ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ
Когда в курсе природоведения изучают тему
"Водоемы нашего края", педагог знакомит
детей с теми водоемами, около которых они живут,
– ведь эти природные объекты ближе и понятнее,
чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники
должны уметь называть крупные реки, озера и моря
нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет
расширить кругозор ваших учеников, приблизить
далекие природные объекты, вызвать у ребят
интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".
Виктория ШЕВЧИК,
г. Белогорск,
Амурская обл.
Приамурье
Тема. "Водоемы нашего края.
Приамурье".
Цели. Познакомить учащихся с
частями реки, различиями между водоемами;
развивать познавательную активность, умение
планировать поиск решения проблемной ситуации.
Оборудование. Магнитофон и запись
спокойной музыки со звуками журчащей воды;
видеоаппаратура и запись фрагментов с
изображениями реки и озера; компьютер и
компакт-диск "Башня знаний-II" (библиотека
"Кирилл и Мефодий"), раздел "Лекции.
Природоведение"; карта Амурской области; карта
открытий; схема впадения Томи в Зею; клеящиеся
таблички "Исток", "Устье", "®",
"Левый берег", "Правый берег";
текст-помощник; круг с изображениями настроений
человека; знак "Догадался!".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. На нашем уроке главными
будут фразы: "Догадался!", "Хочу
сказать!" Если у вас возникла интересная мысль,
идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом. (Учитель
показывает карточку.)
На уроке нас ждут открытия. Какие они
будут – большие или маленькие? У каждого они
будут свои.
А чтобы не сбиться на неизведанном
пути, мы будем работать по Карте открытий.
Положите ее перед собой.
II. Сообщение темы и целей урока
Карта открытий
1
река гора океан озеро море |
2
· Что относится к озеру? К реке?
Соедини стрелками.
РЕКА |
вода течет
стоячая вода
два берега
со всех сторон
окружено сушей
пресная вода |
ОЗЕРО |
|
3
Домашнее задание
Подолжить фразу:
Вода в реке течет, потому что... |
У. Прочитайте слова,
записанные в задании 1 вашей карты.
Дети. Река, море, гора, озеро, океан.
У. Какое лишнее? Почему?
Д. Лишнее слово – "гора",
потому что это суша, а все остальное – вода.
У. Зачеркните лишнее слово, а к
остальным подберите общее название.
Д. Водоемы.
У. Водоемы нашего края. Так
звучит тема нашего урока. Мы узнаем, какие
водоемы есть в нашем крае, изучим части реки,
научимся определять направление течения реки.
III. Совместное открытие новых знаний
У. Как называется наша область?
Д. Амурская.
У. Почему?
Д. Наверное, потому, что здесь
протекает река Амур.
У. Да. Амур – одна из крупнейших
рек не только России, но и мира. Среди рек России
Амур занимает четвертое место, а среди рек
земного шара – девятое.
Как водоемы обозначаются на карте?
Д. Голубым или синим цветом.
У. В карте открытий обведите
названия тех водоемов, которые есть в нашей
области.
Д. Река, озеро.
У. Какие реки протекают по
территории области?
Д. Амур, Зея, Бурея, Томь и другие.
У. В Амурской области более 2000
рек. Больших рек, длина которых свыше 500
километров, в области семь: Амур, Зея, Селемджа,
Гилюй, Бурея, Олекма, Нюкжа. А вот крупных озер у
нас нет.
Какое открытие вы сделали для себя?
Выслушиваются ответы детей.
– Сейчас вы увидите на экране
фрагменты, в которых показаны река и озеро.
Определите, где какой водоем. Докажите свою
мысль.
Дети смотрят два фрагмента с
записями о реке и об озере.
– В каком фрагменте есть река?
Обоснуйте.
Д. В первом отрывке – река, так
как видно, что вода течет.
У. Выполните задание 2 вашей
карты.
Индивидуальная работа выполняется в
"карте открытий", а один ученик делает
аналогичную работу на закрытой части доски,
распределяя понятия. Осуществляется проверка.
На доске:
РЕКА |
вода течет
стоячая вода
два берега
со всех сторон суша
пресная вода |
ОЗЕРО |
|
– Охарактеризуйте каждый
водоем. Какое главное отличие реки от озера?
Д. Вода в реке течет.
У. Как думаете, почему вода в
реке течет?
Выслушиваются ответы детей.
– Дома на карте открытий закончите
предложение из задания 3, высказав свое мнение.
IV. Физкультминутка
Звучит запись спокойной музыки со
звуками журчащей воды. Во время физкультпаузы
учитель убирает с доски наработанный материал,
вывешивает схему реки и озера.
У. Сядьте удобно, закройте глаза.
Представьте, что вы маленький ручеек. Вода течет,
перекатывается с камешка на камешек. Вот какой-то
мальчишка пустил по волнам бумажный кораблик.
Вода несет его все дальше и дальше...
...Откройте глаза. Что вы почувствовали,
когда представляли себя ручейком?
Выслушиваются ответы детей.
V. Совместное открытие новых знаний (продолжение)
У. Прочитайте высказывания,
записанные на доске.
На доске:
Река впадает в озеро.
Озеро впадает в реку.
|
– Какое утверждение,
по-вашему, верное? Почему?
Д. Первое утверждение верное,
потому что в озере вода стоячая, а в реке она
течет.
У. Откуда течет река?
Дети отвечают.
– Кто был прав, мы узнаем, посмотрев
учебный фильм. Я думаю, многие откроют для себя
что-то новое.
Дети смотрят фильм-лекцию "Части
реки" на компакт-диске "Башня знаний –
II" (библиотека "Кирилл и Мефодий").
– Что вы узнали?
Д. У реки есть исток и устье.
У. Что называется истоком?
Д. Начало реки.
У. Что называется устьем?
Д. Место, где река впадает в
другой водоем.
На доске:
Наши открытия:
Исток
Устье
|
– Возьмите текст, который
лежит у каждого на парте. Прочитайте его.
Текст-помощник
Начало реки называется исток.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или
море, называют устье.
В реку впадают другие реки – это притоки.
Если встать лицом по течению реки, справа будет
правый берег, слева – левый.
– В тексте-помощнике найдите и
прочитайте еще раз, что называется истоком и
устьем. Какое еще открытие вы сделали, читая
текст-помощник?
Д. У реки есть притоки и берега.
У. Добавим новые слова в таблицу
открытий.
На доске:
Наши открытия:
Исток
Устье
Притоки
Левый берег
Правый берег
|
VI. Практическая работа
Учитель раздает детям карты Амурской
области и схемы для практической работы.
У. Рассмотрите карту. Какие реки
Амурской области являются притоки других рек?
Д. Зея – приток Амура. Томь –
приток Зеи.
У. Сейчас вам предстоит
поработать в парах. Как надо работать в паре?
Д. В паре надо работать дружно,
спокойно высказывать свое мнение, терпеливо
выслушивать мысли партнера, чтобы найти
правильное решение.
У. Задание такое: надо
обозначить на схеме исток, устье и стрелкой –
направление течения реки Томь. Пара,
справившаяся с заданием, поднимает руки.
Дети выполняют задание на
индивидуальных схемах, один ученик – у доски для
дальнейшей проверки.
– Покажите, где вы обозначили исток?
А устье? Почему стрелку поставили именно так?
Д. Вода течет от истока к устью.
У. На схеме обозначен наш город
Белогорск. Определите, на каком берегу Томи стоит
наш город.
Выслушиваются ответы детей.
– Как же определить берега реки? Что
для этого нужно сделать? Обратимся к
тексту-помощнику.
Д. Если встать лицом по течению
реки, справа будет правый берег, слева – левый.
У. Встаньте. Повернитесь по
направлению стрелки. Поднимите правую руку.
Какой берег справа?
Д. Правый.
У. Слева?
Д. Левый.
У. На каком же берегу реки Томи
стоит город Белогорск?
Д. На левом.
У. Какое открытие вы сделали?
Д. Если встать лицом по течению
реки, справа будет правый берег, слева – левый.
VII. Итог урока
У. Закончите предложения,
записанные на доске.
На доске:
Теперь я знаю...
Теперь я умею... |
Выслушиваются ответы детей.
– Наш урок стал уроком открытий,
удивления. Спасибо вам за хорошую работу.
|