Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №30/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Игры и игрушки наших детей

Учителю к родительскому собранию

На страницах нашей газеты мы с вами, уважаемые учителя, обсуждали множество актуальных для нашей педагогической практики проблем. В первую очередь они касались наших детей – учащихся начального звена. Однако работа с родителями учеников – не менее важная часть профессионального труда учителя.

Поэтому сегодня в данной статье мне бы хотелось обсудить с вами, уважаемые читатели, проблему, которая, на мой взгляд, да и по результатам анализа психологических консультаций с родителями, сейчас стоит очень остро.

Приведу несколько выдержек из бесед с родителями.

p ALIGN="JUSTIFY"><...Я читала, что не все игрушки полезны для ребенка. Причем я не имею в виду какие-то экологические требования. Это и так понятно. Меня же волнует другое: чему может научить игрушка моего ребенка, сейчас так много страшил, роботов-трансформеров, игрушек-монстров, да и вообще агрессивных игрушек. Мой ребенок все это просит у меня, а я сомневаюсь, стоит ли...

<"...Мой ребенок и так очень подвижный, он часто бывает перевозбужден, говорит громко, активно жестикулируя при этом... Могут ли игрушки усиливать или вообще как-то влиять на агрессивность мальчика?.."

Итак, первый вопрос касается детских игрушек. А если поставить его шире, то и детских игр в целом. Тема, казалось бы, такая незаметная. "Подумаешь, ерунда", – скажет кто-то.

А между тем проблема эта серьезнейшая, говорят и пишут о ней, на мой взгляд, очень мало, да и родители в этом вопросе, к сожалению, часто занимают отстраненно-равнодушную позицию. А жаль!!!

Мне бы хотелось обсудить сегодня эту тему с вами, уважаемые учителя, так как в своей педагогической работе в начальной школе вы, безусловно, не можете не сталкиваться с целым рядом вопросов, связанных с детскими играми и игрушками.

Ведь на сегодняшний день наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – необходимость и условие для полноценного развития и взросления, постепенно перестают играть! Во всем мире это беспокоит специалистов-психологов и педагогов, у нас же до этого "как-то руки не доходят".

Я возьму на себя смелость рекомендовать вам прочесть замечательную во многих отношениях книгу Веры Абраменковой "Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба?". В ней автор очень подробно рассказывает как об играх и игрушках, так и об экранной зависимости наших детей (компьютер, телевизор, видео), и о ее влиянии на психологическое здоровье подрастающего поколения.

Итак, что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы – прыгать, а бабочки – летать? А вот наши современные дети перестают играть! Причем меняется и качество, сама суть детской игры. Она стала какой-то невеселой, более агрессивной и индивидуалистичной. Проведенное недавно психологическое исследование в детских садах показало, что на вопрос "Во что ты любишь играть?" дети 4–6 лет либо вообще не могли назвать конкретную игру, либо называли компьютерные игры, либо вместо игр называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби).

А ведь маленький ребенок – весь неопределенность. Он веер возможностей, он то, чем мы с вами, взрослые, никогда не сможем опять стать. Ребенок активно присваивает себе мир, чтобы его преобразовывать, ощущать себя творцом, и игрушка – необходимейшее для этого средство! А что же с детскими играми?

К сожалению, из современной ребячьей жизни почти исчезли групповые игры, без которых более старшие поколения не мыслили своего детского игрового быта. Где они – "Казаки-разбойники", "жмурки", "классики", "штандер" и много- много других веселых групповых игр? А ведь в совместных играх со сверстниками дети формировали "чувство локтя", становились ближе друг к другу, радовались совместным победам, в детской команде появлялось непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому, более слабому. Это рождало взаимный интерес, сплоченность, но не равнодушие и взаимную зависть, которые, к сожалению, сейчас мы довольно часто видим у современных ребят. По наблюдениям психологов, у ребенка сначала формируется сопереживание совместной радости и много позднее – сопереживание неудаче и горю друга или близкого человека.

В социальной ситуации сегодняшнего дня с его конкуренцией и индивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда помощь и защита слабых, взаимовыручка и сострадание перестают быть нормой поведения даже в детской среде, воспитание в коллективной игре реально способствует преодолению детского эгоцентризма и "душевного равнодушия".

"Это все понятно! – скажете вы. – А что можем сделать мы? У нас работа, взрослые дела, которых вечно невпроворот..."

Охотно верю, потому что сама так живу. НО! Уважаемые учителя, не идите по легкому пути! "Энергетика игры" должна быть заложена как в родительской семье ребенка, так и в атмосфере жизни класса. И на родительских собраниях имеет смысл профессионально объяснить родителям ваших учеников, что с ребенком надо много играть, выбирая игры соответственно его возрасту и полу.

Да, девочки и мальчики играют в разные игры, вырабатывая при этом свои девчоночьи и мальчишечьи формы и манеры поведения. Но если говорить о семейных традициях, есть и общее: семейные пикники, походы, игры в волейбол, бадминтон и т.д.

Знаю семью, где дедушка самозабвенно играет с внуком в футбол, а папа практически каждый вечер – в шахматы. В этой семье у ребенка никогда не сформируется никакой экранной зависимости. Зачем ему телевизор, да и компьютерные игры мало интересны. Мир ценностей и интересов этого ребенка задан семьей – это прежде всего живое человеческое общение, так сказать, совместная деятельность во благо как телесному, так и интеллектуальному развитию.

Но все же, спросите вы, переходя к теме игрушек, на что следует обращать внимание, когда мы отвечаем на поставленный родителем вопрос: "Какую лучше покупать игру или игрушку ребенку?"? Я далека от позиции умной советчицы, но несколькими общими принципами я с вами с удовольствием поделюсь.

Во-первых, выбирая игрушку, попробуйте ответить себе самому на вопрос: "Чему она может научить моего ребенка? Разовьет ли она его умения, творческие способности, сформирует ли какие-то эстетические начала? Может быть, она лишь на какое-то время позабавит его (заводные игрушки), или поможет выработать терпение, координацию движений (пирамидка, мозаика, паззлы) или укрепит физически (мяч, обруч, спортивный уголок)?"

Во-вторых, мне кажется, не лишним будет подумать и о том, что несет в себе игра, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства она пробудит у вашего ребенка – нежность, доброту, заботу, или что-то обратное – страхи, агрессию, злость?..

В-третьих, соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного или формирует дурной вкус?

Эти принципы, безусловно, помогут родителям в выборе хорошей игрушки для ребенка. Однако не могу не сказать, что не вижу особого криминала и в так называемых агрессивных игрушках – пистолетах, саблях, роботах-трансформерах и т.д. НО! Покупая эти игрушки, вкладывая их в руку ребенка, порекомендуйте уважаемым папам объяснить, каким целям они служат, пусть они "озвучат" эти агрессивные игрушки некой позитивной, а попросту – живой человеческой идеей. Ведь нам, разумеется, нужно воспитать в наших сыновьях смелость, отвагу, мужественность. Современным женщинам так этого в мужчинах не хватает!

Но помните главное – никакие даже самые замечательные игрушки не заменят нашим детям насыщенного и содержательного общения со взрослыми, с родителями. Игрушек не должно быть много, но нашей любви, заботы, внимания к детям никогда много не будет!

Продолжение следует