Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и стандартов
начального образования Министерства образования
Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Встреча

...Взяли мы по корзине – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал...
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит у-ди-ви-тель-на-я курочка, ходит и на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохол.
– Кто это? – спрашивает Никита.
– Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчиха. (64 слова)

(Е.Чарушин)

Вопросы м задания

1. Куда отправились Никита с отцом?
2. Что их насторожило?
3. Какая это была птичка? Вспомни и расскажи.
4. Почему текст назвали "Встреча"?
5. А можно было бы подобрать другой заголовок? Скажи какой.

Сенокос

(чешская народная песня)

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду. (30 слов)

Вопросы и задания

1. Назови героев песенки. Каким делом они заняты?
2. Объясни значение слов "сенокос", "сеновал", "чердак".
3. Что тебя рассмешило в этой песенке? Почему?

Берёзкины слезы

Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенёк. Дедушка мне сказку про петуха начал рассказывать: "Жил да был в нашем селе петух Золотое Перо...", – а берёзы да осинки склонились над нами и слушают.

* * *

Вдруг мне прямо на лоб: кап-кап-кап... Уж не дождик ли? Вскочил я, поднял глаза кверху, а у берёзы кто-то сучок обломил. Вот оттуда, из ранки, и капало.
Подставили мы с дедушкой под капель ладони и давай берёзовый сок собирать.
Попробовал я его на язык, а он сладковатый и пахнет сырой землёй.
– Сок – берёзкины слезы, – сказал дедушка. – Видно, прошёл мимо лось да рогом сучок обломил.

* * *

Дедушка порылся в карманах, достал верёвку и перевязал сучок. Берёзка сразу успокоилась, перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть берёзка живёт долго-долго. (129 слов)

(А.Барков)

Вопросы м задания

1. О чём говорится в каждой части рассказа?
2. Озаглавь каждую часть текста.
3. Чему внук учился у своего дедушки?
4. Почему рассказ назвали "Берёзкины слезы"?

Зеркальце

Девочка потеряла на лужайке зеркальце.
Скакал мимо заяц.
– Ой, – заверещал он, – мой портрет!
Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:
– Это мой портрет!
Спешил по делам ёжик.
Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:
– Это мой портрет!
Пролетала ворона.
– Карр! – крикнула она. – Мой пор-ртрет!
На шум прибежала лиса.
– Ах, – пропела она, – какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и заревел:
– Мой портрет и больше ничей!
Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.
Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:
– Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил? (98 слов)

(Л.Яхнин)

Вопросы м задания

1. Что тебе кажется смешным в поведении зверей? Постарайся перечислить их и никого не забыть.
2. Как ты думаешь: это русская народная сказка или современная сказка?
3. Вспомни сказки, где присутствовало зеркальце или вода, выполняющая роль зеркальца.

2-й класс

Муму

(отрывок)

Дело было к вечеру. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его, сбегал сперва в конюшню за соломкой, потом в кухню за чашечкой молока. Разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у неё прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого, она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась... (134 слова)

(И.Тургенев)

Вопросы м задания

1. Кого Герасим нашёл в тине у самого берега?
2. Как он отнёсся к маленькой собачонке?
3. "Несчастная собачонка" – каким ещё выражением можно заменить эти слова?
4. Какое незнакомое слово встретилось тебе в тексте? Прочитай предложение с этим словом. Объясни значение слова.

* * *

Нашумелись,
Наплясались,
Нарезвились,
Наигрались.
И подкралась
Тишина,
Тихо села
У окна.
Ветерок
Листвы не тронет,
Под кустом
Улёгся он.

Колокольчик
В дрёму клонит,
Одуванчик
Видит сон.
Сон пушистый
Не спугните
Невзначай.
Доброй ночи.
Доброй ночи.
Спите, дети,
Баю-бай. (39 слов)

(О.Дриз)

Вопросы м задания

1. Подготовь выразительное чтение этого стихотворения.
Обрати внимание на интонацию голоса, его силу, темп и т.д.
2. Какой заголовок ты подберёшь к этому стихотворению?
4. Чем похожи все колыбельные песенки?
5. Какая часть стихотворения читается звонко, задорно, а какая – тихо, спокойно, успокаивающе? Почему так?

 

 

 

Век живи – век учись

(югославская сказка)

Давно, ой как давно, жил на свете Старец. Много он знал, а ещё больше видал на своём веку. Как-то зимним вечером сидел старый Старец у огня и размышлял. Вдруг в дверь постучали. Пришла к нему маленькая Девочка.
– Дедушка, – сказала она, – у нас очаг погас. Пожалуйста, дайте мне три уголька.
Поразмышлял немного старый Старец и говорит:
– Дам я тебе, маленькая Девочка, три уголька. Только в чём ты их понесёшь?
– На ладошке, дедушка, – отвечает маленькая Девочка.
Засмеялся старый Старец.
– Ты же, глупая, ладошку обожжёшь!
– Не бойтесь, дедушка, не обожгу, – успокоила его маленькая Девочка.
Подошла она к очагу. Зачерпнула горстку остывшего пепла. Насыпала его на ладошку. A уже на толстый слой пепла положила угольки. Поблагодарила и ушла.
А старый Старец ещё долго-долго размышлял. Потом поднял вверх указательный палец и сказал сам себе:
– Век живи – век учись!
И у маленькой Девочки можно чему-нибудь научиться. (139 слов)

Вопросы м задания

1. С какой просьбой обратилась Девочка к мудрому Старцу?
2. Чем она удивила мудреца?
3. Какие слова старого человека выразили основную мысль произведения?

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пятуR.
"Серёжа!" – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну* ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: "Очень красиво! Луг – золотой". Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (201 слово)

(М.Пришвин)

Вопросы м задания

1. Расскажи о летних развлечениях детей.
2. Какое чудесное открытие сделали для себя дети?
3. Какое качество характера помогло детям сделать это открытие?
4. С чем автор сравнил лепестки одуванчика? Прочитай это предложение.


Фу'кнуть – дунуть.

3-й класс

Разговор деревьев

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат. (127 слов)

(М.Пришвин)

Вопросы м задания

1. Какое настроение появилось у тебя после прочтения рассказа М.Пришвина?
2. "Разговор деревьев" – это тема или основная мысль произведения?
3. Перескажи этот рассказ от имени берёзки, которая стоит поодаль от остальных деревьев.
4. Прочитай и измени последнее предложение так, как его "скажет" берёзка. Можно добавить свои слова.

Сказка про честные ушки

Шире окна открывай!
К нам опять стучится май
Ветками кленовыми
С листиками новыми,
С голосами птичьими,
С солнышком улыбчивым,
С лепестками яблонь, вишен,
С добрым смехом ребятишек!

А ещё у мая есть
Замечательная весть!

Он спешит, весёлый, звонкий,
Нам напомнить поскорей,
Что у нашего Мурзилки
Нынче славный юбилей!
И мы часу не теряем,
Прямо в сад бежим чуть свет,
Из цветов живых, росистых,
Самых ярких и душистых
Для Мурзилки составляем
Поздравительный букет! (72 слова)

(Л.Кузьмин)

Журналу Мурзилка – 80 лет

Вопросы м задания

1. О чём говорится во вступлении стихотворения?
2. Почему стихотворение назвали "Замечательная весть"?
3. В какой части стихотворения сообщается о замечательной вести: в зачине, в основной части или в концовке?
4. О чём говорится в концовке стихотворения? Сообщаем, что Мурзилке исполнилось 80 лет.

 

 

Сумка почтальона

Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему учится, как проводит время, – словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена – пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.
Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.
Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник – горничной, горничная – старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею. (202 слова)

(К.Ушинский)

Вопросы м задания

1. Почему бабушка получила пустой лист?
2. Какой путь проделал Колин пакет до бабушки?
3. Найди предложение, в котором говорится, каким человеком был Коля. Объясни значение слова "рассеянный".

Оле-Лукойе

(отрывок)

Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе.
Где бывает Оле-Лукойе днём, этого никто не знает, а вот по вечерам он приходит к ребятам. Оле тихонечко открывает дверь и незаметно проскальзывает в комнату. Ходит он бесшумно – в одних чулках, так что шагов его невозможно услышать. На нём надеты шапочка и балахончик. Какого цвета? А неизвестно, потому что они отливают всеми цветами радуги – то жёлтым, то красным, то лиловым.
Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама собой клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут, Оле садится к ним на кровать, на самый краешек, и раскрывает зонтик.
Надо вам сказать, что Оле приносит с собой два зонтика. Один зонтик – пёстрый, нарядный, с интересными картинками. Его Оле раскрывает над послушными ребятишками, и им всю ночь снятся волшебные сказки.
А другой зонт – обычный, из чёрной зонтичной материи. Его Оле раскрывает над капризулями, плаксами и жадинами. И они всю ночь спят, как чурбаны, и ровно ничего интересного не видят во сне.
Жил на свете хороший мальчик ЯRльмар. И знаете что? Оле ходил к нему целую неделю и рассказывал сказки – одна интереснее другой.
Вот послушайте-ка! (218 слов)

(Х.К. Андерсен)

Вопросы м задания

1. Прочитай, как выглядел Оле-Лукойе.
2. Расскажи, какие зонтики он носил с собой. Почему?
3. Объясни значение выражений: "спит сладким сном", "спит мёртвым сном". Когда так говорят?

4-й класс

Весна

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. ЗабеRгали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословиRла всех, кто жил в саду, начиная от червяков.
– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ни при чём, ку-ку...
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. (193 слова)

(А.Н. Толстой)

Вопросы м задания

1. Расскажи, какую природу увидел писатель весной.
2. Какие сравнения он использовал для описания птиц?
3. Прочитай, как все окружающие слушали кукушку.
4. Какое чувство ты испытал, читая текст А.Н. Толстого?

Летний вечер

Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задёрнув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем, летний долог путь.
Везде ж работа: на горах,
В долинах, в рощах и лугах –
Того согрей, тем свету дай
И всех притом благословляй,
Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росой
Пчелу-работницу напой

И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.
Зерну скорлупку расколи
И молодую из земли
Былинку выведи на свет;
Пичужкам приготовь обед;
Тех приюти между ветвей,
А тех на гнёздышке согрей...
Итак, совсем не мудрено,
Что разгорелося оно,
Что отдыхает на горах
В полупотухнувших лучах
И нам, сходя за небосклон,
В прохладе шепчет: "Добрый сон".
(120 слов)

(В.Жуковский)

Вопросы м задания

1. Найди в стихотворении слова и выражения, особенно ярко изображающие события.
2. Отыщи и зачитай в стихотворении все слова, которые использовал В.Жуковский, характеризуя действия солнца за день.
3. Прочитай выразительно концовку стихотворения. Изменилась ли твоя интонация? Почему?

Счастливый мальчик

(иранская сказка)

Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.
А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
– Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы.
Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
– Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.
В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.
Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"
Опостылела мальчику такая жизнь.
Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.
На берегу мальчик громко крикнул:
– Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:
– Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза – и ты будешь счастлив, как прежде.
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой. (371 слово)

Вопросы м задания

1. Расскажи, каким образом мальчик получил волшебные ножницы и что он стал незамедлительно делать.
2. Почему он вернул ножницы рыбке, и как мать отнеслась к его поступку?
3. Сказка называется "Счастливый мальчик". Когда же мальчик чувствовал себя счастливым?
4. В каких словах заключена главная мысль сказки? Прочти их.
5. Попробуй пересказать начало сказки от имени матери: "Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды наш сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл жить во дворец..."

Волшебный барабан

(в сокращении)

Шёл однажды с войны барабанщик. Был он очень беден. Всё-то его богатство составлял барабан. Но настроение у солдата было прекрасное – ведь он возвращался домой, где не был долгие годы. И потому далеко вокруг разносился весёлый грохот его барабана: "Трам-тара-там! Трам-там-там!"
Шёл он, шёл и вдруг встретил старушку.
– А, славный солдатушка! Не найдётся ли у тебя случаем хоть одного сольдо?
– Я охотно дал бы тебе и два, бабуля, и даже дюжину, если б были. Но у меня и вправду нет ни одного сольдо.
– Ой, так ли уж?
– Ещё утром я обшарил свои карманы, но ничего не нашёл.
– А ты посмотри ещё разок, поищи как следует.
– В карманах? Что ж, посмотрю, раз тебе так хочется. Но уверен... Ой, а это что такое?
– Сольдо! Видишь, выходит, есть?
– Клянусь тебе, я и не знал об этом! Вот красота! Держи, бабуля, мне не жалко. Тебе оно, должно быть, нужнее.
– Спасибо, солдат! – поблагодарила старушка. – А я взамен тоже дам тебе кое-что.
– Да? Но мне ничего не надо.
– Подарю тебе маленькое волшебство. Слушай внимательно. Всякий раз, как зазвучит твой барабан, все вокруг будут пускаться в пляс.
– Какое забавное волшебство! Спасибо, бабуля.
– Подожди, это ещё не всё. Затанцуют люди и не смогут остановиться, пока не перестанешь играть на своём барабане.
– Вот здорово! Не знаю ещё, что стану делать с таким подарком, но, наверное, пригодится.
– Ещё как!
– Прощай, бабуля!
И барабанщик снова двинулся в путь – домой. Шёл он, шёл... Вдруг из леса выскочили трое разбойников.
– Кошелёк или жизнь?
– Ох, да ради бога! Берите ещё и сумку. Только и в ней пусто.
Разбойники искали, искали, искали и, разумеется, не нашли даже гроша ломаного.
– Да ты и в самом деле нищий! – рассердился главарь разбойников. – Ну ладно, заберём у тебя барабан, хоть повеселимся иногда – и то хорошо.
– Берите, – вздохнул солдат, – жаль, конечно, расставаться со старым другом, столько лет дружили. Но раз уж он так вам нужен...
– Нужен!
– Дайте только мне сыграть на нём напоследок, а потом забирайте. А заодно я покажу вам, как надо играть. Идёт?
– Ладно, так уж и быть, играй.
– Вот хорошо! – обрадовался барабанщик. – Я поиграю: "Трам-та-ра-там-там! Трам-там-там!" А вы потанцуйте!
И надо было видеть, как затанцевали эти негодяи! Словно медведи на ярмарке.
Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили:
– Давай, давай, барабанщик! А ну-ка, вальс!
– А теперь польку!
– Мазурку!
Но вот они устали, задыхаются. Хотят остановиться, да не могут! Выбились из сил, ноги не держат, голова кружится, а волшебный барабан всё заставляет их плясать.
Повернулся солдат и пошёл своей дорогой. И когда он начинал играть на барабане, танцевали зайцы в своих норках, белки на деревьях и проснувшиеся среди бела дня совы...
Так и шёл дальше славный барабанщик, возвращаясь домой. (412 слов)

(Дж. Родари)

Вопросы м задания

1. Прочитай и выдели в сказке зачин и концовку.
2. Опиши поведение солдата во время встречи со старушкой и с разбойниками. Почувствовал ли ты разницу? Какую?
3. Какую сказку напоминает тебе эта сказка Дж. Родари?

Тексты для чтения про себя

2-й класс

Синяя сказка

Подул южный ветер.
Два цветочных семечка поняли, что весна близка, – и пустили два тонких ростка.
Первый цветок увидел синего неба кусок, и цветочки его сразу синими стали.
Второй цветок с шейкою гибкой увидел солнышка золотую улыбку и надел золотую корону. И, умывшись туманом, он заявил, встав посредине поляны:
– Всё, что красиво, – запомните это! – золотистого цвета! Пшеничное зёрнышко – золотое. Ясное солнышко – золотое. И хотя называюсь Одуванчиком я, золотом отливает корона моя. Я золотой – не то что этот синий цветок! А тебя как зовут, скажи нам, дружок?
– Не знаю... Мне никто не сказал...
Вечером к ним пришёл Муравей:
– Ох, как я устал... Как мне ползти нелегко... А муравейник мой так далеко! Ползти в темноте по корням не хочу я. Можно, я у вас заночую?
Золотой одуванчик сделал вид, что не слышит.
А синий цветок прошептал:
– Ночь на небе уже зажигает огни... Оставайся со мной, отдохни!..
И уснул Муравей под синим цветком. Это было чудесно! Звёзды горели синим огнём. И всю ночь ему снились синие сны.
Снилось ему, что он в синем потоке купается и поток ему улыбается – синий поток.
Снилось ему, что плывёт он на синем листке по голубой реке – по синей реке. Снилось ему, будто в синей ракете летит он к далёкой планете – синей планете.
Утром сказал Муравей, что не сможет забыть эту ночь и что будет он рад как можно скорее вернуться назад.
Улыбнулся цветок:
– Загляни к нам хотя б на минутку. Прощай, Муравей!
– Прощай, Незабудка!
Так синий цветок узнал своё имя.
Но Одуванчику не понравилось это.
Он начал расти и стал совсем золотистого цвета.
И однажды снова пришёл Муравей и Незабудку спросил удивлённо:
– А где же твой друг с золотою короной?
– Нет его больше... Он всегда говорил так неохотно со мной и раздувался от спеси, что весь золотой. Что случилось потом? На это мне трудно ответить... Он вдруг побелел, стал лёгким – и сдул его южный порывистый ветер! Он ничего даже крикнуть не мог. Вот остался на месте его лишь сухой стебелёк...
И сказал Муравей:
– Плохо тебе, Незабудка, одной. Если хочешь, я останусь с тобой. Днём я буду трудиться – мне иначе нельзя. А утром, как только открою глаза, я буду тебе рассказывать свои синие сны – они, как сказки, тайны полны...
– Чудесно! – И Незабудка, от счастья сама не своя, листочком погладила верного друга – умного Муравья! (371 слово)

(Л.Милева)

Вопросы м задания

1. Расскажи, что ты узнал об Одуванчике. Как он выглядел? Что думал о себе? Чем кончилась его история?
2. Прочитай, что приснилось Муравью под синим цветком. Каким был Муравей?
3. Расскажи о Незабудке. Какой она тебе показалась?
4. Как ты думаешь, почему автор назвала своё произведение "Синяя сказка"?

3-й класс

Мальчик-звезда

(отрывок)

* * *

А двое Лесорубов всё шли и шли через бор, ожесточённо дуя на замёрзшие пальцы и топая по обледенелому снегу тяжёлыми, подбитыми железом сапогами. Один раз они провалились в глубокий, занесённый снегом овраг, а в другой раз они поскользнулись на твёрдом гладком льду замёрзшего болота, а ещё как-то им почудилось, что они заблудились, и на них напал великий страх, ибо им было известно, что Снежная Дева беспощадна к тем, кто засыпает в её объятиях.
В конце концов они вышли на опушку и увидели далеко внизу в долине огни своего селения.
Они очень обрадовались, что выбрались наконец из леса, и громко рассмеялись, а долина показалась им серебряным цветком и Луна над ней – цветком золотым.
Но, посмеявшись, они снова стали печальны, потому что вспомнили про свою бедность, и один из них сказал другому:
– С чего это мы так развеселились? Ведь жизнь хороша только для богатых, а не для таких, как мы с тобой.
Но пока они сетовали так на свою горькую долю, произошло нечто удивительное и странное. Прекрасная, необычайно яркая звезда упала с неба. Она покатилась по небосводу меж других звёзд, и когда изумлённые Лесорубы проводили её взглядом, им показалось, что она упала за старыми ветлами.
– Слушай! Да ведь это же кусок золота, надо его разыскать! – разом закричали оба и тут же припустились бежать – такая жажда золота их обуяла.
Но один из них бежал быстрее другого, перегнал своего товарища, пробрался между ветлами... И что же он увидел? На белом снегу и вправду лежало что-то сверкающее, как золото. Лесоруб подбежал, наклонился, поднял этот предмет с земли и увидел, что он держит в руках плащ из золотой ткани, причудливо расшитый звёздами и ниспадающий пышными складками. И он крикнул своему товарищу, что нашёл сокровище.
Но увы! В складках плаща они не обнаружили ни золота, ни серебра, ни других сокровищ, а увидели только спящее дитя. И один Лесоруб сказал другому:
– Все наши надежды пошли прахом, нет нам с тобой удачи! Ну какая польза человеку от ребёнка? Давай оставим его здесь и пойдём своим путём – ведь мы люди бедные, у нас и своих детей хватает.
Но второй Лесоруб отвечал так:
– Нет, нельзя совершить такое злое дело – оставить это дитя замерзать тут на снегу. И хоть я не богаче тебя и у меня ещё больше ртов просят хлеба, всё равно я отнесу этого ребёнка к себе домой, и моя жена позаботится о нём.
И он осторожно поднял ребёнка, завернул его в плащ, чтобы защитить от жгучего мороза, и зашагал вниз с холма к своему селению, а его товарищ подивился такой его глупости и мягкосердечию.
А когда они пришли в селение, товарищ сказал:
– Ты взял себе ребёнка, так отдай мне плащ, ты же должен поделиться со мной находкой.
Но тот отвечал ему:
– Нет, не отдам, потому что этот плащ не твой и не мой, а принадлежит только ребёнку, – и, пожелав ему доброго здоровья, подошёл к своему дому и постучал в дверь.
Итак, Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба. (576 слов)

(О.Уайльд)

Вопросы м задания

1. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть.
2. Перескажи третью часть от имени Лесоруба, нашедшего ребёнка. Слушатель – его жена.
3. Найди и зачитай в тексте словосочетания, которые стали крылатыми выражениями и которые мы часто употребляем в речи: "напал великий страх", ... .

4-й класс

Как я покупал собаку

I

Я люблю собак потому, что среди животных они самые верные друзья человека. Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. Я всегда сам их выращивал и воспитывал.
Скоро наш главный знаток собак и судья Александр Александрович Чумаков позвонил мне по телефону и сказал, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. Пёс, как рассказывал Александр Александрович, был очень красив и силён, и звали его так же, как моего последнего собачьего друга, – Томкой.
Долго не раздумывая, я поехал в Орехово покупать собаку.
Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он только чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперёд, сурово и с достоинством. Хозяин коротко назначил цену и, не глядя больше ни на меня, ни на собаку, отвернулся к стене.
Я не торговался, отсчитал деньги и положил их на стол, взял ремённый поводок, протянутый мне женой хозяина, и сам пристегнул его к собачьему ошейнику. На улицу, к машине, мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье, у правого окна. Я сел с ним рядом. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин всё стоял у ворот – мне показалось, в раздумье. Жена хозяина вытирала платком глаза. Дул сильный ветер.
Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на своём месте. Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно.

II

Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне – я в это время сидел на диване, у другого стола, – и вдруг неожиданно опустил мне на колени свою тяжёлую голову. Я боялся пошевельнуться.
Прошло пять минут, десять... По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. Прошло двадцать минут, полчаса... Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, и наконец я не выдержал.
– Томка,– сказал я жалобно, – проснись.
Пёс только вздохнул во сне.
– Томка!– сказал я чуть громче. – Томка! Я устал.
Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. Я пробовал уговорить его, успокоить.
– Томка! Милый, хороший...
Рычанье нарастало, как гром. Томка бесновался. Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет, а может быть, никогда не будет...
Он зарычал ещё раз и бросился. Я еле успел схватить его за ошейник. У меня в руках он как будто успокоился немного, но всю ночь пролежал возле моего дивана настороженный и злобный. Когда я шевелился, Томка рычал грозно, шерсть на нём вставала дыбом. Человек, который его обманул и увёз, не смел шевелиться при нём.
На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.
К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево: "Приезжайте и возьмите собаку обратно. Она не может привыкнуть ко мне".
Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, ночным поездом.

III

Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверно: "Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся".
В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином. Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.
На прощанье Томка помирился со мной. Он сам подошёл ко мне и тронул мою руку своим холодным, мокрым носом. Он как будто извинялся за своё поведение. Пропажа хозяина оказалась временной и не страшной, и ненавидеть меня было не за что.
Я вышел на улицу их провожать. Подошла машина. Они уехали. Теперь я стоял у ворот и смотрел им вслед. (723 слова)

(Б.Емельянов)

Вопросы м задания

1. Что вы думаете о старом и новом хозяевах Томки?
2. Как хозяин продавал свою собаку? Как вы думаете, почему он даже отвернулся от неё?
3. Что происходило с Томкой в доме нового хозяина? Почему он так вёл себя? Прочитайте места, где говорится, что Томка переживает так же, как человек.
4. Что поняли в конце концов старый и новый хозяева Томки? А что вы думаете об этом?