Галина ПАНИНА
Продолжение. См. No 29,
31/2003
"Быть отличником хочу!
Пусть меня научат!"
Психолог Галина ПАНИНА продолжает знакомить
нас с программой «Коррекция базовых уровней
доинтеллектуальной деятельности», целью которой
является оказание помощи родителям и педагогам,
работающим с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста.
Следующая часть программы –
"Коррекция базовых уровней
доинтеллектуальной деятельности" – посвящена
развитию межполушарного взаимодействия.
Вы наверняка сталкивались с детьми,
которых даже близкие им люди называют
невнимательными, неорганизованными,
неспособными сосредоточиться и верно выполнить
предложенную работу. В школе такие дети плохо
читают, медленно и коряво пишут, делая большое
число ошибок, которые взрослые называют
"нелепыми". Встречаются и ребята,
испытывающие трудности в счете, а также при
решении математических задач. В большинстве
случаев это не связано с тем, что ребенок не
старается или не хочет учиться и быть успешным.
Причины этих и многих других проблем учебной
деятельности связаны с особенностями
анатомического строения мозга (наличием правого
и левого полушария) и его функционированием.
В рамках нашей статьи мы не будем
касаться научных аспектов темы межполушарного
взаимодействия. Об этом вы можете прочитать в
целом ряде известных педагогам книг, в частности
в книге "Неуспевающие дети", написанной
Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе и
Е.Ю. Балашовой. Но для того чтобы была понятна
логика подбора игр и упражнений программы
коррекции и развития, необходимо сказать
следующее.
При несформированности
межполушарного взаимодействия не происходит
полноценного обмена информацией между правым и
левым полушариями, каждое их которых постигает
внешний мир по-своему. При этом правое полушарие,
осуществляя чувственное восприятие, дает
необходимые образы для последующего
абстрактно-логического анализа левому
полушарию. В нем определяются сходство и
различие между предметами, явлениями, событиями,
обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с
организацией движения в противоположной стороне
тела, а также с приемом и переработкой всей
зрительной, слуховой, тактильной,
кинестетической информации, поступающей из
противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает
взаимную дополняемость работы полушарий. Полный
анализ и синтез любой информации, построение
любого ответа или вывода осуществляется при их
тесном сотрудничестве. Поэтому практически в
каждом виде учебной деятельности можно
выделить компоненты работы как правого, так и
левого полушарий. Их координация и взаимная
дополняемость – необходимое условие для
успешности любого вида деятельности. Отсутствие
же слаженности в их работе – основная причина
трудностей в учебе, в том числе и связанных с
дисграфией, дислексией и аккалькулией
(нарушением процесса формирования навыков
письма, чтения, счета).
Развитие
межполушарного взаимодействия является основой
интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий
требуется их функциональная связь. Формируется
она в период младенчества, во время ползания
благодаря постоянным скрестным движениям рук и
ног. Если же период ползания оказывается
сокращен, то недостаточно развиваются
координация движений, координация деятельности
полушарий между собой и координация мозга и тела
в целом. Развивая координацию движений, моторику
ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного
функционального становления многих психических
процессов.
Первым блоком программы развития
межполушарного взаимодействия является блок
"Движение" – через комплексы специальных
игр и упражнений мы как бы проходим сначала
двигательное развитие ребенка от младенчества
до раннего возраста.
Комплекс упражнений для дошкольников
и младших школьников
Проводится как индивидуально, так и
малой группой. Желательно использование
специального зала или просторной, хорошо
проветриваемой комнаты с ковровым покрытием.
Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая
движений ребенка.
1. Упражнение на дыхание
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль
тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом,
руки при этом поднимаются вверх вдоль тела,
скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный
выдох через рот, руки опускаются в исходное
положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
2. "Потягушки"
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты
вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6
медленно потянуться, осторожно растягивая
позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги
"ползет" по полу вперед, а левая вытянутая
рука одновременно тянется в противоположную
сторону; затем то же самое делает левая пятка
ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.
3. "Бревнышко"
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно
прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем
ребенку закрыть глаза и почувствовать себя
частью могучего ствола красивого дерева. На счет
от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по
полу, например справа налево. На счет от 6 до 1,
перекатываясь в противоположном направлении,
ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор
5–7 раз.
В этом упражнении можно варьировать темп –
убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет
вообще, предоставив ребенку возможность
спонтанного движения.
4. "Лодочка" (лежа на спине
лицом вверх)
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты
вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно
поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при
этом оттянуты), голову, делая "лодочку".
Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно
возвращается в исходное положение тоже на счет
от 1 до 4. Далее следует релаксационное
расслабление. Затем повторение упражнения.
Делается 3–5 раз.
5. "Лодочка" (лежа на животе
лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же.
Далее следуют два упражнения на активное
ползание.
6. "Поспешим к Айболиту"
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе,
в котором появился злой охотник и ранил зверят:
зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние.
Зверята ползут к доброму Айболиту, который их
обязательно вылечит.
а) "Раненый зайчик"
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над
полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно
сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок
начинает ползти до указанного ведущим
препятствия.
б) "Раненый медвежонок"
Исходное положение то же, но ноги соединены.
Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую,
то левую руку и, опираясь на локти, ползет до
указанного места.
Рекомендуется упражнения а и б проводить
на счет, то есть задавая определенный ритм и темп
попеременной работы правой и левой частей тела.
7. "Четвереньки"
Ребенок становится на четвереньки, опираясь о
пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает
ритм и темп ползания на четвереньках. При
ползании необходимо переставлять вперед
противоположные руки и ноги одновременно. Можно
использовать веселое музыкальное сопровождение.
Можно ввести игровой и соревновательный моменты,
предложив детям, например, ползать с закрытыми
глазами.
8. "Канатоходец"
Исходное положение – стоя, руки опущены, перед
ребенком кладется длинная веревка. Это канат под
куполом цирка, по которому надо пройти как
настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно
дать флажки или ленточки).
Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой
ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом
опускается. Мысочки ног при таком движении
должны быть оттянуты.
9. Упражнение на дыхание
Мы заканчиваем комплекс упражнением на дыхание
(см. упражнение 1).
Второй блок – "Моторика" –
развитие моторики ребенка по нескольким
кинесиологическим программам, позволяющим
активизировать межполушарное взаимодействие,
достигая при регулярности занятий синхронизации
работы полушарий.
С этим блоком программы по развитию и коррекции
межполушарного взаимодействия мы познакомим вас
в следующем номере.
Продолжение следует
|