Надежда ДИАС-ПАСКУАЛЬ,
учитель школы № 985,
г. Москва
Ориентирование в пространстве по
солнцу
3-й класс
Объяснив ребятам, как можно ориентироваться по
Солнцу, я задаю им вопрос: "А в пасмурный день
мы могли бы воспользоваться этим способом
ориентирования?" Ребята отвечают, что не
смогли бы. "Что же это получается, если Солнца
нет, то сразу и заблудиться в лесу можно? – говорю
я. И сама же отвечаю: – Нет, существует много
других признаков в природе, которые нам помогут
найти дорогу".
Затем я выбираю в классе одну девочку и двух
мальчиков, которые становятся героями моей
сказки, ее главными действующими лицами.
Предположим, что ребят зовут Юля, Антон и Владик.
Я спрашиваю их: "Как вы (Юля, Антон, Владик)
провели лето? Где были?" Каждый из ребят что-то
отвечает мне. После третьего ответа я начинаю
сказку.
СКАЗКА
А вот и нет. Скрываете, а я-то знаю, где
вы были и что там с вами случилось. Послушайте
внимательно, ребята, я открою их тайну.
Они летали в другую метагалактику на планету
Иноплундию. И вот что там с ними произошло.
Приземлились они благополучно, и компьютер тут
же дал им сведения, что эта планета – двойник
Земли. Природа там такая же, как на Земле, и тоже
есть своя Луна, и свое Солнце, и звезды в небе
расположены так же, как у нас.
Они очень обрадовались и решили выйти из ракеты и
обследовать планету. Но никаких приборов не
взяли, даже компас забыли.
Вышли, увидели Солнце у себя за спиной. Ну,
походили, побродили немножко. На цветы
необыкновенные полюбовались, за бабочками на
лугу погонялись. Словом, насладились неведомой
природой. Как вдруг услышали крики – зов о
помощи. Посовещавшись, они бросились на помощь.
Побежали, ориентируясь на звук, бегом, скорее, не
разбирая дороги, по лесу. А звуки ее сильнее и
сильнее, и вдруг почти рядом. Они тихонько
подкрались к тому месту, откуда раздавались
крики. И что же они увидели? Увидели динозавров,
которых на Земле уже давно нет. "Великан
тентозавр поплатился за свои самоуверенность и
легкомыслие. Увлеченный поиском пищи, он совсем
позабыл о необходимой предосторожности и сам
попался на обед. Ничего не подозревая, наивный
простак забрел в ловушку к свирепым
дейнонихусам. Словно стая голодных шакалов,
набросились они на свою жертву. Толстая кожа
лопнула под напором острых зубов, и вряд ли
тентозавру удастся выйти живым из этого боя".
Увидев эту ужасную сцену, они еще больше
испугались и опять побежали. Бежали часок, да
совсем в лесу заблудились. Что делать?
"Что делать? – сказал Антон. – Будем
ориентироваться по Солнцу. Я знаю, что Солнце
было у нас за спиной, когда мы вышли из ракеты,
значит, нам надо идти на юг". И он был прав.
"А вдруг мы неправильно идем?" – спросила
Юля.
"Нет, правильно, смотри – ветки у деревьев с
этой стороны длиннее и гуще, значит, здесь юг. И
вообще, запомни, Юля, у деревьев с северной
стороны кора грубее и ветви короче", – ответил
Антон.
"Да, я теперь и сама знаю, что идем мы правильно,
– ответила Юля, – мох показывает".
"Как это? – спросил Владик. – Что может
показывать мох?"
"Мох покрывает северную сторону камня, а мы
идем на юг и мха с этой стороны нет", – с
гордостью ответила девочка. И вдруг с грустью
добавила: "Хорошо, ребята, что Солнце светит, а
то ночью идти здесь малоприятно".
"Не бойся, – успокоили ее мальчики, – если это
Солнце сядет, мы найдем дорогу по местной
Полярной звезде. Она всегда светит на севере".
И вы знаете, ребята, они опять были правы. По
счастью, они быстро нашли дорогу, до захода
Солнца. И сейчас здесь, с нами.
После окончания сказки задаю
учащимся вопросы: какие способы ориентирования
знают Антон, Владик и Юля? Какие они не знают, а вы
знаете?
Затем мы открываем атлас "Мир и
человек" и находим на рисунках те способы
ориентирования, о которых еще не говорили. Потом
записываем в тетрадь три способа ориентирования
по местным признакам (эти признаки в учебнике не
написаны):
1. Полярная звезда всегда указывает
направление на север.
2. У деревьев с северной стороны ветви короче.
3. На пнях годовые кольца шире с южной стороны.
В заключение урока работаем с
учебником, находим в тексте три местных признака,
о которых мы еще не говорили.
Урок я заканчиваю словами:
"Запомните правило: герои путешествия на
Иноплундию пользовались несколькими местными
признаками. Только одним признаком пользоваться
нельзя – может выйти ошибка".
|