Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Второй Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

2-й класс

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе общего развития Л.В.Занкова, при поддержке Министерства образования Российской Федерации, газеты "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября", сетевого объединения методистов Федерации интернет-образования, издательства "Учебная литература" Корпорации "Федоров" проводят Второй Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев.

1. Цели и задачи марафона

1.1. Способствовать распространению и популяризации идей системы общего развития Л.В. Занкова.

1.2. Выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей.

1.3. Продолжить знакомство учеников-занковцев из разных регионов России и ближнего зарубежья, включив их в деловое сотрудничество.

1.4. Способствовать обмену опытом и повышению квалификации преподавателей.

2. Порядок проведения марафона

В марафоне могут принимать участие ученики 4-х классов. Марафон включает в себя три тура. На первом туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями учеников из всех желающих принять участие в марафоне. Второй тур выявляет из числа победителей первого тура тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своих школы, города, области на заключительном туре-финале в Москве. Первые два тура проводятся до 20 января 2004 г. учителями-занковцами на местах по предоставленным заданиям, которые объединяют проблемный материал по курсам литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира. Все задания для марафона составлены авторами учебных курсов, разработанных в рамках системы общего развития Л.В. Занкова для четырехлетней начальной школы. Третий, заключительный тур интеллектуального марафона проводится в последних числах марта 2004 г. на базе школы № 641 Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

3. Инструкция по проведению

1. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих.

2. Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.

3. Продолжительность работы – 1 ч 40 мин (100 мин).

4. Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

5. Работы участников проверяются не дежурным по аудитории, а членами жюри.

6. Правильное выполнение заданий по каждой предметной области оценивается 18 баллами независимо от количества заданий в работе. Например, правильное выполнение одного задания по литературе  оценивается 18 баллами, как и за правильное выполнение трех заданий по русскому языку ставится 18 баллов.

7. Необходимо вовремя (до 10 февраля) прислать заявку на участие в III туре с приложением работ учащихся-победителей по адресу:

Объединение профессионалов, содейству-ющих системе общего развития Л.В. Занкова
125315, г. Москва, ул. Часовая, 21б.
Тел.: (095) 258-7511, 746-7453,
Е-mail: zankov@mto.ru.
ФНМЦ им. Л.В. Занкова
125212, г. Москва, Головинское ш., д. 8, корп. 2, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Тел. 452-4900 (доб. 130).

4. состав участников

4.1. В марафоне могут принимать участие команды, представляющие отдельные школу, город, область, регион.

4.2. Команда состоит из трех школьников (учащихся 4-х классов) и одного взрослого руководителя (педагога). Все члены команды должны быть включены в заявку на участие в марафоне.

5. организационный комитет

5.1. Для подготовки и проведения марафона создается Организационный комитет, который формируется из авторов системы общего развития Л.В. Занкова, методистов и учителей.

5.2. Для проведения марафона и подведения итогов создается судейская коллегия, которая формируется из авторов предметных заданий, методистов и учителей-практиков.

5.2.1. К судейству в третьем туре допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, включающую: ознакомление с общими принципами построения предметных заданий, критериями оценки и способами оценивания работ участников.

5.2.2. Отбор судей из числа учителей проводится заочно. Претендентам на участие в работе судейской коллегии необходимо до 10 февраля выслать в адрес Оргкомитета собственный вариант одного или нескольких заданий, с подробным описанием идей, заложенных в заданиях, его решением, а также информацию о себе (указав опыт работы в системе общего развития Л.В. Занкова).

6. Порядок оценки результатов

По результатам проведения третьего тура марафона определяются победители в следующих организационных категориях:

– в личном первенстве: первое, второе, третье места, а также победители в предметных номинациях "Русский язык", "Математика", "Литературное чтение", "Окружающий мир".
– в командном первенстве: первое, второе, третье места.

I тур

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дорогие юные филологи!

Вы уже знакомы с таким "малым" жанром народного творчества, как пословицы. Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) смысл и переносный (скрытый, подразумеваемый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в обиход из известных литературных произведений.
Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений. Вам предстоит:

1) распределить высказывания на две группы в зависимости от их происхождения: пословицы (фольклорного происхождения, не имеют автора); крылатые выражения (нефольклорного происхождения, имеют автора);
2) для крылатых выражений указать автора и название произведения;
3) раскрыть переносный смысл каждого высказывания.

РУССКИЙ ЯЗЫК*

Задание 1

Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов.

русский, род, древний, длинный, гласный, язык, мужской.

Задание 2

Подбери антонимы к многозначным словам.

мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет)

Задание 3

Прочитай и отредактируй предложения. Запиши их правильно.

Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой город России.
Обои захохотали.
На березах сидели снегири, они были занесены снегом.

МАТЕМАТИКА

Задание 1

Два землекопа за 3 часа выкопали канаву длиной 2 м. Сколько землекопов за 5 часов выкопают канаву длиной 5 м?

Задание 2

Трех подружек спросили, как их зовут. Первая сказала: "Меня зовут Марина", вторая: "А меня Катя", а третья добавила: "А меня зовут Марина или Лена". Как зовут каждую девочку, если все они сказали неправду о своем имени, но имена всех трех названы верно?

Задание 3

До начала 18 века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел:

532 – ФЛВ, 544 – ФМД,
122 – РКВ, 645 – ХМЕ, 335 – ТЛЕ.

Определи, каким числам соответствуют записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Задание 1

Какие изменения произойдут с природой Земли, если ее ось из наклонной станет вертикальной?

Задание 2

Летом группа путешественников отправилась в полет на воздушном шаре. В конце полета им пришлось идти на вынужденную посадку. Приземлились они на поляне в незнакомом лесу. При аварийной посадке поломалась часть оборудования, в том числе разбился компас. Путешественники взглянули на часы, до заката солнца оставалось не больше часа. Но они помнили, что перед аварией мелькнул поселок в юго-восточном направлении от их курса. Как путешественники могут определить путь к поселку?

II тур

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Уважаемые исследователи!

На уроках вы занимались в "Мастерской стиха" (Н.А. Чуракова "Литературное чтение", 4 класс, 5 глава). Учились понимать язык поэзии, "расшифровывать", что хотел выразить поэт и как он добивается задуманного. Вам уже знаком поэт Максимилиан Волошин (Н.А. Чуракова "Литературное чтение", 4 класс, 1 часть, с.156).
Ваша задача:

1) угадать название стихотворения;
2) определить, как поэт добивается того, чтобы мы "увидели" ясную картину происходящего? Перечислить средства, с помощью которых поэту удается создать нужное впечатление.

Задание потребует от вас внимательного и вдумчивого перечитывания стихотворения.

  ???

Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщик, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня...

Снова вагоны едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.
Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.
Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес...
Жизнь... работа...
Где-то, кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та... то-та...

(М. Волошин)

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1

Составь и запиши предложения с данными словами.

Ро[т], ду[ш]ка, гру[с,] [т,], ле[с,]ть.

Задание 2

Найди фразеологизмы-синонимы. Выпиши номера, составляющие каждую пару.

1. Тьма кромешная. 2. Глядеть в оба. 3. Поминай как звали.
4. Держать ухо востро. 5. Ни зги не видно. 6. И след простыл. 7. Кот наплакал.

К фразеологизму без пары допиши соответствующий фразеологизм-синоним.

Задание 3

Запиши, как называют людей, которые живут

В Москве, на Волге, в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Пскове, в селе, на острове, на хуторе.

МАТЕМАТИКА

Задание 1

Знайка перемножил все целые числа до двухсот включительно. Сколько цифр он получил в значении произведения?

Задание 2

Трехзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значений, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трехзначное число записано одинаковыми цифрами, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?

Задание 3

Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты поросята?

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Задание 1

В приведенном списке слов названы объекты и явления природы, распространенные в разных районах мира. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назовите.

Задание 2

Маловодность рек в степной и пустынной зонах объясняется следующими причинами:

1) малым количеством годовых осадков;
2) высокой испаряемостью в течение продолжительного времени;
3) равнинностью рельефа местности;
4) глубоким залеганием грунтовых вод;
5) большим расходом воды на орошение.

Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение. Почему другие ответы неверны?


* При проверке ошибки на неизученные орфограммы не учитываются.