Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга СВОДЦЕВА,
учитель школы № 1242,
г. Москва

Крещендо в листьях клена

Интегрированный урок музыки, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства

2-й класс

Тема. "Времена года в цвете и звуке".

Цели. В игровой форме раскрыть синтез речи, движения и музыки; учить детей играть и петь по нотам; развивать детскую личность в музыкальной, литературной, изобразительной деятельности при помощи творческих заданий.

Оборудование. Нотная тетрадь; акварельные краски; детские музыкальные инструменты (металлофон, румба, маракас и др.), осенние листья.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Учитель. Признайтесь: вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным, небывалым? Проявить себя во всем блеске своих способностей? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке, когда мы будем говорить об осени, вам представится возможность побывать и художниками, и композиторами, и музыкантами, и исполнителями, и исследователями, а также слушателями. При этом вы можете понаблюдать, насколько шире становятся ваши творческие возможности, богаче фантазия.

III. Работа по труду. Аппликация "Крещендо в листьях клена"

У. О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.

Эти прекрасные стихи были написаны в Японии несколько столетий назад поэтом Дасэном.

Задание: подберите кленовые листья так, чтобы в них чувствовалось цветовое крещендо (нарастание звука), то есть расположите листья с нарастающим желтым оттенком на альбомном листе большого формата.

Дети выполняют задание.

– Такая композиция – оригинальный подарок. Ее можно подарить тому, кого любишь.

IV. Работа по рисованию "Времена года в цвете и звуке"

У. Задание: нарисуйте четыре крупных прямоугольника, озаглавьте их устно: "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Теперь закрасьте каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года.

Дети выполняют задание.

– Снова нарисуйте четыре крупных прямоугольника, озаглавьте их так же. Но теперь пользуйтесь не каким-то одним цветом, а сочетанием разных цветов, подходящим к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Но главное – они должны отражать конкретное время года.

Дети выполняют задание.

– Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно. Проявляйте свою фантазию и дальше.

V. Работа по музыке

Задание 1

У. Глядя на свои рисунки, негромко спойте "зимний", "весенний", "летний" и "осенний" напевы. Со словами или без слов вы запоете, это не столь важно. Кстати, вы можете себе аккомпанировать на чем захочется – барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши...
Если вы немного растерялись и не знаете, как начать, вспомните себя в жаркий летний день купающимися в реке. Что вы испытывали? Какие возгласы и звуки вы издавали? А как вы себя чувствовали хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в теплый плащ или провожая взглядом улетающую стаю птиц? Будет ли ваш напев столь же восторженным и радостным, как в первом случае? А что было с вами, когда мороз больно пощипывал озябшие руки? Чем отличалось ваше весеннее настроение, когда ярко зазеленела трава, везде распространились запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному осветило мир?
Может, вы запомнили зиму, весну, лето и осень как-то по-другому? Вот и передайте эти свои впечатления в четырех коротких напевах.

Дети тихонько напевают мелодии. Затем выслушивается исполнение четырех-пяти учеников.

Задание 2

У. Прослушайте музыкальные произведения, в которых отражены разные настроения людей в разное время года:

В. Шебалин, А. Пушкин. "Зимняя дорога".
С. Рахманинов, Ф. Тютчев. "Весенние воды".
С. Прокофьев. "Пятнашки".
П. Чайковский "Осень".

Дети слушают произведения и пытаются определить настроение авторов.

VI. Физкультминутка "Прыг-скок"

У. Отгадайте, пожалуйста, какие движения соответствуют "легато", "нон легато" и "стаккато": скольжение на лыжах, маршировка, подскок? Проделайте эти движения.

Дети выполняют предложенные действия.

– Приведите примеры разнообразных подскоков самыми различными способами: на прямых, согнутых, перекрещенных ногах, на одной ножке, с поворотами, с разными положениями рук, головы, корпуса.
Можете ли вы подпрыгнуть, вообразив себя Бармалеем, Котом в сапогах, Дюймовочкой?
В самом общем плане это начало балета.

VII. Работа по музыке (продолжение)

У. У Константина Бальмонта есть стихотворение "Осень".

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Попробуем сыграть эту мелодию по нотам на металлофоне.

Дети репетируют, затем два-три ученика исполняют мелодию для всего класса.

VIII. Итог урока

У. С помощью чего можно изобразить картину природы, передать настроение человека?

Дети. С помощью музыки, красок, выразить речью, движением.

У. Молодцы! Вы сегодня смогли побывать в роли художников и музыкантов, работали творчески. С каким настроением вы уходите с урока?

Д. С хорошим!

У. Спасибо за работу! До свидания!