Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2003

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Мария ОРЕХОВА,
учитель развивающего обучения

Ты хочешь в школу?

Задайте любому дошкольнику вопрос: "Ты хочешь в школу?" – и в большинстве случаев услышите: "Да". Ребенок растет, он хочет ощутить свою значимость – стать "взрослым", поступив в школу. Ему интересно все – и само здание, и класс, и дети, и учитель... Маленький взрослый полон тревог, но рвется в бой. Теперь надо не только слышать себя, но и учиться слушать других, соблюдая ряд дисциплинарных правил нового дома. Все интересно: почти так же, как в детском саду, ребенок сидит, складывает схемы... но он уже первоклассник, и нет "тихого часа"...

Но вот проходит полгода трудной работы маленького человечка над собой – и перед вами уже школьник. Попробуйте задать ему тот же вопрос в зимние каникулы о том, хочет ли он в школу. В большинстве случаев прозвучит: "Не очень...", – а иногда даже и "нет". "Почему же? – удивитесь вы. – Ведь ребенок так хотел в школу первого сентября!" В ответ школьник приведет вам множество доводов: он не любит математику, опять физрук будет заставлять бегать, а воспитатель ГПД – кричать.
Вы примете эти отговорки, подумав о том, что сыну (дочке) надо будет нанять репетитора по математике, взять освобождение от физкультуры на полгода, пока сдают кросс, попросить соседку забирать ребенка из школы после обеда, и т.д., и т.п.

А если посмотреть с другой стороны? Неужели так уж плохи дела у вашего малыша с математикой или другим предметом? А может быть, дело совсем в другом? Просто "Марьиванна" больше любит литературу (русский язык) и уделяет больше внимания тем предметам, что ей близки. Ведь Петя (Ваня, Маша...) всегда с восхищением рассказывает о том, что узнал на уроке москвоведения, и с упоением читает стихи Пушкина, Тютчева, Есенина... Может быть, дело вовсе не в Пете? Возможно, это "не очень хочу в школу" идет от самой учительницы? Ведь если вдуматься, ребенок идет в школу не как в здание, а как в некий мир, где ему уютно или неуютно. Прежде всего он идет к учителю. И если в 1–2-м классе учитель один и с ним "не всегда интересно", то с 3-го класса возможно (и, на мой взгляд, нужно) предметное обучение. Каждый из учителей сможет вовлечь ребенка в свой мир, полнее и глубже помочь ему овладеть дисциплиной, и тогда нелюбимых предметов (а вслед за ними и нас, учителей) станет меньше и, возможно, не останется вовсе. Поэтому, прежде чем "взяться за дело" и ввести детей в 1-й класс, хорошо продумайте формы и методы обучения, ведь за каждым предметом стоим мы, учителя. А дети прежде всего идут к личности, к человеку и получают знания, умения и навыки только тогда, когда эта личность значима в их глазах.