Наталья ЧЕРКАШИНА,
учитель гимназии № 9
г. Белгород
В гостях у Золушки
Урок-путешествие по математике
1-й класс
Спецификой урока математики,
представленного Натальей ЧЕРКАШИНОЙ, учителем
гимназии № 9 г. Белгорода, являются
органическое включение в учебный процесс
"сказочного" сюжета, заданий игрового
характера и широкое использование наглядных
методов.
Урок проводится в быстром темпе и с высокой
плотностью, обеспечивает разумную смену видов
деятельности, двигательную активность учащихся.
Учебный материал группируется так, чтобы полное
и прочное его усвоение детьми происходило
непосредственно на уроке.
Тема. "Закрепление изученных
приемов сложения в пределах 100 (без перехода
через разряд)".
Цели. Формировать навыки сложения
чисел в пределах 100 (без перехода через разряд);
закреплять изученные приемы сложения вида: 47 + 2, 47
+ 20, 47 + 3; развивать умение сравнивать выражения на
основе изученных приемов сложения,
"математическую" речь, внимание, логику и
интерес к предмету; воспитывать у детей чувства
товарищества и взаимопомощи, ответственности.
Оборудование. Учебник
"Математика", 1-й класс (авт. Н.Б. Истомина);
грамзапись "Привет, Незнайка!" с песнями из
телефильма "Незнайка с нашего двора";
грамзапись сказки Е.Шварца "Золушка",
рисунки с изображениями сказочных героев,
овощей, фруктов, корзин, кареты с примерами;
двусторонние рисунки для "волшебной
работы", карточки с примерами; значки,
выражающие настроение учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня урок у нас будет
не совсем обычный.
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
Наш класс побывает в одной очень
доброй сказке Шарля Перро, встретится с героиней,
которую вы очень любите. Послушайте пластинку и
отгадайте, как ее зовут.
Звучит грустная песня Золушки из
сказки Е.Шварца "Золушка". Дети отгадывают
"музыкальную" загадку учителя.
Дети. Это Золушка.
Учитель открывает доску и показывает
на доске изображение Золушки и злой Мачехи.
У. Мы сегодня, ребята, на этом
уроке математики будем не только учениками
первого класса, а станем "волшебниками".
Потому что только волшебники творят чудеса. И мы
должны обязательно помочь Золушке выполнить все
задания Мачехи.
Посмотрите, Золушка встревожена. Она
беспокоится: "Успею ли я на королевский бал?"
Не волнуйся Золушка, ребята тебе помогут!
Сегодня на уроке мы будем повторять все
изученные приемы сложения, учиться рассуждать и
доказывать, быть внимательными и
сообразительными.
III. Устный счет
У. Первое задание Мачехи:
прополоть грядки на ее огороде с морковью,
свеклой и помидорами. А грядки Мачехи – это наши
"математические" цепочки. Узнайте результат
в них.
Дети открывают тетради, и каждый
выполняет свою цепочку. Работа
дифференцированная по трем группам учащихся. К
доске выходят другие трое учащихся, записывают
выражения и находят их значения.
25
+ 30 + 2 + 3 + 28 + 2 + 10 – 1 =
25
+ 20 + 5 + 33 + 7 – 1 =
25
+ 2 + 3 + 16 + 4 – 1 =
– Чему равен результат у ребят,
которые пропалывали свеклу (помидоры, морковь)?
Выслушиваются ответы детей.
– Какие приемы сложения мы
повторили в "математических" цепочках?
Дети отвечают.
IV. Закрепление пройденного материала
У. Второе задание Мачехи:
распределить собранные фрукты в три корзинки. В
первую корзинку нужно собрать фрукты с
выражениями, в которых к двузначным числам
прибавляют однозначные, во вторую – фрукты с
выражениями, в которых к двузначным числам
прибавляем круглые десятки, и в третью корзинку
нужно собрать фрукты с выражениями, в которых к
двузначным числам мы прибавляем однозначные
числа и получаем в результате сложения круглые
десятки.
К столу учителя выходят трое
учащихся и распределяют фрукты с выражениями,
записанными на них, на три группы. Дети читают
свои выражения на собранных фруктах. Учитель
помогает вставить фрукты в корзинки.
К доске выходят другие трое учащихся,
записывают выражения и находят их значения.
На доске:
72 + 5 = 77
81 + 8 = 89
60 + 16 = 76 |
79 + 20 = 99
7 + 92 = 99
42 + 40 = 82 |
28 + 2 = 30
83 + 7 = 90
55 + 5 = 60 |
У. Какие приемы вы применяли при
решении выражений в 1-м (2-м, 3-м) столбиках? Какое
свойство применили в выражениях: 7 + 92 и 60 + 16?
Выслушиваются ответы детей.
V. Физкультминутка
Ученики отдыхают вместе с Золушкой
под песенку "Где водятся волшебники?" С.
Степанченко (грампластинка "Привет,
Незнайка!" с песнями из телефильма "Незнайка
с нашего двора").
VI. Закрепление пройденного
материала (продолжение)
У. Сейчас мы будем сравнивать
выражения с доказательствами и выводами, какие
приемы вы закрепляли в данной работе. А также
помогаем своей "волшебной работой" создать
для Золушки из тыквы карету, из мышек – лошадей,
из крысы – Кучера. И только тогда Золушка
отправится на королевский бал.
Учащиеся открывают учебники
"Математика", 1-й класс Н.Б. Истоминой на
с. 152 и находят задание № 364 (2-й столбик). Дети
работают в тетрадях. У доски по очереди
сравнивают выражения пять учащихся.
На доске:
27 + 40 ... 27 + 50
32 + 50 ... 32 + 60
17 + 2 ... 3 + 17
41 + 7 ... 42 + 7
63 + 30 ... 36 + 30
Алгоритм рассуждения учащихся:
Если к 27 прибавить 40 в левой части, а к
27 прибавить 50 в правой части и 40 меньше 50, то
выражение в левой части меньше выражения в
правом столбике.
Учитель подводит итоги выполнения
задания № 364.
У. Ваша "волшебная работа"
помогла из тыквы создать карету.
Учитель показывает картинки: на
одной стороне – тыква, а на другой – карета.
– Мышек превратить в шесть лошадей (показ
картинки с двух сторон).
– А крысу превратить в Кучера (показ
картинки с двух сторон).
И вот наша милая Золушка отправляется
на бал в карете (показ картинки на доске).
Какие приемы вы применяли в сравнении выражений?
Выслушиваются ответы детей.
VII. Самостоятельная работа
У. Вставьте числа в "окошки"
так, чтобы получились верные неравенства.
На доске:
31 + > 36
+ 13 < 85
+ 9 > 35
21 + < 40
22 + < 29
+ 45 > 47
Осуществляется проверка
самостоятельной работы учащихся. Выслушивается
несколько предполагаемых вариантов ответов.
– Чтобы Золушку пустили во дворец
стражники, мы обязательно должны "создать"
для нее герб на карете. Заполните пустые окошки
на гербах – это схемы с числом 69 в середине.
Учитель выдает каждому ученику
рисунок кареты со схемой.
Дети самостоятельно заполняют
"окошки" на рисунках и сдают работы.
VIII. Итог урока
У. Золушка встретилась со своим
Принцем. Она счастлива (показ картинки на доске)
и благодарит своих "волшебников" за работу.
– Над какой темой мы работали? Какие приемы
закрепляли?
Д. Мы повторяли, как складывать
двузначные и однозначные числа, двузначные и
двузначные числа без перехода через десяток.
У. Ребята, а почему мы помогали
Золушке? Что сделало нас "волшебниками"?
Можем ли мы в настоящей жизни стать
"волшебниками"? Объясните.
Выслушиваются ответы детей.
Учащиеся по просьбе учителя показывают значки,
выражающие их настроение на уроке.
|