Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2004

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лариса САЛОМАТИНА

Окончание. См. № 31, 34, 40, 45/2003; 4, 9, 14, 18/2004

У природы нет плохой погоды

Слово учителю

Дорогие коллеги!

Перед вами книга-тетрадь, которая является органичным продолжением курса "Комплексный анализ текста". Идея создания данного пособия была связана c тем, что дети должны поработать в летнее время с последним разделом "Красное лето никому не надокучило".

В пособии три раздела: "Июнь – конец пролетья, начало лета", "Июль – краса лета, середка цвета" и
августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит". В них собраны произведения (отрывки) русских классиков о лете. В текстах просто и правдиво изображены картины родной природы. Они учат не только любоваться ею, но и видеть явления природы, по которым часто взор детей скользит поверхностно. Задача изучения этих произведений – приблизить детей к природе, вызвать интерес к ней, а также закрепить знания, приобретенные при изучении курса. Работа с книгой-тетрадью должна вызвать у детей после прочтения текста желание непосредственно пообщаться с природой в лесу, на реке, на лугу, беречь и приумножать богатства родной земли, читать книги.

Важно, чтобы дети воспринимали художественное слово и умело сочетали его с собственными наблюдениями природных явлений. Все это воспитывает интерес к окружающему миру, создает основу для глубокого понимания родной природы, любви к ней.

Книга-тетрадь не освещает всех природных явлений в летний период, но в тех произведениях (отрывках), которые помещены в пособии, художественными средствами показаны мир растений, животных, жизнь человека.

Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет образованию ярких образов, обогатит словарь детей, украсит их речь.

Примечание.

Книга-тетрадь предназначена для самостоятельного изучения детьми. Контроль за ее ведением возможен со стороны родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Для работы могут быть использованы все тексты или часть их выборочно по нескольку на каждый летний месяц.
Посоветуйте детям читать тексты каждого раздела в соответствующий летний месяц, наблюдая за тем, о чем рассказал писатель в своем произведении, сравнивая и записывая свои открытия в дневник читателя.
Занятия по этому пособию будут не совсем обычными, потому что на них не будет учителя, который подскажет ребенку. Ученик будет общаться с текстом самостоятельно.
Для занятий по данному пособию ребенку понадобятся:

1) Толковый словарь;
2) Словарь синонимов и антонимов;
3) собственный словарик, который он будет заполнять в процессе чтения текстов;
4) дневник читателя для творческих работ;
5) тетрадь для записи ответов на задания.

Автор

Июнь – конец пролетья, начало лета

Занятие первое

Автор. Дорогой друг! Ты приступил к занятиям по книге-тетради. С приходом лета в природе происходит много изменений. О многих из них написал в своем рассказе "Лето" Константин Дмитриевич Ушинский. Сегодня ты прочитаешь первую часть этого рассказа. Чтобы узнать, о каком явлении природы пойдет речь в этой части рассказа, отгадай загадку:

Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.

(Солнце)

Прочитай текст.

ЛЕТО

(I часть)

В начале лета бывают самые долгие дни. Часов двенадцать солнце не сходит с неба, и вечерняя заря еще не успевает погаснуть на западе, как на востоке показывается уже беловатая полоска – признак приближающегося утра. И чем ближе к северу, тем дни летом длиннее и ночи короче.

Высоко-высоко подымается солнышко летом, не то что зимой: еще немного повыше, и оно стало бы прямо над головой. Почти отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. Вот подходит полдень; солнце взобралось высоко на прозрачный голубой свод неба. Только кое-где, как легкие серебряные черточки, видны перистые облачка– предвестники постоянной хорошей погоды, или вёдра, как говорят крестьяне. Выше уже солнце идти не может и с этой точки станет спускаться к западу. Точка, откуда солнце начинает уже склоняться, называется полднем. Станьте лицом к полудню, и та сторона, куда вы смотрите, будет юг, налево, откуда поднялось солнце, – восток, направо, куда оно клонится, – запад, а позади вас – север, где солнце никогда не бывает.

В полдень не только на самое солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на все, что освещено солнцем. И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады. Уж слишком тепло! Над отдыхающими полями (теми, на которых ничего не посеяно в этом году) струится легкий пар. Это теплый воздух, наполненный испарениями: струясь, как вода, подымается он от сильно нагретой земли. Вот почему наши умные крестьяне и говорят о таких полях, что они отдыхают под паром. На дереве не шелохнется, и листья, будто утомленные жаром, повисли. Птицы попрятались в лесной глуши; домашний скот перестает пастись и ищет прохлады; человек, облитый поRтом и чувствуя сильное изнеможение, оставляет работу: всё ждет, когда спадет жар. Но для хлеба, для сена, для деревьев необходимы эти жары.

Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей. Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю. Только бы дождь не был с градом, что иногда случается среди самого жаркого лета: град губителен для поспевающих хлебов и лоском кладет иное поле. Крестьяне усердно молят Бога, чтобы града не было.

Задания

1. В тексте тебе встретились такие слова: "свод" (неба), "перистые" (облака), "град", "лоск". Если тебе незнакомы их значения, обратись к Толковому словарю и выпиши в свой словарик.

2. Определи тему и тип текста.

3. Что нового ты узнал из рассказа К.Д. Ушинского о солнце?

4. Согласен ли ты с автором, что летом от жары, солнца все изнемогает?

5. Что хотел выразить Ушинский предложением "Уж слишком тепло!"? Почему оно восклицательное?

6. Почему летом все рады дождю? Почему боятся дождя с градом? Есть такая народная примета: если 3 июня – дождь с градом, то 3 декабря – снег с крупой.

7. Как ты думаешь, какую важную мысль хотел донести Ушинский до читателя?

В начале лета действительно бывают самые долгие дни. Самый длинный день – 22 июня. Его называют днем летнего солнцестояния.

8. Понаблюдай и запиши, какова будет продолжительность дня в этот день. Если по каким-то причинам ты не сможешь понаблюдать, воспользуйся данными из отрывного календаря на этот год.

9. В народе есть такая поговорка про 22 июня:
"С солнцеворота (22 июня) солнце на зиму, лето на жар". Как ты ее понимаешь? Запиши.

10. В народе много примет, по которым определяют погоду. Эти приметы связаны с солнцем.

Вот некоторые из них.

  • Солнце встает в облаках, лучами вверх – к дождю.

  • Ярко-красное солнце на закате – к ветреной погоде.

  • Вечерняя или утренняя заря красноватого цвета – к ненастью.

  • В июне жара перестоит – жди в июле дождей.

11. Из текста ты узнал, что вёдро – это постоянная хорошая погода.

А как ты понимаешь следующую пословицу: "После грозы – вёдро, после горя – радость"? Запиши.

12. Перечитай текст внимательно, закрой его и отгадай кроссворд. Можешь загадать его своим друзьям.

Вопросы:

1. Длительное отсутствие дождей, приводящее к высыханию почвы и гибели растительности.

2. Точка, откуда начинает склоняться солнце.

3. Место, где в жару прячутся птицы.

4. Месяц, в котором бывает день летнего солнцестояния.

5. Сколько в среднем часов солнце не сходит с неба в начале лета?

6. Как называются поля, на которых в этом году ничего не посеяно?

Ответы:

1. Засуха. 2. Полдень. 3. Глушь. 4. Июнь. 5. Двенадцать. 6. Отдыхающие.

Если ты правильно ответил на все вопросы, в выделеных клеточках появится слово Солнце.

13. Попробуй подняться на рассвете и понаблюдать, как встает солнце, начинается новый день. Напиши в дневник сочинение-миниатюру "Как я встречал(а) новый день".

Занятие второе

Хорошо летом оказаться на реке, на пруду, на море и целый день провести на воде!
Если нет возможности искупаться, то все стараются как-то по-другому спастись от жары.
О том, как в летний день люди, животные, насекомые прячутся от жары, ты узнаешь из рассказа Всеволода Михайловича Гаршина.
В тексте встретится слово "Реомюр".
Рене-Антуан Реомюр (1683–1757) – французский естествоиспытатель, инженер. Он предложил температурную шкалу, которую назвали его именем.
"Заниматься боковыми занятиями" – отдыхать.
В словаре найди и выпиши в свой словарик значения слов "навес", "амбар", "аршин".
Прочитай текст.

* * *

В один прекрасный июньский день, – а прекрасный он был потому, что было двадцать восемь градусов по Реомюру, – в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым вишняком. Всё почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары. О домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес; собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза, прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она, очевидно, от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками, отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками, продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он принимал глупый вид и во все горло кричал: "Какой ска-ан-да-ал!!"

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Прочитай первое предложение. Выпиши слова, которые помогают нам представить себе то, что действительно было очень жарко.

3. Как ты думаешь, почему в жару все затихает, спит? Как ты понимаешь выражение "смертельная жара"? Выпиши из словаря синонимов слова, близкие по значению слову "жара". Расположи их по мере усиления значения.

4. Перечитай еще раз, кто где прятался. Зачем свиньи отправились на берег и улеглись в грязь?

5. Почему куры не боялись жары? Как они проводили время?

Немного похоже на сказку то, что петух кричал: "Какой ска-ан-да-ал!!"? Может ли быть такое на самом деле?

6. Как ты прячешься от жары? Напиши небольшой развернутый ответ на вопрос: любишь ли ты жаркие летние дни? Почему?

7. Выпиши из текста все глаголы, определи время. Что ты заметил? Соблюдается ли в этом отрывке единый временной план текста?

8. Какова главная мысль текста?

Занятие третье

Автор. Если ты ходил собирать землянику, то знаешь, что растет она в лесу. А вот клубника растет в поле, на открытом солнечном пространстве.

О том, как собирали полевую клубнику, ты узнаешь из рассказа Сергея Тимофеевича Аксакова.

Бурак – это берестяное лукошко. Посмотри в словаре значения слов "береста", "лубок", "таган".

Пастилы – это сладкие лепешки.

Прочитай текст.

* * *

Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которою позволяли нам вдоволь. Мать сама была большая охотница до этих ягод.

Мы ездили за клубникой целым домом, так что только повар Макей оставался в своей кухне, но и его отпускали после обеда, и он всегда возвращался уже к вечеру с огромным кузовом чудесной клубники. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузов.

У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые бурачки, испещренные вытисненными на них узорами. Милая моя сестрица не умела брать ягод, то есть не умела отличать спелую клубнику от неспелой. Я слышал, как ее нянька Параша, всегда очень ласковая и добрая женщина, вытряхивая бурачок, говорила:

– Ну, барышня, опять набрала зеленухи!

И потом наполняла ее бурачок ягодами из своего кузова.

По возвращении домой начиналась новая возня с ягодами: в тени от нашего домика рассыпали их на широкий чистый липовый лубок, самые крупные отбирали на варенье, потом для кушанья, потом для сушки; из остальных делали русские и татарские пастилы; русскими назывались пастилы толстые, сахарные или медовые, процеженные сквозь рединку, а татарскими – тоненькие, как кожа, со всеми ягодными семечками, довольно кислые на вкус.

Эти приготовления занимали меня сначала едва ли не более собирания ягод; но наконец и они мне наскучили.

Более всего любил я смотреть, как мать варила варенье в медных блестящих тазах на тагане, под которым разводился огонь, – может быть, потому, что снимаемые с кипящего таза сахарные пенки большею частью отдавались нам с сестрицей; мы с ней обыкновенно сидели на земле, поджав под себя ноги, нетерпеливо ожидая, когда масса ягод и сахара начнет вздуваться, пузыриться и покрываться беловатою пеленою.

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Как ты понимаешь выражения: "мать была большая охотница до ягод", "ездили целым домом"?

3. Во что собирали ягоды? Почему у всех была разная посуда? Во что сейчас собирают клубнику?

4. Проследи по тексту, как называет Сергей свою сестру. О чем это говорит?

Умела ли сестра отличать спелую клубнику от неспелой? Почему ее не ругали за это? Кто и зачем помогал ей наполнить бурачок ягодами?

5. Как ты понимаешь выражение "начиналась новая возня с ягодами"? Как сортировали ягоды? Если вы собираете ягоды, что вы делаете с ними?

6. Что больше всего любил Сережа? А ты пробовал ягодные пенки от варенья? Варят ли у тебя в семье варенье из ягод?

7. Перечитай текст и выпиши те слова, которые использовал Аксаков, чтобы помочь при чтении текста чувствовать запах ягод, вкус варенья.

8. Как относился к сбору ягод Сергей? Зачем Аксаков рассказал нам этот эпизод из своего детства? Какую важную мысль он хотел донести до нас?

9. Сбор ягод – трудное занятие, ведь за каждой ягодкой нужно наклоняться вниз. Ленивому человеку это, пожалуй, не под силу.

Объясни следующую пословицу. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок". Если ты не читал сказку Катаева "Дудочка и кувшинчик", обязательно прочитай. Из нее ты узнаешь, что бывает с ленивыми людьми, когда они берутся за сбор ягод.

10. Выполни в тетради следующее упражнение.

Образец: варенье из клубники – клубничное варенье.

Варенье из сливы – ... ... ;
варенье из яблок – ... ... ;
варенье из персиков – ... ... ;
варенье из вишни – ... ... ;
варенье из крыжовника – ... ... ;
варенье из абрикосов – ... ... ;
варенье из малины – ... ... ;
варенье из смородины – ... ... ;
варенье из облепихи – ... ... .

Занятие четвертое

Автор. О том, как летом выглядит молодой березовый лес, ты узнаешь из рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Березовый лес" (отрывок из рассказа "Веселый двор").

Прочитай текст.

* * *

За пшеницей, за березой показался шелковистый березовый кустарник, темно-зеленый.

Место тут степное, ровное, кажется очень глухим: ничего не видишь, кроме неба и бесконечного кустарника. Везде буйно заросла земля, а уж тут прямо непролазная чаща. ТраRвы – по пояс, где кусты – не прокосишь. По пояс и цветы. От цветов – белых, синих, розовых, желтых – рябит в глазах. Целые поляны залиты ими, такими красивыми, что только в березовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нес песни жаворонков, но они терялись в непрестанно бегущем шелесте и шуме. Еле намечалась среди кустов и пней заглохшая дорога. Сладко пахло клубникой, горько – земляникой, березой, полынью.

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Что необычного заметил Бунин в березовом лесу? Как он называет это место?

3. Как можно заменить выражение "непролазная чаща" на близкое по смыслу?

4. О чем мы можем догадаться по тому, как заросла земля в лесу травой и цветами?

5. Бунин не перечисляет в тексте названий цветов, которые росли в березовом лесу. Он различает их по цвету, при этом уточняет, что эти цветы растут только в березовых лесах. Попробуй догадаться, о каких лесных цветах пишет Бунин? Сделай в тетради такую запись:

Белые: ... , ... .
Синие: ... , ... .
Розовые: ... , ... .
Желтые: ... , ... .

6. Какая погода стояла в лесу?

7. Откуда ветер нес песни жаворонков?

8. Как ты понимаешь выражение "песни терялись в непрестанном, бегущем шелесте и шуме"?

9. Какие звуки в каких словах передают шум в лесу? Запиши эти слова.

10. Как ты понимаешь слова "заглохшая дорога"? Сравни со словосочетанием "глухая дорога". Какую роль играет приставка за-?

11. Какие запахи чувствует писатель? Какие звуки слышит? Какие краски видит?

12. Если бы ты был художником, какую картину ты бы нарисовал к этому тексту?

13. Какова главная мысль этого текста?

14. Отгадай загадки на тему "Березовый лес", загадай их своим друзьям. Запиши отгадки в тетрадь.

1. Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

2. Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.

3. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

4. С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!

5. Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.

6. На ручеек похожая,
Ведет в лесу прохожего.

7. Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

8. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.

9. Ночью серенький зайчишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

10. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

11. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

12. Это кто там лентой черной
По тропе скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны.

13. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.

Ответы: 1. Береза. 2. Гусеница. 3. Бабочка. 4. Гриб. 5. Подберезовик. 6. Тропинка. 7. Эхо. 8. Земляника. 9. Ландыш. 10. Мох. 11. Еж. 12. Уж. 13. Муравьи.

Июль – краса лета, середка цвета

Занятие первое

Автор. Наступил второй месяц лета – июль. По народным приметам это самый жаркий месяц.
Запиши в тетрадь и объясни смысл поговорок.
В июле солнце без огня горит.
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
В такую жару кстати и дождичек. Можно с грозой. О том, как описал дождь с грозой летним июльским утром Иван Сергеевич Тургенев, ты узнаешь из его рассказа.
Прочитай текст.

* * *

А летнее июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве... Еще свежо, но уже чувствуется близость жары... Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух...

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты – всё вокруг потемнело... Скорей! Вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее... Вы добежали, вошли... Каков дождик? Каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Что выражает первое предложение? Почему оно восклицательное?

3. Почему, по словам Тургенева, только охотник испытывает отраду от встречи с утром?

4. Как ты понимаешь выражение "след ваших ног зеленой чертой ложится по траве"? Что чувствуется в воздухе? Почему трава быстро сохнет?

Представь себе обычную картину, которую ты наблюдаешь почти каждый день. Солнце палит, воздух знойный, тебе жарко. И вдруг картина меняется.

5. Как начинает портиться погода? Перед тобой неверная последовательность наступления дождя. Восстанови ее. Для этого внимательно перечитай текст. Запиши правильный вариант в тетрадь.

  • На небосклоне появилась свинцовая полоса.

  • Ветер внезапно налетел и промчался.

  • Небо темнеет по краям.

  • Воздух дрогнул.

  • Туча растет.

  • Слабо сверкнула молния.

  • Пошел дождь.

  • Трава, кусты – всё вокруг потемнело.

Ты представил себе картину наступления дождя? Знакома она тебе?

Как автор в тексте передает неожиданность изменения погоды? Что ты заметил?

6. Где автор предлагает укрыться от дождя? Переждав его, можно выйти из сарая и наблюдать еще одну картину утра. Какую? Что происходит в природе? Почему все сверкает, воздух свеж, пахнет земляникой и грибами?

Какие три картины летнего июльского утра описал Тургенев? Какая картина тебе нравится больше всего? Почему?

7. Часто после дождя в солнечную погоду на небе бывает радуга. Это прекрасное зрелище. Ты видел когда-нибудь радугу? Хорошо, если ты узнаешь, почему бывает радуга, и расскажешь своим друзьям.

8. Познакомься с народными приметами.

  • Радуга до обеда – к дождю, яркая и крутая – к вёдру.

  • Радуга темная и пологая – к дождю, яркая и крутая – к вёдру.

  • В дождь три радуги враз – три дня дождь.

  • Радуга долго стоит – к ненастью.

9. А в каком лице Тургенев использует глаголы "добежали", "вошли", "выходите"? Как ты думаешь, почему? Почему автор не использует их в первом лице ("я выхожу" и т.д.)? Какую роль играют глаголы в описании?

10. В каких строчках текста заключена главная мысль? Какие слова можно было бы еще добавить в конце предложения?

11. Постарайся проверить правильность примет июля.

  • На Петров день – самая жара.

  • До Петрова дня – вёдро, после – дождь.

Занятие второе

Автор. Как-то в середине лета случилась со Львом Николаевичем Толстым одна история. Решил он по дороге домой набрать букет разных цветов. И вдруг в канаве заметил малиновый репей. Ты когда-нибудь видел репей? Правильно, это колючий красивый цветок. В этом репье сидел сладко заснувший мохнатый шмель. Толстой согнал шмеля и решил сорвать цветок.
Что у него из этого получилось, ты узнаешь из текста.
Прочитай текст.

РЕПЕЙНИК

Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки... молочно-белые с ярко-желтой серединой "любишь-не-любишь" со своей прелой вонью; желтая сурепка со своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие цветы повилики.

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется "татарином" и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я наконец оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его.

"Какая, однако, энергия и сила жизни, – подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь..."

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Выпиши названия цветов, про которые пишет Толстой. Что это за цветок – "любишь-не-любишь"? Почему про подорожник Толстой пишет "с чуть слышным приятным запахом"? Как запах можно слышать?

Обрати внимание, какие имена прилагательные использует Лев Николаевич при описании цветов.

Не срывай эти цветы, а лучше насладись их запахом (медовым, пряным, миндальным). Узнай, почему у повилики сразу вянут цветы.

3. Толстой называл все эти цветы прелестными. Как ты думаешь, почему? Зачем в начале текста целый абзац посвящен описанию этих цветов, ведь текст называется "Репейник"?

4. Писатель заметил в канаве репей. Как называют этот цветок в народе? О чем это говорит? Почему люди стараются не срывать репей, косари его окашивают?

Какой глагол использует Толстой, чтобы показать, что мысль сорвать цветок пришла внезапно, ведь он не хотел срывать его?

5. Перечитай то место в тексте, где автор описывает, как трудно было срывать цветок. Что заметил Толстой, когда бился с цветком минут пять? Как ты понимаешь выражение: "Какая энергия и сила жизни!"? Цветок удалось оторвать. Как теперь он выглядел? Почему Толстой пожалел, что напрасно погубил растение?

Вот видишь, как важно сначала подумать, а затем сделать что-то. Может быть, ты своим поступком причиняешь боль другому.

Не срывай цветы, не ломай ветки на деревьях, не стреляй в птиц, не мучай кошек! Всё это природа, украшение нашей жизни.

6. Какая главная мысль, по-твоему, заключена в этом рассказе, чему нас учит писатель?

Занятие третье

Автор. Дмитрий Васильевич Григорович в повести "Деревня" описал зеленый луг и его окрестности.

Перед чтением текста узнай значение слов "отлогость", "промоина", "проточина", "вереница", "перемежаться".

Прочитай текст.

ДЕРЕВНЯ

(отрывок)

...Широко стлался зеленый луг; медленно и плавно расхаживали по нему белые как снег гуси; селезни и пестрые утки, подвернув голову под сизое крылышко, лежали там и сям неподвижными группами. Далее сверкала река со своими обрывистыми берегами, обросшими лопухом и кустарниками, из которых местами выбивались длинные, сухие стебли дикого щавеля и торчали фиолетовые верхушки колючего репейника. За рекою виднелось черное взбороненное поле; далее, вправо, местность подымалась горою. По главным ее отлогостям, изрезанным промоинами и проточинами, разрастался постепенно все выше и выше сосновый лесок; местами рыжее, высохшее дерево, вырванное с корнем весеннею водою, перекидывалось через овраг висячим мостом. Влево тянулось пространное болото; камыши, кочки и черные кустарники покрывали его на всем протяжении; по временам целые вереницы диких уток с криком поднимались из густой травы и носились над водою. Там и сям синевшая холмистая даль перемежалась снова серебристыми блестками реки.

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Что особенно понравилось и запомнилось писателю?

3. Кто расхаживал по лугу? С чем сравнивает Григорович гусей, почему?

4. Что виднелось за лугом? Почему река "сверкала"? Что располагалось справа? Где виднелся сосновый лесок? Что располагалось слева? Представь себе ту картину, которую описывает Григорович. Нравится ли тебе она? Наблюдал ли ты когда-нибудь, как переливается река на солнце? Это очень красивое зрелище.

5. Перечитай текст еще раз, восхищаясь красотой природы, представь себе описанную автором картину. Понаблюдай, какие предложения по цели высказывания использует Григорович.

Как ты думаешь, почему писатель использовал именно такие предложения по цели высказывания? Что он хотел передать?

Когда ты читаешь этот отрывок, в каком темпе следует читать?

Заметил ли ты, что в тексте есть такие слова, которые также указывают на то, что текст нужно читать медленно, нараспев, например: "стлался луг", "медленно и плавно расхаживали гуси"? Найди еще подобные слова.

(Ответ: лежали, неподвижные (группы уток), подымалась (местность), разрастался (лесок), тянулось (болото), на всем протяжении болота, вереницы уток поднимались.)

Выбор именно таких слов помогает автору передать картину красоты, спокойствия широких русских просторов.

6. Обрати внимание на то, какие типы связи предложений есть в этом отрывке. Вспомни, какие лексические средства связи есть в предложениях с цепной связью?

(Ответ: Местоимение, синонимы, лексический повтор.)

Укажи прямо в тексте эти средства связи.

Ты убедился, что синонимы, как лексическое средство связи, в тексте отсутствуют. В основном используются местоимения и прямой лексический повтор (и не только в данном отрывке).

Вспомни, что называют синонимом? Не всегда так легко подобрать синоним к какому-нибудь слову или целому выражению. Поэтому не так часто используется это лексическое средство связи. Но умение подобрать синоним очень важно. Тогда тебе легко будет заменить слово близким по смыслу, чтобы избежать повторов, а также выбрать из ряда слов более удачное, наиболее точно передающее смысл высказывания.

Попробуй подобрать (можно воспользоваться словарем) синонимы к следующим словам:

  • Стлался (луг).

  • Расхаживали (гуси).

  • Сверкала (река).

  • Выбивались (стебли щавеля).

  • Тянулось (болото).

  • Носились (утки).

  • Даль перемежалась (блестками реки).

Как ты думаешь, почему Григорович использовал именно эти слова, а не другие, близкие по смыслу? Что, например, обозначает глагол "расхаживали" в словосочетании "расхаживали гуси" или глагол "носились" в словосочетании "носились утки"? Видишь, как важен точный выбор слов для передачи нужного смысла.

7. Понравилось ли тебе описание природы у Григоровича? Что особенно?

8. Как ты думаешь, какова главная мысль этого текста?

Занятие четвертое

Автор. Ты уже знаешь, как выглядят лес, поле, луг летом. Тебе помогают в этом собственные наблюдения и тексты писателей.
Как выглядит степь летом?
Узнать об этом тебе поможет текст. Но сначала выясни, воспользовавшись Толковым словарем, чем различаются луг, поле, степь.
Узнай перед чтением значение слов "балка", "бас", "тенор", "дискант", "монах", "бричка", "курган".
Антон Павлович Чехов написал рассказ "Степь", отрывок из которого – перед тобой.
Прочитай текст.

* * *

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем, треск, посвистывание, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного "а-а!", и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сполоком, кому-то кричит: "Сплю! сплю! сплю!", а другая хохочет или заливается истерическим плачем – это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко приторен и нежен.

Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на "монаха", он не шевелится, ждет и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.

А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел. Всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрятся угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное "а-а!" и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Что описывает в этом отрывке Антон Павлович Чехов? В какое время суток описана степь?

Перечитай еще раз описание степи вечером. Почему с заходом солнца степь "легко вздыхает широкою грудью"? Почему вечером в траве поднимается веселая, молодая трескотня, которой даже днем не бывает? Какие звуки слышит автор? Какое настроение, по мнению писателя, навевают эти звуки? Какие запахи чувствует автор? Какие цвета можно различить вечером в степи?

Что настораживает, пугает человека, оказавшегося в такое время суток в степи?

3. Перечитай описание степи ночью. Что меняется? Почему становится еще страшнее?

4. Что в такое время суток спасает в степи путника? Как выглядит небо? Как ты понимаешь слова "оно страшно, красиво и ласково"? Почему Чехов при описании неба использует антонимы "страшно – красиво"? О чем это говорит?

5. Смог ли ты почувствовать общее настроение отрывка? Какое оно?

А.П. Чехов, чтобы передать страх людей, оказавшихся в степи в такое время суток, использует прием оживления природы. Подчеркни прямо в тексте выражения, в которых говорится:

  • Мгла ... землю.

  • Степь ... .

  • Траве ... своей старости.

  • Силуэт ... и что-то ... в руках.

  • Фигуры ... за курганами, ... из бурьяна.

  • Фигуры ... угрюмее.

  • Широкие тени ... по равнине.

  • Природа ... и ... .

  • Небо ... томно и ... к себе.

Действительно, жутко становится не только человеку, но и природе. Сам Чехов пишет: "...ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни".

6. Чьими глазами мы видим описание степи? Не задумывался ли ты, почему описание степи идет не от 1-го лица? Выпиши глаголы, которые использует Антон Павлович, с помощью которых он выражает свои действия и чувства. (Ответ. Едешь и чувствуешь, засыпаешь, едешь, слышишь, трудно разобрать, едешь и видишь, можно различить, взглянешь, поймешь, можно судить.)

Вспомни, для чего использует автор эти глаголы, какую роль играют глаголы второго лица единственного числа в тексте?

7. Тебе понравился отрывок из рассказа "Степь"? Прочитай весь рассказ. Чехову удалось нарисовать словами картину степи так, что мы живо представляем себе и природу, и небо, и фигуры, слышим звуки и чувствуем запахи. Он сумел так описать степь, что нам тоже становится немного жутко.

8. Если бы ты, используя краски, нарисовал картину "Вечер в степи" или "Ночь в степи", какую палитру красок ты бы выбрал? Попробуй выполнить это задание.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит

Занятие первое

Автор. Наступил последний месяц лета – август. Дело близится к осени, поэтому дни становятся короче, воздух уже прохладнее, чаще льют дожди, птицы готовятся к отлету.
Но бывают, конечно, и в августе жаркие дни. Как можно определить, будет август теплым или нет? Если февраль был холодный, то август – теплый; если весна была грязная, август будет сухой.
Понаблюдай, так ли это на самом деле!
В одном из произведений Николай Васильевич Гоголь рассказывает о том, как бывает томительно жарко в летний полдень, хотя уже и хлеб убрали, и сено, то есть на дворе август.
Узнай толкование слов "купол" и "нега".
Прочитай текст.

* * *

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало-река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Понравился ли тебе текст? Почему? Ты обратил внимание, сколько эпитетов, олицетворений, сравнений использует Гоголь?

3. С чем сравнивает автор небо? Почему кажется, что небо спит? На небе ни облака. Видел ты когда-нибудь такое зрелище?

4. Как ты понимаешь смысл предложения "В поле ни речи"? Почему используется имя существительное "речь" в единственном числе? Когда применяют такой художественный прием?

5. Голубое "небо заснуло", в поле тишина, и писателю кажется, будто умерло все кругом. Ты замечал такие моменты в природе?

6. Обрати внимание на шестое предложение – "Лениво и...". Как смог красиво и образно Гоголь сказать про обыкновенные дубы, которые стоят в поле!

В поле уже стоят стога сена и снопы хлеба. Чем отличается стог от снопа? Если затрудняешься ответить, загляни в Толковый словарь. Как называет писатель реку? Почему?

7. Удалось ли тебе представить себе все описанное автором? Наблюдать такую картину можно только на большом открытом пространстве (поле, луг, степь) при полной тишине, а не в городской суете. Поэтому хорошо летом побывать в деревне, в доме отдыха, в лагере, где можно от души насладиться природой.

8. Обрати внимание, какая часть речи наиболее часто употребляется в тексте. Как ты думаешь, почему? Могли бы мы обойтись в этом тексте без данной части речи?

Есть в тексте и такие предложения, где с помощью только имени существительного (имеется в виду – без глагола и имени прилагательного) точно выражается мысль. Найди эти предложения. Они называются отрицательными.

9. Как бы ты определил главную мысль этого текста? Как сформулировал ее Гоголь? Постарайся найти ответ в тексте.

10. Выпиши в тетрадь наиболее понравившееся предложение и разбери его по членам, над каждым словом надпиши часть речи.

Занятие второе

Автор. Редко случаются такие дни, как описал Гоголь, в августе.
2 августа, на Ильин день, уже "зима с летом борется". После Ильина дня, по народным приметам, бывает неделя грозы. Придет Илья – принесет гнилья (дожди).
У Владимира Галактионовича Короленко есть очерк "В облачный день". Вспомни, что означает слово "очерк"?
О том, как в один из знойных летних дней земля все ждала и ждала дождя и влаги, ты узнаешь из текста Короленко.
Загляни в Толковый словарь и узнай значения слов "зенит", "рать".
Прочитай текст.

В ОБЛАЧНЫЙ ДЕНЬ

(отрывок)

Был знойный летний день 1892 года. В высокой синеве тянулись причудливые клочья рыхлого белого тумана. В зените они неизменно замедляли ход и тихо таяли, как бы умирая от знойной истомы в раскаленном воздухе. Между тем кругом над чертой горизонта толпились, громоздясь друг на друга, кудрявые облака, а кое-где пали как будто синие полосы отдаленных дождей. Но они стояли недолго, сквозили, исчезали, чтобы пасть где-нибудь в другом месте и так же быстро исчезнуть...

Казалось, у облачного неба не хватило решимости и силы, чтобы пролиться на землю... Тучи набирались, надумывались, тихо развертывались и охватывали кольцом равнину, на которой зной царил все-таки во всей томительной силе; а солнце, начавшее склоняться к горизонту, пронизывало косыми лучами всю эту причудливую мглистую панораму, усиливая в ней смену света и теней, придавая какую-то фантастическую жизнь молчаливому движению в горячем небе... Во всем чувствовалось ожидание, напряжение, какие-то приготовления, какая-то тяжелая борьба. Туманная рать темнела и сгущалась внизу, выделяя легкие белые облачка, которые быстро неслись к середине неба и неизменно сгорали в зените, а земля все ждала дождя и влаги, ждала томительно и напрасно...

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Как ты понимаешь выражение "знойный день"? Подбери (можешь воспользоваться Словарем синонимов) синонимы к слову "зной".

зной --> жара--> ...

3. В такой день особенно ждут дождя. Как менялось небо, когда приближался дождь? Как называет облака Короленко? Почему? Видел ли ты, как вдалеке идет дождь, с неба будто "падают синие полосы"?

4. Какой был воздух? Почему?

5. Короленко пишет о небе, как о живом существе: "...у облачного неба не хватило решимости и силы, чтобы пролиться на землю". Вспомни, как называется такой художественный прием? Как ты понимаешь смысл этого предложения?

6. В какое время суток писатель наблюдал данную картину? По каким словам ты догадался об этом?

7. Земля ждет дождя и влаги, но дождя все нет. Все в напряжении. Идут какие-то приготовления. А что это за "тяжелая борьба", о которой пишет автор? Кто борется? Почему дождь все не начинается? Попробуй заполнить следующую таблицу, пользуясь текстом, где будет показана борьба дождя и зноя.

Облачный день

Знойный день

В высокой синеве тянулись клочья белого тумана

В зените они ...

Над чертой горизонта толпились кудрявые облака

Стояли они ...

Тучи набирались, ...

Зной ...

Туманная рать темнела и ...

Белые облачка неизменно ...

Из полученной таблицы видно, как идет борьба дождя и солнца. Кто победил?

Короленко смог показать томительную борьбу природы. Наблюдал ли ты такое в жизни, когда в жаркий день вот-вот должен начаться дождь, но его все нет и нет, и все вроде бы уже готово к этому? Потом смотришь – тучи рассеялись, и дождь ушел. Все ожидания были напрасными.

8. С помощью какой части речи Короленко удается показать движение в природе, томительную борьбу? Укажи карандашом прямо в тексте время всех глаголов. Какой вывод ты можешь сделать? Почему глаголы использованы только в одном времени? Вспомни, как называется такой прием? Если забыл, загляни в ответы в конце книги-тетради.

9. Дождь так и не пролился на землю, которая томительно ждала его. Но в основном в августе больше таких дней, когда тучка норовит дождичком покрапать. Погода в августе начинает портиться. В народе говорят: "В августе до обеда – лето, после обеда – осень". Больше дождливых, ветреных дней. Есть еще одна примета: если на Ильин день будет дождь, то на следующий год будет обильный урожай.

Занятие третье

Автор. Перед чтением текста загляни в словарь и узнай толкование следующих слов: "риза", "лоно", "око".
Какие из этих слов относятся к устаревшей лексике? Определи, историзмы это или архаизмы?
В тексте встретится выражение "дамасская сабля". В Сирии есть город Дамаск, в котором делают сталь. Из этой стали делали сабли. Отсюда и пошло название.
Прочитай текст внимательно и заметь, какие образы Днепра "рисует" Гоголь.

* * *

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые, они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный, ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древние разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, – напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали.

Задания

1. Определи тему и тип текста.

2. Какие образы рисует автор?

Прочитай описание Днепра при тихой погоде. Как он выглядит? Как мчат воды? Что значит выражение "величавая ширина"?
Какие сравнения использует Гоголь при описании Днепра?
Кто любит глядеться с вышины в Днепр? Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, когда говорит о том, как приветствуют леса и полевые цветы Днепр?
Кому посчастливилось заглянуть в середину Днепра? Птица не долетит, разве что мы с вами на самолете можем долететь и взглянуть.
Да, красив Днепр, и нет, по словам Гоголя, равной ему реки в мире.

3. Прочитай описание Днепра "при теплой летней ночи". Что меняется в его образе?

Заметил ли ты, что цвет Днепра изменился с голубого на синий? Как ты думаешь, почему?

Как теперь называет Гоголь Днепр? Согласимся, что и тогда чуден Днепр.

4. Прочитай описание Днепра во время грозы . Как меняется Днепр? Как ты понимаешь выражение "водяные холмы" (ведь холмы бывают на суше)? Прочитай последнее предложение. Почему холмы стонут и плачут? Почему теперь Днепр страшен?

5. Какие три образа Днепра "нарисовал" Гоголь? Как ты думаешь, почему они такие разные: Днепр то чуден, то страшен? Подумай, от чего это зависит?

6. Если ты бывал на какой-нибудь реке (или на море), опиши ее. Записи сделай в тетрадь для творческих работ. Работа будет интереснее, если ты опишешь реку (море) в разное время дня, в разную погоду. Попытайся сравнить эти образцы.

Занятие четвертое

Автор. Перед тобой отрывок из рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка "Постойко" о бездомной собаке. Что однажды случилось в конце лета с этой собакой, ты сможешь узнать, прочитав текст.
Посмотри в словаре значение слова "фургон".
Прочитай текст.

ПОСТОЙКО

(отрывок)

Постойко рассказал свою историю. Родился и вырос он далеко от этого проклятого города, в деревне, где нет ни дворников, ни больших каменных дворов, ни собачьих приютов, ни фургонов, а все так просто: за деревней река, за рекой поля, за полями лес. Нынешним летом в деревню приехали господа на дачу. Вот он, на свою беду, познакомился с ними, вернее сказать, они сами познакомились с ним. Был у них такой кудрявый мальчик Боря – увидел деревенскую собачку и засмеялся. Какая смешная собака: шерсть торчит клочьями, хвост крючком, а цвет шерсти такой грязный, точно она сейчас из лужи. Да и кличка тоже смешная: Постойко!.. "Эй, Постойко, иди сюда!" Сначала Постойко отнесся к городскому мальчику очень недоверчиво, а потом соблазнился телячьей косточкой. Именно эта косточка и погубила его... Стал он сам приходить на дачу к господам и выжидал подачек. Боря любил с ним играть, и они вместе пропадали по целым дням в лесу, на полях, на реке. Ах, какое хорошее было время и как быстро оно промелькнуло! Постойко настолько познакомился, что смело приходил в комнаты, валялся по коврам и вообще чувствовал себя как дома. Главное, отличная была еда у господ: до того наешься, что даже дышать трудно. Но наступила осень, и господа начали собираться в город. Маленький Боря непременно захотел взять Постойко с собой, как его ни уговаривали оставить эту затею. Таким образом Постойко и попал в большой город, где Боря скоро совсем забыл его. Приютился Постойко на дворе и жил кое-как со дня на день. Помнила о нем только одна кухарка Андреевна, которая и кормила его, и ласкала, – они были из одной деревни. Впрочем, Постойко очень скоро привык к бойкой городской жизни и любил показать свою деревенскую удаль на городских изнеженных собаках.

Задания

1. Определи тему и тип этого отрывка.

2. Как называет город Постойко? Почему? Где вырос Постойко? Почему он любит деревню? Кто приехал летом в деревню? С кем познакомился Постойко? Почему Боре собака показалась смешной? Почему сначала Постойко отнесся недоверчиво к мальчику? Почему Постойко стал приходить на дачу?

3. Как играли Боря и собака?

4. Что случилось, когда наступила осень? Почему мальчик решил взять собаку с собой? Как поступил Боря?

5. Кто приютил собаку? Кто ее кормил? Постойко вскоре привык к бойкой городской жизни. Что из этого вышло, ты узнаешь, прочитав весь рассказ.

6. Какова, по-твоему, главная мысль этого отрывка?