Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Ольга ИНШАКОВА,
учитель начальных классов школы № 57
г. Москва

Продолжение. Начало в № 21, 22, 24, 29/2003

Леворукие дети и математика

Учимся писать цифры

Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребенка 5–6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Феномен зеркального письма обычно связывают с левшеством, поскольку у этих детей зеркальное изображение букв, цифр, чисел и слов может закрепиться и носить более стойкий характер. Причем в этом случае сам ребенок ошибочных изображений не замечает и поэтому не исправляет.

Вызвано данное явление, по мнению ряда специалистов, нарушениями оптико-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в процессе становления межполушарного взаимодействия. Таким образом, феномен зеркальных движений возникает как результат функциональной недостаточности мозолистого тела, которое обычно достигает своей функциональной зрелости к 9–10 годам. Поэтому к 10 годам у ребенка количество зеркальных изображений идет на убыль.

Исследования показывают, что зеркальные изображения недолговечны у детей с однородным латеральным профилем, то есть с ведущими левыми рукой, глазом и ухом. А вот в случае несовпадения ведущих руки и глаза зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер, поэтому необходимо начинать коррекционную работу по предотвращению зеркального письма по крайней мере на начальном этапе обучения, а еще лучше – в дошкольном возрасте.

Ведь зеркальное написание цифры или буквы "не в ту сторону" само по себе не так страшно, но перевернутая "вверх ногами" двойка уже воспринимается в примере пятеркой… Путаница в направлениях право – лево приводит к прочтению примера в обратном порядке, а слоRва с конца… К сожалению, встречаются и более сложные варианты зеркального письма. Мир в тетради уходит из-под контроля ребенка, потому что ему самому эти оплошности совсем не заметны. Поэтому надо придерживаться системного подхода во всем. Постоянно работая над понятиями право – лево, верх – низ, учим правильно писать цифры, привлекая образы и другие яркие приемы, при этом каждый раз настойчиво напоминаем, что глаза и ручка по строчке движутся слева направо, причем начало строки хорошо пометить ярким значком. Движение глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив, например, строчку разноцветных кружков, когда ребенок последовательно называет их цвета. Постепенно длину строчки увеличиваем, а задание немного усложняем, то есть работаем и с целостным восприятием записи, и с каждой цифрой отдельно. Понятно, что особое внимание уделяем тем цифрам, которые могут быть изображены зеркально и перепутаны друг с другом: 2 и 5, 6 и 9, плохо написанная в противоположную сторону 7 может быть воспринята как 1.

Надо настойчиво обращать внимание ребенка на неверное изображение, исправляя и придумывая, на что похожа неподдающаяся цифра, с проговариванием этого сравнения вслух.

Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребенка именно в дошкольном возрасте, когда он сам начинает писать их. Однако на этом этапе требования к малышу существенно мягче, такие искажения вызывают улыбку, надежды на их недолговечность и в лучшем случае мягкое замечание. Однако если ребенок – левша или еще не может отдать предпочтение какой-либо руке, такое отношение чревато неприятными последствиями. Ведь переучивать всегда труднее.

Значительно полезнее порисовать эту цифру вместе с ребенком, выяснить, на что она похожа, акцентируя внимание на том, "куда она смотрит", тем более, что, услышав о важности правильного изображения, малыш сам озаботится этим требованием и будет у вас постоянно сверяться. Даже во взрослом возрасте, особенно в ситуации стресса, левше трудно быстро назвать направление право или лево. В детстве левша выбирает для себя эти ориентиры по родинке на руке, по неровности на зубе. А один первоклассник при просьбе определить у себя правую руку сначала представлял себя на кухне и ориентировался на кухонное окно…

Поэтому при знакомстве с единичкой после выяснения того, из каких элементов она состоит, стоит обсудить, куда смотрит ее носик, а можно пририсовать цифре головку, чтобы она протягивала влево руку-палочку, – ведь такой образ цифры намного ярче и лучше запомнится. Интересно собрать ее из мозаики, что тоже поможет верно ориентированному изображению закрепиться, – ведь на плоскости наборного полотна цифра неподвижна. Собранная же из конструктора единица будет ребенком при игре повернута, что может внести ненужную сумятицу и только добавит путаницы. А вот данное на занятии по изучению цифры задание по зачеркиванию в ряду единичек ее зеркальных вариантов цели не достигнет, поскольку образ цифры пока не закреплен.

Считаем, что поскольку мы пишем слева направо, то направление "вперед" совпадает с направлением письма. Поэтому получается, что 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 9 "идут" или "смотрят" назад и только 6 "стоит" к ним спиной, а 8 и 0 "дружат" со всеми. Можно придумать про это целую историю, и тогда надежды на верное написание обретут реальность.

Тысячи детей научились писать цифры без таких премудростей, возразит кто-то. Они не были левшами или у них не было сложностей с зеркальным изображением… А может, не придумав такой истории про цифры, они что-то в жизни и упустили. Мы же ставим задачу лучше учить левшей и решаем ее наиболее гибко. Хотя подобные открытия не могут разом и полностью застраховать нашего малыша от зеркального изображения цифр, но помочь и сократить количество описок смогут, как смогут и сделать его усилия более привлекательными.

Часто цифры у детей внешне очень похожи на изучаемые, но отличаются чем-то неуловимым, они как бы не собираются надолго задерживаться и остановились на бегу. Причина этого эффекта – в неверном направлении письма. Этакие цифры-акробаты. Девятка такого типа рисуется снизу вверх, пятерку и четверку постигает та же участь. Выращивание цифр снизу вверх очень быстро и прочно закрепляется и с большим трудом поддается коррекции. Чем это грозит, кроме неопрятности письма? Такие цифры обычно не признают клеток, что приводит к ошибкам в письменных вычислениях, они легко теряют свой облик и принимаются за другие: 9 за 0, 4 за 1. И в недалеком будущем можно ожидать полной неразберихи в оформлении работ и обидных ошибок в вычислениях, а что ожидает хозяина подобной тетради при изучении обыкновенных дробей, можно с грустью прогнозировать.

Конечно, у такого способа написания цифр есть свои причины, о которых лучше расскажет нейропсихолог, но при последовательном обучении этих ошибок можно было бы избежать.

Поскольку большинству детей к моменту прихода в школу уже знакомы образы цифр, а некоторые дошкольники умеют каким-то образом и изображать их, то становится очень важным первое знакомство ребенка с цифрой. Обучающему следует обращать внимание не только на целостный образ, но и на элементы, его составляющие, направление письма и точку, из которой начинать написание. А для этого надо обсудить с малышом "главные точки", в которых направление письма меняется. К сожалению, левша усваивает такие сведения с трудом, но на крупных изображениях, размером в альбомный лист, пробовать стоит.

Ту же цифру прописываем в воздухе, по-прежнему не забывая, откуда начинать и куда вести. Затем очень полезно прописать ее через кальку, чтобы, с одной стороны, кинестетически закрепить образ, а с другой стороны, показать, как здорово у малыша может получиться. Потом уже можно перейти к прописыванию в крупных клетках под контролем взрослого, чтобы вовремя остановить зеркальное написание до его закрепления, с последующим доброжелательным разбором получившегося ряда. Следует иметь в виду, что шестилеткам, за редким исключением, понравятся все цифры при одной достойной, в лучшем случае. Тут стоит непростая задача закрепить именно ее, похвалив хозяйку за ее необыкновенную старательность, а если мы имеем дело с мальчиком, то попросить объяснить, как он добился такого великолепного результата. В обоих случаях будет достигнут эффект закрепления.

Долго и однообразно малыши работать не могут. Интересное и трудное задание для ребенка состоит в отгадывании написанной вами в воздухе в вертикальной плоскости цифры. При этом упражнении взрослый пишет зеркальное изображение, стоя к ребенку лицом, и обычное, расположившись к ученику спиной и следя за ним из-за плеча. Начните с легкого изображения, например с круга. Если же отгадать не получается, не стоит сразу сдаваться. Дети прекрасно умеют повторять чужое движение: так они выучились ходить, прыгать, танцевать. Воспользуйтесь такой возможностью, чуточку корректируя движение малыша, и продолжайте отгадывать. Он анализирует образ зрительно, но так как следа не остается, то подключается его кинестетическая память на движение, участие которой в запоминании способа письма неоценимо. Подскажите немного, на что похожа загадываемая цифра, превратите занятие в увлекательную игру. Помните: то, что с высоты вашего опыта кажется ерундой, для малыша может стать счастливым открытием, но может и не стать…

Совершенно сказочным занятием для старшего дошкольника, да и для первоклассника станет отгадывание цифр (букв), нежно написанных вашим пальчиком на его спинке. В этом задании изображение ребенку недоступно, используя тактильные ощущения и кинестезии, мы формируем образ в его сознании. Если с трех раз малыш не отгадал, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне его ладошки, пусть привыкнет к ощущениям. Начав с легкого, впоследствии можно так решать примеры, писать слова. Не сделайте ребенку больно, и такое упражнение доставит обоюдное удовольствие, но если малыш сопротивляется, опасаясь неизвестного мероприятия, не настаивайте, поиграйте на вашей руке, и ему тоже захочется.

А когда материал усвоен, то рисуется "толстая" цифра, которая делится на три и более дорожек, на которых отрабатывается направление письма. Каждая из полосок последовательно, по очереди расписывается крестиками, кружочками, снежинками в направлении письма цифры. Так, при изображении четверки дорожки идут немного наклонно сверху вниз, поворачивают направо, затем по второй палочке снова идут сверху вниз. О безотрывном письме речи не идет.

Не следует расписывать дорожки изображением одной и той же цифры. Ведь ставится задача отработать направление письма и закрепить "главные точки" смены направления движения, что взрослый может ответственно контролировать даже в группе детей. Стоит заменить рисунки на само изображение изучаемой цифры, как ситуация полностью выходит из-под контроля, и варианты зеркального изображения будут замечены только после их закрепления. Задание не только потеряло свою ценность, но и нанесло вред.

Таким образом, одновременно достигается несколько целей: отрабатываются образ цифры (аналогично поступаем и с буквой), направление ее письма, совершенствуется моторика, а у левшей с хорошей моторикой проблем на порядок меньше. Поскольку нет ограничения для творчества, то это же задание развивает изобретательность и эстетическое восприятие при придумывании вариантов росписи дорожек.

Конечно, учитель на уроке в свое время расскажет и детально покажет, как и откуда писать цифру или букву, куда вести линию. И ученики честно пропишут все необходимое по воздуху и за учителем в воздухе по изображению на доске, но… Оставшись один на один со своей тетрадью, ребенок с элементами левшества и с "непроработанной" склонностью к зеркальному письму привычно напишет знакомый ему образ старым способом. А учительница, обегая тридцать учеников, аккуратно исправит и сделает замечание, спеша дальше… И если не подключиться на этом этапе настойчивому взрослому, то последствия предсказуемы.

Главное при работе с маленьким левшой – это присутствие духа и вера в победу, если и неполную, то хотя бы в постепенное, последовательное улучшение. Поддерживайте своего ученика, ведь ему намного труднее!

Продолжение следует