Татьяна САВВИНА,
учитель "Первой Московской гимназии"
Веселая математика
1-й класс
Поехали, поехали, стоп
Тема. "Сложение и вычитание в
пределах 20".
Цели. Совершенствовать навыки
устного счета в пределах 20.
Оборудование. "Мешок" для
хранения больших мягких кубиков LEGO, картонный
круг.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На полу лежит картонный круг,
разделенный на 8 секторов.
Участвуют 4 человека (при большем
количестве детей можно изменить правила игры).
Все участники выходят на игровую площадку, и
когда ведущий произносит: "Поехали,
поехали...", начинают бегать по кругу.
Когда ведущий произносит слово "стоп",
участники останавливаются и оказываются на
какой-либо цифре.
Ведущий называет любую цифру, участник,
оказавшийся на этой цифре, выполняет на доске
предложенное ему задание.
Роль ведущего обычно исполняет учитель.
Задания записываются на доске.
На доске:
1. Обведи кружком
однозначные числа, прямоугольником –
двузначные.
2. Соедини числа в порядке
возрастания (убывания) стрелочками.
3. Сотри все четные числа.
4. Сотри среди оставшихся чисел те,
которые больше 12, но меньше 18.
5. Поставь знаки "+" или "–"
в окошках. Если пример решен правильно, то
"+", в противном случае – "–".
6. Найди "соседей"
(предыдущее и следующее числа):
(форма записи ответа: 5 < 6 < 7)
7. Продолжи ряд, написав еще 2 числа.
Объясни свои действия:
1 3 5 … |
10 13 16 … |
2 4 6 … |
11 9 7 … |
8. Сложи наибольшее и наименьшее
однозначные числа, от результата отними
"правого соседа" числа 7. |
Путешествие на лодке
Тема. "Геометрические фигуры".
Цели. Закрепить понятия:
"многоугольник", "отрезок",
"ломаная", "ромб", "овал"; свойства
фигур.
Оборудование. Большие
пластмассовые кубики; карточки с заданиями;
рисунки животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети садятся на стульчики,
поставленные полукругом. Учитель ставит игровую
задачу:
"Сегодня мы отправляемся в
путешествие на лодке! Но лодки у нас нет – значит,
нужно ее построить. Чтобы построить лодку, нужен
строительный материал – это будут кубики.
Давайте посчитаем, сколько кубиков нам
понадобится".
На доске нарисована лодка, ребята
подходят и считают детали. Их 22.
Чтобы получить кубики, нужно решить
примеры. За каждый пример участник получает по 2
кубика.
На доске:
7 + 8 =
6 + 5 =
9 + 4 =
10 + 10 =
8 + 6 = |
17 – 7 =
17 – 10 =
12 – 2 =
12 – 10 =
10 – 10 = |
8 + 1 – 1 =
|
В спасательном круге нужно
написать наибольший результат.
Когда участники собрали необходимое
количество кубиков, они вместе "строят"
лодку на ковре, ориентируясь на схему.
Далее дети "садятся" в лодку и
отправляются в путешествие.
1. Встреча с крокодилом
Страшный крокодил не пропустит лодку
дальше, пока кто-нибудь из пассажиров не выполнит
его задание: соединить линиями фигуру с ее
названием.
2. Встреча с утенком
Утенок начертил на песке фигуры, но
нечаянно стер одну. Какие это фигуры? Какой
фигуры не хватает? Почему?
3. Встреча с лягушонком
Лягушонок был очень забывчивый, он
нарисовал геометрические фигуры, а когда стал
писать их названия, то все перепутал. Соедините
фигуры с их названиями.
4. Встреча с бегемотом
Бегемот начертил ломаные на берегу
реки. Число под ломаной означает количество ее
звеньев. Нужно помочь бегемоту заполнить пустые
окошки и догадаться, какая ломаная должна быть
вместо вопросительного знака.
5. Встреча с раком
Рак притащил к своей норке палочки,
чтобы сделать дорожку около входа. Ему нужно
узнать длину каждой палочки и выбрать те, которые
не короче 5 см.
озвращаемся из путешествия обратно в
школу. Животные, которые повстречались детям в
дороге, были очень рады с ними познакомиться.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Принтклик». Печать визиток, календарей, а также оформление фирменного стиля бланков – «Принтклик» поможет как начинающим бизнесменам, так и активно развивающимся молодым организациям. Компания гарантирует возврат денег в случае какой-либо проблемы, быструю доставку (не более 7 рабочих дней во все регионы России) и высокое качество печати. Сделать онлайн-заявку и задать вопрос консультанту Вы можете на сайте компании, перейдя по ссылке http://www.printclick.ru/catalog/cards/.
Путешествие в сказочный город
Тема. "Сложение и вычитание в
пределах 100. Закрепление".
Цели. Совершенствовать навыки
устного счета в пределах 100.
Оборудование. Карточки с
заданиями; рисунок маршрута к сказочному городу;
сувениры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На доске нарисована тропинка, по
которой нужно прийти в Сказочный город. Около
каждого объекта прикреплена карточка с заданием.
На доске:
Сказочный город
|
Карточка 1
Домик лесовичка
Сосчитать, сколько прямоугольников в
домике, получить записку от лесовичка: "Когда
встретите поле цветов, не забудьте сорвать один.
У него сумма чисел на лепестках равна числу на
листочке".
|
Карточка 2
Поле цветов
Дети находят сумму цифр на лепестках
цветов. Выбирают нужный цветок
|
Карточка 3
Корова
Корова не пропускает
путешественников, пока они не дадут ей цветок.
Тогда корова подсказывает путешественникам
число "1". Оно пригодится им у пещер.
|
Карточка 4
Скала
Путешественники приходят к скале с
тремя пещерами. Из двух нет выхода, из одной –
есть. Для того чтобы найти выход, надо решить
задачи и вспомнить подсказку коровы.
В первой пещере сидят 3 паука. У второго паука
ноги длиннее, чем у первого. У третьего ноги
короче, чем у первого. У какого паука самые
длинные ноги?
Во второй пещере сидят 3 лягушки. Первая квакает
тише, чем третья, а вторая – тише, чем первая.
Какая лягушка квакает громче всех?
В третьей пещере сидят 3 мыши. Первая толще, чем
вторая, а третья тоньше, чем вторая. Какая мышь
самая толстая?
|
Карточка 5
Пруд с рыбками
Надо найти золотую рыбку и поместить
ее в аквариум. Сумма чисел в примере у золотой
рыбки отличается от всех остальных.
|
Карточка 6
Золотая рыбка
Золотая рыбка соглашается выполнить
желание детей, если они узнают периметр дна ее
аквариума (110 см).
Дети загадывают желание – попасть в
Сказочный город. Там их встречают жители и дарят
сувениры. |
2-й класс
Башня времени
Тема. "Единицы времени".
Цели. Закрепление умения
определять время по часам.
Оборудование. Макет башни;
карточки с числами от 1 до 12; две стрелки;
картонные модели часов у детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На ковре посередине стоит башня. Дети
садятся на стульчики. Учитель ставит игровую
задачу:
"В далекой стране есть Башня
времени. В ней находятся самые красивые и самые
точные часы на свете. Они никогда не
останавливаются. Но однажды злая волшебница
заколдовала замок, и часы... остановились. Вам
предстоит расколдовать замок".
Дети отправляются в путь. Злая
волшебница старается помешать ребятам.
1. Первое препятствие: запертые
чугунные ворота. Чтобы открыть их, нужно
поставить такое же время на моделях, как на часах
на доске.
На доске:
Когда дети собираются поставить время
на последних часах, волшебница вредничает и
стирает их, остается только надпись 10.10. Детям
приходится устанавливать время, ориентируясь
только на надпись.
2. Ребята продолжают путь, идут за
учителем вокруг башни, пока учитель не
останавливается: "Впереди огненная река.
Возьмите эти предметы, они вам помогут".
Учитель протягивает детям карточки с
числами и стрелки для часов.
Дети догадываются, что можно собрать
циферблат.
Чтобы перейти реку, на циферблате
должно быть выставлено время.
На доске:
По очереди каждый ставит стрелки на
циферблате и "переходит реку".
3. Волшебница решила, что никто
никогда не догадается, что она зашифровала.
На доске:
16.21 – 4.21
19.37 –
17.48 – |
13.17 –
23.25 –
21.59 – |
Дети проходят вокруг башни и
останавливаются перед доской. Им предстоит
расшифровать то, что написано. Ребята
догадываются (или учитель наводит их на мысль),
что в первой строчке записано время, которое на
часах со стрелками будет показано одинаково, и по
очереди заполняют остальные строчки. Можно
пользоваться моделями часов.
4. Видя, что у нее не получается
справиться с ребятами, злая волшебница дарит им
часы. Но среди них есть неправильные…
Каждому участнику выдается распечатка
Одни часы показывают верное время, другие – нет.
Найти все правильные и неправильные
часы.
5. У волшебницы осталось последнее
испытание для ребят. Если его выполнить, то Башня
времени будет расколдована.
Дети начинают ходить вокруг башни,
учитель держит в руках часы и переводит стрелки:
"Я называю чье-либо имя и время (например, Саша,
3 часа). Вы внимательно следите за стрелками, и
когда часы покажут 3 часа, Саше нужно замереть на
месте. Затем я называю имя следующего участника и
т.д.". Ребята выполняют последнее задание,
Башня времени освобождается от чар, самые
красивые и точные на свете часы снова работают.
|