Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Продолжение. См. № 39/03

Новый курс русского языка

в системе общего развития школьников

В предыдущей публикации был начат разговор о нашем курсе русского языка. Хотелось бы показать, как в учебниках по русскому языку для 1-го и 2-го классов разворачивается многоаспектный, разноуровневый анализ содержания.

Приведем несколько заданий из учебника "Русский язык. 1 класс".

Задание № 19, глава "Звуки, буквы".
Дети должны отгадать загадку:
"Ползет, шипит живой канат,
Несет в себе опасный яд".

Задания и вопросы:

Отгадай загадку. (Чтобы избежать припоминания отгадки, формулируется следующий вопрос, который требует анализа слов загадки, доказательства ответа.) Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? (Весьма продуктивным средством активизации мыслительной деятельности школьников являются ваши неверные предположения. Например: "А я думаю, что это не змея, а шланг, по которому идет газ для наших плит". Дети удивляются, смеются, но не поддерживают вас, так как в загадке говорится, что канат живой.)

Запиши отгадку. (В зависимости от планируемого объема письма на этом уроке и уровня навыка письма у ваших детей возможно написание не только отгадки, но и загадки. В любом случае обратите внимание на правописание и после шипящих.) Выпиши из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаково звучат разные буквы в конце этих слов? (Сравнивается звучание ударных гласных звуков: звук один – [а], буквы разные – а, я – и звучание конечных согласных: звуки одинаковые [т], буквы разные – т, д.)

Задание № 138, глава "Зачем нужны большие (заглавные) буквы?".

Прочитай, как Малыш из повести А. Линдгрен "Малыш и Карлсон" утешал плачущую незнакомую девочку.

– Не плачь, маленькая! – сказал Малыш. – Ты ведь такая милая…

Какие слова, какой тон ты найдешь для такой ситуации? Перепиши только реплику Малыша:

– ____ ____, ____! ____ ____ ____ ____.

В каком предложении высказывается просьба? С каким чувством его надо прочитать?
Отметь буквы, звуки которых помогли сделать высказывание нежным, ласковым.

Задание сопровождается рисунком трех участников сценки с подписями: Карлсон, малышка, Малыш. Сами прокомментируйте, какие знания и умения общеучебного и предметного характера актуализируются при выполнении этого задания.

Самостоятельно проанализируйте и следующие задания из учебника "Русский язык. 2 класс".

Задание № 168, тема "Глагол". Прочитай глаголы из рассказа Л.Н. Толстого "Косточка". Запиши, какие глаголы указывают на действия героев рассказа: мамы, Вани и других детей. На что ты будешь обращать внимание?

Купила, хотела, лежали, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, сочла, сказали, смеялись, заплакал.

Мама –
Ваня –
Другие дети –

Задание № 298, заключительная глава "Законы языка в практике речи".

Прочитай отрывок из рассказа Виктора Драгунского "Удивительный день". Дениска и его друзья, ученики второго класса, играли в космонавтов и построили ракету. Миша сделал надпись на ней и позвал всех смотреть.

Андрюшка сказал:
– Во здорово!
И Костик сказал:
– Блеск!
А я ничего не сказал. Потому что там было написано так: "Васток-2".
Я не стал этим Мишку допекать, а подошел и исправил обе ошибки. Я написал: "Востог-2".
И всё. Мишка покраснел и промолчал.

Что ты можешь сказать о мальчиках, об их отношениях? Соответствует ли их речь ситуации? Запиши правильное название ракеты. Все ли орфограммы ты можешь объяснить?

Задание № 308, заключительная глава "Законы языка в практике речи".

Представь, что ты учитель. Какие задания ты дашь своим ученикам к этим предложениям? Выполни их и предложи одноклассникам.

Мой зн_комый позн_комил меня с незн_комкой. Вот и перезн_комились!

Подобные задания (а мы охарактеризовали только один из выделенных нами типов) учат детей рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Реализуемый в учебниках подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик. Разносторонность анализа, кроме того, обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников, и формируется прочность усвоения программного материала. Приведем несколько цифр. Например, в учебнике для первого класса начиная с главы 1 в задании 31 в разных темах ученики имеют дело с орфограммой "правописание гласных после шипящих", в 16 заданиях преднамеренно применяют правило переноса, в 18 заданиях – правило написания большой буквы в именах собственных.

Неожиданный, на первый взгляд, результат: в учебниках русского языка реализована вся программа по развитию речи, но при этом существенно увеличилось количество тренировочных упражнений, связанных с правописанием.

Остановимся на формировании понятия орфограммы "безударный гласный" и ее правописании, которое проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1-го класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, обозначают слабые позиции гласных и опасные места, различают звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находят в ряду слов однокоренные слова, выделяют корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению.

Например, в "Тетради по письму № 3" на с. 4 дано задание:

Запиши слова. Раздели их на слоги. Отметь букву безударного гласного звука.

бобр бобры

На с. 11 в "Тетради по письму № 4" дети уже могут выполнять такие задачи:

Выпиши родственные слова. Выдели в них корень. Отметь все опасные места.

море мороз моряк морской

В течение букварного периода ученики накапливали наблюдения о том, что гласные под ударением произносятся сильно и ясно, поэтому обозначаются соответствующей буквой, а гласные безударные произносятся слабо, неясно и могут обозначаться разными буквами. Парные согласные звуки перед гласными звучат сильно, отчетливо и обозначаются соответствующей буквой, а в конце слова звучат неотчетливо и могут обозначаться разными буквами.

В учебнике по русскому языку для 1-го класса закрепляются эти наблюдения детей, они находят в словах опасные места и объясняют их (см. № 4, 7, 8). Далее в задании № 9 они слушают одинаково звучащие редуцированные звуки (трава, гора, моря; листы, ряды, село) и видят, что обозначены они разными буквами. В задании 10, сравнивая произношение парных глухих-звонких согласных звуков в конце слов (лук–луг, пруд–прут, плод–плот), они еще раз убеждаются, что одинаковые звуки могут обозначаться разными буквами.

Выполняя задание № 11, дети своей "рукой" поймут, что написание одних букв не вызывает сомнения (зн_мя, Моск_а, р_дина), а написание других вызывает сомнение (фла_, стр_на, р_дные), возникает ситуация выбора буквы. Как ее выбирать в данных случаях, напоминает пара слов: р_дина, р_дные.

Теперь вводится понятие "орфограмма". Начиная с этого момента постоянными будут задания: на выделение орфограмм, на выделение букв, при написании которых может возникнуть сомнение, на сравнение гласных и согласных звуков в слабой и сильной позиции, на нахождение безударных гласных в корне. Приведем некоторые номера заданий, чтобы показать, что они охватывают все разделы учебника: № 12, 13, 15, 19, 32, 39, 43, 49, 57, 67, 70, 73, 82, 105, 106, 107, 115, 142, 157 и др.).

Орфограмма "проверяемый безударный гласный в корне" вводится во 2-м классе после ознакомления
детей с составом слова. Таким образом, в течение полутора лет готовилась теоретическая и практическая база для усвоения этой "вечной" орфограммы и других корневых (и не только корневых) орфограмм.

Всего только в учебнике 2-го класса дети работают с названной орфограммой в 56 заданиях: в 18 – до ее изучения, в 10 – во время изучения и в 28 – после изучения. Кроме того, она проходит через все четыре рабочие тетради.

Приведем несколько примеров заданий, а вы понаблюдайте, как в них активизируются разные стороны языка, и обратите внимание, к каким темам относятся эти задания.

Задание № 15, тема "Что нужно для общения".

Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. (Задание сопровождается рисунками лисы, бобра, волка, медведя, мышки, аиста и ласточки.)

В берлоге живёт _______, в гнезде – ________, в гнёздышке _________, в норе – ________, в норке –________, в хатке – ________, в логове – _________.

Найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Какие звуки обозначают одинаковые буквы гласных в корне.

Задание № 70, тема "Что такое родственные слова и формы слов.

Отгадай слова. Запиши предложения.

Человек, который служит на море, – это ______. Человек, который ухаживает за садом, – это _____. Человек, охраняющий лес, – это ________________. Инструмент для проведения линий – это ___________.

Отметь корень в родственных словах. В корне отметь орфограмму. Как ее можно проверить? Выпиши отгаданные слова, рядом с каждым напиши форму множественного числа. Сравни смысл родственных слов и форм слова.

Задание № 84, тема "Что такое родственные слова и формы слов".

К каким временам года ты отнесешь следующие слова? Почему? Изменится ли твой ответ в зависимости от растения?

Цветет, расцветает, отцветает, зацветает.

Запиши слова, выдели корень. Отметь в корне орфограммы. Напиши проверочные слова.

Задание № 111, тема "Проверяемые безударные гласные в корне".

Прочитай. Определи, где здесь разные названия дороги, а где родственные слова.

Лесная дорога пошла через поле – стала полевой. Дошла до деревни – превратилась в деревенскую.

(Ю. Коваль)

Как будет называться дорога, которая проходит в городе? Теперь запиши все определения дороги, подчеркивая букву безударного гласного в корне. Рядом с каждым определением в скобках напиши проверочное слово. Обозначь непроверяемый гласный в корне. Твоя запись выглядит так?

Дорога лесная (______), ______ (________), …

Задание № 206, тема "Как образуются предложения".

Перепиши, вставляя пропущенные буквы. Какие это орфограммы? Подчеркни основу предложений. Покажи графически (стрелками) связь между главными и второстепенными членами предложения. На что указывает местоимение с предлогом в нее?

Из-за бугра выкатилась пуш_стая туч_. Со(?)нце нырнуло в неё. Небо пот_мнело. Хлынул мощ(?)ный ливень.

Найди предложения по схемам.
Откуда? что сделала? какая? что? .
Что сделал? какой? что? .

Задание № 46, "Рабочая тетрадь № 2" 2-й класс. Прочитай стихотворение. Подскажи гному, кто же сверху бросается? __________ И чем? _________.

брось
сосны
бросал
сосны
лес
зелень
гриб
згляд
дивится
диво

Маленький гном –
Старый житель л_сной –
Сел на гр_бок
Под з_лёной с_сной.
Сел и гл_дит –
Уд_вляется:
Кто это сверху
Бр_сается?..

(Г.Ганина)

Как называется пропущенная орфограмма? (Место для ответа.) Слова с этой орфограммой соедини с проверочными словами. В полученных парах слов расставь ударение.

Выпиши строчки, в которых автор описывает гнома. (Место для записи.) Подчеркни слова, обозначающие признаки предмета.

Во 2-м классе вводится понятие "части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и их грамматические признаки (род, число)". Теперь дети готовы к орфографической теме 3-го и 4-го классов "Безударный гласный в окончаниях слов", правила проверки которой сравниваются с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, "ударные – безударные гласные"), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3–4-м классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными -о-, -а- и суффиксов -ик-, -ек.

Во всех случаях новое правило написания безударного гласного выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема "Правописание безударного гласного" рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой.