Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199,
г. Москва

Занятия по изобразительному искусству

Каждый год новые первоклашки переступают порог школы. Маленький человек поднимается на новую жизненную ступеньку, его ждет целый мир, полный открытий, сомнений, огорчений и радости. Как будут в нем себя чувствовать малыши, зависит от нас, взрослых. Их предстоит многому научить, пробудить и развить чувства ребят, стимулировать их познавательный интерес, воспитывать активную позицию, поощрять стремление самостоятельно творить, исследовать, созидать. Но это в будущем, а сначала им надо научиться быть учениками, освоить школьные правила, научиться слушать и слышать своего учителя, а это непросто.

Огромную помощь здесь могут оказать уроки изобразительного искусства. Дети попадают в волшебный мир цвета, музыки, сказки. Их ждет чудесная страна "волшебных красок", обитатели которой помогают, учат, наталкивают на самостоятельное рассуждение о добре и зле, о хорошем и плохом, учат сопереживать. Здесь появляется из грязной воды Клякса, которая сопровождает ребят из урока в урок. Вредная и противная вначале, благодаря усилиям и помощи ребят она исправляется, приобретает друзей и уже сама проводит малышей по удивительной стране цвета, формы, изображения.

Знакомство с предметом ИЗО можно начать уже 1 сентября. Когда первоклассники совершают экскурсию по школе, их можно пригласить в кабинет ИЗО. Если его нет, занятие проводится в обычном классе.

Вводное (ознакомительное) занятие по изобразительному искусству в 1-м классе

Задачи. Снять напряжение и волнение первого школьного дня; пробудить интерес к предмету ИЗО.

Оборудование. Работы детей, выполненные в разной технике (гуашь, мелки, карандаш, уголь, роспись ткани, лепка и т.д.); поднос с предметами, необходимыми для занятия ИЗО (краски, кисточки, карандаши, ластик, точилка, мелки и т.д.); бумажный цветик-семицветик со съемными листьями, маленькое полено или недлинная толстая палочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Под любую красивую музыку (вальс) дети входят в класс и садятся на поставленные полукругом стулья. На стенах и доске развешены и расставлены детские работы.

II. Знакомство с предметом "Изобразительное искусство"

Учитель ИЗО. Здравствуйте, дорогие ученики 1-го класса! Вы уже познакомились со своей учительницей? Как ее зовут?

Дети называют имя.

– Совершая экскурсию по школе, вы уже были и в спортивном зале, и в библиотеке, и в кабинете музыки. Вы уже догадались, что у вас будет много разных предметов и учителей? Меня зовут... Каждую неделю мы будем встречаться в этом классе. Посмотрите внимательно по сторонам. Чем мы будем здесь заниматься?

Дети. Мы будем рисовать, лепить, делать аппликации.

У. Правильно. Мы с вами будем учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть или придумать, поэтому наш урок будет называться...

Учитель показывает запись на доске, и все хором пробуют ее прочитать.

Д. И-зоб-ра-зи-тель-но-е ис-кус-ство.

Проводится игра "Соберись на урок".
На подносе лежат предметы, необходимые для урока ИЗО, но к ним добавлено что-нибудь лишнее (конфета, ключ, маленькая игрушка).

У. Ребята, рассмотрите эти предметы. Что из них нам пригодится на уроке изобразительного искусства?

Затем учитель вызывает детей, которые отбирают по одному нужному предмету. В результате на подносе остаются вещи ненужные.

– Вы молодцы. Все, что осталось, нам не нужно, это лишние предметы. Мы не будем приносить их на урок.

Проводится игра "Цветик-семицветик".

У. Ребята, отгадайте загадку:

Лепестки волшебные желания выполняют,
По воле хозяйки по свету летают
На север, на юг, на запад, восток.
Как же зовется волшебный цветок?

Д. Цветик-семицветик.

В руках у учителя бумажный цветок с семью разноцветными листьями, которые можно вынуть из сердцевинки.

У. Почему он так называется?

Д. У него семь разноцветных лепесточков.

У. Давайте по очереди вынимать лепестки волшебного цветка. У кого в руках лепесток, тот должен назвать его цвет, а мы все вместе должны вспомнить, что в природе можно встретить такого цвета.

Ребята вытаскивают по одному лепестку.

Д. Красный. (Яблоко, мак, осенние листья и т.д.)
– Желтый. (Солнце, лимон, одуванчик...)
– Оранжевый. (Морковка, солнышко на закате, апельсин, рыжий кот...)
– Синий. (Небо, вода в море, сливы...)
– Зеленый. (Листочки, трава, арбуз...)
– Коричневый. (Стволы и ветки деревьев, земля...)
– Белый. (Облака, морская пена, перья у птиц...)

У. Молодцы. Представьте себе, что у вас много замечательных красок, но у вас плохое настроение и вы совсем не знаете, что нарисовать. Получится работа?

Д. Нет.

У. Чтобы что-то изобразить, это надо придумать, представить себе. Сейчас мы проверим, как вы можете придумывать.

Проводится игра "Чудесное полено".
Учитель показывает классу небольшое полено или короткую толстую палку.

– Посмотрите на этот предмет. Как вы думаете, из какой он сказки?

Д. Из сказки "Золотой ключик".

У. Что сделал Папа Карло из простого полена?

Д. Буратино.

У. Давайте и мы попробуем превратить это полено во что-нибудь интересное. Попробуйте отгадать, чем стало полено в моих руках.

Учитель берет полено, как куклу, и начинает укачивать.

Д. Это кукла.

У. Кто из вас хочет нам что-нибудь изобразить?

Дети "превращают" полено в разные предметы, производя с ним разные манипуляции, класс отгадывает, на что это похоже. (Машина, телефон, мороженое, дудочка, скрипка, самолет, утюг и т.д.)

III. Итог занятия

У. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Мы скоро встретимся с вами на уроке, который называется...

Д. Изобразительное искусство.

У. Подготовьте дома краски, бумагу и кисточки. Всего вам доброго.

Под музыку дети выходят с занятия.

Тема. "Радуга. Основные и составные цвета".

Цель. Знакомство с предметом ИЗО и правилами работы на уроке; знакомство с основными и составными цветами; показ приемов работы кистью; отработка умения слушать объяснения учителя; формирование положительной мотивации; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Оборудование. Гуашь; кисти № 5; бумага для рисования A3 (А4); банки для воды; клеенки; тряпочки; плакат с изображением солнца, облаков и радуги; аудиозапись П.И. Чайковского "Вальс цветов".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель. Дорогие друзья, сегодня у нас с вами первый урок изобразительного искусства. Но прежде чем мы начнем работу, давайте проверим, как вы приготовились к занятию.
Чем мы будем сегодня работать?

Дети. Кисточками и красками.

У. Ребята, возьмите, пожалуйста, свои кисточки и прикоснитесь ими к тыльной стороне ладошек. На что похожа наша кисточка?

Д. На ножку, на хвостик.

У. Если сильнее нажать на кисточку, то ладошке будет больно. Когда мы с вами будем рисовать, надо легко и ласково проводить кисточкой по бумаге, как будто гладишь котенка, не нажимая сильно на "пяточку".

Дети пробуют поводить кисточкой по своим ладошкам.

– Перед тем как взять краску, кисточку необходимо обмокнуть в воду.

Учитель показывает, демонстративно разбрызгивая капли чистой воды вокруг себя.

– Все ли я правильно делаю?

Д. Нет. Кисточку надо аккуратно отжать о край баночки, чтобы не испачкать окружающих, работу и себя.

У. А как мы разместим на рабочем столе краски?

Д. Откроем и поставим перед собой за листом бумаги. Нельзя ставить краски с правой или с левой стороны от себя: их можно случайно смахнуть на пол.

Если ребята затрудняются ответить, учитель помогает найти правильный ответ.

II. Сообщение темы урока

У. Теперь наше рабочее место в порядке, можно приступать к занятиям. Сегодня мы узнаем, откуда же взялись эти замечательные цвета, которые мы видим вокруг нас в природе и которыми мы рисуем.

III. Сказка про радугу

У. Однажды по небу плыло очень маленькое, но очень озорное Облачко. Ему было очень скучно, не с кем было поиграть, побаловаться, полетать наперегонки по сильным ветровым потокам. Ничего и никого не было вокруг, только большое ласковое Солнышко заботливо обогревало с высоты землю. "Вот с кем я поиграю!" – обрадовалось Облачко. Оно стало подлетать к Солнцу то с одной стороны, то с другой, то сверху, то снизу, но Солнышко его не замечало. Облачку стало так обидно, что оно горько всхлипнуло и разревелось мелкими капельками теплого летнего...

Д. Дождика.

У. Сквозь одну из капель проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо: белый луч солнца расщепился на целый многоцветный букет. Через все небо перекинулась яркая...

Д. Радуга.

У. Сколько цветов уместилось на радуге? Давайте их назовем.

Ребята вместе с учителем по порядку называют все цвета радуги.

– Облачко сразу перестало плакать – оказывается, его капельки и тоненький солнечный лучик могут творить такие чудеса.

IV. Изображение радуги

У. Ребята, давайте все вместе нарисуем эту чудесную радугу, чтобы облачку не было очень грустно. Для работы мы с вами возьмем самые яркие, самые главные цвета. Какие именно?

Цвет солнышка.

Д. Желтый.

У. Цвет неба.

Д. Синий.

У. Цвет огня.

Д. Красный.

Ребята открывают и ставят перед собой нужные краски.

У. Начинаем работу красным цветом, проводим через весь лист бумаги широкую дугу, затем рядом с ней проводим дугу желтую.

Учитель работает на доске вместе с ребятами.

– Получается очень красиво, но уж очень резкая граница между цветами. Давайте чистой кисточкой ее уберем.

Учитель чистой кисточкой легкими движениями смешивает краски на границе цветов.

– Что получилось?

Д. Краски смешались, появился ярко-оранжевый цвет.

У. Теперь давайте проведем дугу синего цвета. Она будет у нас довольно широкая – раза в три шире предыдущих. Чистой кисточкой опять убираем границу между желтым и синим цветами. Что получается?

Д. Показывается зеленоватый оттенок.

У. Сколько уже цветов на нашей радуге?

Д. Пять цветов.

У. Между синим и зеленым цветами на радуге еле различим нежно-голубой. Как нам его получить?

Д. С помощью белой краски.

Белый цвет сразу добавляется между синим и зеленым.

У. Мы попробовали уже все краски, которые приготовили. Получилась у нас радуга?

Д. Нет. У радуги должно быть семь цветов.

У. Как быть? Что будет, если нашу радугу свернуть разноцветной трубочкой?

Учитель показывает трубочку из бумаги.

– Какие цвета у нас обязательно должны встретиться?

Д. Синий и красный.

У. Добавляем еще синюю полосу и сразу на нее кладем красную. Какой цвет получается?

Д. Фиолетовый.

У. Вот радуга засияла во всей своей красе.

V. Физкультминутка

У. Вымоем наши кисти в воде и положим на тряпочку: их нельзя оставлять в банке – они могут испортиться. Давайте все вместе отдохнем.

Радуга-дуга,
(Дети прыгают и хлопают над головой.)
Не давай дождя!
Давай солнышко –
(Дети поворачиваются из стороны в сторону.)
Колоколнышко!
(Руки в бок.)

VI. Совместное сочинение сюжета картины

У. У нас получились очень красивые радуги, но им одиноко на наших картинах. Над чем может раскинуться наша радуга?

Д. Над землей, над лугами и полями.

У. Давайте нарисуем травку под нашей радугой и добавим в нее немного солнышка. Покажите руками, как растет травка?

Ребята показывают траву движениями рук сверху вниз и снизу вверх.

У. Какими цветами будем работать?

Д. Работаем зеленым и желтым цветом.

Ученики изображают траву.

У. Где раскинулась радуга? Покажите, как простирается небо.

Дети показывают небо движениями рук из стороны в сторону.

– Какие цвета используем?

Д. Работаем синим и белым цветами.

Ученики изображают небо.

У. Чем или кем мы можем украсить нашу картину?

Д. Цветами, бабочками и божьими коровками.

Ребята завершают свои работы.

VII. Итог занятия

У. Что сегодня вы узнали? Как появляется радуга? Сколько на ней можно увидеть цветов? Какие это цвета? Как получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой цвета?

Дети отвечают с опорой на свой рисунок.
Дети выкладывают свои рисунки на пол в конце класса для просушки и всеобщего обозрения.
Принадлежности для рисования убираются.

Тема. "Перо жар-птицы".

Цель. Закрепление правил работы на уроках ИЗО; знакомство с основными цветами; формирование умения вглядываться в окружающую природу, видеть ее многообразие и многоцветность.

Оборудование. Гуашь; кисти № 5; бумага для рисования; банки для воды; тряпочки; аудиозапись А. Лядова "Волшебное озеро"; перо павлина.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет, как дети подготовили свое рабочее место, расставили краски, налили воду.

II. Повторение пройденного материала

Учитель. Ребята, что мы с вами рисовали на прошлом уроке?

Дети. Радугу.

У. Давайте вспомним, сколько цветов у радуги и сколько красок мы использовали. Почему?

Д. У радуги семь цветов, но мы использовали только четыре краски: красную, желтую, синюю и белую. Мы их смешивали между собой и получали новые цвета.

III. Сообщение темы занятия

У. Сегодня мы с вами продолжим учиться смешивать цвета и узнаем, что стало с чудесной радугой.

IV. Сказка о стране "Волшебных красок"

У. Чудесная радуга, появившаяся в прошлый раз, была волшебной. Она не растаяла на небе сразу после дождя. Ее разноцветные лучики превратились в семь ярких красок, которые поселились в волшебной стране.
Здесь краски весело взялись за работу. Сколько же дел надо было сделать! Краски рисовали мультфильмы и иллюстрации к детским книжкам. Во все сказки, рассказы и стихи разлетались, разбегались, расходились и уезжали их герои. Краскам даже некогда было передохнуть – так они были увлечены работой.
Все шло прекрасно, только вот с ведерком, в которое обмакивались кисточки перед нырянием в новый цвет, стало происходить что-то неладное. Вода в нем давно стала очень грязной, она начала сначала тихо булькать, потом громче, затем забурлила и выплеснулась на землю. Грязная лужица сначала была неподвижной, а затем из нее выползло очень странное существо непонятного цвета с очень маленькими глазками и длинным носом. Это была Клякса. Какой характер может быть у Кляксы, появившейся из грязной лужи?

Д. Она, наверно, была сердитая, недовольная, хмурая, ей все не нравилось.

У. Не успела Клякса осмотреться, как вдруг ее внимание привлекла Жар-птица, сидящая на ближнем кусте.
Чудесная птица закрыла глазки, подставив солнышку свои переливающиеся перья, – не могла же она лететь в сказку, не обсохнув. В какую сказку могла полететь Жар-птица?

Д. "Иван-царевич и Серый Волк", "Конек-Горбунок", "Жар-птица и Василиса-царевна".

У. Настроение у Кляксы стало еще хуже. Как она не любила все яркое, красивое, сказочное! Ей сразу захотелось сделать что-нибудь плохое. Чумазое пятнышко тихонько подкралось к Жар-птице и схватило все яркие цвета, украшавшие чудные перья. Теперь оставалось все это спрятать где-нибудь в надежном месте, чтобы никто и никогда не смог отыскать, особенно эти противные веселые краски, которые только и думают, как сделать мир прекраснее и удивительнее.
Цвета Жар-птицы были очень горячими, они обжигали лапки Кляксы, пока она искала самую глубокую, самую темную, самую сырую пещерку, чтобы спрятаться ото всех.

Учитель открывает заранее нарисованную на доске белым мелом птицу.

Проснувшись, Жар-птица ужаснулась: как же ей быть? Не может же она лететь в сказку бесцветной, потеряв свое оперение! Волшебные краски очень заняты, стыдно их просить снова раскрасить перья, коль старые уберечь не смогла. Как ей помочь? Ребята, давайте нарисуем для нее новые перышки, украсим ее хвост и крылья. Тогда и краски отвлекать от работы не нужно, и птица в свои сказки улетит, ведь.

V. Изображение пера Жар-птицы

У. На кого может быть похожа Жар-птица?

Д. На павлина.

Учитель показывает перо из павлиньего хвоста.

У. Давайте внимательно рассмотрим перо, украшающее павлиний хвост. На что оно похоже?

Д. Перышко похоже на деревце с пушистыми веточками.

У. Оно состоит из основной оси, от которой в стороны отходят пушистые "отросточки". Какие краски нам понадобятся для работы? Почему?

Д. Жар-птица очень горячая, она огненная. Нам будут нужны красный и желтый цвета.

У. Не надо забывать, что в пламени мы можем заметить и синие искорки.

Дети открывают и ставят перед собой три основных цвета.

У. Как называются цвета, которые мы приготовили?

Д. Основные.

Учитель вместе с детьми работает на доске.

У. Выберите, с какого цвета вы начнете свою работу.

Д. Можно начать с красного или желтого.

У. Берем выбранную вами краску на кисточку и смело проводим большую дугу на листе бумаги. Это будет основная ось нашего пера. Затем легкими мазками от оси вверх и вниз делаем "пушистые отросточки". Перышко живое, оно колышется от дуновения ветерка, оно не должно быть похоже на щетку или беззубую расческу. Мазки кладем рядом друг с другом.

Ребята работают самостоятельно под музыку.

У. У нас получаются замечательные перышки. Но наша птица волшебная, она сияет и переливается. Как это нам показать?

Д. Нам надо добавить еще один цвет.

У. Правильно. Кто работал красным цветом, добавит желтый, а кто желтым – красный. Обратите внимание, что новые мазки мы будем класть не поверх старых, а между ними. Что происходит с цветом?

Д. Цвет меняется, красный и желтый смешиваются между собой, и появляется оранжевый.

У. Нам остается украсить перо синими искорками и синим "глазком", как у павлина. Где на перышке мы поставим глазок на его основании или на кончике?

Д. Мы украсим кончик.

Дети работают самостоятельно.

У. Что вы заметили, добавляя на перышки синие искорки?

Д. Если синий цвет попадает на желтый, получается зеленоватый оттенок.

VI. Итог занятия

У. Как вы думаете, хватит ли одного перышка для нового наряда Жар-птицы?

Д. Нет. Перьев надо много.

У. Как же нам с вами быть? Давайте выложим все наши перышки в конце класса (при желании их можно вывесить на доску). Теперь мы поможем волшебной птице?

Дети выкладывают свои работы, любуются ими, сравнивают с работой товарищей.

– Как нам удалось получить оранжевый и зеленый цвета?

Д. Мы смешали красный с желтым и получили оранжевый, желтый смешали с синим и получили зеленый.

Дети самостоятельно убирают свое рабочее место.

Тема. "Цветочная поляна".

Цель. Отработка умений пользоваться кистью, смешивать краски; закрепление понятий основного и составного цветов, воспитание внимательного отношения к окружающей живой природе.

Оборудование. Гуашь; толстые кисти; тряпочки; баночки для воды; бумага для рисования формата A3; живые цветы (астры, георгины, хризантемы); аудиозапись Рахманинова "Полька".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет, как дети разместили материал для работы на партах.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, обратите внимание, как долго живут в нашем классе цветы, как долго они нас радуют. Как вы думаете, почему?

Дети. Мы за ними ухаживаем, поливаем, мы их любим и бережем.

У. Сегодня мы с вами поговорим о цветах и попробуем нарисовать, чтобы каждый из вас смог унести домой чудесный букет. Для этого мы отправимся в нашу волшебную страну.

III. Сказка о чудесной поляне

У. Целую неделю сидела Клякса у себя в норе и довольно потирала свои лапки. Ух, какой переполох она устроила в волшебной стране! Все они будут знать, как рисовать все красивое и веселое! Теперь пусть побегают, поищут, кто такой ловкий, кто огненные краски забрал. Вот какие вредненькие мысли пролетали в голове Кляксы, и от них настроение у нее поднималось. Она живо представляла себе, как веселые краски перессорятся, погрустнеют, не смогут больше дружно работать. Почему же Клякса была такая?

Д. Она была вредная, не любила ничего доброго и хорошего, старалась всем испортить настроение.

У. Действительно, веселые краски сначала очень огорчились, что кто-то портит их работу, что кто-то вредничает. Они даже собрались в погоню, чтобы узнать, кто же это. В мгновение ока нарисовали краски ковер-самолет и отправились осматривать свои владения.
Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть?

Д. Листья, дома, цветы и так далее.

У. Ковер-самолет спустился пониже и замедлил скорость. Краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски сразу забыли о том, что только недавно хотели кого-то наказать. Они подумали: "Зачем гоняться за тем, кто поступил некрасиво, лучше остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело". Так они и сделали.
А Кляксе стало скучно сидеть в своей пещерке, она потихоньку выбралась наружу посмотреть, что происходит. Клякса просто позеленела от злости: вместо того чтобы грустить и сердиться, все весело играли, танцевали, пели песни и любовались цветами.
Вдруг Кляксу охватило странное чувство, ей захотелось пойти на поляну, закружиться вместе со всеми в веселом танце, нюхать цветы, но что-то ее удерживало и не давало сделать ни шагу. Почему Клякса не пошла на поляну? Что ей мешало?

Д. Кляксе было стыдно.

У. Сегодня, ребята, мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника.

IV. Изображение цветочной поляны

У. Ребята, как вы думаете, что у цветков самое красивое?

Учитель берет в руки букет из нескольких цветов и показывает классу.

Д. Самое красивое – сами цветочки, а не стебельки.

У. Если наши краски летели на ковре-самолете, какие части цветов они могли видеть?

Д. Краски видели только головки цветов, а стебли и листья – нет.

У. Давайте внимательно посмотрим на цветочные головки. Что мы заметим?

Д. У всех цветов есть серединка и лепестки.

У. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов?

Д. Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.

У. Давайте откроем наши главные (основные) цвета.

Д (хором). Красный, желтый, синий.

У. Еще в помощь основным цветам откроем белую краску.

Дети открывают краски.

– Обмакнем кисточку в воду, отожмем. Выберем свой любимый цвет и в любом месте листа поставим точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. (Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев.) Теперь легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым.

Учитель показывает прием работы на доске, дети работают на своих листах.

– У нас получается очень красиво. Теперь давайте выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине.
Что вы видите на своих работах?

Д. Белый цвет превращает красный и синий в розовый и голубой, желтый и красный превращают друг друга в оранжевый, а синий и красный – в фиолетовый.

У. Может ли на поляне расти всего один цветок?

Д. Нет.

У. Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше.

Учитель еще раз показывает классу букет.

– Все ли цветы мы одинаково хорошо видим?

Д. Нет. Некоторые цветочки прячутся за другими, видны только их половинки.

Ребята работают самостоятельно, каждый цветок изображая двумя красками.
Звучит музыка. Учитель ходит по классу и в случае необходимости оказывает помощь ученикам, подбадривает.

У. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне?

Д. Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.

У. Правильно. Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка "прыгает" по бумаге и оставляет отпечатки своих "следов", а не мазки.

Учитель показывает прием работы на доске.

– Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы?

Д. Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.

Ребята заполняют фон.

У. Наши цветы получились как настоящие, только они почему-то не пахнут.

Д. Мы забыли нарисовать серединки.

У. Каким цветом мы их нарисуем? Будет ли хорошо виден синий цвет на фиолетовом, а белый – на светло-желтом?

Д. Нет. На темных цветах надо поставить светлые серединки, а на светлых – темные.

Дети точками, кружочками или звездочками изображают серединки цветов.

V. Итог занятия

У. Давайте выложим наши работы на пол так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, какие красивые, как в сказке.

Дети убирают свои рабочие места.

Тема. "Сказка о грибах (волшебный зонтик)".

Цели. Развитие чувственно-эмоционального восприятия явлений природы, умения передавать в живописной работе характер и настроение персонажей; формирование навыка работы кистью и смешивания красок.

Оборудование. Фотографии грибов или муляжи; несколько бумажных шляп (для имитации шляпок грибов); гуашь; кисти; баночки для воды; плотная бумага для рисования формата А4; палитры; распылитель для поливки цветов; аудиозапись П.И. Чайковского "Юмореска" и "Звуки природы" (шум дождя).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность рабочих мест учеников.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Какой чудесный лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес?

Дети. Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.

У. Сегодня мы заглянем в осенний лес и узнаем, какие приключения ожидают в нем Кляксу.

III. Сказка о чудесном зонтике

У. Каждый день Клякса разгуливала по своим владениям, рассматривая и примечая все то новое, что приносит каждый осенний денек.

Учитель просит ребят закрыть глаза и представить себе осенний лес.

– Один раз Клякса вышла погулять. Очень довольная, семенила она по узкой тропинке, вертя головой направо и налево. Вдруг раздались странные звуки, похожие на тихий шепот, на легкие удары невидимых пальчиков о листья деревьев. Клякса остановилась, соображая, что же это такое могло быть. Вдруг что-то упало ей на макушку, потом за шиворот. Что это могло быть?

Учитель включает аудиозапись со звуками дождя и легко обрызгивает класс водой так, чтобы на каждого ученика упало по нескольку капелек.

– Когда же звуки и удары усилились, а с носа потекла огромная капля, Клякса очень испугалась. Ничто не могло привести ее в такой ужас, как дождь. Куда бежать, где спрятаться?

Некоторые дети с места будут предлагать всевозможные укрытия.

– До норки было очень далеко, листва кустов уже не была такой пышной и густой, как летом. Что делать? Вдруг недалеко Клякса увидела странный предмет, он не был похож ни на растение, ни на животное: на длинной колонне-ножке покоился кругляшок, напоминающий то ли крышу, то ли шляпку. Как это было похоже на зонтик! Недолго думая, Клякса схватилась за ножку, поднатужилась, вытащила странный предмет из земли и со всех ног побежала к себе домой. Что это такое было?

Д. Огромный гриб.

У. Капельки дождя стучали вокруг Кляксы все сильнее и сильнее, а когда она подбежала к своему дому, пошел настоящий ливень. Клякса влезла в свою норку, а гриб своей красивой шляпкой застрял в двери и никак не хотел прятаться от дождя. Пришлось оставить его снаружи, превратив в красивую крышу для крылечка.

IV. Изображение грибов

Учитель открывает на доске фотографии грибов или показывает муляжи.

У. Каждый гриб имеет свой характер. Как вы думаете, какой гриб могла сорвать Клякса?

Д. Мухомор, сыроежку, лисичку, подосиновик. Белый гриб не похож на зонтик – у него слишком толстая ножка.

У. Чем отличаются грибы друг от друга?

Д. Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстенькие, а у других тоненькие ножки.

У. Может ли гриб иметь свой характер?

Дети могут быть в замешательстве.

– Какой характер может быть у мухомора? Он, наверно, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой.

Учитель просит кого-нибудь из детей надеть бумажную шляпу и изобразить мухомор. В это время учитель быстро делает зарисовку на доске: гриб с лихо съехавшей набок шляпкой.

– Какой характер может быть у подосиновика?

Д. Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.

У. Какой может быть поганка?

Д. Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой и ядовитой.

Дети пробуют изображать характер грибов, а учитель на доске делает зарисовки.

У. Какими цветами мы можем изобразить грибы?

Д. Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.

У. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края.

Учитель обращает внимание детей на фотографии.

– Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер.

Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку.

Ребята начинают работать.

– Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой?

Д. Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.

V. Итог занятия

Все грибы "высаживаются" на общую поляну. Ребята пытаются угадать характер грибов своих товарищей, а авторы рассказывают истории о своих героях.
На уроке, конечно, не хватит на это время. Игру можно продолжить на перемене или на уроке развития речи.

Тема. "Изображение подводного мира. Строение рыб".

Цели. Изобразить уголок подводного царства; показать учащимся все разнообразие мира рыб при их общем строении; обратить внимание на многоцветность окружающего нас мира; развивать навыки работы кистью без предварительной прорисовки карандашом; отрабатывать технику наложения мазков гуашью.

Оборудование. Цветные изображения тропических рыб; гуашь; кисти № 2–3 и 4–5; бумага для рисования формата A3; банка для воды и тряпочка; аудиозаписи: К.Сен-Санс – "Карнавал животных" ("Аквариум"), П.И. Чайковский – "Баркарола" и "Звуки природы" (ручей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами снова встретимся с Кляксой и узнаем, что нового и интересного произошло в стране волшебных красок.

III. Сказка о рыбках

У. Одним прекрасным солнечным утром Клякса выбралась из своей норки и отправилась побродить по лесу. Ей было очень скучно. Все жители волшебной страны были заняты своими делами, только одна Клякса грустно бродила среди деревьев. Вдруг в зарослях кустарника ей послышался странный звук, похожий то ли на звон колокольчиков, то ли на легкое бормотание.

Учитель включает запись звуков ручья.

– Что это такое?

Д. Это плеск реки, журчание ручья, ключ, источник.

У. Правильно. Когда Клякса подобралась и раздвинула кусты, то она увидела лесной ручеек, бегущий по разноцветным камушкам. Кляксе очень захотелось посмотреть, что у ручейка там, на дне, и она смело сунула свой нос прямо в воду. Хорошо, что Клякса сунула только нос, потому что на его кончике сразу образовалась огромная грязная капля. Клякса очень испугалась. Почему?

Д. Наша Клякса боится воды, она может растаять.

У. Пришлось ей быть очень осторожной, и когда разошлись по воде круги, Клякса увидела удивительный подводный мир. Там были водоросли, рыбки, песок.

Подводные растения плавно покачивались в толще воды, яркие раковинки улиток еле-еле ползли по ним. И среди этого великолепия юрко плавали рыбки. Они были большие и маленькие, гладкие и пестрые, яркие и темненькие.

Учитель показывает фотографии подводного мира.

– Кляксе очень понравились рыбки, и она загрустила, что никогда не сможет спуститься к ним, поплавать и поиграть. Ребята, давайте поможем Кляксе и нарисуем для нее маленький аквариум. Каждый из вас изобразит удивительную рыбку, а когда мы сложим рисунки вместе, у нас получится настоящее подводное царство.

III. Изображение рыб

У. Давайте посмотрим, какое строение имеет любая рыба. Из чего она состоит? Что у нее есть?

Д. Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.

У. Есть ли у рыбы шея, может ли она поворачивать голову?

Д. У рыб шеи нет.

У. Какую форму может иметь тело рыбы?

Показ плаката со схематичными изображениями рыб.

Д. Рыбки могут быть длинными, круглыми, овальными, напоминать листья. Разнообразную форму имеют и рыбьи плавники.

У. Чем покрыто тело рыб?

Д. Рыбы обычно покрыты чешуей.

У. Чешуя обычно темнее на спинке и светлее на животе рыбы. Дело в том, что когда рыбка плавает у поверхности воды, ее светлое брюшко сливается с солнечными бликами, и рыбка становится незаметной для хищника. А в глубине воды темно, и хищник не заметит темную спинку. Яркая и пестрая окраска чешуи тоже помогает рыбам прятаться на фоне камней и песка или в зарослях подводных растений. Но есть рыбы с очень яркой окраской, которой они отпугивают от себя хищников или предупреждают, что они ядовитые.

Ребята самостоятельно рисуют крупных рыбок, эти рыбки могут быть сказочными. Мы не ставим цели нарисовать настоящих рыб. Во время работы звучит музыка.

– Наши рыбки уже готовы. Что еще можно изобразить на картине?

Д. Разноцветный песок, состоящий из множества разноцветных песчинок. На нем могут лежать камушки, ползать улитки, расти водоросли.

У. Водоросли могут быть похожи на прекрасные букеты.

На доске можно показать прием рисования нескольких видов водорослей. Надо отметить, что водоросли могут быть не только зелеными, но и желтыми, синими, красными.

– Какого цвета может быть вода?

Д. Синей, голубой, зеленой.

У. Если водоросли и рыбка изображены в зеленой гамме, то фон можно сделать голубой или фиолетовый, а если гамма рисунка голубая или фиолетовая, то фон может быть и зеленоватым. Нам важно, чтобы наши рыбки не "потерялись" на картине.

V. Итог занятия

В конце классной комнаты на полу выкладываем все рисунки вплотную друг к другу в несколько рядов. У нас получается кусочек подводного мира. После того как рисунки высохнут, часть из них можно взять на классную выставку, а остальные рисунки ребята разбирают по домам.
Ребята любуются своими работами, своим общим аквариумом.

Тема. "Удивительный мир птиц".

Цели. Изобразить птицу, показать учащимся все разнообразие мира птиц; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанных с различной средой обитания; показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки; смешивать краски на палитре; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование. Картины или фотографии с изображением птиц (лучше экзотических); гуашь; кисти № 2–3 и 4–5; бумага для рисования формата A3; банка для воды; тряпочка; палитра; аудиозапись К.Сен-Санс –"Карнавал животных" (пьесы "Кукушка", "Финал"); плакат с клювами и лапами птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет рабочее место.

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы сегодня опять заглянем к Кляксе и узнаем, каких новых обитателей волшебного леса она повстречала.

III. Птицы волшебного леса

У. За прошедшую неделю в нашей волшебной стране произошли очень интересные события. Клякса долгое время не могла налюбоваться вашими рисунками с рыбками. Она каждый день старалась пригласить к себе в норку кого-нибудь из знакомых, чтобы показать им свой волшебный аквариум, в который она могла спокойно заглядывать, не боясь намокнуть и растаять. Все шло просто замечательно, но в один прекрасный день, разглядывая причудливые водоросли, Клякса вдруг услышала чье-то негромкое пение. Кто это мог быть? В норке Клякса была одна, ее волшебные рыбки молчали и только всплескивали своими плавниками. Клякса ненадолго задумалась, а потом поняла, что звук доносится откуда-то снаружи. Она потихоньку приоткрыла дверь и высунула свой любопытный нос. И тут на нее обрушился целый букет различных песен: чириканье, посвистывание, треньканье, кукование и многое другое. Что же это было?

Дети. Это были разные птицы.

У. Дело в том, что в этот день веселые краски рисовали картинки для детской книги, и все нарисованные птицы расселись на ветках деревьев обсушить свои перышки. Каких только птиц здесь не было!

Учитель открывает плакаты с изображением различных птиц.

IV. Изображение птиц

У. Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть.

Д. Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.

У. Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей это клюв и что ест его хозяин.

На доске плакат с изображением клюва: (а) – дятла, (б) – журавля, (в) – попугая, (г) – утки, (д) – ястреба, (е) – воробья.

Д. Клюв (а) – это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых. Клюв
(б) – это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема. Клюв (в) – клюв попугая, он шелушит им семечки. Клюв (г) принадлежит утке, она процеживает им воду. Клюв (д) – это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу. Хозяин клюва (е) – воробей, он питается семенами и ловит мелких насекомых.

У. Многое о своем обладателе могут рассказать и лапки.

На доске плакат со схематичными изображениями лапок.

Д. У утки (а) лапки приспособлены для плавания, у попугая (б) для лазания по деревьям, у орла (в) для захвата добычи, а у голубя (г) – для ходьбы по земле.

У. Чем покрыто тело птиц?

Д. Все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд.

У. Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. И все эти перья у любой птички разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперения, а что тогда говорить о павлинах или попугаях?

Учитель показывает фотографии различных птиц.

– Наша птица на рисунке должна быть крупной и обязательно красивой. Что она будет делать?

Д. Птица может сидеть на ветке, быть в полете или готовиться к нему.

У. Работать будем обязательно с палитрой, густо беря краску, смешивая ее перед использованием. Сначала работу сделаем в общих чертах (придумаем форму птицы и цвет), а уже после подсыхания добавим мелкие детали (глаза, украшения перьев и т. д.). Надо помнить, что птица не находится в пустом пространстве, так что необходимо продумать фон.

Дети начинают самостоятельную работу под музыкальное сопровождение.

V. Итог занятия

После окончания работы все рисунки выкладываются в конце класса на полу, составляя своеобразное панно. Часть работ может быть вывешена на стенд в классе. Остальные работы дети разбирают по домам. (Желательно следить, чтобы работа каждого ученика была представлена на классном стенде в течение месяца или четверти.)