Занковский урок. Какой он?
Каждый урок в системе Л.В. Занкова
прежде всего нацелен на общее развитие
школьников. Его эффективность можно оценить по
таким показателям, как степень реализации
дидактических принципов системы общего развития
(обучение на высоком уровне трудности с
соблюдением меры трудности, ведущая роль
теоретических знаний, осознание процесса учения,
быстрый темп прохождения материала, работа над
развитием каждого, в том числе и слабого ученика)
или степень типических свойств методической
системы (многогранность, процессуальность,
коллизии, вариантность). Свое воплощение эти
показатели находят в трех компонентах урока:
1) в содержании,
2) построении процесса обучения,
3) характере отношений между
учениками и между учениками и учителем.
Коротко поясним сказанное.
1. Содержание урока. На уроке
учитель планирует или изучение нового материала,
или открытие учениками новых связей между уже
изученным, или столкновение и разведение
сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке
школьники рассматривают какую-то новую языковую
ситуацию. Поэтому при определении содержания
урока следует учитывать следующие положения:
– разнообразие источников
содержания урока: учебник, рабочая тетрадь,
учитель, ученики, литература, словари, окружающая
действительность и прочее;
– соотношение нового и уже известного
материала (зависит от состава класса и этапа
обучения);
– степень новизны в содержании каждого
задания;
– широта, глубина рассматриваемых проблем и
связей. Отбор конкретного материала
определяется тем новым, что планируется на
данном уроке, то есть темой раздела. Вокруг этого
нового концентрируются схожие с ним и
противоположные ему знания, для того чтобы это
новое нашло свое место в системе знаний.
2. Процесс обучения. При
планировании процесса обучения учитель
ориентируется на разнообразие видов
деятельности, которые предложит ученикам. Он
думает о соотношении репродуктивной и
творческой деятельности школьников на уроке, об
оправданности применения прямых и косвенных
путей учения. Учитель старается создать такую
ситуацию, чтобы новые знания и способы
деятельности дети открывали в результате
решения коллизий, нахождения вариантов
правильных решений, установления взаимосвязей,
взаимозависимостей. Учитель организует
сравнение материала, его анализ, который
подводит учеников к обобщению, к установлению
закономерности, к формулированию этой
закономерности.
3. Характер отношений между
учениками и между учителем и учениками не
должен блокировать свободную мысль детей,
возможности самостоятельно открывать новое,
привлекая уже известное. Это значит, что
источником языковой проблемы может быть и
учитель, и любой ученик. Леонид Владимирович
Занков призывал учителей держать паузу после
проблемного вопроса, чтобы дать ученикам
возможность подумать, обсудить ответ друг с
другом. Желательно, чтобы правильность или
неправильность поиска определяли сами
школьники, реагируя на ответы товарищей, а не
учитель. Учитель же выступает в роли лоцмана,
который, зная беспрепятственный курс корабля,
специально не обходит рифы, чтобы сплотить и
сделать опытной свою команду. Преодолевая
трудности, решая проблемы, ученики переживают
многообразные эмоции, испытывают разные чувства.
Благодаря этому на уроке нет места основному
врагу познания – скуке.
Безусловно, ни один урок как создание
конкретного учителя и конкретного класса не
может быть образцом. Но основой любого урока
должны стать: хорошее знание теории, богатое
содержание, сравнение, сопоставление фактов,
явлений и понятий, поиск связей между пройденным,
изучаемым и перспективным материалом, открытие
новых и новых граней в уже известном, изученном.
Уважаемые коллеги!
ФНМЦ им. Л.В. Занкова приглашает вас к
сотрудничеству по совершенствованию
методического обеспечения учебных курсов.
Мы ждем ваши письма по адресу: 125315, г.
Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2, комната 309
|
|