Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ПИЛЬЩИКОВА,
учитель Некрасовской школы
г. Кострома

Герой земли русской

Урок литературного чтения

4-й класс (1–4)

Проведение уроков по изучению раздела "Летописи" в 4-м классе вызывает трудности. Тексты летописей достаточно сложны для детского восприятия и требуют от учителя знания исторических фактов, необходимых для понимания текстов.
Изучив необходимую историческую и методическую литературу, Елена ПИЛЬЩИКОВА, учитель Некрасовской школы г. Костромы Костромского района, составила урок чтения, который может быть вам интересен.

Тема. «Образ главного героя в думе К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин"».

Цели. Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста; выявить мотивы поведения героя и определить свое и авторское отношение к событиям и персонажам; найти в произведении и осмыслить значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; развивать умения чувствовать настроение героя произведения.

Оборудование. Учебник "Родная речь" (авт. М.В. Голованов, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова, кн. 3, ч. 1), Толковый мини-словарь, грамзапись оперы М.Глинки "Иван Сусанин", проигрыватель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Над какой темой мы начали работу на предыдущем уроке?

Дети. Над поэтической тетрадью "Светлый край берез, моя Россия".

У. О чем говорится в стихах, собранных в этой поэтической тетради?

Д. О Родине, о природе родного края.

У. Чему бы вы хотели научиться на уроке?.. Что нужно делать на уроке, чтобы выполнить эти цели?

Дети отвечают.

– Тема сегодняшнего урока – «Образ главного героя в думе К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин"». (Учитель записывает на доске.) Откройте учебник на странице 145.

III. Подготовительная работа

У. По традиции наших уроков перед чтением произведения – несколько слов об его авторе. Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: в чем видел смысл жизни человека Рылеев?

Сообщение делает заранее подготовленный ученик.

Ученик 1. Творчество Кондратия Федоровича Рылеева относится к первой четверти ХIХ века, золотого века русской литературы. Рылеев – поэт-декабрист. Все его творчество было проникнуто высокими идеалами, чувствами любви и восхищения народом. Смысл жизни человека Рылеев видел в служении Родине. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной важными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном. В 1823 г. вступает в тайное Северное общество и вскоре становится одним из его руководителей. В декабре 1825 г. он находится на Сенатской площади, где началось восстание против царя и где оно было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева как особо опасную. В числе пяти известных декабристов Рылеев был приговорен к смертной казни и повешен.

У. Важное место в поэтическом наследии Рылеева занимают стихотворения, которые носят название "дума". В украинской народной поэзии думой называлась песня об исторических событиях и народных героях. К какому жанру русской литературы близка дума по своему содержанию?

Д. К былинам.

У. По замыслу автора думы должны были дать читателю представление о русской истории и ее славных героях. Вместе с тем думы должны были воспитывать читателей в духе патриотизма. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин... Вероятно, это имя вам уже знакомо. Что вы знаете об этом человеке?

Выслушиваются ответы детей.

– Перенесемся в начало ХVII века.

Сообщение об исторической обстановке в то время делают учащиеся.

Ученик 2. Тяжелые времена переживала тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди.
В 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов. Поляки, узнав об этом и предвидя, как повредит это их намерению завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Победа казалась им легкой, царь еще не успел окружить себя верными подданными и превратить свое жилище в неприступную крепость.

Ученик 3. Рассуждая таким образом, отправили они отряд самых решительных злодеев во владение князей Романовых. Это поместье было в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как им найти поместье нового царя Михаила Федоровича. Чтобы не вызвать подозрений, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем. Но Сусанин был умен и сметлив. Он догадывался, что имеет дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами господина своего. Чувствуя, что от его скромности и осторожности зависит жизнь царя, он в ту же минуту решился на все, чтобы только спасти его.
Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить дорогих гостей до самого дома царя. Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда было нужно. Но Сусанин повел их через дремучие леса в противоположную сторону от настоящей дороги.

IV. Первичное восприятие текста

У. Вот как рассказал об этом подвиге поэт.

Чтение учителем думы Рылеева "Иван Сусанин".

– Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети отвечают.

– Почему поэтическое слово заставляет нас волноваться, сопереживать герою?

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

– Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения. Во-первых, нам должны быть понятны значения слов и выражений. Для этого прочитайте стихотворение еще раз, отметьте слова и выражения, смысл которых вам непонятен.

V. Словарная работа

У. Узнайте значения подчеркнутых вами слов в специально подготовленных словариках.

Работа с Толковым мини-словариком.

  • Не видно ни зги – полный мрак, ничего не видно.

  • Сарматы – название племени кочевников.

  • Ляхи – поляки.

  • Гумно – сарай для сжатого хлеба.

  • Москаль – на Украине и в Белоруссии прозвище русских.

  • Жупан – полукафтан.

  • Окончины – окна.

  • Русское племя – русский народ.

  • Окольная тропа – в стороне от кратчайшего пути.

  • Дебри – непроходимые леса.

  • Вотще – тщетно, напрасно.

– Значения каких слов вам удалось выяснить? Значения каких слов (выражений) остались непонятными?

Учитель объясняет значения непонятных слов.

VI. Беседа с элементами выборочного чтения

У. Когда я читала стихотворение, когда вы его перечитывали, удалось ли вам перенестись в те далекие годы, в тот дремучий непроходимый лес,
а может быть, даже представить себя на месте Сусанина или стать невидимым свидетелем тех событий? Выделите в стихотворении строки, которые помогают читателю представить себе густой лес, морозную зимнюю ночь, зловещее молчание лесной чащи, наступление утра.

Дети выполняют задание.

– Каким вы представили себе главного героя? Дайте ему характеристику, опираясь на предложенный план.

На доске:

Характеристика главного героя

1. Описание внешности, особенности речи.
2. Характер.
3. Поступки, их мотивы (почему он так поступает?).

Дети работают в парах, готовят ответы, проверяют друг друга. Затем два человека дают характеристику главному герою.

– Как вы считаете, какой момент был самым тяжелым для Сусанина?

Детьми предлагается два варианта ответа: раздумья Сусанина во время ночлега и заключительная сцена – смерть героя.

– Перечитаем первый отрывок.

Д. Измученные дальней дорогой поляки засыпают. Не спит лишь Сусанин, который ждет зарю – последнюю в своей жизни.

У. Давайте послушаем арию Ивана Сусанина из одноименной оперы М.Глинки, которая поможет нам понять состояние героя. Каким настроением проникнута эта музыка?

Д. Мрачным, скорбным. Тяжело у него на душе. Сусанин прощается с родными, прощается с жизнью.

У. Сусанин, как и всякий человек, боится смерти, но он сдерживает страх, и сознание выполненного долга укрепляет его дух. Перечитаем последнюю сцену.

Дети читают.

– Каким настроением проникнуты эти строки?

Д. Настроение торжественное, героическое, патриотическое.
– Сусанин умирает с высоко поднятой головой, с сознанием выполненного долга.

У. Найдите строки, в которых сказано, с каким чувством русский человек гибнет за правое дело.

Д. Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.

У. Как вы считаете, в каких строчках выражена главная мысль этого стихотворения?

Д. Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

У. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Д. Ивану Сусанину.

У. Кто думает иначе?

Д. Это слова автора, самого Рылеева. Устами своего героя он провозгласил собственные мысли, свои идеалы.

У. Какая музыка подошла бы к заключительному отрывку этого стихотворения?

Д. Торжественная, героическая, праздничная, со звоном колоколов.

Возможно прослушивание хора "Славься" из оперы М.Глинки.

У. Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками устанавливается единственный за всю историю России памятник крестьянину – Ивану Сусанину.
Этот памятник был установлен в центре города Костромы. На массивном постаменте в виде куба – колонна из розового гранита, которую венчал бюст юного царя Михаила. У подножия колонны, преклонив колено, – молящаяся фигура Ивана Сусанина. Рядом с фигурой героя – грамоты, дарованные государем его роду. Царь щедро отплатил за усердие и верность: он подарил детям своего спасителя земли, лежащие в окрестностях Домнина, освободил жителей этой деревни от всех податей и повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян.
К сожалению, этот прекрасный памятник был разрушен в 1918 году, и можно увидеть лишь лежащую на земле колонну, оставшуюся от памятника.
Позднее в центре Костромы был установлен новый памятник.
Но главный памятник Сусанину – это память в сердцах признательных потомков.
Графиня Ростопчина посвятила несколько прекрасных строк Сусанину. Я думаю, вы с удовольствием их послушаете.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

Ученик 4.

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,
Сусанин, верный сын, честь родины своей?..
Тебя ли можем мы прославить
Деяньем рук и грудами камней?..
Чугун растопится... полудня мрамор белый
Раздробят долгие морозы русских зим...
Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,
Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!
Сей вечный памятник тебе сооружен
В сердцах признательных потомков.

VII. Итог урока

У. В тяжелые для Родины времена защитником ее становится каждый – и старый и малый. Всем миром народ поднимается на борьбу с врагом. От этого зависит судьба всего народа, всей страны. А есть ли место подвигу в наши дни? Известны ли вам случаи, когда человек жертвует собой ради спасения других?

Выслушиваются ответы детей.

– Что нового вы открыли для себя, прочитав это произведение? Что сумели понять?

Ответы детей.

VIII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение думы Рылеева "Иван Сусанин".