Надежда АЗРАПКИНА,
школа № 1324 г. Москва
Поэтические тетради
В учебниках "Родная речь"
произведения русских поэтов собраны в
"Поэтические тетради". Несколько уроков по
стихам классиков ХIХ века представлены Надеждой
АЗРАПКИНОЙ, учителем школы № 1324 г. Москвы.
Тема. «И.Бунин. "На проселке"».
Цели. Научить учащихся
анализировать стихотворение, воспитывать
внимание к поэтическому слову, познакомить со
средствами выразительности: тон, темп, рифма.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); гербарий (лен, ячмень, овес);
иллюстрация с изображением повилики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа. Воспоминания о
лете
Учитель. Прошедшее лето нам
оставило только воспоминания. Где вы провели
летние каникулы?
Выслушиваются короткие рассказы
детей.
– А приходилось ли вам выйти за
околицу поселка, деревни и идти по дороге? Что вы
там наблюдали?
Дети. Дорога тянулась вдоль поля,
высокая трава росла по краям дороги. Впереди –
зеленая полоса леса.
У. Прочитайте группу
родственных слов, записанных на доске.
На доске:
село
поселок
проселок
проселочек
проселочный (путь)
проселочная (дорога) |
– Слова "село" и
"поселок" вам знакомы. Попробуйте объяснить
значение слова "проселок".
Выслушиваются ответы детей.
– Проселок – грунтовая дорога
между небольшими населенными пунктами.
Предлагаю вам вместе с Иваном Алексеевичем
Буниным совершить прогулку по проселку летним
днем.
Иван Бунин жил сто лет назад. Это известный
русский поэт и писатель.
III. Первичное восприятие
стихотворения
У. Я буду читать стихотворение, а
вы внимательно слушайте и ответьте на вопросы,
записанные на доске.
На доске:
1. С каким настроением
автор идет по проселочной дороге? Запомните
слова, подтверждающие это настроение.
2. Что создает такое настроение? |
У. Ответьте на вопросы,
поставленные перед чтением.
Д. Автор идет по дороге с
радостью, это подтверждает слово отрада.
– Хорошее настроение создают картины природы,
окружающие его.
У. Какое время дня описывает
автор? Докажите. Какое может быть состояние у
человека, находящегося в поле, на лугу?
Д. Спокойное, счастливое.
У. Что создает такой настрой
человеку?
Д. Сама природа.
IV. Словарная работа
У. Прежде чем вы самостоятельно
прочитаете текст, выясним смысл некоторых слов.
Повилика – растение без листьев и
корней, обвивающее своим нитевидным стеблем
другие растения.
Бирюзовый (лен) – голубой.
Ячмень – хлебное растение (злак).
Овес – растение, выращиваемое для
корма животным.
Учитель показывает гербарий: лен,
ячмень, овес и крупную иллюстрацию повилики.
V. Работа с текстом стихотворения
У. Прочитайте три первых
четверостишия.
Дети читают текст.
– Где проходит проселочная дорога?
Д. В хлебах, по траве, во ржи с
васильками, мимо бирюзового льна, среди ячменя и
овса.
У. Идя по этой дороге, поэт
наблюдает красоту родной природы, ее краски.
Назовите эти краски.
Д. Зеленая трава (мурава),
золотистая рожь, а во ржи синие васильки,
бирюзовый лен. Серебрятся серовато-желтые стебли
поспевающего ячменя, сверкают (блестят) в
колосьях бриллианты росы.
У. Проселочная дорога была
длинной, разные ее участки отличались. Дома вы
нарисуете любую часть этой проселочной дороги.
Поэт воспринимает дорогу очень объемно: видит ее,
слышит тишину, чувствует, как веет утро
прохладой.
"Веет" утро – что это значит? Каким по
значению близким словом можно его заменить?
Д. Дует, обдает.
У. Что значит "ветерок
душистый"? Почему он душистый?
Д. Он наполнен запахом цветов.
У. Прочитайте четвертое
четверостишие.
Дети читают.
– Это главная часть стихотворения.
Почему?
Д. Поэт рассказывает о своем
настроении, о своем состоянии и чувстве.
У. Какое настроение у поэта?
Докажите.
Д. Хорошее. Это подтверждают
слова "отрада", "свевает тревогу",
"весел путь".
У. Какие чувства испытывает
автор, глядя на картины родной природы?
Д. Восторг, он любуется тем, что
видит.
– "Хороши вы, степные дороги!"
У. Еще раз прочитайте все
стихотворение целиком.
Дети читают.
– Рассмотрите иллюстрацию к
стихотворению. Какими строчками можно подписать
эту иллюстрацию?
Дети читают второе и третье
четверостишия.
– Что еще говорит поэт и изображает
художник на иллюстрации?
Д. Художник изобразил дуновение
ветра.
У. Прочитайте, что делает
ветерок?
Д. Ветерок "зажигает
брильянты росы", "вливает отраду",
"свевает с души он тревоги".
У. Кто может совершать эти
действия?
Д. Эти действия может совершать
только живой предмет.
У. Поэт переносит действия с
живого предмета на другой предмет. Эти слова
использованы в переносном значении:
"вливает" – наполняет радостью, бодростью;
"свевает" – сдувает. Ветерок не может в
прямом значении снять тревогу, наполнить душу
радостью.
В стихотворении поэт объединяет человека с
природой. И краски летного дня, и дуновение
ветерка создают хорошее настроение.
Какие строчки доказывают, что автору нравится
увиденная картина?
Д. "Хороши вы, степные
дороги!"
VI. Обобщающая беседа
У. Чем вам запомнилось это
стихотворение?
Д. Яркими картинами родной
природы.
У. Что дарит человеку родная
природа?
Д. Хорошее настроение,
спокойствие, радость и счастье.
У. Родная природа вызывает
чувство любви к Родине, к родному краю. В какой
природной зоне жил автор, когда писал это
стихотворение?
Д. В полосе степей, полей.
У. Докажите это.
Д. "Тишина на полях",
"полевая дорога в хлебах", "в сизых ржах
васильки зацветают", "зеленеют привольно
овсы".
VII. Работа над выразительностью
чтения
У. Определите, что при чтении
стихотворения важно передать слушателям, чтобы
они почувствовали это?
Д. Важно передать голосом
любование обилием красок, передать восторг,
радость от богатства природы.
У. С каким настроением надо
прочитать первую часть?
Д. Спокойно, неспешно.
У. Значит, темп – плавный,
неспешный. Прочитайте первую часть.
Дети выполняют задание.
– Меняется ли настроение во второй
части стихотворения? С каким чувством вы будете
его читать?
Д. С чувством радости,
удовольствия, счастья.
У. Прочитайте вторую часть.
Дети выполняют задание.
– Еще раз прочитайте стихотворение
и карандашом подчеркните важные слова.
Дети читают в парах вслух и обсуждают
важные слова в строчках, определяют логические
ударения.
– Давайте расставим паузы, которые
необходимо соблюдать при чтении стихотворения.
Воспользуемся обозначениями, изображенными на
доске:
| – малая пауза
/ – большая пауза
// – очень большая пауза
Работа выполняется с учителем.
Веет утро прохладой степною... //
Тишина, / тишина на полях! /
Заросла повиликой-травою |
Полевая дорога в хлебах. //
Класс разбивается на четверки. Дети
по очереди читают стихотворение. Каждая четверка
выбирает лучшего чтеца. Затем перед всем классом
стихотворение читают выбранные дети.
Определяется лучший чтец.
VIII. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к
стихотворению (любой участок проселочной
дороги). Прочитать вторую часть самостоятельно и
ответить на вопросы: в чем видит поэт счастье?
Каков смысл его жизни?
В конце года можно составить альбом из
лучших пейзажей учащихся.
Тема. «И.С. Никитин. "Утро"».
Цели. Раскрыть смысл
стихотворения, познакомить с литературными
терминами, учить анализировать поэтическое
произведение, развивать
эмоционально-чувственное отношение к поэзии,
прививать любовь к природе.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); проигрыватель, грамзапись
"Утро" Э.Грига, фонохрестоматия по чтению –
стихотворение И.С. Никитина "Утро".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель (читает загадку напевно,
плавно).
Встану я рано, / бело да румяно: /
Умоюсь росой, / распущу золотые косы. //
Как взойду на горы в венце золотом /
Да гляну светлыми очами, /
И человек, | и зверь возрадуются. //
Что это?
Дети. Солнце.
У. По каким признакам мы
определили, что речь идет о солнце?
Д. Раньше всех солнышко встает,
лучи свои посылает на горы, на землю. Все рады
солнышку.
У. Так ласково на Руси
относились к солнцу, почитали его. Почему?
Д. Без солнца не будет и жизни, не
будет растений, урожая.
У. Много сложено песен о
небесном светиле. Музыканты, поэты посвятили
этому чуду природы музыкальные произведения,
лирические стихотворения.
Послушайте, как при помощи музыки композитор
Григ передает восход солнца, утреннее
пробуждение природы.
Дети слушают музыкальное
произведение Грига "Утро".
– Какие картины вы себе
представили?
Д. Я представил, как восходит
солнце, как оживает природа, как приветствуют
птицы солнышко.
У. Кто видел, как восходит
солнце?
Д. Мы с ребятами в лагере ходили
встречать восход солнца. Огненный шар
выкатывался из-за горизонта. Это было
удивительно красиво.
III. Первичное восприятие текста
У. Это природное явление описал
поэтическим словом русский поэт Иван Саввич
Никитин. Послушайте.
Дети слушают фонохрестоматию –
стихотворение И.С. Никитина "Утро".
– А теперь откройте учебник на
странице 161. Рассмотрите портрет поэта.
Прочитайте его имя, отчество и фамилию. Запомните
их. Обратите внимание на даты жизни поэта.
Какие картины, созданные поэтом, вы представляли
себе, слушая стихотворение?
Выслушиваются ответы детей.
– Где Иван Саввич встретил утро?
Д. Поэт встретил утро у реки или
у озера – у воды.
IV. Словарная работа
У. Прочитайте стихотворение про
себя медленно. При чтении незнакомые слова
отметьте карандашом.
Дети выполняют задание.
– Объясним смысл непонятных слов.
Лозняк – ивовый куст.
Ракита – ивовое дерево, растет по
берегам рек.
Пахарь – человек, который пашет
землю.
Соха – сельскохозяйственное
орудие для вспашки земли.
Меркнут – постепенно утрачивают
яркость, блеск.
Поток – движущаяся масса
чего-либо, в данном случае масса солнечного
света.
Шест – длинная палка, жердь.
– Другие слова мы будем объяснять
по ходу чтения.
V. Работа с текстом стихотворения
У. Прочитайте первые десять
строчек. Будем читать стихотворение и представим
себе картины, звуки раннего утра.
Дети читают первую часть
стихотворения.
– Докажите словами автора, что
наступило прекрасное летнее утро.
Д. "Звезды меркнут", "в
огне облака" – от яркого света солнца,
"белый пар" – туман, "алый свет на воде,
кустах" (кудрям лозняка), "тишь", "роса
на траве", "тропинка росистая".
У. Как видит поэт, что уже скоро
всё будет освещено светом? Докажите.
Д. Луч скользит по воде, по
ветвям.
У. Замените слова автора
словами, близкими по смыслу (синонимами).
Д. "В огне" (облака) –
очень яркие, розовые.
– "Зеркальная" (вода) –
чистая, прозрачная.
– "Кудри" (лозняка) – густые,
переплетенные ветви.
– "Дремлет" (камыш) – не качается.
У. Мы к каждому слову-метафоре
можем подобрать слово в прямом значении.
Зачем же тогда поэт употребляет эти
слова в переносном значении?
Д. Чтобы ярче открылась перед
человеком картина природы.
У. Для поэта в природе всё живое:
и ветер, и лес, и солнце. Поэт использует прием
олицетворения. Всё имеет душу, живет, дышит. Как
говорит поэт о ветре? Прочитайте.
Д. "Потянул ветерок" –
слабо подул, даже не нарушил тишины.
У. А кто нарушил тишину?
Прочитайте.
Д. "Далеко-далеко колокольчик
звенит".
У. Мы видим, как плавно нарастает
сила утра. Какие звуки слышатся?
Д. Слышим звон колокольчика,
пробудились рыбаки, идут к лодкам.
У. С первыми лучами солнца
начинается движение в окружающей природе, и
человек подвластен природе, неразрывно связан с
ней.
Прочитайте, что делают люди утром?
Д. "Колокольчик звенит" –
люди выехали из дома. Рыбаки начинают свою
работу: "сняли сети с шестов", "весла к
лодкам несут", "едет пахарь с сохой".
У. И вот солнце всходит выше.
Утро становится иным, более ярким. Докажите.
Д. "А восток все горит" –
разгорается. Уже освещен лес – он
"улыбается", "птички песни поют",
"солнце встало, появилось из-за горизонта и
ночлег свой покинуло", "золотыми потоками
хлынуло".
У. Прочитайте последние строчки
стихотворения. В них вся энергия, весь задор, вся
удаль русского человека, который радуется
красоте утра. Начатый трудовой день радует его.
Докажите эту мысль своим чтением.
VI. Работа над выразительностью
чтения
У. Мы представляем всю картину
целиком, как бы являемся участниками увиденного
поэтом утра.
Как мы должны читать стихотворение,
что должны передать слушателям?
Д. Читать с восхищением, любуясь
природой, ее величием.
У. Быстро, медленно или
торжественно?
Д. Сначала спокойно, а затем во
второй части – с нарастающей силой,
торжественно.
У. Как вы прочтете конец
стихотворения? Почему?
Д. Надо постепенно усиливать
голос, читать громче и громче.
У. Прочитайте вторую часть.
Дети выполняют задание.
– Где в стихотворении чувствуются
наибольшие подъем, сила?
Д. "Встает", "хлынуло".
Далее работа ведется в парах, в
четверках и выбирается лучший чтец. (Аналогично
работе на предыдущем уроке.)
VII. Обобщающая беседа
У. Мы вместе с поэтом видим,
слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами:
что он видит?
Д. Поэт видит, как ночь сменяется
рассветом, видит пробуждение природы.
У. Что он слышит?
Д. Слышит предутреннюю тишину,
звуки колокольчика, движение птиц, людей, пение
птиц и песню пахаря.
У. Что он ощущает?
Д. Поэт ощущает свежесть утра,
радость трудового дня.
У. Расскажите, в какой местности
жил поэт, наблюдая утро.
Д. В средней полосе России, так
как он видит лес, поле, озеро или ширь реки.
– Природа почти не тронута рукой
человека. Нет заводов и фабрик, больших домов.
Человек не мешает природе.
У. Есть ли в России сейчас такие
уголки?
Д. Конечно, в России еще есть
такие уголки природы.
У. Докажите, что поэт бесконечно
любит свою – и нашу с вами – Родину.
Д. Ему все нравится в России, он
любуется ею, ее картинами, ее звуками, ее
раздольем, ее красотою, ее людьми.
VIII. Домашнее задание
Выразительно прочитать
стихотворение целиком. Выучить запомнившийся
отрывок и нарисовать картину.
Тема. «И.Бунин. "Полевые
цветы"».
Цели. Продолжить знакомство
учащихся с поэзией И.А. Бунина, учить анализу
стихотворения; воспитывать внимание к
поэтическому слову; прививать любовь к родному
краю.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); загадки; цветочные благовония;
репродукция картины Яна ван Хёйсума "Букет
цветов".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Отгадывание загадок о цветах. На
доске рисунки детей с изображениями полевых
цветов. Дети читают загадки о цветах и показывают
их.
Ученик 1
Желтая скатерка,
Белая оборка,
У оборки той зубцы –
Закругленные концы.
Дети. Ромашка.
Учитель. Объясните, почему вы так
считаете?
Д. У ромашки желтый глазок, а
вокруг белые лепестки с закругленными краями.
Ученик 2
У травки-кудрявки
Кисточки лиловые,
В них цветки медовые,
А у листа –
верхушка –
Ветка-завитушка.
Д. Мышиный горошек.
Ученик 3
Цветик-невеличка,
Яркий огонек.
Как зовут?
Д. Гвоздичка.
Ученик 4
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Д. Одуванчик.
Ученик 5
Любят зайчатки
Листья-тройчатки
От травы-полевки,
Красной головки.
Д. Клевер красный.
Ученик 6
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Д. Колокольчик.
У. Где растут эти цветы? Как их
можно назвать?
Д. Это полевые цветы, потому что
они растут в поле.
У. Закройте глаза и представьте,
что вы находитесь на лугу в момент цветения и
почувствовали восхитительный аромат цветущих
растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох
ртом два-три раза.
Откройте глаза. Перед вами изображение букета
полевых цветов.
Учитель показывает репродукцию
картины "Букет цветов" голландского
художника Яна ван Хёйсума (1722) (Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия).
– Об этих скромных и нежных цветах
поэты сочиняли стихи, композиторы писали музыку
на эти стихи. Сегодня мы познакомимся со
стихотворением Ивана Бунина "Полевые
цветы".
III. Первичное восприятие текста
Книги у учащихся закрыты.
У. Послушайте стихотворение и
ответьте на вопросы: какие цветы поэту нравятся
больше других? Почему?
Учитель читает стихотворение.
– Ответьте на поставленный перед
вами вопрос.
Д. Поэту нравятся цветы лесов и
лугов. Они напоминают про "давно забытые
светлые дни". Они красивые и сердцу родные.
IV. Словарная работа
У. Прочитайте стихотворение про
себя и выделите непонятные слова.
Учитель объясняет смысл слов.
Пышно – ярко, нарядно, великолепно.
Заморских (цветов) – привезенных
из-за моря, из других стран.
Благовонная (весна) – аромат,
запах.
Вечных созвездий – группа звезд.
"Сестра и братья заморских цветов"
– родные садовых цветов.
V. Работа с текстом
У. Сколько частей в
стихотворении? Почему?
Д. Две части. В первой части
говорится о садовых цветах, а во второй – о
полевых.
У. О каких цветах идет речь в
первой части? Назовите их.
Д. Розы, гвоздики, хризантемы,
герберы, лилии.
У. Докажите, что они хорошие.
Д. "Нежны и сладки их
запахи", "пышно цветут".
У. Почему же они автору нравятся
меньше, чем полевые?
Д. Он к ним не привык. Эти цветы
для него "чужие", растут в теплицах, за
морями.
У. Чем поэту нравятся полевые
цветы?
Д. Цветы "скромные", они
растут на свободе, "в лесах и лугах". Над ними
нет клетки ("теплицы зеркальные"), а есть
небо и звезды.
У. Как об их красоте говорит
поэт?
Д. Их красота "стыдливая" –
скромная, незаметная и тем прекрасная. Они
"сердцу и взору родные", напоминают что-то
забытое, но счастливое, доброе.
У. Нарисуйте словесную картинку
места: где растут садовые цветы? В каких условиях?
Как они выглядят?
Д. Садовые цветы растут в
теплицах, за ними заботливо ухаживают. Они
горделиво стоят за зеркальными стеклами. Пышны и
красивы их листья и стебли.
У. А теперь нарисуйте: где растут
полевые цветы? Какие цветы вы нарисуете?
Д. В лесу – ландыш и купальница,
они цветут в мае, одуванчики – в поле,
колокольчики – в поле, клевер – на лугу.
У. Как выглядят полевые цветы?
Д. Они нежны, скромны. Тонки и
гибки их стебли. Они беззащитны. Над ними простор
голубой.
У. Прочитайте стихотворение
целиком. Рассмотрите иллюстрации к нему.
Дети выполняют задание.
– Какими строчками можно подписать
эти иллюстрации?
Д. "Скромные сестра и братья
заморских цветов".
– "Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они".
VI. Обобщающая беседа
У. Какие мысли и чувства
вызывает у вас это стихотворение?
Д. Нам дороги полевые цветы,
родная природа, потому что мы их видим каждый
день, к ним привыкли, они стали родными. Мы их за
это любим, они наши – скромные и прекрасные.
– Эти картины природы волнуют нас,
заставляют думать о чем-то родном и хорошем.
У. Как поэт относился к своей
родине – России?
Д. Иван Бунин любил свою родину,
грустил о ней.
VII. Работа над выразительностью
чтения
У. Стихотворение называется
"Полевые цветы". Автор не называет их в
отдельности, а говорит обо всех полевых цветах.
Определите, что хотел выразить Бунин в
этом стихотворении, о чем думал?
Д. Он хотел выразить свою любовь
к родной природе, к родине.
У. Как вы думаете, с каким
настроением надо читать это стихотворение?
Д. Первую часть – равнодушно,
холодно, вторую часть – тепло, восторженно.
У. Какой надо выбрать темп?
Д. Умеренный.
Далее работа ведется так же как и на
предыдущих уроках. Лучший чтец награждается.
VIII. Домашнее задание
У. Мы читали стихи Ивана Бунина.
Расскажите, что мы узнали о поэте, читая его
стихи.
Подготовьте выразительное чтение.
Выучите по желанию одно из прочитанных
стихотворений Бунина.
Тема. «Поэтическая тетрадь. Страна
детства. А.Н. Плещеев. "Детство",
"Былое"».
Цели. Ознакомить с картиной мира
ХIХ века на примере поэтических произведений
А.Н. Плещеева "Детство", "Былое";
развивать эмоционально-чувственное отношение к
родной поэзии; воспитывать доброту и
отзывчивость к окружающим людям.
Оборудование. Учебник "Родная
речь"( кн. 3, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство с книгой "Родная речь"
Учитель. Перед нами учебник по
чтению. Почему учебник так назван?
Дети. Мы будем изучать
произведения русских писателей и поэтов. Для нас
это родная речь, образец русской культуры.
У. Рассмотрите обложку книги.
Что на ней изображено?
Д. В центре изображена азбука
кириллица.
У. Раньше пословица говорила:
"Сперва аз да буки, а потом все науки". Что
означает эта пословица?
Д. Сперва выучи буквы, а потом
будешь узнавать обо всем из прочитанных книг.
У. Современная пословица
говорит: "Азбука – к мудрости ступеньки".
Что это означает?
Д. Научившись читать, мы узнаем
смысл написанного и станем умнее, мудрее.
У. Да, ребята, читая, вы познаете
то, что было пережито нашими предками много веков
назад. Через чтение поэтических и прозаических
произведений вы общаетесь с поэтами и писателями
другого времени (эпохи), узнаете их мир, чувства и
мысли.
И такому вдумчивому и внимательному чтению надо
учиться. На уроке чтения мы будем читать, думать и
понимать написанное поэтом или писателем.
Прочитайте слова Ушинского, записанные на доске.
На доске:
"Читать – это еще ничего не
значит: что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное дело".
К.Д. Ушинский |
– Этому главному делу мы
посвятим уроки чтения.
III. Знакомство с содержанием
учебника
У. Откуда мы сможем узнать, что
будем читать?
Д. Из содержания учебника.
У. Прочитайте названия разделов.
Что будем читать?
Д. Былины, сказания, жития,
сказки, много стихов.
У. Стихи в книге объединены в
поэтические тетради. Сколько поэтических
тетрадей в учебнике?
Д. Две.
У. Что входит в поэтическую
тетрадь "Светлый край берез, моя Россия"?
Д. Стихи русских поэтов о Родине,
о природе.
У. Сегодня мы начнем
перелистывать страницы одной из поэтических
тетрадей. Какой, вы узнаете, если внимательно
посмотрите на доску.
На доске: портреты поэтов,
репродукция картины "Московский дворик"
художника В.Д. Поленова, книги А.Н. Плещеева,
И.С. Никитина.
– Назовите поэтическую тетрадь, с
которой мы сегодня на уроке познакомимся.
Д. "Страна детства".
У. Как вы думаете, о чем написаны
стихи в этой поэтической тетради?
Д. Это стихи о детских годах
поэтов, о жизни детей ХIХ века.
У. Мне вспоминаются слова моего
любимого писателя Паустовского. Он писал: "Всю
прелесть детства мы начинаем понимать, когда
делаемся взрослыми. В детстве всё было другим.
Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и
всё нам казалось гораздо более ярким".
Мы прочитаем стихи поэтов и увидим мир
их детства, через поэтические строки представим
картину жизни той далекой эпохи, узнаем, что
волновало и занимало детей того времени, какие
были люди, что ценили в жизни, а что осуждали.
IV. Сообщение темы урока
У. Начинает поэтическую тетрадь
"Страна детства" поэт Алексей Николаевич
Плещеев. Посмотрите на портрет поэта
(страница 238). Прочитайте имя, отчество и
фамилию поэта, даты жизни. С его произведениями
мы сегодня познакомимся.
Дети читают.
V. Рассказ учителя о поэте
У. Поэт родился в 1825 году в
Костроме – небольшом городке на Волге. Его
детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт
в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в
1864 году. Поэт писал стихи для взрослых и детей.
Особой известностью пользовались его стихи для
детей.
VI. Первичное восприятие
стихотворения "Детство"
У. Послушайте стихотворение
Плещеева и ответьте на вопросы, записанные на
доске.
На доске:
1. Что вспомнилось поэту из
далеких детских лет?
2. Какие чувства вызывают эти
воспоминания? |
Учитель читает
стихотворение "Детство".
– Ответьте на первый вопрос.
Д. Поэт вспоминает родной уголок
детства, где он вырос, свои игры, забавы. Ему
вспомнились лица товарищей, друзей.
У. Какие чувства вызывают эти
воспоминания у поэта?
Д. Эти воспоминания вызывают
добрые, нежные, приятные и в то же время грустные
чувства.
VII. Работа с текстом
У. Прочитайте стихотворение про
себя, слова, которые были непонятны при чтении,
отметьте.
Дети выясняют смысл слов с помощью
словаря.
– Подумайте, сколько можно выделить
частей в этом стихотворении.
Д. Две части.
У. К какой части относится
иллюстрация на странице 240?
Д. К первой.
Дети читают пять четверостиший.
У. Где проходило детство поэта?
Д. Это был очень зеленый городок.
У. Прочитайте, где любили
собираться дети?
Д. "Приходского храма угрюмые
своды".
– "Вокруг него зелень берез...
У этих берез, за церковной оградой,
Сойдется нас много детей".
У. Художник изобразил этот
уголок. Какие строчки подойдут к этой
иллюстрации?
Д. "Там милы дорожки заглохшие
были,
Сирень, окружавшая храм".
У. Как проводили время ребята?
Прочитайте.
Д. "И не было играм конца",
"Мы птичек к себе приручали проворных".
У. Как родители относились к
долгим играм?
Д. "Там матери нежный упрек
забывался
И выговор строгий отца".
У. Как вы понимаете слова
"нежный упрек"?
Д. Замечание сделано без злости,
просто ласково высказано неудовольствие.
У. Прочитайте вторую часть
стихотворения.
Дети дочитывают текст до конца.
– Что вспоминается поэту во второй
части стихотворения?
Д. Поэт вспоминает одного из
своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт
рассказывает, как могла сложиться судьба этого
мальчика.
У. Найдите и прочитайте слова,
которыми поэт рисует образ мальчика.
Д. "...Кротко светились
Глаза его, был он несмел".
У. Замените близким по значению
слово "кротко".
Д. Покорно, смирно.
У. Есть ли еще строки,
описывающие мальчика?
Д. "...Улыбался, но доброго
взора
С игривой толпы не спускал".
У. "Взор" – это взгляд.
Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки
говорят о его доброте?
Д. "Отдать бы последнее
рад".
У. Почему он не играл, а "молча
в сторонке сидел"?
Д. Он был слаб здоровьем, сирота.
– "Попреки, толчки он терпел то и дело,
Без слез не едал и куска".
У. Какое увлечение было у
мальчика? Прочитайте.
Д. "Читал всё и ночью, и
днем".
У. Каким вы представляете себе
этого мальчика? Охарактеризуйте его словами.
Д. Тихий, кроткий, несмелый,
добрый, увлеченный чтением, любознательный.
У. Что с ним стало?
Д. Поэт не знает, как сложилась
жизнь у мальчика.
У. В последних строчках
стихотворения поэт показывает свое отношение к
детям.
Прочитайте слова, в которых выражена
любовь к ним.
Д. "...и опять вечерком
Малютки...
Болтают, усевшись рядком.
Там долго ... раздаются
И звонкие их голоски."
VIII. Обобщающая беседа
У. Что вы узнали о жизни поэта из
этого стихотворения?
Д. Узнали о том, где и как
проходило детство поэта.
– Узнали о его друзьях, о том, чем он дорожил в
жизни.
У. Какие чувства оставляют стихи
поэта?
Д. Стихи оставляют добрые и
нежные чувства.
IХ. Домашнее задание
У. Дома продолжите чтение стихов
А.Н. Плещеева. Самостоятельно прочитайте
стихотворение "Былое". Озаглавьте каждую
часть стихотворения. Выразительное чтение
готовьте по рядам: I часть – 1-й ряд, II часть – 2-й
ряд, III часть – 3-й ряд.
Тема. «И.С. Никитин.
"Воспоминание о детстве"».
Цели. Познакомить с поэтом ХIХ века
И.С. Никитиным, с литературоведческими
терминами (сравнение, олицетворение); через
поэтическое произведение раскрыть картину жизни
того времени в представлении поэта; воспитывать
внимание к поэтическому языку; учить
выразительному чтению поэтических произведений.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 3, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); портреты А.Н. Плещеева и
И.С. Никитина; карточки с терминами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
На доске портрет поэта А.Н. Плещеева,
выставка его книг.
Учитель. Назовите имя, отчество и
фамилию поэта.
Дети. Алексей Николаевич Плещеев.
У. Как называется стихотворение,
которое вы читали дома?
Д. "Былое".
У. Почему оно так названо?
Д. Стихотворение называется
"Былое" потому, что поэт вспоминает прошлое,
то, что было в его жизни в далекие детские годы.
III. Проверка домашнего задания
У. Как вы готовились к уроку?
Д. Читали стихотворение,
озаглавили каждую часть, готовились к
выразительному чтению по памятке.
У. О чем рассказывает поэт в
первой части?
Д. О своем любимом уголке, старом
саде с прудом.
У. Как можно озаглавить эту
часть?
Д. Любимый уголок.
У. Какие чувства вы должны
донести до слушателей, читая эту часть
стихотворения?
Д. Волнующие чувства, выразить
любовь к этому уголку природы.
Дети читают первую часть
стихотворения.
– Как вы озаглавили вторую часть
стихотворения?
Д. Нянюшка.
У. Чем поэту запомнился образ
няни?
Д. Няня, молящаяся у икон.
Детское любопытство: "Чем же она прогневала
Христа?"
У. Как воспитывались в семье
дети?
Д. Дети воспитывались с глубокой
верой в Бога, в смирении и послушании.
Дети читают вторую часть.
У. О чем рассказывается в
третьей части? Как вы ее озаглавили?
Д. Расставание.
У. С каким настроением нужно
читать эту часть?
Д. С грустным настроением, с
болью и печалью.
Дети читают третью часть
стихотворения. Оценки за выразительное чтение
обсуждаются детьми.
IV. Сообщение темы урока
Рядом с портретом А.Н. Плещеева
учитель ставит портрет И.С. Никитина.
У. Обратите внимание на даты
жизни поэтов. Можно ли сказать, что Плещеев и
Никитин были поэтами одной поры?
Д. Да, они жили в одно и то же
время. Но Никитин прожил короткую жизнь. В
возрасте 36 лет он умер.
У. Сегодня на уроке мы с вами
познакомимся с произведением Ивана Николаевича
Никитина "Воспоминание о детстве".
V. Рассказ учителя о поэте
У. Детство поэта прошло в
Воронеже, отец его был купцом – владельцем
небольшого свечного завода. Иван Саввич учился в
духовном училище, а потом в семинарии, но не
закончил учение. Мать поэта была добрая, ласковая
женщина, но рано умерла. Отец не смог заботиться о
сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя Иван
Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он
подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал
писать рано, но долго не решался их напечатать. И
первое стихотворение "Русь" принесло ему
известность. Стихи Никитина вы читали во втором
классе. Назовите их.
Д. "Утро", "Встреча
зимы".
У. Стихотворение, которое мы
будем читать сегодня, называется
"Воспоминание о детстве".
VI. Первичное восприятие текста
Учитель читает стихотворение.
У. С каким чувством вспоминает
поэт годы детства?
Д. С грустью и печалью.
У. Что вызывало радость в душе
ребенка?
Д. Общение с природой.
У. Что любил будущий поэт?
Д. Поэт любил родные просторы,
леса, поля и нивы.
– Любил читать книги, слушать
рассказы няни.
VII. Работа с текстом
У. Прочитайте текст
самостоятельно. При чтении отмечайте карандашом
непонятные слова.
Дети читают стихотворение.
– Какие слова вы подчеркнули?
Дети отвечают.
– Дома, пользуясь словарем, узнайте
значение этих слов.
Сколько можно выделить частей в
стихотворении?
Д. В стихотворении четыре части.
У. Молодцы!
VIII. Домашнее задание
У. Дома вы готовите
выразительное чтение стихотворения, находите
толкование слов, которые подчеркнули, и
определяете границы частей стихотворения.
Тема. «И.С. Никитин.
"Воспоминание о детстве"».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная часть
Учитель. Назовите автора
поэтического произведения, с которым вы работали
дома.
Дети. Иван Саввич Никитин.
У. Какова тема этого
стихотворения?
Д. Воспоминания о детстве, об
окружающей его природе и людях.
У. Стихотворение носит
автобиографический характер: это значит, что в
стихотворении нашли отражение факты жизни
самого поэта.
– Что вы узнали о детстве поэта из
стихотворения и моего рассказа на прошлом уроке?
Д. Родился Никитин в Воронеже, в
семье купца. Детство его прошло печально, рано
умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: "в
пустыне рос я сиротой". Любил прогулки на
природе, книги и рассказы няни "о блеске чудных
царств и гор".
III. Работа с текстом
У. Прочитайте стихотворение.
Дети читают текст.
– Сколько частей можно выделить в
стихотворении?
Д. Четыре части.
У. Будем читать по частям и
объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте
первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете,
она заканчивается.
Читает один ученик. Дети поднимают
руки на строке "Под ним узорчатый ковер..."
– Что мы узнаем сразу же из первых
строк?
Д. Как шли годы детства автора.
У. Как вы понимаете слово
"однообразно"?
Д. Изо дня в день одно и то же,
постоянно. Ничто не менялось. Дни были похожи
друг на друга.
У. Прочитайте, каким мы видим дом
поэта.
Д. "Я помню дом наш
деревянный..."
У. Докажите строчками автора,
что необычного запомнил в доме мальчик.
Д. "Причудливых изображений
На белом фоне потолков
Счастливый плод воображенья
Оригинальных маляров".
У. Что означает "счастливый
плод воображенья"?
Д. Необычный, придуманный кем-то
рисунок.
У. Прочитайте, как выглядело
убранство комнаты.
Д. "Большой диван и круглый
стол".
У. Память оставила поэту точное
изображение картины дома. Прочитайте вторую
часть стихотворения.
Дети дочитывают до строчки "Одной
был радостью святой..." и поднимают руку.
– Докажите словами автора, что
увиденные картины природы ему радостны.
Д. "С какою тайною
отрадой"...; язык природы одной был радостью
святой..."
У. Каким близким по значению
словом можно заменить слово "отрадой"?
Д. Удовольствием, радостью.
У. Перечитайте про себя вторую
часть. Попробуйте представить и рассказать
увиденные картины природы. Какие картины вы
увидели?
Д. Раннее утро, восходит солнце,
золотые лучи пробиваются сквозь облака.
Местность холмистая, с красивыми берегами рек.
Поля с хлебами.
У. Представить, увидеть картины
природы помогают образные поэтические слова.
Такие слова в литературе называются
"эпитеты".
Учитель прикрепляет на доску
карточку.
На доске:
– Найдите во второй части
яркие образные слова, например, такие, как
"сонною землею", "полосатыми полями".
Какие еще эпитеты использует поэт?
Д. "Золотистыми волнами",
"и тень волнистой нивы", "восток
безоблачный".
У. Для чего поэт использует эти
слова?
Д. Чтобы читатель мог ярче
представить себе картины природы, явления.
У. Прочитайте третью часть.
Остановитесь там, где, как вы считаете,
заканчивается эта часть.
Читает один ученик. Дети молча
поднимают руку на строчке "Как собеседник,
отвечал...".
– Какое настроение описывает поэт?
Д. Грустное и печальное.
У. Чтобы выразить печаль и
тяжесть на душе в сырой осенний день, поэт
сравнивает туман с дымом свинцовым.
"Когда сырой туман осенний
Поля и дальние деревни,
Как дым свинцовый, одевал..."
Этот прием сравнения знакомого
явления с другим предметом помогает по-особому
увидеть это явление.
А знаете ли вы, как называется изображение
неживых предметов в виде живых существ?
А самовар, как верный друг,
Их споры слушал молчаливо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как собеседник, отвечал...
Такой прием называется
олицетворением.
Учитель прикрепляет на доску
карточку.
На доске:
– Поэт одушевляет самовар и
называет его верным другом. В одной только части
поэт использует разные приемы. Для чего поэт так
пишет стихотворение?
Д. Поэт хочет показать свои
чувства, передать свое настроение, точнее
описать каждый предмет.
У. Дочитываем четвертую часть.
Дети читают стихотворение до конца.
– Что было радостью, утешением для
будущего поэта?
Д. Чтение любимых книг, сказки,
рассказанные няней.
IV. Обобщающая беседа
У. Чем интересно было для нас
чтение "воспоминаний о детстве"?
Д. Поэт жил в ХIХ веке, и нам было
интересно узнать, как жили люди другого века, что
чувствовали, что любили.
У. Мы представили картину жизни
поэта, его мысли и переживания. Давно нет поэта, а
чувства, которые он выразил в стихотворении,
трогают нас, не оставляют равнодушными.
V. Работа над выразительностью
чтения
У. Перечитаем стихотворение еще
раз и определим интонацию каждой части.
Д. Первая часть – спокойно,
повествующе.
Вторая часть – радостно, взволнованно.
Третья часть – спокойно, монотонно.
Четвертая часть – спокойно, загадочно.
У. Расставим логические
ударения и паузы.
Работа выполняется вместе с
учителем.
Дети читают в парах, в четверках. Выбирают лучших
чтецов, работа ведется так же, как и на предыдущих
уроках.
VI. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок из
стихотворения.
|