Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2003

В СОЮЗЕ С ПИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Продолжение. См. № 41/03

Речевая ритмика

или Как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников

В первой части статьи мы говорили о том, что одной из целей "речевой ритмики" является развитие речи, в рамках которого учитель работает над фразой (ее слитностью, темпом, логическим ударением и интонацией). Педагогическая практика показала благотворное влияние физкультминуток в форме приемов "речевой ритмики" в работе с детьми, которые быстро утомляются на уроках в школе. Кроме того, рекомендованы они и детям непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, тревожным. Физкультминутки, положительно влияя на общее психологическое состояние каждого ученика класса, развивают познавательную активность ребенка, затрагивают его фантазию и воображение.
"Речевая ритмика" представляет собой устную речь в сочетании с естественными движениями ребенка, через которые он выражает свои эмоции разнообразными интонационными средствами, учится произвольно предъявлять их и управлять ими.
Мы уже рассказали о работе с темпом и логическим ударением в процессе речевых игр. Сегодня мы приведем примеры того, как можно работать с интонацией.

При работе над интонацией движения ребенка носят естественный характер. Они включают в себя и естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания, гнева и т.д. Характер этих движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких. При помощи этих эмоционально окрашенных движений происходит знакомство ребят на физкультминутках с различными интонациями. Регулярное использование интонационных речевых игр учит детей управлять своими эмоциями, употреблять их в нужных ситуациях, что играет важную роль в становлении процесса общения детей в классе.

Приведем примеры интонационных речевых игр.

МЭРИ

У маленькой Мэри
Большая потеря –
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет:
Нельзя без потери никак!
Но, милая Мэри,
Забудь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый.
Но только смотри, береги!

Повествовательно
Повествовательно
Печально
Удивленно
Печально
Восклицательно
Ласково
Ласково
Повествовательно
Повествовательно
Повествовательно
Назидательно.

ДОКТОР

Доктор, доктор,
Как
нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Отвечает доктор гневно:
"Надо мыть их ежедневно!
Если уши мыли вы,
Если уши мыли мы,
Если уши вымыл ты,
Значит, уши вы-мы-ты!"

С обращением
Вопросительно
Вопросительно
Сердито
Восклицательно
Назидательно
Назидательно
Назидательно
Восклицательно

1. Проговаривание текста с движениями

Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.
Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.
Уши мыть или не мыть? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.
Отвечает доктор гневно. – движение на звук [ч] (отвечает), движение на звук [д] (доктор), затем резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.
Надо мыть их ежедневно! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.
Если уши мыли вы, если уши мыли мы, если уши вымыл ты – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.
Значит уши вымыты! – движение на звук [з], указательное движение на ухо, движение на звук [в].

2. Разыгрывание

Ученики делятся на три группы: 1-я – авторы; 2-я – ученики; 3-я – доктор. Дети читают текст по ролям, а затем обмениваются ролями.

А вот пример проговаривания другого стихотворения (синхронно с учителем) в сопровождении естественных движений.

МУХА

Муха в гости собиралась,
Ехать очень далеко.
Умывалась, одевалась,
Перед зеркалом металась
И – попала в молоко.
– Ты куда попала, муха?
– В молоко, в молоко.
– Хорошо тебе, старуха?
– Нелегко, нелегко.
– Ты бы вылезла немножко!
Не могу, не могу.
– Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
– Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей.
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.

Проговаривание вопросительных предложений сопровождается движением, обозначающим вопрос. Интонацию при ответе дети выбирают сами. Стихотворение также может быть разыграно по ролям (1 – автор, 2 – муха).

ПУЗЫРИ

Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой.
В каждом я и ты со мной.
Посмотри-ка, посмотри! –
Просит маму Натка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули!
Как жалко.

Просительно
Повествовательно
С перечислением
Повествовательно
Восклицательно-просительно
 Повествовательно
Удивленно-вопросительно
Жалобно.

Проговаривание текста с движениями.

Мама! Мама! Посмотри! – вытягивать вверх то правую, то левую руки, затем поднять обе руки вверх.
Я пускаю пузыри. – Показать на себя и описать в воздухе руками форму пузыря.
Желтый, красный, голубой... – Проговаривать как считалку, показывая руками на летающие в воздухе пузыри.
В каждом я и ты со мной. – Показать на себя, затем на одного из учеников.
Посмотри-ка, посмотри! – Обратиться к соседу, тронув его за рукав.
Просит маму Натка. – Прижать руки к груди, во всем облике просьба.
Ой, а где же пузыри? – Всплеснуть руками, сделать движение, обозначающее вопрос, затем "нарисовать" руками форму пузыря.
Лопнули! Как жалко. – Руки в стороны, вздохнуть, всем обликом показать огорчение.

Можно привести много примеров стихотворных текстов для отработки интонации. Хочется надеяться, что этот практический материал поможет учителям школ в работе над формированием словесной речи в ее устной форме. Более подробно эта тема рассмотрена в книге Т.М. Власовой и А.Н. Пфафенродт "Фонетическая ритмика".