Наталия КАРКАЧЕВА,
учитель начальных классов школы № 9
г. Тамань, Краснодарский край
В большинстве школ учитель младших классов сам
ведет уроки рисования, на которых знакомит детей
с основами изобразительного искусства,
картинами известных художников.
Конец учебного года – время, когда программный
материал пройден и осуществляется закрепление
изученного. Один из последних уроков можно
провести в виде игры "Поле чудес",
посвященной Международному дню музеев.
Наталия КАРКАЧЕВА, учитель начальных классов
школы № 9 г. Тамани Краснодарского края,
показывает, как можно сочетать повторение уже
известного детям и сообщение новых фактов. Вы
можете воспользоваться ее идеей полностью или
заменить какие-то вопросы в соответствии с тем
материалом, который был пройден вашими
учениками.
Тема. "Музеи и художники".
Оборудование. Игровое поле,
барабан, призы для награждения; открытки с
изображениями зданий: Третьяковской галереи,
музея Изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа;
репродукции картин И.Репина "Иван Грозный и
сын его Иван", "Не ждали", "Бурлаки на
Волге", И.Сурикова "Утро стрелецкой
казни", "Боярыня Морозова", К.Брюллова
"Последний день Помпеи", В.Васнецова
"После побоища".
ХОД ИГРЫ
Учитель. 18 мая отмечается
Международный день музеев. В этот день все музеи
мира работают бесплатно.
Слово "музей" происходит от греческого
слова "музейон". В Древней Греции оно
означало место (чаще всего – священную рощу),
посвященное музам, или храм муз – в
древнегреческой мифологии богинь –
покровительниц поэзии, искусства и наук. Само
слово "музей" появилось гораздо позже, в
эпоху Возрождения. С тех пор музеями стали
называть научные, научно-просветительские
учреждения, а также здания, где хранятся
выдающиеся произведения творческой
деятельности человека или памятники
естественной истории и материальной культуры.
Среди многочисленных музеев мира (исторических,
политехнических, литературных, этнографических
и др.) художественные занимают особое место. В них
собраны и выставлены для обзора произведения
изобразительного и декоративного искусства.
Наша сегодняшняя игра посвящена художественным
музеям нашей страны. Но прежде чем начинать игру,
нам надо выбрать первую тройку игроков. Для этого
я буду задавать вопросы. Кто быстро и правильно
на них ответит, тот и станет участником первого
тура.
На чем художник крепит холст?
Ученик 1. На мольберте.
Учитель. Как называется небольшая
доска, на которой художник смешивает краски?
Ученик 2. Палитра.
Учитель. Как называется деревянная
планка для изготовления рам к картинам?
Ученик 3. Багет.
(Если правильно ответивших детей
будет больше трех, то проводится жеребьевка.)
Учитель. Выбор сделан. Начинаем
первый тур игры. Послушайте задание.
Есть в Москве замечательный музей,
созданный человеком, который по существу заранее
знал, что его собрание картин станет со временем
крупнейшим музеем. Это был Павел Михайлович
Третьяков, московский купец, человек широко
образованный, страстный коллекционер. В
1892 году он передал свою коллекцию, в которой
было около двух тысяч картин, в дар Москве.
16 мая 1893 года состоялось торжественное
открытие галереи. Самый известный портрет Павла
Михайловича, находящийся в Третьяковской
галерее, написал великий русский живописец,
автор картин "Иван Грозный и сын его Иван",
"Не ждали", "Бурлаки на Волге". Внимание,
вопрос: назовите фамилию этого художника.
На доске:
Ответ: Репин.
Учитель. Для отбора второй тройки
игроков предлагаются следующие вопросы.
Как называется изображение художником самого
себя?
Ученик 4. Автопортрет.
Учитель. Какой жанр
изобразительного искусства переводится как
"мертвая натура"?
Ученик 5. Натюрморт.
Учитель. Основой какого вида
изобразительного искусства является однотонный
рисунок?
Ученик 6. Графики.
Учитель. Продолжаем игру.
Участники второй тройки игроков, займите свои
места у барабана и послушайте задание II тура.
Государственный музей
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в
Москве – одно из известнейших собраний
памятников мирового изобразительного искусства
с древнейших времен до наших дней. Коллекции
музея разнообразны и обширны. Мысль об
учреждении в Москве художественного музея
мирового искусства была впервые высказана в
середине ХVIII века, однако ее осуществление
растянулось на полтораста лет. Основателем музея
явился профессор Московского университета,
которому удалось привлечь частные и
государственные средства на строительство музея
и создание первых коллекций. Внимание, вопрос:
назовите фамилию профессора.
На доске:
Ответ: Цветаев.
Учитель. Начинаем отбор участников
для третьего тура. Приготовьтесь ответить на
вопросы.
Как называются художники, которые посвятили свое
творчество морю?
Ученик 7. Маринисты.
Учитель. Кто является выдающимся
маринистом в русской живописи?
Ученик 8. Айвазовский.
Учитель. Кого из русских
художников считают выдающимся мастером
исторической картины? Это автор картин "Утро
стрелецкой казни", "Боярыня Морозова" и
другие.
Ученик 9. Суриков.
Учитель. Начинаем третий тур.
Третья тройка игроков, займите свои места.
Слушайте задание.
Картина "Последний день Помпеи",
созданная русским художником, – одна из самых
известных в истории русской живописи. В свое
время она принесла художнику европейскую славу.
На огромном полотне представлена сцена гибели
более тысячи лет назад итальянского города от
извержения вулкана Везувия.
В большом зале стояли восхищенные люди. Внимание,
вопрос: назовите фамилию художника,
изобразившего так трагично погибший древний
город.
На доске:
Ответ: Брюллов.
Учитель. Подошло время игры со
зрителями. Послушайте задание.
Принято считать, что основной темой
творчества этого художника были русская история
и русский фольклор. Первая его большая картина на
историческую тему "После побоища" сразу же
была приобретена Третьяковым для создаваемой им
галереи. После создания серии картин на сюжеты
русских сказок, былин, народных песен художника
по праву стали называть сказочником в живописи.
Фамилия этого художника в истории
изобразительного искусства обозначает целую
династию. Приверженцем исторической темы был
брат художника, а внук стал известным книжным
графиком.
Кто этот художник?
На доске:
Ответ: Васнецов.
Учитель. Наша игра подходит к
финалу. Выполните еще одно задание.
Возникновение одной из крупнейших
художественных сокровищниц мира относится к
периоду, когда в ряде европейских стран на основе
дворцовых собраний началось создание публичных
музеев. Созданный выдающимся зодчим Франческо
Бартоломео Растрелли дворец по праву считается
одним из замечательных архитектурных памятников
нашей страны. За музеем закрепилось французское
название, что в переводе на русский обозначает
"обитель отшельника". Впервые музей
открылся для публики в 1764 году. Это один из самых
больших и богатых музеев не только нашей страны,
но и всего мира. Его собрания
культурно-исторических и художественных
памятников дают представление о культуре и
искусстве разных народов и стран от древнейших
времен до наших дней. Внимание, вопрос: о каком
музее идет речь?
На доске:
Ответ: Эрмитаж.
Учитель. Игра окончена. Спасибо за игру.
|