Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана КУДАНКИНА,
учитель начальной школы
с. Возжаевка Амурской области

Сложение и вычитание для случаев вида
± 1 и ± 2

Дети, которые только два месяца назад пришли в школу, еще не научились серьезно работать, они продолжают играть. Помня это, Светлана КУДАНКИНА, учитель начальной школы с. Возжаевка Амурской области обыгрывает учебный материал и дает возможность ребятам получать положительные эмоции в процессе урока.

1-й класс

Тема. "Прием сложения и вычитания для случаев вида ± 1 и ± 2. Закрепление и проверка знаний".

Цели. Совершенствование умения воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 в любом направлении; совершенствование вычислительных навыков для случаев вида ± 1 и ± 2, развитие логического мышления и внимания; воспитание любви к животным.

Оборудование. Карточки с цифрами; теремок – дом из частей; маски животных; "солнце" для повторения состава числа; вырезанные из бумаги в клетку индивидуальные "домики" для проверочной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим умение прибавлять и вычитать из числа 1 и 2, повторим состав числа 7, поработаем с числовым рядом. Интересно провести урок нам помогут сказочные герои. А вот из какой они сказки, вы сейчас прочитаете сами.

III. Устный счет

У. Название сказки вы узнаете, расставив числа по порядку.

На наборное полотно дети выставляют карточки с числами, в которых снизу написаны буквы.

На доске:

– Прочитаем все вместе, герои какой сказки помогут нам учиться.

Дети. Теремок.

У. Прочитайте эти числа:

  • в порядке возрастания;

  • в порядке убывания;

  • через одно начиная с 1-го;

  • через одно начиная со 2-го;

– Какое число идет при счете за числом 5; перед 9?

Д. Шесть, восемь.

У. Назовите соседей чисел 3 и 8.

Д. Два и четыре.
– Семь и девять.

IV. Закрепление пройденного. Решение примеров вида ± 1

У. Название сказки вы знаете, можно открывать занавес.

Учитель отодвигает занавес на доске.

– Ой! Что такое?! А теремок-то у нас весь рассыпался! Надо его вновь построить. Чтобы дом получился прочный, вам пригодится умение прибавлять и вычитать 1.

Дети берут детали дома, решают примеры, крепят на доску.

На доске контур дома, на столе детали:

– Сделаем вывод. Когда прибавляем 1, какое получается число при счете?

Д. Следующее.

У. Когда вычитаем 1, какое получается число при счете?

Д. Предыдущее.

У. Возьмите в руки ваши индивидуальные "домики" и запишите только ответы.

9 + 1;
7 – 1;
8 + 1;
5 – 1;
6 – 1.

V. Физкультминутка

У. Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: "Ш-ш-ш".
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
И за кустиком пропали.

VI. Закрепление пройденного. Решение примеров вида ± 2

У. О каких животных говорилось в физкультминутке?

Д. О зайчиках.

У. Вспомните, кто жил в теремке?

Дети перечисляют.

– В нашем теремочке будут жить: медведь, волк, лиса, заяц, лягушка, мышка и петушок. А чтобы узнать, кто в какой квартире живет, вам надо не ошибиться и правильно решить примеры. Вспомните, как мы до сих пор прибавляли или вычитали 2.

Д. По одному.

Учитель читает загадки о животных. Дети выходят к доске, берут маску нужного зверя, решают пример, прикрепленный к маске, и узнают номер квартиры "жильца".

У. Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает?

Д. Петушок.

5 + 2 = 7

– Петушок живет в квартире номер семь.

У. Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Д. Медведь.

3 – 2 = 1

– Медведь живет в квартире номер один.

У. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

Д. Заяц.

6 – 2 = 4

– Заяц живет в квартире номер четыре.

У. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее...

Д. Лиса.

5 – 2 = 3

– Лиса живет в квартире номер три.

У. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

Д. Волк.

4 – 2 = 2

– Волк живет в квартире номер два.

У. Под полом таится,
Кошки боится.

Д. Мышь.

4 + 2 = 6

– Мышка живет в квартире номер шесть.

У. Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Д. Лягушка.

3 + 2 = 5

– Лягушка живет в квартире номер пять.

У. Вот мы и узнали, кто в какой квартире живет. Снова возьмите ваши индивидуальные "домики" и запишите только ответы.

Учитель диктует примеры.

8 + 2;
5 + 2;
7 + 2;
8 – 2;
6 + 2.

VII. Физкультминутка

У. Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.

VIII. Закрепление пройденного. Состав числа 7

У. Пересчитаем, сколько всего зверей поселили в Теремке?

Д. Семь.

У. Сколько цветов растет перед домом?

Д. Семь.

У. Какой цифрой обозначается число 7?

Один ребенок выходит к доске и записывает цифру.

– Вспомним, как правильно надо писать цифру 7, и украсим этой цифрой крышу теремка.

Учитель показывает образец написания. Дети выполняют задание.

– Посмотрите на солнышко. Какая цифра красуется на нем?

Д. Семь.

У. Какие цифры записаны на лучах солнышка?

Д. Один, три, пять.

У. Снова возьмите в руки ваши индивидуальные "домики". Каждому из вас я написала семерку три раза. От числа 7 отходят "усики", позволяющие изобразить его состав. Допишите необходимые числа.

Дети работают с индивидуальными "домиками".

IХ. Игра на внимание

У. Сейчас мы с вами поиграем. Закрывайте глазки, а я в это время что-то изменю в нашем доме. Вы должны заметить, что изменилось.

Учитель меняет местами "жильцов", изменяет количество цветов во "дворе" дома и т.д. Дети находят эти изменения и называют их.

Х. Подготовительные упражнения к решению задач

У. Семь зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
Два испугались,
На берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат?

Д. Пять.

У. Как вы это узнали?

Д. Из семи вычли два.

У. Пять маленьких зайчат
На лужайке в ряд сидят.
Прискакали к ним два брата,
Им зайчата очень рады.
Сколько же всего зайчат
На лужайке сидят?

Д. Семь.

У. Как узнали?

Д. К пяти прибавили два.

ХI. Итог урока

У. Что мы повторяли сегодня на уроке?

Д. Состав числа 7.

У. Какие умения отрабатывали?

Д. Как прибавлять и вычитать числа 1 и 2.

У. Молодцы! Вы хорошо занимались. Проверить ваши умения прибавлять и вычитать 1 и 2 мне поможет работа на индивидуальных "домиках". Сдайте их.

ХII. Домашнее задание