Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Виктория Наумовна РУДНИЦКАЯ,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Российской академии образования

Математика

Контрольные работы

Комплект контрольных работ предлагается в помощь учителям, работающим в 1–4-х классах по новым программам и учебникам авторов М.И. Моро и др. (издательство "Просвещение").
Цель работ – изучение учителем уровня математической подготовки учащихся на конец III четверти.
Каждая работа представлена в четырех вариантах. Первые два соответствуют стандартным требованиям к учащимся и предназначены для средне- и слабоуспевающих детей; третий и четвертый варианты рассчитаны на учащихся, имеющих более высокий уровень математических способностей.
В текст каждого варианта включены дополнительные задания, помеченные звездочкой. Они требуют от ученика умения проявить некоторую самостоятельность мышления и сообразительность.
Оценивание контрольных работ производится в соответствии с существующими нормами оценок. В 1-м классе отметки не выставляются. Дополнительные задания могут оцениваться отдельно или не оцениваться вообще.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Дорогие учителя!
В своих письмах вы неоднократно обращались с просьбой ответить на вопросы относительно контрольных работ по математике. Сегодня публикуем ответы на некоторые из них.

На какую программу и какой учебник сориентированы контрольные работы по математике?

Контрольные работы адресованы прежде всего, учителям, работающим по новым программам и учебникам математики авторского коллектива под руководством М.И. Моро. Однако наши работы могут использоваться и учителями, ведущими обучение по другим авторским программам и учебникам, если нет больших расхождений в содержании и порядке прохождения учебного материала.

Почему контрольная работа во 2-м классе за I полугодие (варианты 1 и 2) содержит задачу в 2 действия? Ведь такие задачи дети должны научиться решать только к концу года? То же относится и к алгебраическому материалу: не рано ли проверять умение решать уравнения в конце II четверти?

Не рано. Содержание контрольной работы зависит от целей ее проведения. Обычно проверка осуществляется на тот момент, когда определенные знания и умения считаются сформированными у учащихся. Однако не менее важно, чтобы учитель вел и текущий контроль получаемой его детьми математической подготовки, то есть представлял себе картину усвоения каждым учеником того или иного материала. Поэтому часть заданий в контрольных работах по математике предлагается в целях изучения учителем освоения учеником нового материала, что поможет ему дифференцированно подходить к каждому ребенку, увидеть, что им уже хорошо усвоено, а что требует доработки.

Что касается предложенных во 2-м классе текстовых арифметических задач в 2 действия, то такие задачи во 2-м классе решаются уже с самого начала учебного года. Их содержание и способы решения не выходят за рамки стандартных. Вероятно, неудачи учащихся в данном случае связаны с Вашими требованиями к оформлению решения задачи (дети пытались составить сложное выражение, и, естественно, ошиблись). На данном этапе обучения не нужно требовать от всех детей (особенно слабоуспевающих) решать задачи с помощью составления выражения. Решая задачу, ученик должен записать и выполнять каждое действие отдельно.

В соответствии с планом (см. Методическое пособие, с. 94) буквенные выражения вводятся на 13-м уроке, а уравнения – на 10-м уроке от конца II четверти. Поэтому вполне возможно проверить, как идет усвоение этого материала, выяснить, какие возникают трудности, какого рода ошибки допускают дети.

При проведении контрольных работ просим учесть, что они носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. В зависимости от общей подготовки вашего класса, скорости прохождения материала вы вправе изменить содержание конкретных заданий. В частности, если по каким-то причинам тот или иной материал не пройден, соответствующие задания могут быть заменены другими или исключены из текста работы; возможно также уменьшение числа вариантов контрольных работ.

Желаем успехов!

С уважением, Виктория РУДНИЦКАЯ