Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда ДИАС-ПАСКУАЛЬ,
учитель школы № 985,
г. Москва

Ориентирование в пространстве по солнцу

3-й класс

Объяснив ребятам, как можно ориентироваться по Солнцу, я задаю им вопрос: "А в пасмурный день мы могли бы воспользоваться этим способом ориентирования?" Ребята отвечают, что не смогли бы. "Что же это получается, если Солнца нет, то сразу и заблудиться в лесу можно? – говорю я. И сама же отвечаю: – Нет, существует много других признаков в природе, которые нам помогут найти дорогу".
Затем я выбираю в классе одну девочку и двух мальчиков, которые становятся героями моей сказки, ее главными действующими лицами. Предположим, что ребят зовут Юля, Антон и Владик. Я спрашиваю их: "Как вы (Юля, Антон, Владик) провели лето? Где были?" Каждый из ребят что-то отвечает мне. После третьего ответа я начинаю сказку.

СКАЗКА

А вот и нет. Скрываете, а я-то знаю, где вы были и что там с вами случилось. Послушайте внимательно, ребята, я открою их тайну.
Они летали в другую метагалактику на планету Иноплундию. И вот что там с ними произошло. Приземлились они благополучно, и компьютер тут же дал им сведения, что эта планета – двойник Земли. Природа там такая же, как на Земле, и тоже есть своя Луна, и свое Солнце, и звезды в небе расположены так же, как у нас.
Они очень обрадовались и решили выйти из ракеты и обследовать планету. Но никаких приборов не взяли, даже компас забыли.
Вышли, увидели Солнце у себя за спиной. Ну, походили, побродили немножко. На цветы необыкновенные полюбовались, за бабочками на лугу погонялись. Словом, насладились неведомой природой. Как вдруг услышали крики – зов о помощи. Посовещавшись, они бросились на помощь. Побежали, ориентируясь на звук, бегом, скорее, не разбирая дороги, по лесу. А звуки ее сильнее и сильнее, и вдруг почти рядом. Они тихонько подкрались к тому месту, откуда раздавались крики. И что же они увидели? Увидели динозавров, которых на Земле уже давно нет. "Великан тентозавр поплатился за свои самоуверенность и легкомыслие. Увлеченный поиском пищи, он совсем позабыл о необходимой предосторожности и сам попался на обед. Ничего не подозревая, наивный простак забрел в ловушку к свирепым дейнонихусам. Словно стая голодных шакалов, набросились они на свою жертву. Толстая кожа лопнула под напором острых зубов, и вряд ли тентозавру удастся выйти живым из этого боя". Увидев эту ужасную сцену, они еще больше испугались и опять побежали. Бежали часок, да совсем в лесу заблудились. Что делать?
"Что делать? – сказал Антон. – Будем ориентироваться по Солнцу. Я знаю, что Солнце было у нас за спиной, когда мы вышли из ракеты, значит, нам надо идти на юг". И он был прав.
"А вдруг мы неправильно идем?" – спросила Юля.
"Нет, правильно, смотри – ветки у деревьев с этой стороны длиннее и гуще, значит, здесь юг. И вообще, запомни, Юля, у деревьев с северной стороны кора грубее и ветви короче", – ответил Антон.
"Да, я теперь и сама знаю, что идем мы правильно, – ответила Юля, – мох показывает".
"Как это? – спросил Владик. – Что может показывать мох?"
"Мох покрывает северную сторону камня, а мы идем на юг и мха с этой стороны нет", – с гордостью ответила девочка. И вдруг с грустью добавила: "Хорошо, ребята, что Солнце светит, а то ночью идти здесь малоприятно".
"Не бойся, – успокоили ее мальчики, – если это Солнце сядет, мы найдем дорогу по местной Полярной звезде. Она всегда светит на севере".
И вы знаете, ребята, они опять были правы. По счастью, они быстро нашли дорогу, до захода Солнца. И сейчас здесь, с нами.

После окончания сказки задаю учащимся вопросы: какие способы ориентирования знают Антон, Владик и Юля? Какие они не знают, а вы знаете?

Затем мы открываем атлас "Мир и человек" и находим на рисунках те способы ориентирования, о которых еще не говорили. Потом записываем в тетрадь три способа ориентирования по местным признакам (эти признаки в учебнике не написаны):

1. Полярная звезда всегда указывает направление на север.
2. У деревьев с северной стороны ветви короче.
3. На пнях годовые кольца шире с южной стороны.

В заключение урока работаем с учебником, находим в тексте три местных признака, о которых мы еще не говорили.

Урок я заканчиваю словами: "Запомните правило: герои путешествия на Иноплундию пользовались несколькими местными признаками. Только одним признаком пользоваться нельзя – может выйти ошибка".