Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2004

ПРАЗДНИКИ

Нина КАРПУШКИНА,
п. Степной,
Новокузнецкий р-н,
Кемеровская обл.

Защита времен года

Цели. Развитие познавательной активности, кругозора; создание таких ситуаций, которые дают возможность каждому ученику проявить себя в одном из видов деятельности; укрепление дружеских отношений между учащимися; сближение родителей и детей.
Проводить праздник можно в любое время года. Для его подготовки детей объединяют в группы: родившиеся летом, зимой, весной, осенью). Ставится задача – защитить свое время года, убедить всех, что оно самое лучшее. Это можно сделать через песни, танцы, стихи, рассказы, игры, сюрпризы, сценки и т.п.; защита должна быть творческой, необычной, но в то же время убедительной.

Подготовительная работа

1. Сбор материала для защиты. Учитель придумывает, в какой форме его подать.
2. Проведение конкурса рисунков "Мое любимое время года".
3. На уроках музыки разучивание песен, танцев-хороводов снежинок, цветов, листьев, ягод. Четыре сестры в образе девушек – Зима, Весна, Лето, Осень нарисованы.

ХОД ПРАЗДНИКА

Команды рассаживаются за четырьмя столами: Зима, Весна, Лето (защищают дети); Осень – команда родителей.

Ведущий. Сегодня мы проводим праздник "Защита времен года". Поприветствуем команды, защищающие зиму, лето, осень, весну.

Ведущий обращает внимание присутствующих на оформление сцены: изображения четырех сестер – Зимы, Весны, Лета, Осени.

Мы расскажем вам о том,
Как земля идет кругом:
Как весной ручьи текут,
Как зимой снега метут,
Летом как живет природа
И как осенью погода.
Семью из четырех сестер
Давно мы знаем с вами.
О них сегодня разговор
Мы поведем стихами.
Назовите имена четырех сестер.

Дети. Зима, Весна, Лето, Осень.

Зима (команда 1).

Открываем календарь:
Здесь декабрь, январь, февраль.
(Дети в шапочках с надписями "Декабрь", "Январь", "Февраль".)
Братец Декабрь, тебе слово.

Декабрь

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Январь

В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Ведущий. Я вижу, вы любите это время года и знаете стихи о зиме С.Я. Маршака.
А за что вы так любите зиму? Ведь она холодная, морозная, долгая?

Дети. Я люблю зиму за то, что много снега, можно кататься на лыжах и санках.
– Я люблю зиму за то, что можно научиться кататься на коньках, играть в хоккей.
– Я люблю зиму за то, что зимой есть веселые праздники – Новый год и Рождество.
– А я люблю зиму потому, что зимой очень красиво. Какой красивый лес в снегу!
– А я люблю зиму за то, что зимой бывают веселые каникулы – с елкой, с подарками...

Ученик 1. А сейчас разрешите наш спор. Много снега зимой – это хорошо или плохо?

Дети высказывают свои мнения.

Ведущий. А теперь послушайте, как разрешился спор между Зайцем и Тетеревом. Посмотрите сказку-инсценировку "Заяц и Тетерев".Ребята команды 1 на сцене показывают сказку.

Автор. Навалило снегу в лесу – ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц и ворчал:

Заяц. Ишь, сколько намело! Провались он пропадом, этот снег!

Автор. Услыхал Зайца старый Тетерев.

Тетерев. Чиш-ш-ш! Куда, косой, спешишь? Кого это ты честишь, кого ругаешь?

Заяц. Кого, кого! Да снег! Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной по лесу тянутся. Того и гляди, собака или лиса выследят. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой. Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы – кувырк в сугроб! Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И рябчик так, и куропатка!

Заяц. Все равно плох твой снег! Спроси хоть у лося. Уж какой великан – и то по грудь проваливается, еле бредет. Что ни говори, а снег все равно штука вредная.

Тетерев. Очень даже полезная.

Заяц. Нет, вредная!

Тетерев. Полезная!

Заяц. Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай! А на что?

Заяц. А на хвосты (почесал ухо). Кто кому проспорит, тот отдаст свой хвост. И будет весь лесной народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим. (Надулся.)

Автор. Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор разрешил. Искали, искали, глядь – Кабан.

Заяц. Здорово, Кабан! Рассуди нас с Терентием. Он говорит – снег в лесу на пользу, а я говорю – во вред.

Кабан. Уи-уи-уи! Косой, беда от этого снега! Пока до земли докопаешься, совсем из сил выбьешься. Найдешь корешок или желудь, заморишь червячка и опять – хрю-хрю-хрю! – сугробы раскапывай. Я – пятачком, Олень – копытом. И так от зари до зари. А не было бы снега – без труда до отвала наелись бы.

Заяц. Слыхал, Терентий? Отдавай хвост, ты проиграл.

Терентий. Э, нет, косой! Давай еще у кого-нибудь спросим.

Заяц. Что там спрашивать – и так ясно! Все снег похоронил. И траву загубил, и землю застудил, и птиц прогнал.

Тетерев. Чушь, чушь, чушь! Давай лучше у Мышки спросим.

Заяц. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор! Скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Заяц, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза – оно и от лисы да от совы нас прячет. Под снежною крышей и зеленая травка, и осенняя ягодка попадается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? (Обрадовался.) Так кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!

Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще у других спросим.

Автор. И отправились они дальше. Пошли было к Медведю, а тот спит, да так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у Соек спрашивать, а тем не до них. У них под снегом кладовки с запасом желудей. Не своя, так чужая попадается.
Так всю зиму и спорили Заяц с Тетеревом. А тут и весна пришла, ручьи зажурчали. "Как хорошо, что было много снега!" – шепчут на поле росточки пшеницы. Все живое добрым словом снег поминает.
Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался, ничего не поделаешь – проспорил.
Пришлось проститься со своим роскошным хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост – культяшка.

Ведущий. Когда выпадает первый снег, он белый-белый, липкий. Что вы с ним любите делать?

Дети. Лепить разные фигуры, играть в снежки...

Ученик 2. А сейчас, ребята, мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зиму. Мы будем задавать вопросы, а за правильные ответы будем давать белые кружочки. Из них вы будете "лепить" снежных баб.

Каждой команде выдается лист голубой бумаги и клей. Команды зарабатывают белые кружочки и "лепят" снежных баб.

Вопросы задают ребята из команды 1.

  • На всех садится – никого не боится. (Снег)

  • Зачем зимой снег? (Укрывает корни растений, не дает им погибнуть от холода.)

  • Почему снег скрипит под ногами? (Лучики снежинок ломаются. Их очень много, поэтому мы слышим скрип.)

  • Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

  • Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит.)

  • В каком месяце есть 28 дней? (В любом)

  • В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна)

  • Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

  • Живет – лежит, умрет – побежит. (Снег)

Закончи приметы:

  • Иней на деревьях – на ... (мороз).

  • Зимой туман – на ... (оттепель).

Ведущий. А еще о зиме сложили веселые песни.

Дети команды 1 исполняют песню о зиме.

Ведущий. За зимой, как известно, идет весна. Ей и предоставляется слово.

Ученики команды 2 читают стихотворение, высказывают свое отношение к весне.

Ученик 3

Идет матушка-Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Ученик 4. Зима, конечно, хорошее время года. Но уж очень холодно. Чтобы выйти на улицу, надо надеть десять одежек. Все бело, ни цветочка, ни пения птиц. То ли дело весна!

Ученик 5. Все ждут весну, торопят ее, все ей радуются. Хорошо после зимы выйти весной на улицу: журчат ручьи, а мы пускаем кораблики.

Ученик 6. Весной прилетают птицы, распускаются листья на деревьях. Природа оживает.

Ученик 7. Весной светит солнце, дни прибывают, а самое главное – заканчивается учебный год.

Ведущий. В природе бывает три весны:

Март – первый месяц весны, это весна света. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласковей.
Апрель – второй месяц весны, это весна воды. Издавна в народе говорят: "Апрель – водолей", "Вода с гор потекла – весну принесла". В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа.
Май – третий месяц весны, это весна зеленой травы. На деревьях появляются листочки, в лесах поют птицы, распускаются цветы.

Дети в шапочках с названиями цветов читают стихи.

Пион

Свернутыми с вечера
Были все бутоны,
А с утра от тяжести
Согнуты кусты:
Вспыхнули кудрявые, пушистые пионы –
Розовые, белые, красные костры.

Ландыш

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем: а вдруг
Услышим – я и ты?

Фиалка

Уже замигали в чащобах лесных
Лиловые глазки фиалок ночных.
Украсились ими родные леса,
И утром фиалками пахнет роса.

Исполняется песня о весне.
Ребята команды 2 проводят игру "Собери букет".

Ведущий. И рада бы весна на Руси вековать, да кончается май – начинается лето.

Вот пришло лето красное,
Жарким стало солнце ясное.
С чем же лето к нам пришло?

Ученик 8

Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела.
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле красная гвоздика,
Красный клевер... Погляди-ка –
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!

Ведущий. Почему вы любите лето?

Дети. Потому, что летом солнца много.
– И еще потому, что красивое, богатое это время года: сколько цветов пестрых в лугах, сколько грибов и ягод в лесах!
– Летом самые длинные каникулы.

Ведущий. Лето – счастливая пора, но нельзя забывать о правилах поведения в лесу, на реке. Давайте вместе вспомним о них.

Дети перечисляют правила поведения в лесу, на реке.

Обычно летом люди собирают лекарственные травы. О том, что такое лекарственные растения, зачем они нужны, расскажут ребята команды 3.

Ученик 9 (показывает картинку подорожника). Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или за ягодами, порежешь или натрешь ногу – что делать? До аптеки далеко. Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами – это всем известный подорожник. Сорвите лист, приложите к больному месту – постепенно боль стихнет.
Подорожник расселяется там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею.
Семена подорожника переправились вместе с людьми даже в Америку. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и назвали его "след белого".
Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

Ученик 10 (показывает картинку поповника – ромашки). А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется?

Дети. Ромашка.

Ученик 11. Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой.
Интересна его биография. Родина его – Америка. Но в течение 40 лет он распространился по всей России.
Как это случилось?
Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железной дороге.
В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшие "зайцем", сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи железной дороги покрылись этой травой.
Так, проехав "зайцем" через границы и таможни, американская ромашка попала к нам.
Вот и обменялись: от нас Америка получила подорожник, а мы из Америки – ромашку.
Отвар из ромашки дают и детям. Выпейте чай из ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Ведущий. Летом мы много ходим в лес и часто не только собираем, но и сразу кладем в рот разные ягоды. И с нами может случиться то же, что случилось с героями сказки "Секреты здоровья".

Дети разыгрывают сценку.
На скамейке лежит обезьяна. Мартышка держится за живот, плачет.

Мартышка. Ох, как живот болит!

Появляется Мишка, ловит бабочек сачком. Подкрадывается к Мартышке и накидывает сачок на голову.

Мартышка. Ой! Помогите! Ой! Спасите!

Мишка. Ну, уж с тобой и пошутить нельзя. Сразу кричишь: "Спасите! Помогите!" Ты чего такая сердитая, Мартышка?

Мартышка. Ой, Миша, так живот болит, что сил никаких нет!

Мишка. Верно, съела что-нибудь грязное?

Мартышка. Ничего подобного!

Мишка. А это что такое? (Показывает на кожуру бананов.) О, да это бананы! Покажи-ка мне свои лапы, Мартышка. Ой, какие они грязные! Ребята, посмотрите, какие у нее грязные лапы! Мартышка, как тебе не стыдно – с такими грязными лапами бананы уплетать! Пойдем сейчас же к ручью и с мылом вымоем лапы.

Уходят мыть лапы, возвращаются.

Мишка. Вот к чему приводят невоспитанность и лень! Придется тебе идти к врачу.

Мартышка. Ой, не надо, я боюсь – вдруг мне живот разрежут! Я лучше погрею животик на солнышке. (Ложится.)

Мишка. Правильно, ты полежи, а я попробую тебя развеселить. Сегодня я отправился бабочек ловить для коллекции. Вижу: сидит одна, такая красивая, вся коричневая, с красными и желтыми пятнышками. Вот, думаю, сейчас я ее и поймаю. Да ничего не вышло. Хотел к ней тихонько подойти, а ветки так и трещат под лапами. Она и улетела. Видно, не удастся мне бабочку поймать.

Мартышка. А я тебе что – бабочка?

Мишка. Да ладно тебе, не сердись. Ну что, развеселил я тебя?

Мартышка. Не очень.

Мишка. Сейчас я возьму воздушный шар и потанцую с ним. (Берет шар и танцует.)

Мартышка. Нет, Миша, ничто меня сегодня не радует. Проводи-ка ты меня лучше к врачу.

Мишка. Ладно, сейчас передохну после танца – и пойдем. Я дорогу к доктору хорошо знаю. Там еще живет моя подружка Машенька. Мы вместе с ней по ягоды ходим. Добрая девочка, всегда угощает меня пирожками. (Уходят.)

Ученик 12. А знаете ли вы, что в далекую старину в июне, когда заканчивалась посевная работа на полях, а трава для косьбы не поспевала, отмечали березе – любимому на Руси дереву – именины? Молодежь собиралась в лесу, на полянах и водила хороводы.

Хоровод "Как пошли наши подружки..." исполняют ребята из команды 3.

Ведущий обращается к команде 4, состоящей из родителей.

Ведущий. За что вы любите времена года?

Родители. Мы любим зиму за свежесть, белизну снега, зимние забавы, за новогоднюю елку...
– Мы любим весну за голубое небо, шумные ручьи и первые цветы.
– Мы любим летом ходить за ягодами, загорать, купаться.

Ведущий. А за что же вы любите осень? Грязь, дождь, слякоть...

Родители. Мы любим осень за ее разноцветный наряд, за листопад.
– Мы любим осень за ее богатство, за яблоки и груши.
– За ее богатый урожай хлеба и овощей...

Ведущий. А вы знаете, что осенью в старину на Руси был такой праздник и назывался он "осенины"? Праздновали его в сентябре. Сентябрь – первый осенний месяц, когда осень уже полностью вступила в свои права. Осенины – это встреча осени.
Ребята, будем матушку Осенину в гости звать?

Дети. Да!

Ведущий.

Матушка Осенина, приходи,
Матушка Осенина, погости!
Матушка Осенина. Вы меня звали? Я пришла и вам подарки принесла.
В сентябре немало дней,
Привела я вам друзей.
Вы их песенкой встречайте,
В хоровод свой приглашайте.

Исполняется хоровод на мелодию "Пойду ль да выйду ль я".

Ведущий

Матушка Осенина,
Что ты нам подарила?
Матушка Осенина
Пряники медовые,
Листья золоченые,
И картошку, и грибы –
Все подарки хороши.
Хлеба полны закрома
Вам в подарок принесла.
Дождь и ветер принесла,
Все подарки раздала.

Входит Лука Брусничник в русском народном костюме, в руках – кувшин с компотом.

Лука Брусничник. Здравствуйте! Я Лука Брусничник. В мой день, 5 сентября, ходили красны девицы за ягодой за брусникой. Хороша моя ягода и в варенье, и в компоте, а из листьев брусники вкусный чай получается. Компотом из брусники я вас и угощу.

Матушка Осенина. Спасибо тебе, Лука Брусничник, за компот! Будь нашим гостем на празднике! А вот еще гость.

Входит Тит с лукошком. В лукошке грибы.

Тит. Я Тит, мой день – 7 сентября – начало сбора и заготовки осенних грибов. Про меня так и говорят: "Святой Тит последний гриб растит". А вы грибы любите? Угощаю!

Матушка Осенина. Спасибо тебе, Тит, за подарок! Будь гостем! А вот и еще гостья к нам на праздник идет.

Наталья Овсянница. Я Наталья Овсянница. Мой день – 8 сентября. Все мою кашу едят да нахваливают: "Хороша кашка, да мала чашка". Потому что каша моя не только вкусна, но и сытна, силу дает добрым молодцам, а красоту – девицам. А еще из моего зерна пекут замечательное печенье – "Овсяное" называется. Это вам, ребятишки. (Угощает овсяным печеньем.)

Матушка Осенина. Спасибо, тебе, Наталья Овсянница, будь нашей гостьей! Ребята, а вы отгадайте мою загадку.

Я вырос на грядке,
Характер мой гладкий.
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.

Дети. Лук.

Входит Лук Созонт со связкой лука.

Лук Созонт. Вы меня звали? Я Лук Созонт, в мой день – 12 сентября – начинают убирать лук. Люди считают, что лук оберегает человека от бед, поэтому в домах вешают связки лука. Про меня говорят: "Лук – от семи недуг". Поэтому, ребята, со мной надо дружить. Вот от меня вам подарочек. (Кладет связку лука.)

Матушка Осенина. А вот еще гостья, попробуем узнать ее.

Входит Капуста.

Капуста. Здравствуйте, ребята! Узнайте, кто я. Отгадайте мою загадку:

Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?

Дети. Капуста.

Капуста. Узнали меня? За это вам угощение – пироги с капустой. Мой день – 27 сентября – Воздвиженье. В этот день капусту рубят и на зиму квасят. Недаром говорят: "Щи да каша – пища наша".

Матушка Осенина. Чтобы встретить этого гостя, отгадайте загадку:

Круглый бок, желтый бок –
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Что же это?

Дети. Репка.

Входит Никита Репорез.

Никита Репорез. Я Никита Репорез. Мой день – 28 сентября. Репку-то все любите?

Дети. Да!

Никита Репорез. А сказку мою любимую знаете? Так сделайте милость, расскажите мне ее. А я вас за это репкой угощу.

Дети рассказывают сказку "Репка".

Матушка Осенина. Теперь все мои дни урожайные в сборе.

Появляется Старуха Простуда.

Старуха Простуда. А я? Позабыли про меня?

Ведущий. А ты кто?

Старуха Простуда

Я Старуха Простуда,
Житье мое осенью очень нехудо.
Сейчас как чихну!
И как кашляну!
И всех ребятишек я вмиг заражу!
Я вам подарю и ангину, и насморк,
И кашель любой!
Хотите сейчас подружиться со мной?

Дети. Нет!

Старуха Простуда

Как это – нет?
Не это ждала я услышать в ответ.
Подумайте сами: ведь очень приятно
В кровати лежать и таблетки глотать,
Горячее с маслицем пить молоко,
Укольчики, баночки... как хорошо!
Ну что, вы согласны?

Дети. Нет!

Старуха Простуда. Тогда я сейчас вас всех догоню, простужу и кашель на вас напущу.

Старуха Простуда играет с детьми в догонялки.

Старуха Простуда

Какие вы ловкие, вас не догнать!
Пойду послабей ребятишек искать. (Уходит.)

Ведущий

Ребята, прогнали мы хворь со двора!
Поэтому нам веселиться пора!

Матушка Осенина. Давайте поиграем.

Дети и родители играют в игру "Дед".
Дети идут по кругу, взявшись за руки, под русскую народную мелодию и поют:

Жнеи, жнеи молодые,
У нас серпы золотые.
Будем жать, жать, жать,
Во пучочки вязать,
А потом молотить,
Деда старого будить.

В середине круга сидит дед. Дети подходят к деду.

Ты, дед, не спи,
А зерно стереги!

Дед просыпается и ловит ребятишек. Кого поймал, тот "дед". Игра продолжается.

Хоровод "На горе-то калина" заканчивает праздник.

Матушка Осенина

Я за стол вас приглашаю,
Дарами осени всех угощаю!

Все садятся за стол и угощаются теми дарами осени, что принесли гости команды 4.