Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2003

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА, психолог

Речевая ритмика,

или Как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников

Для учителей начальной школы не секрет, что год от года количество "речевых детей", то есть учеников с разной степенью выраженности логопедических проблем, растет. Хорошо, если в школе есть логопед, помогающий ребятам в преодолении речевых нарушений. Но в большинстве школ его нет, и учитель остается один на один с этой проблемой. А если учесть, что в его классе таких детей не один и даже не двое, то становится понятно, с какими профессиональными трудностями сталкивается педагог. Тем не менее решать проблему необходимо, тем более что развитие речи – одна из значимых сторон профессиональной работы учителя начального звена.
Психолог Галина ПАНИНА предлагает пополнить педагогическую копилку учителей 1–2-х классов, рассказав им о небольшой практической программе "Речевая ритмика", которую с успехом можно использовать во время физкультминуток – как во время урока, так и на переменах.

Целью "Речевой ритмики" является не только развитие речи, в рамках которого учитель работает над фразой (ее слитностью, темпом, логическим ударением, интонацией). Использование приемов "речевой ритмики" необходимо для детей с утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, тревожностью, что особенно свойственно ребятам с речевыми проблемами. Практикой доказано благотворное воздействие подобных физкультминуток на общее психическое состояние каждого ученика в классе. Речевые игры, включающие естественные движения и устную речь, развивают познавательную активность ребенка. Они затрагивают его интересы, фантазию и воображение. При помощи этих естественных движений ребенок выражает свои эмоции, учится управлять ими, что играет важнейшую роль в его общении в целом и в формировании коллектива класса.

Для простоты использования мы разделили игры "речевой ритмики" на несколько этапов.

Работа с темпом

Левой, правой! Левой, правой!
(медленный темп)
На парад идет отряд.
(медленный темп)
На парад идет отряд,
(средний темп)
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
(быстрый темп)
Полтора часа подряд.
Левой, правой! Левой, правой!
(средний темп)
Барабан уже дырявый!

Пояснения к упражнению

1. Дети стоят около парт или в кругу. Стихотворение проговаривается с движениями.
Левой, правой – маршируем на месте, делая акцент то на правую, то на левую ногу.
На парад идет отряд – делаем два шага вперед и два назад (на ударные слоги).
Барабанщик – движение руками, как бы ударяем в барабан.
Очень рад – распахиваем руки вперед на звук [о].
Барабанит, барабанит полтора часа подряд – имитируем удары в барабан.
Барабан – указательный жест рукой.
Уже дырявый – руки в стороны, удивление на лице.

2. Стихотворение проговаривается как считалка с указанием на стоящих по кругу детей, но с разными темпами. Кто-то проговаривает его как медленная черепашка, кто-то – как быстрый Буратино, кто-то – как рассудительная Мальвина.
По такой же схеме вы можете работать и с другими стихами. Например:

Еле-еле, еле-еле (медленный)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
(средний)
Все бегом, бегом, бегом!
(быстрый)
Все быстрей, быстрей, бегом,
(очень быстрый)
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите,
(средний)
Карусель остановите,
(средний)
Раз, два, раз, два –
(медленный)
Вот и кончилась игра!
(очень медленно).
Шли мы после школы,
(средний)
Шли мы просто так. (средний)
Прямо и направо, (медленный)
А потом назад. (медленный)
А потом обратно, (средний)
А потом кругом, (средний)
А потом вприпрыжку,
(быстрый)
А потом бегом (быстрый).
Из-за леса, из-за гор
(средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленно)
Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках, (очень быстро).
Раз – цветочек, два – цветочек. (разводим руки в стороны)
Ежики, ежики. (растопыриваем пальцы над головой)
Наковальня, наковальня. (топаем ногами)
Ножницы, ножницы. (пальцами рук имитируем ножницы)
Бег на месте, (бег на месте)
Зайчики, зайчики. (телесная пантомима зайчика)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе, (хлопаем в ладоши)
Девочки и мальчики. (показываем на девочек и мальчиков)

Работа с логическим ударением

Ходит Леночка, вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку, (с сожалением)
На пол бросила картошку, (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело! (восклицательно)

Выделенные слова интонируются логическим ударением.
Проговаривание стихотворения с движением.
Ходит Леночка, вздыхая
– шагаем на месте (или два шага в круг, если дети стоят в кругу), указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.
Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.
Я плохая! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.
Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.
На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.
Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.
Быть хорошей надоело! – взмах руками, выражение недовольства.

По такому же принципу можно работать с другим речевым материалом.

Громко спорят две лягушки, (повествовательно)
Кто из них красавица? (вопросительно)
Ква-ква, ква-ква-ква, (повествовательно)
Как вам это нравится? (вопросительно)
Раз, два – (с перечислением)
В варежке дыра (повествовательно)
Три, четыре – (с перечислением)
Что же делать Ире? (вопросительно)
Пять, шесть
Иголка есть? (вопросительно)
Семь, восемь
Бабушку попросим! (восклицательно с перечислением)
Девять, десять
Кончена
игра.
Делать все самой пора! (повелительно)
Раз, два
Семь, восемь

Острова! Сколько сосен!
Три, четыре
Девять, десять

Мы приплыли. Мы в пути.
Пять, шесть – Сосчитай –
Сходим здесь – до де-ся-ти!

Проговаривание текста с движением.

Раз, два – шагаем на месте и хлопаем в ладоши.
Острова – вытягиваем руки и показываем острова (круглые, овальные, большие и маленькие).
Три, четыре (и весь остальной счет) – шагаем и хлопаем в ладоши.
Мы приплыли – имитируем руками, как мы плывем.
Сходим здесь – руками показываем лесенку-трап.
Сколько сосен – поочередно поднимаем вверх то правую, то левую руки и смотрим за движением рук (как будто смотрим на кроны сосен).
Мы в пути – руками и ногами имитируем движение паровозика.
Сосчитай – руки разводим в стороны.
До де-ся-ти – на каждый слог хлопаем в ладоши.

В следующей части статьи мы расскажем, как "речевая ритмика" работает над интонацией речи, сочетая это с естественным движением детей.

Продолжение следует