеличение числа в
несколько раз. Понятие о неделе |
329, 335, 337 |
|
108 |
Уменьшение числа в
несколько раз. Нахождение периметра
многоугольников |
241, 333, 340,
342 |
|
109 |
Понятие о неделе.
Соотношение 1 неделя = 7 суток |
338, 339 |
С. 28–32 |
110 |
Проверочная работа |
|
С. 28–32 |
|
Тема 7. "Деление с
остатком"
|
|
Тетрадь № 4 |
111 |
Расположение чисел,
делящихся на заданное число без остатка, в
натуральном ряду чисел |
343, 344, 345 |
1, 2 |
112 |
Деление с остатком.
Восстановление задач по кратким записям |
346–348 |
3, 4 |
113 |
Деление нуля на
натуральное число |
349, 350, 352 |
5 |
114 |
Получение разных
остатков при делении на одно и то же число.
Количество возможных остатков |
351, 353, 354 |
6, 7 |
115 |
Римская письменная
нумерация и используемые в ней цифры |
358–361 |
8, 9 |
116 |
Правило записи чисел
римскими цифрами с помощью повторения одной и
той же цифры |
362–364 |
10, 11 |
117 |
Наименьший и наибольший
возможный остаток при делении |
365–367 |
12, 13 |
118 |
Правила записи чисел
римскими цифрами при помощи сложения и вычитания
|
369, 371, 372
|
14, 15 |
119 |
Определение делимого по
делителю, значению частного и остатку |
373–375 |
16, 17 |
120 |
Резервное время |
|
18–21 |
|
Тема 8.
"Трехзначные числа"
|
|
|
121 |
Образование новой
единицы счета – сотни |
376, 377, 379 |
22, 23 |
122 |
Получение разных
остатков при делении на одно и то же число.
Количество возможных остатков |
378, 382, 383,
384 |
24, 25 |
123 |
Счет сотнями. Запись
цифрами получившихся в результате счета чисел и
соответствующие им числительные |
380, 385, 386,
388 |
26 |
124 |
Сравнение пирамид по
разным признакам. Работа с задачами |
381, 387, 412 |
27 |
125 |
Четные и нечетные числа |
388–390 |
28–31 |
126 |
Получение трехзначных
чисел при счете десятками. Правила образования
названий чисел |
392–395 |
32, 33 |
127 |
Правило записи чисел
одинаковыми цифрами римской нумерации |
396–398 |
34, 35 |
128 |
Чтение и запись
трехзначных чисел, получаемых присчитыванием по
единице |
399–402 |
36, 37 |
129 |
Увеличение и уменьшение
трехзначного числа на сотни |
391, 403, 404 |
38 |
130 |
Время и его измерение.
Знакомство с календарем. Соотношение 1 год = 365 (366)
суток |
405–407 |
39, 40 |
131 |
Увеличение и уменьшение
трехзначных чисел на десятки |
410, 411, 415 |
С. 28–32 |
132 |
Проверочная работа |
|
С. 28–32 |
133 |
Особенность единицы
времени – месяц. Продолжительность месяца и года
|
408, 409,
413, 414 |
|
134 |
Изменение порядка
действий с помощью скобок. Зависимости между
обратными задачами |
416, 417,
419, 420 |
43, 44 |
135 |
Запись трехзначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых, таблица
разрядов |
418, 421,
422 |
47–50 |
136 |
Итоговый урок |
423 |
45, 51 |
Комментарий
Система общего развития не
предполагает разработки единого поурочного
планирования, предлагая каждому учителю
создавать свой вариант, ориентированный на тех
конкретных учеников, которые занимаются у него в
данный момент. Это не исключает возможности
знакомства начинающих учителей с различными
вариантами планирования, разработанными другими
учителями, при условии соблюдения ими основных
принципов построения процесса обучения,
изложенных в методических пособиях к учебникам.
Настоящая публикация получила одобрение авторов
учебников математики и рабочих тетрадей на
печатной основе. Она является первой в ряду
аналогичных публикаций по математике.
Предлагаем всем учителям-занковцам
присылать свои варианты поурочного планирования
в разных параллелях начальной школы по адресу:
125315, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2, комната
309. Тел.: 452-4900 (доб. 130).
Ирэн АРГИНСКАЯ
Новости из ФНМЦ им. Л.В.Занкова и
Объединения профессионалов, содействующих
системе развивающего обучения
Выездные курсы по подготовке учителей
начальных классов, зам. директоров школ,
методистов и учителей основного звена.
Сентябрь
6–13 сентября, Чита, Улан-Удэ, Агинское
– 3–4-й класс, все предметы.
20–24 сентября, Мурманск – 1–2-й класс,
все предметы.
20 сентября – 1 октября, Нефтеюганск,
1–4-й класс, все предметы.
Октябрь
Красноярск* – 5 класс, 1–2-й класс,
литература.
Ростов* – 3–4-й, 5-й класс, все предметы.
Новокузнецк*, Кемерово* – 1–4-й класс,
обучение грамоте, русский язык, окружающий мир.
Все курсы проходят на базе местных
институтов повышения квалификации.
_______________
* Даты проведения курсов будут опубликованы
позже.
|