Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Юлия ВЬЮНКОВА,
психолог, Москва

Какова воспитательная эффективность вашего стиля педагогического общения?

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы.

Утверждения

1. Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.

2. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: "Что скажете?", "Что думаете?", "О чем молчите?"

3. Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.

4. Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.

5. На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно.

6. Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если это не предусмотрено планом урока.

7. Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источниками вопросов, проблем, обсуждаемых классом.

8. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и др.).

9. Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.

10. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание на учебную деятельность.

11. Я являюсь для своих детей (учеников) товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их учебных и классных делах.

12. Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства независимо от их учебных успехов.

13. Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.

14. Я учу ребят анализировать поведение, чувства, поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.

15. Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.

16. Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.

17. Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.

18. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.

19. Мои дети (ученики) владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.

20. Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.

Баллы

2 – абсолютно верно
1 – да, верно
0 – ни да ни нет
–1 – в общем нет
–2 – нет, неверно

Обработка результатов

Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения.

Уровень 1

Количество баллов от 2 до 1,1

Вы демократичный учитель, который владеет условиями организации обучения, направленными на общее развитие учеников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши ученики испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?

Уровень 2

Количество баллов от 1 до 0,1

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с учениками. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

Уровень 3

Количество баллов от 0 до –0,9

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!

Уровень 4

Количество баллов от –1 до –2

Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих случаях ученикам трудно общаться и работать с Вами, а ведь большинство детей этого возраста переносят отношения к учителю на отношение к предметам, которые он преподает. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого ученика, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в классе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.