Светлана КУДАНКИНА,
учитель начальной школы
с. Возжаевка Амурской области
Сложение и вычитание для случаев вида
± 1 и
± 2
Дети, которые только два месяца назад пришли в
школу, еще не научились серьезно работать, они
продолжают играть. Помня это, Светлана КУДАНКИНА,
учитель начальной школы с. Возжаевка Амурской
области обыгрывает учебный материал и дает
возможность ребятам получать положительные эмоции
в процессе урока.
1-й класс
Тема. "Прием сложения и вычитания для
случаев вида ± 1 и ± 2. Закрепление и проверка
знаний".
Цели. Совершенствование умения
воспроизводить последовательность чисел от 0 до
10 в любом направлении; совершенствование
вычислительных навыков для случаев вида ± 1 и ± 2,
развитие логического мышления и внимания;
воспитание любви к животным.
Оборудование. Карточки с цифрами; теремок –
дом из частей; маски животных; "солнце" для
повторения состава числа; вырезанные из бумаги в
клетку индивидуальные "домики" для
проверочной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим
умение прибавлять и вычитать из числа 1 и 2,
повторим состав числа 7, поработаем с числовым
рядом. Интересно провести урок нам помогут
сказочные герои. А вот из какой они сказки, вы
сейчас прочитаете сами.
III. Устный счет
У. Название сказки вы узнаете, расставив
числа по порядку.
На наборное полотно дети выставляют карточки
с числами, в которых снизу написаны буквы.
На доске:
– Прочитаем все вместе, герои какой сказки
помогут нам учиться.
Дети. Теремок.
У. Прочитайте эти числа:
– Какое число идет при счете за числом 5;
перед 9?
Д. Шесть, восемь.
У. Назовите соседей чисел 3 и 8.
Д. Два и четыре.
– Семь и девять.
IV. Закрепление пройденного. Решение
примеров вида ± 1
У. Название сказки вы знаете, можно
открывать занавес.
Учитель отодвигает занавес на доске.
– Ой! Что такое?! А теремок-то у нас весь
рассыпался! Надо его вновь построить. Чтобы дом
получился прочный, вам пригодится умение
прибавлять и вычитать 1.
Дети берут детали дома, решают примеры, крепят
на доску.
На доске контур дома, на столе детали:
– Сделаем вывод. Когда прибавляем 1, какое
получается число при счете?
Д. Следующее.
У. Когда вычитаем 1, какое получается
число при счете?
Д. Предыдущее.
У. Возьмите в руки ваши индивидуальные
"домики" и запишите только ответы.
9 + 1;
7 – 1;
8 + 1;
5 – 1;
6 – 1.
V. Физкультминутка
У. Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: "Ш-ш-ш".
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
И за кустиком пропали.
VI. Закрепление пройденного. Решение
примеров вида ± 2
У. О каких животных говорилось в
физкультминутке?
Д. О зайчиках.
У. Вспомните, кто жил в теремке?
Дети перечисляют.
– В нашем теремочке будут жить: медведь,
волк, лиса, заяц, лягушка, мышка и петушок. А чтобы
узнать, кто в какой квартире живет, вам надо не
ошибиться и правильно решить примеры. Вспомните,
как мы до сих пор прибавляли или вычитали 2.
Д. По одному.
Учитель читает загадки о животных. Дети
выходят к доске, берут маску нужного зверя,
решают пример, прикрепленный к маске, и узнают
номер квартиры "жильца".
У. Кто так заливисто поет о том, что
солнышко встает?
Д. Петушок.
5 + 2 = 7
– Петушок живет в квартире номер семь.
У. Летом ходит без дороги возле сосен и
берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Д. Медведь.
3 – 2 = 1
– Медведь живет в квартире номер один.
У. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Д. Заяц.
6 – 2 = 4
– Заяц живет в квартире номер четыре.
У. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее...
Д. Лиса.
5 – 2 = 3
– Лиса живет в квартире номер три.
У. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Д. Волк.
4 – 2 = 2
– Волк живет в квартире номер два.
У. Под полом таится,
Кошки боится.
Д. Мышь.
4 + 2 = 6
– Мышка живет в квартире номер шесть.
У. Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Д. Лягушка.
3 + 2 = 5
– Лягушка живет в квартире номер пять.
У. Вот мы и узнали, кто в какой квартире
живет. Снова возьмите ваши индивидуальные
"домики" и запишите только ответы.
Учитель диктует примеры.
8 + 2;
5 + 2;
7 + 2;
8 – 2;
6 + 2.
VII. Физкультминутка
У. Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
VIII. Закрепление пройденного. Состав числа 7
У. Пересчитаем, сколько всего зверей
поселили в Теремке?
Д. Семь.
У. Сколько цветов растет перед домом?
Д. Семь.
У. Какой цифрой обозначается число 7?
Один ребенок выходит к доске и записывает
цифру.
– Вспомним, как правильно надо писать цифру
7, и украсим этой цифрой крышу теремка.
Учитель показывает образец написания. Дети
выполняют задание.
– Посмотрите на солнышко. Какая цифра
красуется на нем?
Д. Семь.
У. Какие цифры записаны на лучах
солнышка?
Д. Один, три, пять.
У. Снова возьмите в руки ваши
индивидуальные "домики". Каждому из вас я
написала семерку три раза. От числа 7 отходят
"усики", позволяющие изобразить его состав.
Допишите необходимые числа.
Дети работают с индивидуальными
"домиками".
IХ. Игра на внимание
У. Сейчас мы с вами поиграем. Закрывайте
глазки, а я в это время что-то изменю в нашем доме.
Вы должны заметить, что изменилось.
Учитель меняет местами "жильцов",
изменяет количество цветов во "дворе" дома и
т.д. Дети находят эти изменения и называют их.
Х. Подготовительные упражнения к решению
задач
У. Семь зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
Два испугались,
На берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат?
Д. Пять.
У. Как вы это узнали?
Д. Из семи вычли два.
У. Пять маленьких зайчат
На лужайке в ряд сидят.
Прискакали к ним два брата,
Им зайчата очень рады.
Сколько же всего зайчат
На лужайке сидят?
Д. Семь.
У. Как узнали?
Д. К пяти прибавили два.
ХI. Итог урока
У. Что мы повторяли сегодня на уроке?
Д. Состав числа 7.
У. Какие умения отрабатывали?
Д. Как прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
У. Молодцы! Вы хорошо занимались.
Проверить ваши умения прибавлять и вычитать 1 и 2
мне поможет работа на индивидуальных
"домиках". Сдайте их.
ХII. Домашнее задание
|