Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Продолжение. См. № 30/2004

Игры и игрушки наших детей

Учителю к родительскому собранию

Мама или компьютер?! Получается ничья...

В предыдущей статье мы говорили с вами, уважаемые учителя, об играх и игрушках наших детей. А сегодня, продолжая эту тему, хотели бы обсудить проблему экранной зависимости наших детей, то есть зависимости от телевизора, компьютера, видеомагнитофона и многочисленных игровых приставок с электронными играми. Вопрос этот очень актуален сейчас для многих, судя не только по многочисленным письмам родителей, присылаемым на электронные адреса психологических служб, но и по анализу детско-родительских консультаций, проводимых психологами и логопедами на площадках различных ПМСЦентров.

Обсуждая сегодня с вами тему экрана, я буду обращаться к очень интересной и, безусловно, широко информационной книге Веры Абраменковой "Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба?", которая, если вы прочтете ее, расскажет вам много интересного о современном мире детства.

Вначале же мне хочется рассказать вам, об одном психологическом исследовании, имеющем непосредственное отношение к нашей теме. Школьникам разного возраста – 7-и и 15-ти лет – предложили игровую ситуацию, в которой необходимо представить себя на необитаемом острове, откуда по рации, работающей через час после приезда, через день, потом через неделю, месяц и, наконец, через год, можно заказать что-то одно из предложенного списка. В список же входили: сладости, книги, игрушки, радиоприемник, телевизор, компьютер, "видак", друг или подруга, мама, папа.

Результат эксперимента был таким: наши второклашки отдали предпочтение маме, выбрав ее первой, затем шел компьютер, а на третьем месте был "видак" (книг, журналов не выбирают!); старшие же первыми выбрали друга, затем шли телевизор и компьютер, по 10% выбора составили мама, книги, радио.

Вот так, мои дорогие родители, мы с вами в холостую проигрываем компьютеру. А ведь современные старшеклассники еще не вполне, может быть, оценили прелести экрана, поскольку в их раннем детстве он еще не имел такого распространения. А семилетние дети предпочитают компьютер папе, игрушкам, книгам, другу или подруге и даже сладостям! Какими же вырастут наши мальчики и девочки?!

Вот отрывок из одного родительского письма: "У нас проблемы со старшим сыном. Учится он неплохо, вернее учился, так как во второй четверти принес в дневнике почти одни тройки. Учителя говорят, что он способный мальчик, но какой-то пассивный, учеба его мало интересует. Зато компьютером он может заниматься часами. Сначала я даже радовалась – у сына появилось серьезное увлечение. Но увлечен он только компьютерными играми – ходилки, бродилки, стрелялки. Дня не проходит, чтобы не было ссор из-за невыполненных уроков. Пытались запретить играть на компьютере – хлопнул дверью, ушел к другу и домой вернулся только к 12 часам ночи. Не знаем, что делать..."

А вот другое письмо:

"Просто не знаем, что делать. Очень много смотрит телевизор, увлечена сразу несколькими сериалами – "Зачарованные", "Бедная Настя" и что-то там еще... Уроки не успевает делать вовремя, садится только тогда, когда приходит мама, в семь часов. Делает часто их до 10, а то и до 11 ночи. Что же будет в старших классах?.."

Вернемся к результатам психологического эксперимента. Да, безусловно, нам, взрослым, стоит серьезно задуматься о причинах столь парадоксального выбора самыми маленькими учащимися. Ребенок, оказавшись (пусть в воображаемой ситуации) в одиночестве на необитаемом острове, выбирает прежде всего для себя то, что более всего ему необходимо, что отвечает его насущным потребностям, мечте. И оказывается, что это компьютер и телевизор!

Я не пытаюсь уверить вас в том, что ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру. Обучающие компьютерные игры, рассчитанные на детей от 3-х до 15-ти лет и старше, могут быть весьма полезными и эффективными при обучении иностранным языкам, математике и ряду других предметов, а игры-имитаторы можно использовать при освоении вождения автомобиля. Однако некоторые игры (спортивные, военные, единоборства, азартные и др.) могут быть негативны для физического и психического здоровья растущих ребят.

Во-первых, электромагнитное излучение оказывает вредное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, снижением иммунитета и пр. Излучение в учебных компьютерных классах превышает норму, как показали замеры в школах, в 2, а иногда и в 50 раз!

Во-вторых, психическое напряжение, возникающие в процессе электронных и компьютерных игр, вызывает стрессовые состояния у ребенка.

А теперь представьте себе, уважаемые взрослые, что, придя из школы (а так бывает в современных семьях очень часто), ваш сын или дочка садится за компьютер, играет где-то около часа (уж никак не меньше), а потом садится за уроки. Практика показывает, что качество их выполнения при этом значительно снижено, да и времени затрачивается значительно больше!

Сам по себе компьютер, конечно, ни хорош и ни плох. Он лишь инструмент, и часто весьма полезный. Но содержание, которым его наполняем мы, взрослые (разработчики, родители, покупающие определенную компьютерную продукцию), может быть весьма различным.

Безусловно, нам, взрослым, заинтересованным в гармоничном и здоровом развитии и взрослении наших детей, следует обращать серьезное внимание на ценности, которые мы формируем в детях. Будет ли ценность экрана доминировать над ценностями познания и человеческого общения для наших детей – вот что важно. Обратите внимание: ценность экрана (здесь мы возвращаем вас к результатам психологического эксперимента "Робинзоны") приобретает максимальное значение в самом нежном возрасте – у второклассников и преобладает над всеми другими ценностями в этом возрасте.

О воздействии экрана на здоровье человека, и, прежде всего на психологическое здоровье, написано довольно много, хотя все-таки до широкой аудитории информация доходит очень скупо. Я обращу ваше внимание лишь на два важных момента.

Во-первых, экран может изменить базовые потребности наших детей, такие, как потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками и др. Живое, человеческое уступает место технократическому, опосредованному общению и обучению. Виртуальная реальность мощно захватывает ребят.

Во-вторых, экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, трансформирует традиционную детскую картинку мира в иную (виртуальную) реальность, погружая его в особые измененные состояния сознания.

Недавний случай в Японии подтверждает сказанное. Когда около 700 детей после просмотра мультика "Карманные монстры" обратились к врачам по поводу рвоты, головной боли, эпилептических судорог, многих пришлось госпитализировать. Специалисты полагают, что эти симптомы вызваны частыми ритмическими вспышками голубого, красного и белого цветов, которые могут нарушать нормальное функционирование головного мозга.

"Ну и что же делать? Что можно предложить ребенку вместо телевизора или компьютера?" – спросите вы, уважаемые учителя, предвещая подобные вопросы и со стороны родителей. Вопрос, честно говоря, очень сложный. Сложен он хотя бы потому, что решаться должен как на уровне семьи, так и на уровне государственных структур. Ведь это очень прибыльный бизнес, и компьютерная индустрия расширяется год от года. Государственной власти не до игр и игрушек, как и не до наших детей. Защитить их от экранной зависимости, "укрепить иммунитет" против новой компьютерной идеологии может только семья.

Если в семье ребенку уделяется много времени, с ним играют, ходят в походы, читают и обсуждают книги, посещают театры и выставки, занимаются спортом и много еще чего делают в совместной семейной деятельности, то никакой экранной зависимости у него не возникнет. Телевизор и компьютер займут в сознании ребенка ровно столько места, насколько он для них важен и интересен.

НО!!! Вот диалог одного из моментов психологической консультации, проведенной мною буквально несколько дней назад.

Мама. ...Как приходит из школы, сразу хватается за пульт телевизора. Обедаем мы у телевизора, там как раз какие-то мультяшки идут. Потом садится за уроки. Делает их еле-еле. За час кое-как пишем русский. Потом опять телевизор – очередные мультики показывают...

Психолог. Скажите, а кто в вашей семье еще любит смотреть телевизор и что обычно вы смотрите?

Мама. Вообще-то бабушка. Она смотрит утренние сериалы, потом днем что-то интересное идет, а вечером мы с нею вместе смотрим... Муж вечером смотрит свои спортивные передачи на кухне, я с бабушкой – в ее комнате, а в комнате сына нет телевизора...

Ну что мы с вами можем требовать после этого от ребенка? Ведь подле него проходит жизнь семьи! Обычно дети увлечены телевизором в тех семьях, где им увлечены и взрослые. Здесь "ящик" становится настоящим хозяином дома. А все общение происходит под свет голубого экрана, и создается иллюзия покоя и любви.

А мы желаем вам, уважаемые учителя, не виртуальной, а реальной любви, поддержки и живого человеческого общения – как с вашими учениками, так и с их родителями! Удачи вам и до новых встреч!