Ольга ИНШАКОВА,
учитель школы № 57,
г. Москва
Продолжение. Начало в № 21, 22, 24, 29, 32, 34, 38/2003
Леворукие дети и математика
Управляем обучением
математике в 1-м классе
На основе теории П.Я. Гальперина
были разработаны многие методики обучения
школьников, в том числе шестилеток, написанию
букв. Это успешное и качественное обучение, и
психологически обоснованные приемы, не раз
опробованные на практике, помогут и в обучении
детей с признаками левшества.
Использование метода поэтапного
формирования умственных действий применительно
к азам обучения математике рассмотрим на примере
обучения ребенка графическому способу решения
примеров на сложение и вычитание. А потом будем
возвращаться к нему по мере необходимости при
рассмотрении различных вариантов ошибок.
Первые шаги в арифметике могут
принести левше массу трудностей, ведь счет
опирается именно на пространственные
представления – числа располагаются на числовой
прямой в определенной последовательности,
которую ребенок, казалось бы, понимает, – но это
лишь поверхностное ощущение. Пока левша начнет
по-настоящему ориентироваться среди чисел,
пройдет достаточно много времени. А до тех пор
ему приходится пользоваться для вычислений
материальной опорой – собственными пальцами или
шкалой линейки. И не надо этого запрещать: не
скрываясь, он запомнит состав числа быстрее. Но
стимулировать отказ от материальной основы надо
постоянно: ведь понятно, что по объективной
причине произошло "застревание" на
материальном этапе с постоянным зрительным
контролем за правильностью выполнения действий.
Следовательно, арсенал приемов обучения
сложению и вычитанию надо расширять.
Какие еще классические приемы можно
взять на вооружение? Стоит использовать и
направленное запоминание, сделав карточки, у
которых на одной стороне записан пример на
сложение или вычитание в пределах 10, а на
обратной – ответ. Карточек, отрабатывающих
только состав числа, бывает недостаточно. Левша
понимает, что 3 + 2 = 5, а
5 – 3 = 2, но… забывает. Ежедневный
перебор карточек с откладыванием запомнившихся
позволяет быстрее достичь прогресса в освоении
действий сложения и вычитания. Этот же способ
запоминания используется и для чисел в пределах
20. Описанный прием хорошо известен и широко
применяется при изучении иностранных слов.
Помимо него, следует напоминать
ребенку о закономерности построения
натурального ряда чисел, состоящей в том, что каждое
число в нем больше предыдущего и меньше
последующего на 1. Ему это известно благодаря
методике изучения чисел первого десятка, ведь
каждое следующее число мы получаем из
предыдущего присчитыванием единицы. Но
поскольку этот факт также имеет отношение к
мысленному пространственному
"выстраиванию" числовой прямой, то часто
ребенок этими знаниями не пользуется, отсчитывая
от 6 по единичке 5, пока методом проб не запомнит,
что 6 – 5 = 1. А такой ориентир (каждое
соседнее число отличается на 1) поможет ему
освоить счет быстрее.
Но и этого для свободной безошибочной
ориентации левши в мире чисел мало. Параллельно с
перечисленными приемами надо пытаться идти к
пониманию сущности заучиваемого, иллюстрируя
примеры на сложение или вычитание движением по
отрезку. Навыки присчитывания и отсчитывания по
одному позволяют превратить числовой отрезок в
наглядную модель получения результатов при
сложении и вычитании. И это служит
палочкой-выручалочкой ребенку с
несформированными пространственными
представлениями. Тем более, что у маленького
левши добиться полного автоматизма не удается,
любое изменение его состояния может привести к
сбою, поэтому вдвойне важно дать ему надежный
способ решения, способный "привести в
порядок" непокорное пространство.
Такой метод графического решения
используется, например, в тетрадях-учебниках по
математике для начальной школы Л.Г. Петерсон. И
десятилетний опыт работы по указанным тетрадям
показывает, что левши сначала страшно путаются
во всем, в чем можно и нельзя, потом фактически
отдельно выполняют сам пример и его графическое
решение и, наконец, начинают считать лучше,
осознавая свои действия.
Рассмотрим графический метод
подробно. При таком варианте решения на первых
порах на листе следует указать буквами "Л" и
"П" направления "лево" и "право"
соответственно.
При сложении мы движемся по числовой
прямой вправо на столько единичных шажков,
сколько единичек в прибавляемом числе.
Аналогично поступаем при вычитании,
двигаясь влево. Сначала мы ползем со скоростью
гусенички, отмечая дугой каждый единичный
отрезок, и переход на прыжок кузнечика – длинной
дугой с первого слагаемого на ответ – дается с
большим трудом, с предварительным
прорисовыванием пути гусенички с ее единичными
дугами. Применение языка образов немного
скрашивает ребенку трудности обучения и
позволяет подключать оба полушария, что
благотворно сказывается на процессе понимания.
Все манипуляции с прорисовыванием дуг
следует сопровождать проговариванием. Например,
решаем графически пример: 4 + 3 = 7.
Для первоклассника алгоритм задаем на
конкретном примере, а не в общем виде с
использованием таких терминов, как первое
слагаемое, уменьшаемое и т.д. Итак:
1. Первое число – 4, значит, ставим
точку на месте числа 4 на числовом отрезке.
2. Прибавляем, идем вправо.
3. Прибавляем 3, значит, делаем вправо три шага.
4. Показываем единичными дугами путь до 7. Над
каждой дугой пишем: + 1.
5. Над дужками сверху проводим одну длинную
дугу – прыжок кузнечика из 4 в 7.
6. Указываем + 3 над ней.
7. Дугу заканчиваем стрелкой, которая
указывает на ответ.
8. Ответ: 7. В примере пишу: = 7.
Для проговаривания алгоритма ребенком
содержание максимально упрощается.
1. Прибавляю к 4, ставлю точку на 4.
2. Знак "+", иду вправо.
3. Прибавляю 3: делаю вправо 3 шага.
4. Рисую 3 дуги. Пишу: + 1 над каждой.
5. Рисую большую дугу. Пишу: + 3.
6. Рисую стрелку. Ответ: 7.
7. Пишу: = 7.
Проверяем графическое решение примера
привычным способом, вспоминая, сколько будет,
ведь присчитывание по одному уже выполнено.
Отказ от изображения единичных дуг и
переход только на одну результирующую нельзя
торопить, это должно произойти органично по
инициативе ребенка. Ведь именно при
прорисовывании примеров происходит
формирование осознания сущности совершаемого
действия: при сложении движемся вправо на
столько-то и число увеличивается на столько же, а
при вычитании – влево, число уменьшается.
Есть мальчик восьми лет, до сих пор не
отказавшийся от единичных дуг при графическом
варианте решения доступных для этого способа
заданий, но безошибочно решающий в столбик
примеры на сложение и вычитание трехзначных
чисел, поскольку сами вычисления внутри разряда
при записи в столбик он пока выполняет способом
присчитывания или отсчитывания по одному. Здесь
можно говорить о застревании на предыдущем
этапе, поскольку он с него не сдвигается из-за
того, что пока действия не автоматизируются.
Смысл действий сложения и вычитания он понимает,
а способ действия в столбик настолько
структурирует его оперирование с трехзначными
числами, что вычисления он выполняет устно,
мысленно представляя эти числа друг под другом.
Он выбрал удобный для себя обходной маневр,
приводящий к верному конечному результату. Но
пока надежда на выучивание таблицы сложения в
пределах 20 еще остается.
По мере овладевания решением примеров
в одно действие количество действий увеличиваем
до двух-трех. Часто возникает путаница с
размещением дуг – они у ребенка сливаются или
"налезают" друг на друга. Кто не помнит
"грязь" в тетрадках левшей! Лучше
упорядочить процесс их изображения, проводя
дуги, иллюстрирующие сложение, например, сверху,
а дуги, иллюстрирующие вычитание, –
соответственно снизу числовой прямой. Решаем:
4 + 3 – 2 = …
1–6. Аналогичны описанному выше.
7. Второе действие – вычитание, иду влево.
8. Пишу: – 2, делаю 2 шага.
9. Рисую две дуги, пишу: – 1 над каждой.
10. Рисую длинную дугу, пишу: – 2.
11. Рисую стрелку, ответ: 5.
12. Пишу: = 5.
Когда ребенок отказывается от
единичных дуг и сразу безошибочно проводит одну
длинную, алгоритм выполнения упрощается.
1. Первое число – 4, выхожу из 4.
2. Знак "+", иду вправо.
3. + 3, рисую дугу длиной в 3.
4. Пишу: + 3.
5. Вторым действием вычитаем, иду влево.
6. – 2, веду влево дугу длиной в 2.
7. Пишу: – 2.
8. Рисую стрелку, ответ: – 5.
9. Пишу: = 5.
Достоинством графического решения
являются понимание ребенком смысла совершаемых
арифметических действий, адаптация левши к
пространству через понятные операции и
сближение, а потом и совмещение двух направлений
в работе над арифметическими действиями первой
ступени: запоминания ответов примеров с
пониманием способа их получения.
Двойной способ обучения позволяет
исключить недопонимание, каждая ошибка видна и
может быть наглядно объяснена. А применение
графических схем переводит ребенка на более
высокий уровень мышления, чем привычное
привлечение наглядного материала в виде яблок
или палочек, которые в случае ошибки просто
пересчитываются заново, возвращая ученика на
предыдущую ступень действия с предметами.
Какие ошибки возможны при выполнении
графических решений? Прежде всего – выбор
неверного направления движения, поэтому
необходимо выполнение задания пошагово, как
описывалось выше, и с проговариванием, от
которого можно отказаться только после того, как
алгоритм выучен и нет ошибок при выполнении.
Использование речи помогает ребенку лучше себя
контролировать, так как подключается не только
зрение, но и слух. Однако по мере усвоения
материала слышимая речь начинает тормозить
продвижение вперед, и от нее надо будет
отказаться, заменив проговариванием мысленным.
Момент перехода ребенок чувствует сам, если же
ошибки начнутся снова, то следует опять
подключить речь.
Следующая распространенная ошибка –
размер дуги, то есть изображение величины
второго слагаемого или вычитаемого при
выполнении вычитания. Очень часто ребенок
ошибается при подсчете единичных отрезков,
обычно в меньшую сторону, так как считает не
интервалы, а собственно сами числа начиная с
исходного. Здесь поможет прорисовывание
единичных дуг.
Иногда за длину дуги принимается
первое слагаемое, то есть опять перепутаны право
и лево. Тут на помощь приходит слуховой контроль
за выполнением алгоритма: прибавляем к 4 –
значит, ставим точку на отметке 4, прибавляем –
идем вправо – 3, делаем 3 шага.
Не следует говорить "сдвигаемся на
3… шага", так как, не дослушав слово "шага",
ребенок показывает на число 3, такая ошибка
закрепляется быстро.
При графическом решении примеров в
несколько действий возможно такое
недоразумение, что ребенок забывает выполнить
второе действие или, отвлекшись, начинает вести
вторую дугу из исходной точки, а не из
промежуточного результата. Необходимо помочь
ученику сосредоточиться, подключив слуховой
контроль, или просто проверить, не устал ли
ребенок.
Нужны ли такие сложности, ведь можно учить и без
этого? Нужны, через пространственные
"мучения" левша приходит к внутреннему,
более глубокому пониманию производимых
вычислений. Помимо этого, мы увеличиваем объем
изучаемого геометрического материала,
подготавливая первоклассника к выполнению более
сложных геометрических заданий. Кроме того,
предпринимается очередная попытка по
встраиванию левши в окружающий мир, в котором
пространственные соотношения царят везде, не
замечаемые правшами.
Продолжение следует
|