Галина ПАНИНА,
психолог
Продолжение. См. № 41/03
Речевая ритмика
или Как использовать физкультминутку для развития
речи младших школьников
В первой части статьи мы говорили о том, что одной из
целей "речевой ритмики" является развитие речи, в рамках которого
учитель работает над фразой (ее слитностью, темпом, логическим
ударением и интонацией). Педагогическая практика показала благотворное
влияние физкультминуток в форме приемов "речевой ритмики" в работе с
детьми, которые быстро утомляются на уроках в школе. Кроме того,
рекомендованы они и детям непоседливым, вспыльчивым, замкнутым,
тревожным. Физкультминутки, положительно влияя на общее
психологическое состояние каждого ученика класса, развивают
познавательную активность ребенка, затрагивают его фантазию и
воображение.
"Речевая ритмика" представляет собой устную речь в сочетании с
естественными движениями ребенка, через которые он выражает свои
эмоции разнообразными интонационными средствами, учится произвольно
предъявлять их и управлять ими.
Мы уже рассказали о работе с темпом и логическим ударением в процессе
речевых игр. Сегодня мы приведем примеры того, как можно работать с
интонацией.
При работе над интонацией движения ребенка носят
естественный характер. Они включают в себя и естественные жесты,
связанные с выражением смеха, отрицания, гнева и т.д. Характер этих
движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких. При
помощи этих эмоционально окрашенных движений происходит знакомство ребят
на физкультминутках с различными интонациями. Регулярное использование
интонационных речевых игр учит детей управлять своими эмоциями,
употреблять их в нужных ситуациях, что играет важную роль в становлении
процесса общения детей в классе.
Приведем примеры интонационных речевых игр.
МЭРИ
У маленькой Мэри
Большая потеря –
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет:
Нельзя без потери никак!
Но, милая Мэри,
Забудь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый.
Но только смотри, береги! |
Повествовательно
Повествовательно
Печально
Удивленно
Печально
Восклицательно
Ласково
Ласково
Повествовательно
Повествовательно
Повествовательно
Назидательно. |
ДОКТОР
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Отвечает доктор гневно:
"Надо мыть их ежедневно!
Если уши мыли вы,
Если уши мыли мы,
Если уши вымыл ты,
Значит, уши вы-мы-ты!" |
С обращением
Вопросительно
Вопросительно
Сердито
Восклицательно
Назидательно
Назидательно
Назидательно
Восклицательно |
1. Проговаривание текста с движениями
Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном
вправо-влево.
Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в
стороны.
Уши мыть или не мыть? – показать уши рукой, затем развести руки в
стороны и сделать головой отрицательное движение.
Отвечает доктор гневно. – движение на звук [ч] (отвечает),
движение на звук [д] (доктор), затем резкий
указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом
ногой, на лице сердитое выражение.
Надо мыть их ежедневно! – указательное движение правой рукой
вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее
слово.
Если уши мыли вы, если уши мыли мы, если уши вымыл ты –
проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт
проговариванию.
Значит уши вымыты! – движение на звук [з],
указательное движение на ухо, движение на звук [в].
2. Разыгрывание
Ученики делятся на три группы: 1-я – авторы; 2-я –
ученики; 3-я – доктор. Дети читают текст по ролям, а затем обмениваются
ролями.
А вот пример проговаривания другого стихотворения
(синхронно с учителем) в сопровождении естественных движений.
МУХА
Муха в гости собиралась,
Ехать очень далеко.
Умывалась, одевалась,
Перед зеркалом металась
И – попала в молоко.
– Ты куда попала, муха?
– В молоко, в молоко.
– Хорошо тебе, старуха?
– Нелегко, нелегко.
– Ты бы вылезла немножко!
Не могу, не могу.
– Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
– Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей.
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.
Проговаривание вопросительных предложений
сопровождается движением, обозначающим вопрос. Интонацию при ответе дети
выбирают сами. Стихотворение также может быть разыграно по ролям (1 –
автор, 2 – муха).
ПУЗЫРИ
Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой.
В каждом я и ты со мной.
Посмотри-ка, посмотри! –
Просит маму Натка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули! Как жалко. |
Просительно
Повествовательно
С перечислением
Повествовательно
Восклицательно-просительно
Повествовательно
Удивленно-вопросительно
Жалобно. |
Проговаривание текста с движениями.
Мама! Мама! Посмотри! – вытягивать вверх то
правую, то левую руки, затем поднять обе руки вверх.
Я пускаю пузыри. – Показать на себя и описать в воздухе руками форму
пузыря.
Желтый, красный, голубой... – Проговаривать как считалку,
показывая руками на летающие в воздухе пузыри.
В каждом я и ты со мной. – Показать на себя, затем на одного из
учеников.
Посмотри-ка, посмотри! – Обратиться к соседу, тронув его за
рукав.
Просит маму Натка. – Прижать руки к груди, во всем облике
просьба.
Ой, а где же пузыри? – Всплеснуть руками, сделать движение,
обозначающее вопрос, затем "нарисовать" руками форму пузыря.
Лопнули! Как жалко. – Руки в стороны, вздохнуть, всем обликом
показать огорчение.
Можно привести много примеров стихотворных текстов
для отработки интонации. Хочется надеяться, что этот практический
материал поможет учителям школ в работе над формированием словесной речи
в ее устной форме. Более подробно эта тема рассмотрена в книге
Т.М. Власовой и А.Н. Пфафенродт "Фонетическая ритмика".
|