Галина ГЕРАСЕНКОВА,
УВК № 1647,
г. Москва
Где поставить ударение
2-й класс (1–4)
Тема. "Ударение".
Цели. Закрепить умение находить
ударный слог; выяснить роль ударения в слове;
воспитывать интерес к русскому языку, к
поэтическому слову, умение слушать; развивать
мышление, устную и письменную речь, умение
наблюдать, сравнивать.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Давайте настроимся на
работу и улыбнемся друг другу. Сядьте удобно,
откройте тетради и напишите число, "Классная
работа".
II. Минутка чистописания
У. Буквы, которые мы сегодня
будем записывать на минутке чистописания, все
перепутались. Чтобы их записать в нужном порядке,
следует ориентироваться на прямоугольники – от
самых высоких к самым низким.
На доске появляется запись:
III. Знакомство с новым
материалом
У. Кто догадался, о чем пойдет
речь на нашем уроке?
Дети. Мы сегодня будем говорить об
ударении.
У. Что мы уже знаем об ударении?
Д. Ударение – это выделение
голосом одного из гласных звуков в слове. Тот
слог, который произносится с большей силой,
называется ударным. Чтобы найти ударный слог,
нужно "позвать" слово.
У. Молодцы! Сегодня мы с вами
узнаем, какова же роль ударения в слове. Об этом я
расскажу историю, которая произошла в Стране
русского языка. Ваша задача – быть внимательными
и ничего не пропустить.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить,
какие они все полезные и значимые. Без слов не
обойдется ни один человек.
Но слова забыли пригласить на свой совет
Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова
стали выступать, вдруг выскочило откуда-то
Ударение и закричало: "Что вы без меня значите?
Если я захочу, возьму и изменю у вас значения!"
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо'к и
сказал: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и
тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь
Ударение – это же просто черточка!" Ударение
рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего
слога на первый, и исчез Замо'к, а перед взором
других слов предстал За'мок. Слова зашумели.
Тогда вышли вперед Белки' и сказали: "Мы самые
главные компоненты любого живого организма, и уж
с нами-то Ударение ничего не сделает". Ударение
хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог:
все увидели, что перед ними живые грациозные
Бе'лки. Слова стали возмущаться, стыдить
Ударение, а оно продолжало доказывать свою
значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот
уже вместо Стре'лки получилось Стрелки', вместо
Кру'жки – Кружки'. И сколько еще таких слов
облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова,
что дело плохо – не обойтись им без Ударения!
Отвели ему одно из почетных мест на своем
собрании и с тех пор стали относиться к Ударению
с большим уважением.
Во время рассказа учитель обращает
внимание детей на слова, написанные на доске, и
показывает, что происходит с ударением.
Дети в тетради записывают слова, которые
проучило Ударение.
На доске:
замо'к – за'мок
белки' – бе'лки
стрелки' – стре'лки
кружки' – кру'жки
|
У. Посмотрите на слова, которые
вы записали. Чем они похожи?
Д. Пишутся одинаково. В
каждом слове по два слога.
У. Ну, а чем они отличаются?
Д. Слова отличаются местом
ударения.
– Значением.
У. Какой же вывод мы можем
сделать?
Д. От ударения зависит смысл
слова.
У. Работы у ударения –
невпроворот, только успевай поворачиваться.
Вернее, попрыгивать да поскакивать. Как кенгуру.
Это вам не через скакалку прыгать: надоело –
бросили. Ударение – главный работник в словах! А
сейчас давайте проведем с вами исследование и
ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение
в словах русского языка? Для этого выполним
упражнение.
Напиши номер ударного слога:
У. В русском языке у ударения нет
постоянного места. Ударение может стоять и на
первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть
такие языки, в которых ударение падает всегда на
один и тот же определенный слог. Например, во
французском языке ударение всегда падает на
последний слог: Пари'ж, пальто',
портре'т, портфе'ль.
Французы, когда учатся говорить по-русски, часто
произносят русские слова на французский лад:
ударным делают последний слог. Например, вместо бы'стро
говорят быстро' (так, кстати, возникло
название маленьких кафе).
А теперь поиграем. Вас пригласили
сниматься в кино, предстоит сыграть роль
француза, который плохо говорит по-русски: он все
слова произносит с ударением на последнем слоге.
Прочитайте слова так, как их прочитает француз: щука,
курица, кукушка, муха, рыба,
бочка.
Дети выполняют задание.
Публикация статьи произведена при поддержке сервиса «Туристер». Посетив сайт «Туристера», который располагается по адресу http://www.tourister.ru/responses/croatia, Вы можете прочитать туристические отзывы об отдыхе в Хорватии с детьми, посмотреть фотоочеты о местных достопримечательностях, а также сразу забронировать авиабилет или номер в отеле. Отзывы о Хорватии станут полезным источником информации, если Вы сами собираетесь в путешествие – из них Вы узнаете о главных туристических маршрутах страны и достопримечальностях.
IV. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз! Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Раз-два!
Хватит-хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Хватит.
Вдохнули, выдохнули.
V. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Ну вот, все отдохнули и готовы
снова работать. Все, кроме ударения. Оно вдруг
захотело сегодня понежиться. Видно, устало. Оно
просит дать ему два выходных. В словах, конечно. В
конце концов, у всех, кто работает, тоже есть
выходные дни: суббота и воскресенье.
Когда же знак ударения может не выходить на
работу в словах? Когда не нужно ставить косую
черточку над словом?
Д. Когда в слове один слог.
– В словах с буквой ё.
У. Расскажи-ка,
Буква Ё,
Как твоё
Житьё-бытьё?
Буква Ё
Даёт отчёт:
– Ничего житьё.
Течёт.
Я – ударная всегда!
– Ой-ё-ёй,
Вот это да!
Вот и получил знак ударения два
выходных. Как у мам и пап на работе. Только эти
выходные не суббота и не воскресенье, а особые
слова, над которыми знаку ударения становиться
не нужно. Пока ударение отдыхает, мы с вами
выполним упражнения.
Упражнение 1
Переставь строчки так, чтобы
получилось стихотворение. Поставь над словами
знак ударения.
Кот и ёж
Очень растревожился
Кот идёт, навстречу – ёж.
И, как ёж, наёжился.
На ежа стал кот похож.
У. Найдите в тексте родственные
слова.
Д. Ёж, наежился.
Упражнение 2
Прочитайте. В каждой цепочке слов
найдите одно "лишнее". Ответ обоснуйте.
Берёза, осина, тополь, рябина
Д. Тополь – ударение падает на
первый слог.
У. Стужа, вишня, туча, мотор.
Д. Мотор – ударение падает
на второй слог, а везде на первый.
У. Дорога, сон, молоко, петух.
Д. Сон, так как в слове один
слог и ударение не ставим.
VI. Итог урока
У. Молодцы!
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Какие же это секреты? Приведите примеры.
Д. Ударение может изменить смысл
слова.
– Ударение в русском языке может
стоять на любом слоге.
– Если в слове один слог, то ударение не
ставим.
– На ё всегда падает ударение.
|