Н. САЙМАНОВА,
учитель средней школы № 2,
п. Сосновское, Нижегородская обл.
Путешествие по волшебной стране
игрушек
2-й класс
Тема. "Знакомство с творчеством
Дж. Родари".
Цели. Обучать детей навыкам
основных мыслительных операций: сравнивать,
классифицировать, давать определение, выделять
закономерности; формировать навыки творческого
мышления и воображения; воспитывать любовь к
игрушкам и бережное отношение к ним.
Оформление помещений. Рекреация
украшена шарами, игрушками. Организованы
фотовыставка "Мои любимые игрушки" и
выставка игрушек под названием "Мир
фантазии", написаны сочинения на эту тему.
Оборудование. Костюмы Буратино,
Петрушки; магнитофон, аудиозаписи; выставка книг
Джанни Родари; карточки со словами и цифрами для
работы в группах; магические квадраты; спичечные
коробки; сборники загадок.
Классная комната представляет собой
Волшебную страну игрушек. На доске заголовок:
"Добро пожаловать в Волшебную страну
игрушек!" Ребята разделены на две группы, сидят
полукругом с двух сторон (звучит музыка песни
из к/ф "Там, на неведомых дорожках").
ХОД ПРАЗДНИКА
Учитель. Здравствуйте, дорогие
друзья! Вас приветствуют не просто красивые и
обаятельные дети, а ученики ... класса, которые
любят театр, музыку, танцы, умеют думать, творить,
фантазировать.
Выходят две девочки с театральными
куклами Буратино и Петрушки.
Буратино. Петрушка, а как ты
думаешь, почему так много гостей собралось у нас
сегодня?
Петрушка. А ты, Буратино, не знаешь,
что сегодня у ребят встреча с любимой игрушкой?
У. О! Сколько разных игрушек у нас
сегодня! И все они согреты вашей любовью. И мы
надеемся, что эта встреча запомнится вам. Ребята
исполнят для вас танец с игрушками.
Танец исполняется под музыку песни
"Маленькая страна".
Буратино.
Очень просим, заходите
В нашу добрую страну!
Петрушка.
Очень просим, поглядите
Вы на нашу детвору!
У. Ребята, давайте на минутку
приоткроем дверь в таинственный мир сказки.
Итальянский писатель Джанни Родари в одном из
предисловий к своей книге писал, что есть одно
занятие, которому он хотел бы себя посвятить:
делать игрушки. Неожиданные, веселые, с выдумкой
игрушки, которые были бы интересны каждому
ребенку. Но так как Родари не работал ни с
деревом, ни с металлом, то он стал делать игрушки
из слов.
Назовите, пожалуйста, известные вам сказки
Джанни Родари.
Дети называют сказки.
– Попробуйте придумать признаки
сказок Родари, чтобы они начинались с букв, из
которых состоит его фамилия. Первое слово
начинается с буквы Р.
Дети.
– Р – радостные,
развлекательные...
– О – оригинальные, обучающие...
– Д – детские, добрые, длинные...
– А – авторские, аппетитные,
артистичные...
– Р – разные, разумные...
– И – интересные, игровые...
У. Сейчас мы попробуем придумать
сюжет своей сказки, пользуясь приемом Джанни
Родари "круги по воде". Вы, наверное, не раз
наблюдали, как от камня, брошенного в воду,
расходятся круги по воде. Они вовлекают в свое
движение различные окружающие предметы –
тростинки, кораблик, кувшинку и другие,
"дремавшие" до этого времени. Так из одного
слова может начаться движение, привлекающее все
новые ассоциации, приводящие к целой истории. (Этот
прием взят из книги С.Гин "Мир фантазии".) У
каждой группы на карточке записаны слова.
Выбираете одно слово – камень – и
сочиняете сказку, историю.
Лиса
Зебра
Мячик
|
Слон
Белка
Волк
|
Пока дети сочиняют сказку,
звучит нежная музыка.
– У каждого из вас в детстве были
свои любимые игрушки. Но когда дети становятся
взрослыми, они про них забывают. Но есть люди,
которые хорошо помнят свое детство, свои игрушки.
Это, конечно, детские писатели. Они пишут для
детей стихи, сочиняют сказки, придумывают
рассказы. Все вы любите сказки и хорошо их знаете.
Поэтому я с вашего разрешения проведу
литературную викторину по произведениям Джанни
Родари.
Участвуют гости и родители.
Литературная викторина по
произведениям Джанни Родари
1. В
книге Родари "Почему? Отчего? Зачем?"
помещены ответы на многие вопросы. Назови
несколько таких вопросов. (Почему кукарекает
петух? Для чего больным ставят градусник? Почему
зажигают спички? Для чего к письмам приклеивают
марки? Откуда у слона хобот?)
2. В какой сказке звучит следующий
диалог?
– Все игрушки мира не стоят одного
друга.
– Да! Да!
– Мы всегда будем друзьями! Не расстанемся
никогда!
– Никогда! Никогда! («Путешествие "Голубой
стрелы"».)
3. Что делал лежебока из
одноименного стихотворения в каждый из дней
недели? (В понедельник – проснулся, во вторник
– зевнул, в среду – потянулся, в четверг –
заснул, в пятницу – спал, в субботу – ходил на
работу, а в воскресенье – спал весь день без
пробужденья.)
4. Какие три волшебные вещи имеет
Бефана, героиня сказки "Трактат о Бефане –
доброй волшебнице, которая приносит итальянским
детям новогодние подарки"? (Метлу, мешок,
дырявые башмаки.)
5. Сколько сказок включает в себя
книга Родари "Римские фантазии"? Назовите
несколько из них. (15 сказок: "Принц
Пломбир", "Уйду к кошкам",
"Заколдованная пластинка", "Зеленое
яйцо"...)
6. Закончите четверостишие:
а) По рельсам – через полотно –
Переходить запрещено.
Есть под землей для этой цели...
(Великолепные туннели.)
("Станция")
б) Здесь на странице чистой и новой
Вышло бы очень красивое слово,
Если б у вас вместо перьев и ручек...
(Был очень тоненький солнечный лучик.)
("Чем писать")
в) К тому же, по счастью, вчерашняя
боль
Гораздо слабей настоящей.
Вчерашние слезы утратили соль...
(И нынче нам кажутся слаще.)
(«Слово "плакать"»)
г) Тысячу взять я могу пассажиров,
Уголь, бочонки соленого жира,
Несколько шлюпок и катер моторный...
(И капитана с трубою подзорной.)
("Славный корабль")
После викторины зачитывается по
одной истории от каждой группы.
У. А сейчас мы заглянем в
удивительный мир математики. Внимание!
На доске карточки с числами:
– Что записано на квадратиках?
Д. На квадратиках записаны
числа.
У. Что можно делать с этими
числами?
Д. Складывать, вычитать,
увеличивать в несколько раз, сравнивать.
– С этими числами можно составлять задачи,
различные математические выражения.
– Числа можно расположить в порядке
возрастания и убывания.
У. От наибольшего числа отнимите
наименьшее число и разделите на ноль.
Д. Делить на ноль нельзя.
У. Сколько чисел записано в ряду?
Д. 9 чисел.
У. Расположите числа в порядке
возрастания. По какому принципу они расположены?
Д. Каждое следующее число
увеличивается на 2.
У. Используя эти числа, составьте
магический квадрат.
Дети выполняют задание в группах.
Затем та группа, которая справляется первой,
составляет магический квадрат у доски.
На доске:
У. А сейчас я предлагаю вам
перевернуть карточки с числами в квадрате на
другую сторону. Мы видим, что наш магический
квадрат состоит из игрушек. Что интересного вы
заметили?
Д. В двух квадратах стоят
вопросительные знаки.
У. Вместо вопросительных знаков
предложите свою игрушку, которая, как вы
считаете, должна быть в этой клеточке.
Рассмотрим диагональ, в которой
изображены машинка, воздушный шар, пароход.
Д. Это игрушки средств
передвижения. Пароход ходит по воде, машина ездит
по земле, воздушный шар летает по воздуху.
У. Рассмотрим верхнюю строчку
квадрата.
Д. Здесь расположены игрушки,
которые можно заводить ключиком.
У. Рассмотрим среднюю строчку.
Д. Вместо знака вопроса можно
нарисовать мяч, пирамидку, так как все они имеют
форму круга.
У. Рассмотрим второй столбец.
Д. Вместо знака вопроса можно
нарисовать самолет. Это будут игрушки, которые
могут летать.
(Можно рассматривать и другие
варианты.)
У. Известны и более сложные
математические магические квадраты, например из
25 или 81 клетки. Их составить значительно труднее,
а заполнить, я думаю, вы сможете. Я приготовила
для вас магический квадрат, и в свободное время
на переменке вы его заполните.
Музыкальная пауза. Ребята исполняют
танец "Радуга".
У. А сейчас представим, что мы с
вами находимся в мастерской игрушек. Перед вами
на столах лежат базовые заготовки из спичечных
коробков. Каждый должен сделать из них игрушку.
Приступаем к работе. А трудиться мы будем под
девизом "Умелые руки не знают скуки".
Родителям предлагается принять
участие и собрать свою игрушку.
Подводятся итоги работы. Ребята изготовили
игрушки: львенка, котенка, собачку, крокодила,
лягушку, волка и др. Родители собрали жирафа из
разных коробок.
У. В сборниках найдите загадку о
своих игрушках.
Ребята читают загадку, а затем
показывают свою игрушку.
Ученик 1.
Длинношеего такого
Не найдете вы другого.
У него спокойный нрав,
А зовут его... (жираф.)
Ученик 2.
На собаку он похож –
Зубы острые, как нож,
И в добыче знает толк.
Это дикий серый... (волк.)
Ученик 3.
Я ползу – мой дом со мной,
Ох, тяжелый, костяной!
Но зато не знаю страха.
Мое имя... (черепаха.)
Ученик 4.
На кота похож он очень,
Но опасней, между прочим!
Всех пугает его гнев,
Потому что это... (лев.)
Ученик
5.
Хороши у нас игрушки –
Куклы, мишки и хлопушки!
С ними весело играть,
Но не стоит забывать...
Игрушки не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Дети дарят игрушки гостям.
У. Ребята, я знаю, что об игрушках
вы сможете рассказать и по-английски. Ребята
рассказали на английском языке о своих любимых
игрушках и спели песенку.
Наше путешествие по Волшебной стране
игрушек закончилось. Что вам больше всего
понравилось?
Ответы детей.
У. Дорогие ребята, я благодарю
вас за то, что вы такие добрые, красивые, умные и
умелые!
|