Мария ОРЕХОВА,
учитель развивающего обучения
Ты хочешь в школу?
Задайте любому дошкольнику вопрос:
"Ты хочешь в школу?" – и в большинстве
случаев услышите: "Да". Ребенок растет, он
хочет ощутить свою значимость – стать
"взрослым", поступив в школу. Ему интересно
все – и само здание, и класс, и дети, и учитель...
Маленький взрослый полон тревог, но рвется в бой.
Теперь надо не только слышать себя, но и учиться
слушать других, соблюдая ряд дисциплинарных
правил нового дома. Все интересно: почти так же,
как в детском саду, ребенок сидит, складывает
схемы... но он уже первоклассник, и нет "тихого
часа"...
Но вот проходит полгода трудной работы
маленького человечка над собой – и перед вами
уже школьник. Попробуйте задать ему тот же вопрос
в зимние каникулы о том, хочет ли он в школу. В
большинстве случаев прозвучит: "Не очень...",
– а иногда даже и "нет". "Почему же? –
удивитесь вы. – Ведь ребенок так хотел в школу
первого сентября!" В ответ школьник приведет
вам множество доводов: он не любит математику,
опять физрук будет заставлять бегать, а
воспитатель ГПД – кричать.
Вы примете эти отговорки, подумав о том, что сыну
(дочке) надо будет нанять репетитора по
математике, взять освобождение от физкультуры на
полгода, пока сдают кросс, попросить соседку
забирать ребенка из школы после обеда, и т.д., и
т.п.
А если посмотреть с другой стороны?
Неужели так уж плохи дела у вашего малыша с
математикой или другим предметом? А может быть,
дело совсем в другом? Просто "Марьиванна"
больше любит литературу (русский язык) и уделяет
больше внимания тем предметам, что ей близки.
Ведь Петя (Ваня, Маша...) всегда с восхищением
рассказывает о том, что узнал на уроке
москвоведения, и с упоением читает стихи Пушкина,
Тютчева, Есенина... Может быть, дело вовсе не в
Пете? Возможно, это "не очень хочу в школу"
идет от самой учительницы? Ведь если вдуматься,
ребенок идет в школу не как в здание, а как в некий
мир, где ему уютно или неуютно. Прежде всего он
идет к учителю. И если в 1–2-м классе учитель один
и с ним "не всегда интересно", то с 3-го класса
возможно (и, на мой взгляд, нужно) предметное
обучение. Каждый из учителей сможет вовлечь
ребенка в свой мир, полнее и глубже помочь ему
овладеть дисциплиной, и тогда нелюбимых
предметов (а вслед за ними и нас, учителей) станет
меньше и, возможно, не останется вовсе. Поэтому,
прежде чем "взяться за дело" и ввести детей в
1-й класс, хорошо продумайте формы и методы
обучения, ведь за каждым предметом стоим мы,
учителя. А дети прежде всего идут к личности, к
человеку и получают знания, умения и навыки
только тогда, когда эта личность значима в их
глазах.
|