Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2003

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

Вы спрашивали...

"...Дайте, пожалуйста, более подробное освещение вопроса "Административные контрольные работы", в частности – объем контрольных работ по математике и грамматических заданий по русскому языку. Сейчас по этому вопросу наблюдается такой разнобой! Например, в комбинированные контрольные работы по математике могут быть включены 2–3 задачи в несколько действий, 2–3 примера на порядок выполнения действий (с большими числами), 3–4 примера в одно действие, задания с именованными числами, математический диктант, геометрическое задание и еще парочка заданий повышенной сложности. А грамматические задания состоят из 3–4 пунктов с подпунктами. А ведь уроки длятся 40 минут, и этого времени явно не хватает на то, чтобы не только выполнить всю работу, но и проверить ее. К сожалению, действующие нормативы (письмо Минобразования РФ 1998 г.) носят рекомендательный (методический) характер или не содержат ограничителей для ретивых проверяющих..."
(Из письма регионального методиста)

Главному редактору газеты "Начальная школа" Соловейчик М.В.

Департамент общего образования на вопрос о правомочности проведения административных контрольных работ и их объеме сообщает следующее.
Администрация школы, органы управления образованием имеют право осуществлять контроль за работой учителя путем проведения контроля за знаниями, умениями и навыками обучающихся. Правомерно и проведение контрольных работ, которые подготовлены администрацией школы, органами управления образованием. Этот контроль регулируется Правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения (п. 2 (16) ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Права и обязанности участников образовательного процесса должны быть определены в Уставе образовательного учреждения (п. 1 (в), п. 5 (д) ст. 13 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Объем и содержание контрольной работы зависят от цели, которая ставится проверяющим: проверка умения решать задачи, вычислительные навыки или работа с именованными числами и т.д. Важно одно – чтобы ребенок сумел прочесть и понять задание, смог подумать, как красиво записать и оформить его в тетради, успел выполнить все предложенные виды работы; и у него еще должно остаться время для проверки выполненной контрольной работы. Обычно в комбинированную контрольную работу включается одна задача; 2 столбика (8 примеров) в одно действие или один пример на порядок действий; одно задание на геометрический материал. При проверке умения решать задачи дается одна задача в 2 и более действий и более простая задача (или задача на геометрический материал).
При проведении контрольных работ по русскому языку, в частности при проведении диктанта, могут быть предложены грамматические задания. Их обычно дают не более двух. При проведении любой контрольной работы важно не количество, а качество выполненной работы.

Как правильно должен быть оформлен заголовок текста – с точкой или без точки?
(Вера Яковлевна, учитель начальной школы)

Уважаемая Вера Яковлевна!

Вы совершенно правы, в настоящее время в учебниках появилось двоякое написание (со стороны оформления пунктуации) заголовков ("Весна" "Весна."; "Задача" "Задача."; "Примеры" "Примеры."; "Имя существительное" "Имя существительное."; и др.).
Анализируя учебники наших классиков: Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик, М.И. Моро, В.Г. Горецкого, Р.Н. Бунеева и др. – мы видим сохранение всех правил общепринятой пунктуации, т.е. знаки препинания ставятся во всех случаях. Авторы данных учебников считают, что в начальной школе нет необходимости вводить двоякое написание и оформление заголовков. Написание и оформление заголовков должно соответствовать правилам оформления предложений.
В учебниках системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учебниках Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой постановки точек в заголовках нет.
Считаем, что правила оформления заголовков для учащихся начальной школы не регламентированы. Это означает, что постановка точки или ее отсутствие не считается ошибкой для ученика.
Студентам же педагогического колледжа данная ситуация должна быть разъяснена.

С уважением, Т.В. ИГНАТЬЕВА,
специалист Отдела программ
и стандартов начального образования
Минобразования России