Второй Всероссийский
интеллектуальный марафон учеников-занковцев
2-й класс
Федеральный научно-методический центр
им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов,
содействующих системе общего развития
Л.В.Занкова, при поддержке Министерства
образования Российской Федерации, газеты
"Начальная школа" Издательского дома
"Первое сентября", сетевого объединения
методистов Федерации интернет-образования,
издательства "Учебная литература"
Корпорации "Федоров" проводят Второй
Всероссийский интеллектуальный марафон
учеников-занковцев.
1. Цели и задачи марафона
1.1. Способствовать распространению и
популяризации идей системы общего развития Л.В.
Занкова.
1.2. Выявить наиболее способных
учащихся для дальнейшей их поддержки, оказания
посильной помощи в полном раскрытии их
возможностей.
1.3. Продолжить знакомство
учеников-занковцев из разных регионов России и
ближнего зарубежья, включив их в деловое
сотрудничество.
1.4. Способствовать обмену опытом и
повышению квалификации преподавателей.
2. Порядок проведения марафона
В марафоне могут принимать участие
ученики 4-х классов. Марафон включает в себя три
тура. На первом туре происходит отбор наиболее
успешно справившихся с заданиями учеников из
всех желающих принять участие в марафоне. Второй
тур выявляет из числа победителей первого тура
тех, кто готов наиболее достойно отстаивать
честь своих школы, города, области на
заключительном туре-финале в Москве. Первые два
тура проводятся до 20 января 2004 г.
учителями-занковцами на местах по
предоставленным заданиям, которые объединяют
проблемный материал по курсам литературного
чтения, русского языка, математики и окружающего
мира. Все задания для марафона составлены
авторами учебных курсов, разработанных в рамках
системы общего развития Л.В. Занкова для
четырехлетней начальной школы. Третий,
заключительный тур интеллектуального марафона
проводится в последних числах марта 2004 г. на базе
школы № 641 Юго-Восточного административного
округа г. Москвы.
3. Инструкция по проведению
1. Каждый ученик должен сидеть за
отдельной партой. В классе не должны находиться
посторонние лица. Перед началом конкурса
дежурный по аудитории должен составить список
всех присутствующих.
2. Необходимо проинструктировать
детей о правилах оформления работы. Затем
раздать листы с конкурсными заданиями,
зафиксировать время начала работы и сообщить
участникам продолжительность и время окончания
работы.
3. Продолжительность работы – 1 ч 40
мин (100 мин).
4. Если во время проведения конкурса
кто-либо из участников захочет временно покинуть
аудиторию, то он должен положить на стол
дежурного свой листок с заданием. Два участника
одновременно не могут покидать аудиторию. При
выполнении задания разрешается пользоваться
черновиком.
5. Работы участников проверяются не
дежурным по аудитории, а членами жюри.
6. Правильное выполнение заданий по
каждой предметной области оценивается 18 баллами
независимо от количества заданий в работе.
Например, правильное выполнение одного задания
по литературе оценивается 18 баллами, как и за
правильное выполнение трех заданий по русскому
языку ставится 18 баллов.
7. Необходимо вовремя (до 10 февраля)
прислать заявку на участие в III туре с
приложением работ учащихся-победителей по
адресу:
Объединение профессионалов,
содейству-ющих системе общего развития Л.В.
Занкова
125315, г. Москва, ул. Часовая, 21б.
Тел.: (095) 258-7511, 746-7453,
Е-mail: zankov@mto.ru.
ФНМЦ им. Л.В. Занкова
125212, г. Москва, Головинское ш., д. 8, корп. 2, Академия
повышения квалификации и переподготовки
работников образования.
Тел. 452-4900 (доб. 130). |
4. состав участников
4.1. В марафоне могут принимать участие
команды, представляющие отдельные школу, город,
область, регион.
4.2. Команда состоит из трех школьников
(учащихся 4-х классов) и одного взрослого
руководителя (педагога). Все члены команды должны
быть включены в заявку на участие в марафоне.
5. организационный комитет
5.1. Для подготовки и проведения
марафона создается Организационный комитет,
который формируется из авторов системы общего
развития Л.В. Занкова, методистов и учителей.
5.2. Для проведения марафона и
подведения итогов создается судейская коллегия,
которая формируется из авторов предметных
заданий, методистов и учителей-практиков.
5.2.1. К судейству в третьем туре
допускаются лица, прошедшие специальную
подготовку, включающую: ознакомление с общими
принципами построения предметных заданий,
критериями оценки и способами оценивания работ
участников.
5.2.2. Отбор судей из числа учителей
проводится заочно. Претендентам на участие в
работе судейской коллегии необходимо до 10
февраля выслать в адрес Оргкомитета собственный
вариант одного или нескольких заданий, с
подробным описанием идей, заложенных в заданиях,
его решением, а также информацию о себе (указав
опыт работы в системе общего развития Л.В.
Занкова).
6. Порядок оценки результатов
По результатам проведения третьего
тура марафона определяются победители в
следующих организационных категориях:
– в личном первенстве: первое, второе,
третье места, а также победители в предметных
номинациях "Русский язык",
"Математика", "Литературное чтение",
"Окружающий мир".
– в командном первенстве: первое, второе, третье
места.
I тур
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дорогие юные филологи!
Вы уже знакомы с таким "малым"
жанром народного творчества, как пословицы. Это
краткие народные изречения, которые имеют
одновременно прямой (буквальный) смысл и
переносный (скрытый, подразумеваемый) смысл.
Наряду с пословицами в нашей речи бытуют
крылатые выражения, вошедшие в обиход из
известных литературных произведений.
Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и
крылатых выражений. Вам предстоит:
1) распределить высказывания на две
группы в зависимости от их происхождения:
пословицы (фольклорного происхождения, не имеют
автора); крылатые выражения (нефольклорного
происхождения, имеют автора);
2) для крылатых выражений указать автора и
название произведения;
3) раскрыть переносный смысл каждого
высказывания.
РУССКИЙ ЯЗЫК*
Задание 1
Составь и запиши все возможные
словосочетания из данных слов.
русский, род, древний, длинный, гласный,
язык, мужской.
Задание 2
Подбери антонимы к многозначным
словам.
мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб,
журнал), мягкий (воск, свет)
Задание 3
Прочитай и отредактируй предложения.
Запиши их правильно.
Здесь фотографируют детей на понях и
отправляют по любому адресу в любой город России.
Обои захохотали.
На березах сидели снегири, они были занесены
снегом.
МАТЕМАТИКА
Задание 1
Два землекопа за 3 часа выкопали канаву
длиной 2 м. Сколько землекопов за 5 часов выкопают
канаву длиной 5 м?
Задание 2
Трех подружек спросили, как их зовут.
Первая сказала: "Меня зовут Марина", вторая:
"А меня Катя", а третья добавила: "А меня
зовут Марина или Лена". Как зовут каждую
девочку, если все они сказали неправду о своем
имени, но имена всех трех названы верно?
Задание 3
До начала 18 века в России для записи
чисел использовали буквы. Вот запись некоторых
чисел:
532 – ФЛВ, 544 – ФМД,
122 – РКВ, 645 – ХМЕ, 335 – ТЛЕ.
Определи, каким числам соответствуют
записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание 1
Какие изменения произойдут с природой
Земли, если ее ось из наклонной станет
вертикальной?
Задание 2
Летом группа путешественников
отправилась в полет на воздушном шаре. В конце
полета им пришлось идти на вынужденную посадку.
Приземлились они на поляне в незнакомом лесу. При
аварийной посадке поломалась часть
оборудования, в том числе разбился компас.
Путешественники взглянули на часы, до заката
солнца оставалось не больше часа. Но они помнили,
что перед аварией мелькнул поселок в
юго-восточном направлении от их курса. Как
путешественники могут определить путь к поселку?
II тур
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Уважаемые исследователи!
На уроках вы занимались в
"Мастерской стиха" (Н.А. Чуракова
"Литературное чтение", 4 класс, 5 глава).
Учились понимать язык поэзии,
"расшифровывать", что хотел выразить поэт и
как он добивается задуманного. Вам уже знаком
поэт Максимилиан Волошин (Н.А. Чуракова
"Литературное чтение", 4 класс, 1 часть, с.156).
Ваша задача:
1) угадать название стихотворения;
2) определить, как поэт добивается того, чтобы мы
"увидели" ясную картину происходящего?
Перечислить средства, с помощью которых поэту
удается создать нужное впечатление.
Задание потребует от вас
внимательного и вдумчивого перечитывания
стихотворения.
???
Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщик, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня...
Снова вагоны едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.
Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.
Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес...
Жизнь... работа...
Где-то, кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та... то-та...
(М. Волошин)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задание 1
Составь и запиши предложения с данными
словами.
Ро[т], ду[ш]ка, гру[с,] [т,], ле[с,]ть.
Задание 2
Найди фразеологизмы-синонимы. Выпиши
номера, составляющие каждую пару.
1. Тьма кромешная. 2. Глядеть в оба. 3.
Поминай как звали.
4. Держать ухо востро. 5. Ни зги не видно. 6. И след
простыл. 7. Кот наплакал.
К фразеологизму без пары допиши
соответствующий фразеологизм-синоним.
Задание 3
Запиши, как называют людей, которые
живут
В Москве, на Волге, в Санкт-Петербурге,
в Костроме, в Пскове, в селе, на острове, на хуторе.
МАТЕМАТИКА
Задание 1
Знайка перемножил все целые числа до
двухсот включительно. Сколько цифр он получил в
значении произведения?
Задание 2
Трехзначное число записано разными
цифрами в порядке увеличения их значений, но в
его названии все слова начинаются с одной буквы.
Другое трехзначное число записано одинаковыми
цифрами, а в его названии все слова начинаются с
разных букв. Какие это числа?
Задание 3
Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф
нарядились в новые курточки желтого, сиреневого
и оранжевого цветов и надели таких же цветов
шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались
одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит одежду
желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапочку
и курточку другого цвета. Как были одеты
поросята?
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание 1
В приведенном списке слов названы
объекты и явления природы, распространенные в
разных районах мира. Выпишите из этих слов такие,
которые составляют группы. Каждую группу
назовите.
Задание 2
Маловодность рек в степной и пустынной
зонах объясняется следующими причинами:
1) малым количеством годовых осадков;
2) высокой испаряемостью в течение
продолжительного времени;
3) равнинностью рельефа местности;
4) глубоким залеганием грунтовых вод;
5) большим расходом воды на орошение.
Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение.
Почему другие ответы неверны?
* При проверке ошибки
на неизученные орфограммы не учитываются.
|