Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья ЧЕРКАШИНА,
учитель гимназии № 9
г. Белгород

В гостях у Золушки

Урок-путешествие по математике

1-й класс

Спецификой урока математики, представленного Натальей ЧЕРКАШИНОЙ, учителем гимназии № 9 г. Белгорода, являются органическое включение в учебный процесс "сказочного" сюжета, заданий игрового характера и широкое использование наглядных методов.
Урок проводится в быстром темпе и с высокой плотностью, обеспечивает разумную смену видов деятельности, двигательную активность учащихся. Учебный материал группируется так, чтобы полное и прочное его усвоение детьми происходило непосредственно на уроке.

Тема. "Закрепление изученных приемов сложения в пределах 100 (без перехода через разряд)".

Цели. Формировать навыки сложения чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); закреплять изученные приемы сложения вида: 47 + 2, 47 + 20, 47 + 3; развивать умение сравнивать выражения на основе изученных приемов сложения, "математическую" речь, внимание, логику и интерес к предмету; воспитывать у детей чувства товарищества и взаимопомощи, ответственности.

Оборудование. Учебник "Математика", 1-й класс (авт. Н.Б. Истомина); грамзапись "Привет, Незнайка!" с песнями из телефильма "Незнайка с нашего двора"; грамзапись сказки Е.Шварца "Золушка", рисунки с изображениями сказочных героев, овощей, фруктов, корзин, кареты с примерами; двусторонние рисунки для "волшебной работы", карточки с примерами; значки, выражающие настроение учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня урок у нас будет не совсем обычный.

Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.

Наш класс побывает в одной очень доброй сказке Шарля Перро, встретится с героиней, которую вы очень любите. Послушайте пластинку и отгадайте, как ее зовут.

Звучит грустная песня Золушки из сказки Е.Шварца "Золушка". Дети отгадывают "музыкальную" загадку учителя.

Дети. Это Золушка.

Учитель открывает доску и показывает на доске изображение Золушки и злой Мачехи.

У. Мы сегодня, ребята, на этом уроке математики будем не только учениками первого класса, а станем "волшебниками". Потому что только волшебники творят чудеса. И мы должны обязательно помочь Золушке выполнить все задания Мачехи.
Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: "Успею ли я на королевский бал?"
Не волнуйся Золушка, ребята тебе помогут!
Сегодня на уроке мы будем повторять все изученные приемы сложения, учиться рассуждать и доказывать, быть внимательными и сообразительными.

III. Устный счет

У. Первое задание Мачехи: прополоть грядки на ее огороде с морковью, свеклой и помидорами. А грядки Мачехи – это наши "математические" цепочки. Узнайте результат в них.

Дети открывают тетради, и каждый выполняет свою цепочку. Работа дифференцированная по трем группам учащихся. К доске выходят другие трое учащихся, записывают выражения и находят их значения.

25 + 30 + 2 + 3 + 28 + 2 + 10 – 1 =

25 + 20 + 5 + 33 + 7 – 1 =

25 + 2 + 3 + 16 + 4 – 1 =

– Чему равен результат у ребят, которые пропалывали свеклу (помидоры, морковь)?

Выслушиваются ответы детей.

– Какие приемы сложения мы повторили в "математических" цепочках?

Дети отвечают.

IV. Закрепление пройденного материала

У. Второе задание Мачехи: распределить собранные фрукты в три корзинки. В первую корзинку нужно собрать фрукты с выражениями, в которых к двузначным числам прибавляют однозначные, во вторую – фрукты с выражениями, в которых к двузначным числам прибавляем круглые десятки, и в третью корзинку нужно собрать фрукты с выражениями, в которых к двузначным числам мы прибавляем однозначные числа и получаем в результате сложения круглые десятки.

К столу учителя выходят трое учащихся и распределяют фрукты с выражениями, записанными на них, на три группы. Дети читают свои выражения на собранных фруктах. Учитель помогает вставить фрукты в корзинки.

К доске выходят другие трое учащихся, записывают выражения и находят их значения.

На доске:

72 + 5 = 77
81 + 8 = 89
60 + 16 = 76

79 + 20 = 99
7 + 92 = 99
42 + 40 = 82

28 + 2 = 30
83 + 7 = 90
55 + 5 = 60

У. Какие приемы вы применяли при решении выражений в 1-м (2-м, 3-м) столбиках? Какое свойство применили в выражениях: 7 + 92 и 60 + 16?

Выслушиваются ответы детей.

V. Физкультминутка

Ученики отдыхают вместе с Золушкой под песенку "Где водятся волшебники?" С. Степанченко (грампластинка "Привет, Незнайка!" с песнями из телефильма "Незнайка с нашего двора").

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Сейчас мы будем сравнивать выражения с доказательствами и выводами, какие приемы вы закрепляли в данной работе. А также помогаем своей "волшебной работой" создать для Золушки из тыквы карету, из мышек – лошадей, из крысы – Кучера. И только тогда Золушка отправится на королевский бал.

Учащиеся открывают учебники "Математика", 1-й класс Н.Б. Истоминой на с. 152 и находят задание № 364 (2-й столбик). Дети работают в тетрадях. У доски по очереди сравнивают выражения пять учащихся.

На доске:

27 + 40 ... 27 + 50
32 + 50 ... 32 + 60
17 + 2 ... 3 + 17
41 + 7 ... 42 + 7
63 + 30 ... 36 + 30

Алгоритм рассуждения учащихся:

Если к 27 прибавить 40 в левой части, а к 27 прибавить 50 в правой части и 40 меньше 50, то выражение в левой части меньше выражения в правом столбике.

Учитель подводит итоги выполнения задания № 364.

У. Ваша "волшебная работа" помогла из тыквы создать карету.

Учитель показывает картинки: на одной стороне – тыква, а на другой – карета.

– Мышек превратить в шесть лошадей (показ картинки с двух сторон).

 – А крысу превратить в Кучера (показ картинки с двух сторон).

И вот наша милая Золушка отправляется на бал в карете (показ картинки на доске).
Какие приемы вы применяли в сравнении выражений?

Выслушиваются ответы детей.

VII. Самостоятельная работа

У. Вставьте числа в "окошки" так, чтобы получились верные неравенства.

На доске:

31 + > 36
+ 13 < 85
+ 9 > 35
21 + < 40
22 + < 29
+ 45 > 47

Осуществляется проверка самостоятельной работы учащихся. Выслушивается несколько предполагаемых вариантов ответов.

– Чтобы Золушку пустили во дворец стражники, мы обязательно должны "создать" для нее герб на карете. Заполните пустые окошки на гербах – это схемы с числом 69 в середине.

Учитель выдает каждому ученику рисунок кареты со схемой.

Дети самостоятельно заполняют "окошки" на рисунках и сдают работы.

 VIII. Итог урока

У. Золушка встретилась со своим Принцем. Она счастлива (показ картинки на доске) и благодарит своих "волшебников" за работу.
– Над какой темой мы работали? Какие приемы закрепляли?

Д. Мы повторяли, как складывать двузначные и однозначные числа, двузначные и двузначные числа без перехода через десяток.

У. Ребята, а почему мы помогали Золушке? Что сделало нас "волшебниками"? Можем ли мы в настоящей жизни стать "волшебниками"? Объясните.

Выслушиваются ответы детей.
Учащиеся по просьбе учителя показывают значки, выражающие их настроение на уроке.