Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и
стандартов начального образования МО РФ

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец I четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль по оценке навыка чтения первоклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-, 3-, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Ма ---> мак
Мо ---> мох
Ми ---> мир
Мы ---> мыл
Му ---> мур

Тик-так
Тук-тук
Мяу-мяу
Гав-гав
Ква-ква

Задание

Читай правильно и выразительно.

* * *

Ли-на марка шалаш
Ма-ли-на Марк насос
Ма-ри-на арка сосна
Ма-ши-на аркан росы

Задание

Прочти. Объясни значение слов.

 * * *

Не ды-ши, о-хот-ник!
Со-ба-ка, не шур-ши!
У-точ-ка с у-тя-та-ми
Плы-вут сквозь ка-мы-ши.

(В. Берестов)

Задания

1. Читай правильно, не спеши.
2. Почему автор просит охотника и его собаку вести себя тихо-тихо?

У дуба ...

У Миши ...

У ели ...

У Оли ...

У рябины ...

У Наты ...

Задание

Прочти предложения.

2-й класс

Лягушка

Чего только не делают жители леса наедине! Вытворяют, что только в головушку им придёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают. Как этот вот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу! А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. Завидно даже... (57 слов)

(Н. Сладков)

Вопросы и задания

1. Какой интересный случай удалось подсмотреть Н. Сладкову в лесу?
2. С каким чувством ты наблюдал бы, как забавлялся лягушонок? Расскажи.
3. Почему лягушонок для купания выбрал именно сыроежку, а не другой гриб?
4. На кого похож лягушонок в рассказе Н. Сладкова? Кто может ему позавидовать?

Что на что похоже

Стоит берёзка зелена,
Как вешний день, шумит она.
А вот сосна. Её кора
Красна, как летняя пора.
А это ива,
ива,
ива,
Как ночь осенняя, плаксива.
А вот ядрёный, свежий пень,
Короткий, словно
Зимний
День. (34 слова)

(Т. Белозёров)

Вопросы и задания

1. С чем сравнивает автор берёзку, сосну, иву, пень?
2. Какое сравнение показалось тебе самым удачным? Объясни: почему?
3. Почему автор взял 4 сравнения? Чему они соответствуют?
4. Запиши времена года так, как они даются в стихотворении:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Как Петух вернул цыплятам солнце

(отрывок)

Наседка первый раз вывела своих маленьких цыплят во двор.
– Смотрите, как красиво вокруг! Живите и радуйтесь! – сказала она.
Жёлтые и белые комочки, весело крича, разбрелись по двору, залитому ласковым весенним солнцем.
– Это оттого, что солнышко светит, – пояснила Наседка и предложила: – Кто хочет есть, может поклевать немного пшена.
Она повела цыплят к зёрнам и показала, как надо клевать.
– А теперь пойдёмте, я напою вас водой, – позвала она всех к корыту.
Напились цыплята воды, пошли гулять по двору. (84 слова)

(Т. Гончаренко)

Вопросы

1. Какой заголовок подходит к этой части сказки: "Цыплята и солнце", "Наседка и её дети", "Первый выход в свет"?
2. Чему учила Наседка своих цыплят?

Как Петух вернул цыплятам солнце

(отрывок)

Но вот кто-то громко кудахтнул, и испуганные цыплята увидели на заборе огромную птицу с большим красным гребнем, золотистыми перьями и длинным чёрным хвостом.
– Это папа Петух, – пояснила Наседка. – Он очень строгий, его надо слушаться. А если что спросит, всегда ему отвечайте. (41 слово)

(Т. Гончаренко)

Вопросы

1. Каким увидели цыплята папу Петуха?
2. Как представила его своим детям Наседка?

Как Петух вернул цыплятам солнце

(отрывок)

Через некоторое время Петух пришёл к цыплятам проверить, как они провели первый день, что видели и чему научились.
– Что вам больше всего понравилось? – спросил он.
– Пшено и вода, – ответили цыплята.
– А солнце?
– Солнце? – удивились цыплята. – Какое оно? Где оно?
Они его, оказывается, и не заметили.
– Плохо, – нахмурился Петух. – Очень плохо.
– Они завтра всё запомнят, – вступилась за цыплят Наседка. – Не ругай их, они ещё маленькие.
(64 слова)

(Т. Гончаренко)

Задание и вопрос

1. Расскажи: о чём спрашивал папа Петух малышей цыплят?
2. Как Наседка защищала своих детей?

Как Петух вернул цыплятам солнце

(отрывок)

И вдруг солнышко куда-то спряталось. Отовсюду стала наступать темнота. Петух и курицы ушли в домик. А цыплята, видя, как быстро темнеет, окружили мать Наседку и тихо переговаривались:
– Вернулось бы солнышко...
– А кто может вернуть его?
– Только папа Петух, – ответила Наседка. (33 слова)

(Т. Гончаренко)

Вопросы

1. Какая беда приключилась на птичьем дворе?
2. Как вели себя взрослые птицы и маленькие цыплята?

Как Петух вернул цыплятам солнце

(отрывок)

Петух долго не откликался. Потом он подумал, захлопал крыльями и прокричал:
– Ку-ка-ре-ку!..
Тихо стало в курятнике.
– Что он сказал? – спросил один цыплёнок.
– Солнце зовёт, – пояснила Наседка.
Прошло ещё немного времени, и Петух опять захлопал крыльями и прокричал ещё громче, потом прогорланил ещё что было мочи:
– Ку-ка-ре-ку!..
И сразу же посветлело и выкатилось огромное солнце.
Цыплята выскочили из-под Наседки.
– Солнце вернулось! Папа Петух вернул нам солнце! – закричали они.
И было это утро необыкновенно светлым и радостным. (66 слов)

(Т. Гончаренко)

Вопросы

1. Как Петух возвращал солнце?
2. Что Петух и Наседка хотели разъяснить своим цыплятам?

Ворона и Улитка

(японская сказка)

Давно это было.
Однажды весной прилетела Ворона и села на ветку дерева.
"Нет ли чего вкусненького поблизости?" – подумала она. Слышит – кто-то напевает себе песенку под нос.
– Ага! – воскликнула Ворона, огляделась, видит – сидит на меже Улитка, песенку поёт.
– Прекрасная еда! – воскликнула Ворона, слетела на межу и ухватила клювом Улитку.
Посмотрела Улитка на Ворону снизу вверх, вздохнула и сказала:
– Ах! Это вы, госпожа Ворона! Давно хотела я хоть одним глазком взглянуть на такую прекрасную госпожу. Какие ноги! Словно на них надеты малиновые чулки! А голос! Словно небесная музыка!
Размякла Ворона от таких похвал.
– Будет тебе! Вовсе не так уж я хороша, как ты говоришь.
Повела глазом вправо, повела влево. Выпустила Улитку из клюва и взлетела на ветку.
А Улитка прыгнула в воду и закричала громко:
– Эй, глупая Ворона! Ты черна, как сажа на дне котла!
Поняла Ворона, что провели её. Да что поделаешь, кричи не кричи, а Улитку не достанешь.
Вот ведь как бывает! (150 слов)

Вопросы и задания

1. Какую прекрасную еду отыскала Ворона?
2. Как повела себя с Вороной Улитка? Что она задумала?
3. Какой представляется тебе Ворона?
4. Объясни значение словосочетания "повела глазом".

3-й класс

Рябчик

Пёрышко к пёрышку, пятнышко к пятнышку – сразу и не увидишь. А она рядом сидит, лесная курочка ряба. Не моргнёт, не дохнёт, обмерла. Наверное, яички снесла, да не простые, а золотые: очень уж бережёт! Прячет от злого глаза. Вот умница, дай-ка погляжу... А курочка – фр-р-р! – и улетела. А где сидела, там целое лукошко яичек. Не простых – золотых. Ещё и в крапинку! Как такие не прятать, как не беречь! (65 слов)

(Н. Сладков)

Вопросы и задания

1. Как Н. Сладков называет рябчика в тексте? Почему так?
2. Что у автора вызвало особое восхищение и нежное чувство? Почему?
3. Приходилось ли тебе видеть гнездо птицы? Расскажи, какое оно было.

Кувшинка

Днём кувшинка нежится на воде, и все любуются ею. А ночью ныряет под воду. Стиснет белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине.
Ясное будет утро – снова вынырнет из воды. Снова развернёт лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
Ну а если облачко, если дождь и туман, то весь день под водой проспит. И носа наружу не высунет! И будут смотреть на неё одни только рыбы. (71 слово)

(Н. Сладков)

Вопросы и задания

1. Как Н. Сладков описал сон кувшинки? С кем он её сравнивает?
2. Перескажи любую часть рассказа – "Ясное утро" или "Кувшинка и рыбки".
3. Озаглавь части рассказа.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Дядюшка Ау

Кто-то крикнул: "Ау!.." И тотчас по всему лесу рассыпалось великое множество "а" и "у". Одни сходились под камушками, другие – в лесной землянике, третьи за иглы сосновые да еловые зацепились, ну а некоторым совсем не повезло: они попали в муравейник, а одно маленькое "у" прямо в паутину угодило!
– Ты... ты кто такой? – прошипел огромный паук. – Или, вернее, что ты такое?
– Я... "у", – пропищало насмерть перепуганное "у".
– "У"?! – удивился паук. – Ничего не понимаю! Просто "у"?! А где ты живёшь, просто "у"?
– В домике дядюшки Ау. Нас там много – "а" и "у".
– Ну, раз ты "у", я сейчас тебя съем! – сказал паук.
– Но ведь я совсем невкусное "у"!
– Всё равно съем! И буду не просто пауком, а паууком.
И паук стал приближаться к "у".
"Мы пропали! – подумали "а" и "у". – Только дядюшка Ау может нас спасти".
– Дядюшка Ау-у-у! – крикнули они.
В ответ раздалось: "Ау-у-у!!!"
Вслед за ним появился и сам дядюшка Ау. На голове у него была шляпа, сплетённая из больших разноцветных букв "а" и "у"... (163 слова)

(Д. Норин)

Вопросы и задания

1. Какие чудеса происходили в сказочном лесу?
2. Как выглядит дядюшка Ау? Опиши его.
3. Почему как персонаж дядюшка Ау не вызывает у нас страха?

Аз, буки, веди...

На Руси в то время было мало грамотных людей. Учили ребят кое-где при церквах да иногда в богатых домах имели приглашённых учителей.
При Петре в городах и посадах стали открываться школы. Назывались школы цифирными. Изучали в них грамматику, арифметику и географию.
Открыли школу и в городе Серпухове, что на полпути между Москвой и Тулой. Приехал учитель. Явился учитель в школу, ждёт учеников. Ждёт день, второй, третий – никто не идёт.
Собрался тогда учитель, стал ходить по домам, выяснять, в чём дело. Зашёл в один дом, вызвал хозяина, местного купца.
– Почему, – спрашивает, – сын в школу не ходит?
– Нечего ему там делать! – отвечает купец. – Мы без грамоты жили, и он проживёт. Бесовское это занятие – школа.
Зашёл учитель в дом к сапожных дел мастеру.
– Да разве это нашего ума дело – школа! – отвечает мастер. – Наше дело – сапоги тачать. Нечего понапрасну время изводить, всякую брехню слушать!
Пошёл тогда учитель к серпуховскому воеводе, рассказывает, в чём дело. А воевода только руками разводит.
– А что я могу поделать? – говорит. – Дело оно отцовское. Тут кому что: одному – грамота, а другому поди грамота и не нужна.
Смотрит учитель на воеводу, понимает, что проку от него не будет, обозлился, говорит:
– Раз так, я самому государю отпишу.
Посмотрел воевода на учителя. Вид у него решительный. Понял: сдержит свою угрозу учитель.
– Ладно, не торопись, – говорит, – ступай в школу.
Вернулся учитель в школу, стал ждать. Вскоре слышит за окном топот. Посмотрел, видит – идут солдаты, под ружьём ведут ребят. Целую неделю ребят сопровождали солдаты. А потом ничего, видать, отцы смирились, привыкли. Ученики сами стали в школу бегать. Вскоре научились ребята и буквы писать, и цифры складывать. Знали, где есть Каспийское, где Чёрное и где Балтийское море. Много чему научились ребята.
А как-то раз через Серпухов в Тулу ехал Пётр. Заночевал царь в Серпухове, а утром решил зайти в школу. Прослышал Пётр, что отцы неохотно отдают детей учиться. Решил проверить. Входит Пётр в класс, а там полным-полно ребят. Удивился Пётр, спрашивает учителя, как он столько учеников собрал.
Учитель и рассказал всё, как было.
– Вот здорово! – засмеялся Пётр. – Молодец воевода. Это по-нашему. Верно. Накажу-ка, чтобы и в других местах в школу ребят силой тащили. (362 слова)

(С. Алексеев)

Вопросы

1. Почему Пётр I по всей России стал открывать школы для всех?
2. Как молодой учитель сумел собрать всех ребятишек с округи в школу?
3. Чему удивился и обрадовался царь Пётр в серпуховской школе?

4-й класс

Страшная встреча

Вот что со мной случилось.
Шёл я через тайгу, смеркалось, и кусты и деревья по сторонам от дороги будто замирали в ночи.
Дорога, по которой я шёл, была пустынна.
Чтобы не скучно было, я стал про себя считать шаги. Досчитал до ста и сбился, бросил.
В полутьме каждый куст, все деревья в лесу преображаются. Вот затаился у самой дороги сгорбленный старичок-лесовичок с носиком. Подошёл я, пригляделся к нему – это же скрюченная берёзка.
И вдруг – что такое? Посреди дороги прямо передо мной выросло что-то живое, огромное, на четырёх ногах. Медведь!
Я остановился: что делать? Ружьё заряжено дробью, стрелять нельзя: только разозлишь зверя. Я замер и только слышал в тишине, как стучит у меня в груди сердце. Я не мог больше выдержать и шагнул навстречу. Медведь тоже приблизился. Я стал, и он стал.
"Что если бежать? – мелькнула мысль. – Ещё хуже будет".
– Пошёл прочь! – прохрипел я. Мне показалось, что медведь отозвался – негромким, но решительным басом.
Тогда я замахнулся ружьём, как дубинкой, и пошёл на медведя! Когда мне показалось, что медведь рядом, я открыл глаза и увидел в двух шагах от себя… корягу.
В сердцах я пнул корягу ногой.
Я думаю, что такое с каждым может случиться. Да только не каждый признается в этом. (200 слов)

(Л. Феликс)

Вопросы и задания

1. Какой случай произошёл с автором ночью в лесу?
2. Какие мысли проносились в его голове?
3. Чем закончились ночные страхи?

Колыбельная

Солнце тихо прошептало:
– Что ж, пора кончать!
В небе я шагать устало,
Лучше лягу спать!

Смолкла шумная берёза:
– Что это, друзья?
Если солнце мне не светит,
Буду спать и я!

Соловей вздохнул на ветке:
– Что это, друзья?
Не шумит листвой берёза…
Лягу спать и я!

Поводил ушами заяц:
– Что это, друзья?
Соловья в листве не слышно!
Лягу спать и я!

Посмотрел вокруг охотник:
– Что это, друзья?
Зайцы, видно, все уснули…
Спать пойду и я!

Вышел месяц,
Глянул сверху:
– Что это, друзья?
Спит берёза,
И на ветке
Нету соловья!
Зайцы спят!
А там в окошке
Виден яркий свет!
Там не спит какой-то мальчик...

– Нет! Нет! Нет!
Уходи, рогатый месяц,
Не смотри в кровать!
Мальчик мой глаза закроет,
Тоже будет спать. (118 слов)

(Ю. Коринец)

Вопросы и задания

1. Как автору удалось показать окончание солнечного дня и наступление ночи?
2. С какой интонацией и чувством ты будешь читать "Колыбельную"? Почему так?
3. Кто может петь эту песню? Поразмышляй.

Олени

Произошло это недалеко от Берлина. Места здесь красивые. Лес. Равнина. Лес слева. Лес справа. Широкое поле между.
Укрывшись на обочине леса, советские батареи вели огонь. Уходили снаряды в небо. Возвращались из леса эхом.
Здесь большие велись бои. У крайней пушки был старший сержант Сорокин. Глянул Сорокин, что там такое. Вышло из леса оленье стадо. Вожак во главе.
Богатырь. Красавец. Развесил рога, как ветви.
Остановились олени. Ясно, хотят перейти через поле. То ли к водопою их вёл вожак, то ли спугнула война оленей. Застыли звери.
– Да ступайте! – кричит им Сорокин. Стоят. Не решаются. Посмотрел командир орудия на солдат.
– Стой! – закричал заряжающему. – Отставить!
Прекратило огонь орудие.
Рядом с этой стояли вторая, третья и четвёртая пушки.
Замолчали орудия. Прекратила огонь батарея.
Стихла канонада над лесом, над полем. Идут, как в строю, олени.
Вдруг телефон затрещал на батарее. Звонили с командного пункта:
– Что там такое? Почему прекратили огонь?!
Отвечают:
– Стадо оленей.
– Что олени?
– Идут через поле.
– Олени? Да ну! Красавцы?
– Красавцы!
– Понятно, – ответил голос.
Пересекло поле оленье стадо. Скрылись в лесу олени. (166 слов)

(По С. Алексееву)

Вопросы и задания

1. Какое историческое событие описывает С. Алексеев в рассказе?
2. Какая неожиданная ситуация произошла на поле боя?
3. Как поступили артиллеристы, когда увидели оленье стадо?

Колокола

– Данилыч, – вскоре после Нарвы сказал Пётр Меншикову, – с церквей колокола снимать будем.
У Меншикова от удивления глаза на лоб.
– Что уставился? – крикнул на него Пётр. – Медь нужна, чугун надобен, колокола на пушки лить будем. На пушки, понял?
– Правильно, государь, правильно, – стал поддакивать Меншиков, а сам понять не может, шутит царь или говорит правду.
Пётр не шутил. Вскоре по разным местам разъехались солдаты выполнять царский приказ.
Прибыли солдаты и в большое село Лопасню, в Успенский собор. Приехали солдаты в село к темноте, въезжали под вечерний звон. Гудели в зимнем воздухе колокола, переливались разными голосами. Сосчитал по пальцам сержант колокола – восемь.
Пока солдаты распрягали прозябших коней, сержант пошёл в дом к настоятелю. Узнав, в чём дело, настоятель насупился, сморщил лоб. Однако встретил солдат приветливо, заговорил:
– Захаживай, служивый, захаживай, зови своих солдатушек. Чай, замаялись в пути, продрогли.
Солдаты входили в дом осторожно, долго очищали снег с валенок, крестились.
Настоятель солдат накормил, принёс вина.
– Пейте, служивые, ешьте, – приговаривает.
Охмелели солдаты, уснули. А утром вышел сержант на улицу, посмотрел на звонницу, а там всего один колокол и болтается.
Кинулся сержант к настоятелю.
– Где колокола? – закричал. – Куда колокола девали?
А настоятель руками разводит и говорит:
– Приход у нас бедный, всего и есть один колокол на весь приход.
– Как один? – возмутился сержант. – Вчера сам видел восемь штук, да и перезвон слышал.
– Что ты, служивый, что ты! – Настоятель замахал руками. – Что ты выдумал! Это разве с пьяных глаз тебе показалось.
Понял сержант, что неспроста их вином поили. Собрал солдат, весь собор осмотрели, подвалы излазили. Нет колоколов, словно в воду канули.
Пригрозил сержант донести в Москву.
– Доноси, – ответил настоятель.
Однако писать сержант не стал. Понял, что и ему быть в ответе. Решил остаться в Лопасне, вести розыск.
Живут солдаты неделю, вторую. По улицам ходят, в дома наведываются. Только про колокола никто ничего не знает. "Были, – говорят, – а где сейчас, не ведаем".
Привязался за это время к сержанту мальчик – Федькой звали. Ходит за сержантом, фузею рассматривает, про войну расспрашивает. Шустрый такой – всё норовит у сержанта патрон стащить.
– Не балуй! – говорит сержант. – Найди, где попы колокола спрятали, – патрон твой.
– А дашь?
– Дам.
Два дня Федьки не было видно. На третий прибегает к сержанту, шепчет на ухо:
– Нашёл.
– Да ну! – не поверил сержант.
– Ей-богу, нашёл! Давай патрон.
– Нет, – говорит сержант, – это мы ещё посмотрим.
Вывел Федька сержанта за село, бежит на лыжах-самоделках берегом реки, сержант едва за ним поспевает. Крутит позёмка, перекатывается по насту снег. Федьке хорошо, он на лыжах, а сержант спотыкается, проваливается в снег по самый пояс.
– Давай, дяденька, давай, – подбадривает Федька, – уже скоро!
Отбежали от села версты три. За береговой кручей спустились на лёд.
– Вот тут, – говорит Федька.
Посмотрел сержант – прорубь. А рядом – ещё одна, а чуть дальше – ещё и ещё. Сосчитал – семь. От каждой проруби тянутся примёрзшие ко льду канаты. Понял сержант, куда настоятель колокола спрятал: под лёд, в воду. Обрадовался сержант, дал Федьке патрон и кинулся быстрее в деревню.
Приказал сержант солдатам лошадей запрягать, а сам зашёл к настоятелю, говорит:
– Прости, батюшка: видать, и впрямь я тогда перепутал. Покидаем мы ноне Лопасню. Уж ты не гневайся, помолись за нас Богу.
– В добрый путь! – заулыбался настоятель. – В добрый путь, служивый. Уж помолюсь, обязательно помолюсь.
На следующий день настоятель собрал прихожан.
– Ну, миновало, – сказал он, – пронесло беду стороной.
Пошли прихожане к реке колокола вытаскивать, сунулись в прорубь, а там пусто.
– Ироды, богохульники! – закричал настоятель. – Уехали, увезли. Пропали колокола!
А над рекой гулял ветер, залезал под поповские рясы, трепал мужицкие бороды и бежал дальше, рассыпаясь крупой по косогору. (568 слов)

(С. Алексеев)

Вопросы и задания

1. О чём сообщил Пётр I Меншикову? С какой целью он отдал такой приказ?
2. Что произошло в селении Лопасня?
3. Как сержанту удалось разгадать хитрость селян?