Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лариса САЛОМАТИНА

У природы нет плохой погоды

Интегрированный факультативный курс по развитию речи "Комплексный анализ текста" – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.*

В качестве исходной языковой единицы курса выступает художественный текст. Текст рассматривается как средство актуализации изученного по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике; средство осознания чужого стиля и средство формирования стиля собственного. В основе предлагаемого курса – функциональный подход к изучению русского языка.

Цель курса – развитие связной письменной речи и творческих способностей младших школьников при составлении собственных текстов. Факультативный курс предполагает решение следующих задач:

1. Формирование системной картины мира; сообщение школьникам системы знаний о языке и о его связи с культурой в целом и литературой в частности, сведений о жизни и быте русского народа, его материальных и духовных ценностях; формирование начального представления о литературном произведении как органическом единстве содержательной и формальной сторон текста; ознакомление с некоторыми теоретико-художественными и языковедческими знаниями, необходимыми для анализа художественной выразительности в раскрытии идейно-нравственной задачи произведения.

2. Развитие у учащихся эмоционального восприятия художественных текстов, интеллектуальных и практических умений (анализ, синтез, сопоставление явлений, работа с книгой и справочной литературой), самостоятельности и познавательной активности; расширение кругозора; развитие устной и письменной речи и мышления младших школьников.

3. Воспитание любви к родному языку; приобщение школьников к классической русской литературе.

Курс включает разработки 35 занятий. Каждое занятие рассчитано на 2 часа (1 раз в неделю). В курс включены только прозаические произведения русских классиков. Сегодняшнее прочтение классики формирует патриотические настроения детей, оказывает на них нравственное и эстетическое воздействие.

Все тексты курса поделены на 3 раздела по принципу сезонности: "Уж небо осенью дышало..." (11 занятий), "Мороз и солнце, день чудесный!" (12 занятий), "Весна, весна! И все ей радо..." (12 занятий).

Факультативные занятия разработаны таким образом, что возможно осуществление связи и с уроками музыки, и с уроками изобразительного искусства, и с уроками природоведения. В одном случае музыка помогает создать настроение, в другом – становится поводом для размышлений и предметом разговора. Использование музыки способствует расширению музыкального кругозора учеников. Также использование репродукций картин способствует эстетическому воспитанию детей.

Факультативный курс рассматривается как углубление изучения традиционной программы, которая обеспечивается следующими учебниками: по русскому языку – учебник Т.Г. Рамзаевой для 4-го класса (1–4); по литературному чтению – "Родная речь", книга 3 (в 2-х частях) М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой.

Заметим специально, что темы, изучаемые в традиционном учебнике по русскому языку, в курсе рассматриваются применительно к материалу художественного текста. Мы идем по пути оценочного подхода к фонетике, лексике и грамматике русского языка, осознания их необходимости, каждого правила, каждой формы.

Большое внимание в курсе обращается на развитие творческих способностей детей. В связи с этим после каждого занятия в качестве домашнего задания предлагаются различного рода творческие задания.

Каждый ученик вправе выбрать факультативный курс; никаких отборочных испытаний при комплектовании ученических групп не проводится. Нельзя считать факультативные занятия "привилегией избранных". Нужно допускать и "слабых" учащихся при проявленном ими интересе к работе.

Занятие 1

Тема. "И.А. Бунин. "Антоновские яблоки" (отрывок). Слово, предложение, текст (повторение)".

Цели. Знакомство с творчеством И.А. Бунина; повторение знаний о тексте; обогащение словаря учащихся; воспитание любви к природе.

Оборудование. Портрет И.А. Бунина; карточки с записью слов: мера, кадушка, рогожа, пожитки, кулеш; плакат с записью "Уж небо осенью дышало..."; звукозаписи: квохтанье дроздов, П.И. Чайковский – "Времена года"; выставка книг писателя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Учитель. Ребята, какое время года сейчас на дворе?

Дети. Осень.

У. Какие изменения происходят в природе с приходом осени?

Д. Реже светит солнце, становится холоднее, все больше пасмурных дней, желтеют и опадают листья, дни становятся короче.

У. Кто из вас любит осень? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Многие поэты и писатели прошлого тоже любили именно осень. Они посвятили этому времени года много чудесных строк.

На этом и последующих занятиях мы будем читать произведения русских писателей об осени. Озаглавим общую тему занятий первого раздела строчкой из романа Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" – "Уж небо осенью дышало".

Учитель вешает на доску текст с названием темы.

III. Сообщение темы занятия

У. Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, прочитаем отрывок из его рассказа "Антоновские яблоки".

IV. Постановка учебной задачи

У. Вам надо будет повторить все, что вы знаете о тексте, определить тему текста и его основную мысль, выделить в прочитанном тексте ключевые и опорные слова.

Мы поговорим о том, какие предложения и словосочетания использовал Бунин и почему.

V. Подготовка к восприятию текста

Далее учитель ведет рассказ на фоне негромкого звучания пьесы "Сентябрь" из альбома П.И. Чайковского "Времена года".

У. В один из осенних дней, 10 октября 1870 года, родился Иван Алексеевич Бунин (учитель показывает его портрет). Его имя ставят рядом с именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова и других известных русских писателей. Иван Алексеевич написал очень много замечательных произведений (учитель открывает выставку книг Бунина). Среди них "Митина любовь", "Деревня", "Темные аллеи" и другие. У Бунина нет ни одного стихотворения, рассказа, которые он написал бы специально для детей. Но все же некоторые его стихи мы читаем и в начальных классах. Например, "Листопад", "Матери", "Родина".
Бунин любил осень. Вот послушайте строки одного из его стихотворений, которые он написал в эмиграции, вдали от дома.

Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие.

– Это отрывок из стихотворения "Запустение". Писатель посвятил немало проникновенных, задушевных строк этому времени года. Отрывок рассказа, который мы сегодня будем читать, тоже об осени. Рассказ "Антоновские яблоки" Бунин написал в 1900 году. В этом рассказе писатель описывает дворянский усадебный быт. Особенно ему запомнилось то время, когда в саду собирали антоновские яблоки. Бунин писал: "Ядреная антоновка – к веселому году", "Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год..."
На занятии мы прочитаем отрывок, в котором описывается яблоневый сад. Рассказ Бунин написал сто с лишним лет назад, поэтому в тексте вам встретятся незнакомые слова. Их значение надо найти в Толковом словаре. Прочитайте эти слова.

Ученики находят значения слов в словаре. (Значение слов см. в Приложении, в конце занятия.)

VI. Первичное восприятие текста

У. Ребята, слушайте текст внимательно и постарайтесь заметить, какой период осени описывает Бунин.

Учитель читает отрывок из рассказа "Антоновские яблоки".

"Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.
И прохладную тишину утра нарушают только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш... Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке – посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым..."

– Описание какой осени изображает Иван Алексеевич Бунин?

Д. Описание ранней погожей осени.

У. Понравилось вам описание ранней осени?

Дети отвечают.

VII. Работа над определением темы рассказа и его содержанием

Учитель раздает детям тексты с отрывком из рассказа "Антоновские яблоки".

У. Прежде чем мы будем работать с этим текстом, ответьте на такой вопрос: можно назвать этот отрывок текстом?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Он включает несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу: дается последовательное описание картин природы и связанной с ней жизни.

У. О чем говорится в этом рассказе?

Д. О незабываемом удивительном воспоминании, о запахе антоновских яблок как запахе ранней осени...

У. Мы выделили сейчас главное событие и определили тему текста – сбор яблок как примета осени.

Определяя тему текста, мы говорим, о чем этот текст. Прочитайте его самостоятельно.

Дети читают отрывок.

– Какая погода стояла в то время? Почему вы так решили?

Д. Погода была теплая.

У. Докажите это примерами из текста.

Дети зачитывают первый абзац и отмечают слова погожая, тихое (утро), аромат листвы, воздух чист.

– Какое время дня описывает Бунин?

Д. Утро.

У. Да, с описания утра автор начинает свой рассказ. Кто из вас заметил, какое еще время дня описано в рассказе?

Д. Полдень, вечер.

У. Найдите это в тексте.

Д. полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым..."

У. Подумайте, какие слова использует писатель, чтобы передать осеннюю картину большого сада?

Д. Большой, золотой, подсохший, поредевший сад, кленовые аллеи, аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда, воздух чист, голоса и скрип телег, большой шалаш, солома.

У. Выпишем прилагательные-определения, которые помогают описать сад.

У учеников в тетрадях записывается таблица.

Сад

Ранней осенью (по И.А. Бунину)

Поздней осенью

золотой
подсохший
поредевший

У. В каком значении употребляется прилагательное в словосочетании золотой сад?

Д. В переносном: цвета золота.

У. Почему Бунин назвал сад золотым?

Д. Пожелтели клены и яблони; а когда светит солнце, то желтые листочки, кажется, отливают золотом, и сад кажется весь золотым.

У. Заметьте, ребята, автор пишет, что сад был весь золотой, но, в своем рассказе он упоминает о коралловых рябинах. Что значит коралловые?

Д. Ярко-красные.

У. Подумайте, нет ли здесь какого-то противоречия?

Д. Нет. Рябины растут в чаще сада, их не видно, за счет этого создается впечатление, что сад весь золотой.

У. Что означает прилагательное подсохший сад?

Д. Может быть, вчера прошел дождь, и за ночь сад немного высох, но не совсем – поэтому Бунин подобрал именно это прилагательное. Если бы наоборот, давно не было дождей, можно было бы назвать сад сухим.

У. Ребята, а что значит поредевший сад?

Д. Листья уже облетают, деревья становятся голыми, поэтому сад поредевший.

– Не совсем еще голый, так как листья не все облетели.

У. Представьте, если бы нам нужно было дать описание этого же сада поздней осенью, мы бы использовали те же прилагательные или другие?

Д. Другие.

У. Запишите во второй столбик таблицы прилагательные-определения к имени существительному сад.

Дети подбирают следующие прилагательные и записывают их в тетради.

Д. Золотой – серый, почерневший.
– Подсохший – мокрый, влажный.
– Поредевший – голый, прозрачный, обнаженный.

У. Что еще дополняет картину осеннего сада?

Д. Описание шалаша.

У. Какой был шалаш по размерам?

Д. Большой.

У. Как описан шалаш? Зачитайте.

Д. "В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке – посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка."

У. Как вы думаете, можно по этому описанию догадаться, что в шалаше кто-то жил?

Д. Да.

У. Зачем, по-вашему, люди жили в саду?

Д. Они собирали яблоки.

У. Можно это доказать словами из текста?

Д. "И прохладную тишину утра нарушает... гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок".

У. В помещичьих усадьбах сбор яблок – это особый вид сельской работы. Во что люди собирали яблоки?

Д. В меры, кадушки.

У. Какие слова позволяют нам судить о том, что в шалаше жили далеко не богатые люди?

Д. "Истрепанные пожитки".

У. Найдите слова в тексте, которые помогают догадаться нам, что речь идет о давнем прошлом.

Д. Рогожи, меры, телеги.

VIII. Физкультминутка

У. Ребята, сейчас немного отдохнем. Представьте, что мы с вами оказались в этом саду. Закройте глаза и послушайте звуки сада.

Учащиеся закрывают глаза, слушают звукозапись квохтанья дроздов, затем выполняют несколько произвольных движений.

IХ. Выделение ключевых и опорных слов

У. Итак, мы уже сказали, что тема рассказа – сбор яблок как примета осени. Найдите и зачитайте те предложения, в которых говорится о яблоках.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, мог бы Бунин обойтись без слова яблоки при написании этого отрывка?

Д. Нет.

У. Так вот, основные, самые важные слова в тексте служат как бы его опорой. Они называются опорными. Кроме слова яблоки, найдем еще опорные слова.

Д. Осень, сад, утро, шалаш, дым.

У. Запишите их в тетрадь.

Дети записывают опорные слова в тетрадь.

– Среди всех опорных слов, которые мы записали, есть наиболее важные, или ключевые, без которых текста просто не было бы. Как вы думаете, какие это слова?

Д. Осень, сад, яблоки.

У. К какой части речи относятся все опорные слова?

Д. Это имена существительные.

У. Ключевые слова связывают предложения в тексте в единое целое.

Х. Наблюдение за использованием предложений и словосочетаний в тексте

У. Прежде чем проследить по тексту, какие предложения использует автор для описания сада, вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания?

Д. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

У. Прочитайте текст про себя и проследите, какие предложения использует Бунин?

Дети читают текст.

– Какие предложения использует автор?

Д. Все предложения повествовательные.

У. Почему?

Д. Автор сообщает нам лишь о том, какой он запомнил ту раннюю осень с запахом антоновских яблок.

У. Вопросительные и побудительные предложения в рассказе отсутствуют, так как это душевные воспоминания о прошлом. В рассказе звучит легкая грусть. Бунин грустит по невозвратимой, ушедшей поре жизни. Свое восхищение красотой осеннего сада автор передает лишь повествовательными предложениями. Попробуйте прочитать хотя бы одно предложение с восклицательной интонацией или вопросительной.

Дети зачитывают предложения.

– Красиво звучит текст?

Д. Нет.

У. Следовательно, предложения по цели высказывания следует использовать всегда в соответствии с характером высказывания. Что вы должны передать слушателям при чтении текста?

Д. Передать нежность, любование яблоневым садом.

У. Какие чувства вы должны пробудить у слушателей?

Д. Чувство прекрасного, нежных воспоминаний писателя об ушедших годах, восхищения красотой осеннего сада...

У. Подумайте, каким тоном вы будете читать текст. Прочитайте отрывок сначала для себя, потренируйтесь. Посоветуйтесь с товарищами, где нужны паузы, решите вместе. Все готовимся!

Три-четыре минуты ученики работают самостоятельно и в парах, после чего предлагаются варианты чтения.

– Ребята, из чего состоят предложения?

Д. Из словосочетаний.

У. Как связаны между собой слова в предложении?

Д. Слова в предложении связаны по смыслу: от одного члена предложения к другому можно поставить вопрос.

У. Вспомним, что называют словосочетанием?

Д. Словосочетание – это два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого.

У. Найдите в тексте такие словосочетания, с помощью которых Бунин описывает раннюю осень.

Д. Ранняя, осень, погожая осень, золотой сад, опавшая листва, антоновские яблоки, осенняя свежесть, коралловые рябины, запах яблок, запах меда...

У. Выпишите словосочетания в два столбика. В один столбик – словосочетания типа "прилагательное + существительное", например: осень (какая?) погожая. В другой столбик – словосочетания типа "существительное + существительное", например: запах (чего?) меда.

Дети выполняют задание.

– В каком столбике словосочетаний оказалось больше?

Д. В первом столбике.

У. Ребята, скажите, а почему в тексте используется словосочетание "запах меда", а не "медовый запах", "запах яблок", а не "яблочный запах"? Разве это не одно и то же?

Д. "Медовый запах" и "запах меда" – это не одно и то же. "Медовый запах" означает любой сладкий запах, а запах меда говорит о том, что пахло именно медом, или Бунин специально использовал словосочетания "запах меда", "запах яблок", чтобы сказать нам о том, что в саду именно пахло яблоками и медом.

У. Сравним также словосочетания "медовый голос" и "медовый запах"; "яблочный (уксус, сок, Спас)" и "яблочный запах".

Выслушиваются рассуждения детей.

– Действительно, используя словосочетания "запах меда", "запах яблок", Иван Алексеевич Бунин подчеркивает важность именно этих запахов в осеннем саду, а не каких-то других. В рассказе Бунина дано поэтическое описание ранней осени как времени спелых яблок и меда, то есть в их естественной связи с природой. Бунин был очевидцем и участником всего происходящего. Для него запах яблок – это особый запах, врезавшийся в память на долгие годы. Он был для него настолько ярок и запоминаем, что дальше в рассказе он напишет: "...войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие..." Видите, насколько силен для него этот запах, что писатель смог его даже услышать, а не только почувствовать. Как отмечают многие исследователи творчества Бунина, этот рассказ близок к стихотворному искусству. Автор смог передать поэтическое отношение к миру, радостный гимн природе.
Ребята, прочитайте предложение, в котором используются словосочетания "запах меда", "запах яблок".

Дети зачитывают третье предложение.

– Обратите внимание на последнее словосочетание в этом предложении. Что, по-вашему, оно означает?

Д. Осенью уже нет жары, свежо; свежий и чистый воздух, запахи.

У. Казалось бы, это обычное словосочетание. Но это только на первый взгляд. Бунин любил использовать в своих произведениях слова "свежесть", "свежий", "свежее". Найдите в отрывке пример.

Д. Свежее утро.

У. Во всем рассказе встречаются словосочетания "свежий воздух", "свежий лес", "свежие озимые" и другие. Для Бунина словосочетание необычно, оно многозначно: осень – время полного созревания, свежесть – физическое здоровье. Плодоносящая, здоровая жизнь – вот высшее земное благо для Бунина. Для Ивана Алексеевича "праздник осени" – праздник всей жизни.
Мы убедились в том, как важен точный выбор типа словосочетания для передачи определенного смысла в тексте, как многое может выражать обычное словосочетание в тексте, которое использовал мастер слова. Если тема определяет, о чем текст, то основная мысль – это то главное, о чем хотел сказать автор. Тема и основная мысль связаны между собой.
Что же важное, по вашему мнению, хотел сказать автор?

Д. Как прекрасен яблоневый сад ранней погожей осенью.

У. Мы определили главную (основную) мысль текста.

ХI. Творческое задание

У. Сейчас, ребята, вам предстоит нарисовать картину к прочитанному тексту. Но рисовать вы будете не красками, а словами. Прежде чем описать то, о чем мы прочитали, что мы представили, ответим на три вопроса.
Что будет нарисовано?

Дети отвечают.

– Это содержание вашей картины.
Как вы расположите объекты на картине: что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре и т.п.?

Дети отвечают.

– Это композиция вашей картины.
Какие краски вы используете для картины?

Дети отвечают.

– Это цветовое решение картины.

Несколько учеников выполняют словесное рисование.

ХII. Итог занятия

У. Какие картины, звуки и запахи осени смог передать нам Бунин?

Д. Картину осеннего сада: яблоки, шалаш, кленовые аллеи, опавшая листва, меры, кадушки, солома, рогожи, ящики, печка.
Звуки: голоса людей, скрип телег, квохтанье дроздов, стук ссыпаемых яблок. Запахи: аромат листвы, запах яблок, меда, запах осенней свежести.

У. Какие описания сада в этом рассказе вам особенно понравились? Перечитайте отрывки, которые вам доставили особое удовольствие.

Дети читают отрывки.

– Что такое текст, тема текста, основная мысль, ключевые (опорные) слова?

Выслушиваются ответы детей.

ХIII. Домашнее задание

У. Нарисуйте иллюстрацию к отрывку произведения и подпишите ее строками из текста.

Приложение

1. Мера – сосуд для измерения сыпучих тел (например, муки, крупы, соли, гороха и т.п.).

2. Кадушка – прямая бочка, сделанная из досок, стянутых обручами.

3. Рогожа – грубая упаковочная ткань.

4. Пожитки – домашние вещи.

5. Кулеш – жидкая кашица.

Примечание. Отрывок взят из книги: Бунин И.А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. – М.: Правда; с. 327–341 (весь рассказ), с. 327–328 (отрывок).

Занятие 2

Тема. "Л.Н. Толстой. "Девочка и грибы". Тип текста-повествование. Звуки и буквы. Слог. Ударение (повторение)".

Цели. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; с понятием "звукопись"; рассмотрение звукового оформления текста как средства выразительности; знакомство с основными особенностями текста-повествования; совершенствование умения правильно расставлять ударение в словах; развитие творческого мышления; воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование. Портрет Л.Н. Толстого; иллюстрации: изображение школы и усадьбы в Ясной Поляне; несъедобные грибы; выставка книг писателя; магнитофон, аудиокассета со звуками идущего поезда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Учитель. На прошлом занятии мы с вами говорили об изменениях в природе с приходом осени. А как меняются занятия людей с приходом осени? Чем занимаются люди осенью?

Дети. Собирают урожай, готовятся к зиме.

У. Какое занятие осенью у многих людей является любимым?

Д. Сбор грибов.

У. Только ли осенью люди занимаются сбором грибов?

Д. Нет. Весной собирают сморчки, летом – сыроежки, подберезовики, подосиновики и многие другие.

У. Какие грибы собирают осенью?

Д. Грузди, опята, рыжики, лисички.

У. Почему же все-таки осень считается грибной порой?

Д. Много выпадает дождей, и поэтому много грибов в лесу.

У. Кто из вас собирал грибы?

Выслушиваются рассказы детей.

– А какие грибы нельзя собирать?

Д. Несъедобные.

У. Какие несъедобные грибы вы знаете?

Д. Мухомор, бледная поганка, ложные опята.

У. Почему их нельзя собирать?

Д. Если их съесть, то можно отравиться; многие животные питаются несъедобными грибами, например, лось питается мухоморами.

III. Сообщение темы занятия

У. Так вот, сегодня на занятии мы прочитаем рассказ Льва Николаевича Толстого "Девочка и грибы", из которого вы узнаете, какой случай произошел однажды с девочкой, когда она ходила за грибами.

IV. Постановка учебной задачи

У. Также на примере этого рассказа мы рассмотрим, что такое звукопись, познакомимся с особенностями текста-повествования. Будьте внимательны.

V. Рассказ о жизни Л.Н. Толстого

У. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении отца – в Ясной Поляне, где позже открыл школу для крестьянских детей (учитель показывает иллюстрации с изображением школы и усадьбы, портрет писателя). Лев Николаевич Толстой прожил большую жизнь. Он очень любил детей и посвятил свою жизнь их обучению и воспитанию. Специально для детей он написал много рассказов, басен, былей, сказок. Все они входят в сокровищницу детской литературы. Многие из них вы читали. Вспомните их названия.

Дети называют произведения Л.Н. Толстого, с которыми они знакомы.

– Обратите внимание на выставку книг Толстого. Среди них названные вами произведения и еще неизвестные вам.

VI. Первичное восприятие текста

У. Толстой часто описывает события, как их участник или очевидец. Сегодня мы прочитаем рассказ, который писатель также написал для детей. В рассказе описываются события, очевидцем которых был сам Лев Николаевич.
Слушайте внимательно. После прослушивания ответьте на такой вопрос: о чем этот рассказ?

Учитель читает рассказ на фоне звукозаписи шума и гула идущего поезда.

"Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина (поезд) далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
– Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
– Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, и кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре."

– О каком происшествии написал Лев Николаевич Толстой?

Д. О случае на железной дороге.

У. Что там произошло?

Д. Маленькую девочку чуть не задавил поезд.

У. Мы выделили сейчас главное событие и определили тему рассказа. Запишите в тетради тему текста: маленькую девочку чуть не задавил поезд.

Ученики делают запись в тетради.

VII. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст рассказа "Девочка и грибы".

У. Ребята, прочитайте рассказ самостоятельно.

Дети читают текст.

– Как девочки оказались одни на железной дороге?

Д. Они шли домой. Чтобы попасть домой, нужно было перейти через железную дорогу.

У. В тот момент, когда они влезли на насыпь, они видели, что приближается поезд?

Д. Да.

У. Почему же они решили перейти?

Д. Они думали, что поезд еще слишком далеко и они успеют перейти.

У. Что сделал машинист, когда он увидел маленьких девочек на железной дороге?

Д. Он стал сигналить.

У. Как об этом сказано в тексте?

Д. Вдруг зашумела машина.

У. Ожидали девочки, что поезд окажется так близко?

Д. Нет.

У. Какое слово использует Толстой, чтобы подчеркнуть внезапность возникновения ситуации?

Д. Вдруг, то есть неожиданно, внезапно.

У. Теперь прочитайте рассказ внимательно сами и скажите, почувствовали ли сестры опасность во время приближения поезда? Как они вели себя в этот момент?

Дети читают рассказ.

Д. Девочки почувствовали опасность. Но от неожиданности старшая побежала назад, а меньшая – вперед.

У. Как дальше поступает старшая сестра?

Д. Она кричит младшей, чтобы та оставалась на месте.

У. Почему младшая сестра поступила иначе?

Д. Она не слышала сестру и подумала, что сестра велит ей бежать назад.

У. Как нарастает опасность? Найдите это место в тексте и зачитайте.

Д. "Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы".

У. Что переживает в этот момент каждая из девочек?

Д. Младшая не осознает еще опасность, а старшая переживает.

У. Пытается ли старшая девочка скрыть свою тревогу за жизнь младшей сестры?

Д. Да.

У. Как она ведет себя?

Д. Постоянно кричит сестре о том, что нужно делать.

У. Почему же все-таки поезд наехал на девочку?

Д. Поезд было уже не удержать.

У. Каково, по-вашему, было состояние старшей сестры после того, как у нее на глазах поезд наехал на сестренку?

Д. Она очень испугалась.

У. Как об этом писал Толстой?

Д. Старшая девочка кричала и плакала.

У. Не просто плакала, а плакала с криком, то есть у нее был сильный испуг. Слышали вы когда-нибудь выражение "кричала на крик"? Когда так говорят?

Д. Когда человек кричит и плачет, у него какое-то горе.

У. Что все увидели, когда отъезжал поезд?

Д. Девочка лежит и не шевелится.

У. Как вы думаете, почему младшая девочка осталась жива?

Д. Случайно, она ползала по дороге, когда собирала грибы, поэтому поезд просто не задел ее.

У. Мог ли быть другой конец у этой истории? Какой?

Д. Случай мог бы закончиться трагически, девочку поезд мог задавить насмерть.

У. Как можно было предотвратить опасную ситуацию на дороге?

Д. Старшей сестре надо было держать младшую за руку и переходить дорогу вместе.

У. А если бы вы оказались в тот момент на месте этих девочек, как бы вы себя повели?

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Физкультминутка

У. С помощью пальцев рук сделаем корзинку. Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны, ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуют зазоры. Большие пальчики образуют ручки.

Дети повторяют движения за учителем.

– В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
(Руки встряхиваются, затем движения повторяются вновь.)
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.

IХ. Знакомство с понятием "звукопись",
работа над рассмотрением звукового оформления текста

У. Ребята, а вам было страшно, когда я читала рассказ?

Д. Да.

У. В какой момент?

Д. Когда поезд наехал на девочку.

У. Хочу раскрыть вам один секрет. Оказывается, нарастание трагической ситуации создается не только с помощью тех слов и выражений, которые использует Толстой, но и за счет звуков, которые позволяют "услышать" драматическую ноту рассказа.
Давайте определим, какие же звуки использует Лев Николаевич как средство выразительности. У звуков русского языка есть волшебное свойство. Они могут создавать такой эффект, благодаря которому мы не только можем представить то, о чем читаем, но и услышать определенные звуки и шумы. Такой эффект называют звуковым. Например, частое использование слов со звуком [ш] в стихотворении Агнии Львовны Барто "Игра в слова" помогает услышать, как шуршат мыши. Послушайте:

Скажи потише:
"Шесть мышат" –
И сразу мыши
Зашуршат.

Вот другой пример. За счет частого использования гласных в словах создается мелодика звучания. Послушайте отрывок из сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

Не правда ли, хочется читать нараспев?

Д. Да.

У. Такой прием в литературе называют звукописью, Это применение в стихах или прозе различных элементов звукового состава языка, звуков. Не просто применение, а их намеренное повторение в словах. Этот прием используют многие писатели и поэты. Прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, какие звуки наиболее часто используются в словах.

Д. Звук [ш] в словах: шли, машина, пошли, зашумела, старшая, меньшая, шумела, машинист, прошел, не шевелится.
– Звук [с] в словах: старшая, рельсы, насыпь, споткнулась, стала, свистел, собрать, свистала, смотрели, свистел.
– Звук [с’] в словах: силы, всех, сестра.

У. Звуки [ш], [с], [с’] "шумят" и "свистят" – и создается впечатление идущего поезда, который свистит и шумит. Мы не только воспринимаем смысл написанного, но и "слышим" его драматическую ноту.
Таким образом, с какими звуками использовал Лев Николаевич слова, которые помогли услышать шум и свист поезда, почувствовать суету во время события на железной дороге?

Д. Со звуками [ш], [с], [с’].

Х. Наблюдение за использованием интонации в тексте

У. Обратим внимание на виды предложений по цели высказывания в рассказе. Какие они?

Д. В рассказе используются повествовательные и восклицательные предложения.

У. Зачитайте восклицательные предложения.

Дети зачитывают.

– О чем в них говорится?

Д. Об обращении с требованием старшей сестры к младшей.

У. Можно ли было в этом случае использовать повествовательные предложения?

Д. Нет.

У. В этом случае невозможно показать переживания сестры за младшую сестренку, используя повествовательные предложения. Попробуем прочитать эту часть рассказа с соответствующей интонацией.

Дети читают со слов "Вдруг зашумела..." до слов "...ползала по дороге".

– Восклицательные предложения также использованы не случайно. Они передают волнение девочки и нарастающую опасность.

ХI. Определение главной мысли рассказа

У. Как вы думаете, чему научила эта ситуация старшую сестру?

Д. Быть всегда внимательной, особенно если с тобой кто-то младший, за кого ты в ответе.

У. О чем мы с вами могли бы задуматься, прочитав этот рассказ?

Д. Надо быть внимательным на железной дороге, смотреть за младшими.

У. И, наверное, самая важная мысль, которую хотел подчеркнуть Толстой, следующая: "Всегда и во всем нужно быть внимательным и осторожным, чтобы по случайности не потерять свою жизнь".

ХII. Физкультминутка

ХIII. Работа над типом текста

У. Какие типы текста вы знаете?

Д. Повествование, описание, рассуждение.

У. К какому типу текста, по-вашему, можно отнести этот рассказ?

Д. К тексту-повествованию.

У. Что вы знаете о тексте-повествовании?

Д. В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга.

– К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

У. Попробуйте доказать, что это повествовательный текст.

Д. В рассказе говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.

У. Разделим этот рассказ на смысловые законченные части. Озаглавим их.

В результате этой работы составляется план.

На доске:

План

1. Путь через железную дорогу.

2. Смертельная опасность.

3. Счастливый конец.

– Как вы думаете, достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в этом рассказе?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Действия сменяют друг друга, их нельзя увидеть все одновременно.

У. Подчеркните в тексте все слова, обозначающие действия, о которых идет речь в рассказе.

Д. Шли, надо было переходить, думали, влезли, пошли, зашумела, побежала, перебежала, закричала...

У. Какой частью речи выражены названия всех действий?

Д. Глаголом.

У. Следовательно, из наблюдения по тексту видно, что в тексте-повествовании преобладающая часть речи – не имя прилагательное или имя существительное, а именно глагол.
Главная особенность текста-повествования – сообщение о развивающихся событиях и о совершаемых героями действиях.

ХIV. Упражнение в постановке ударений

У. Кто, по-вашему, является действующими лицами рассказа?

Д. Две девочки.

У. Кто из них главный герой? Докажите вашу мысль.

Д. Маленькая девочка. Все события разворачиваются вокруг ее действий.

У. Какими вы представляете себе этих девочек? Опишите.

Выслушиваются ответы детей.

– Как вы думаете, младшая сестра была послушной девочкой или нет?

Д. Да.

У. Почему вы так решили?

Д. Когда она рассыпала грибы, то стала их подбирать, потому что ей показалось, что старшая сестра так велела.

У. Какие слова и словосочетания использует Толстой, чтобы назвать каждую девочку? Найдите их и запишите в тетради.

В результате работы в тетради появляется таблица.

Старшая девочка

Младшая девочка

Старшая девочка
Сестра

Девочка
Меньшая
Меньшая девочка
Сестра
Маленькая девочка
Она

– Мы видим, как Лев Николаевич по-разному называет девочек. Найдите такие слова, которые, по-вашему, являются антонимами.

Д. Старшая – меньшая.

У. Расставьте ударение в словах. Старшая от слова старше, по аналогии – меньшая от слова меньше.
Обратите внимание на постановку ударения в слове меньшая. Ударение ставится на первый слог. Меньшая – разговорная форма слова младшая.

Прочитайте три первых предложения рассказа. Расставьте во всех словах этой части ударения. Попробуйте догадаться, в каком слове можно поставить ударение и на другой слог, но при этом, разумеется, это будет уже другое слово.

Д. Это слово насыпь.

У. Что такое на'сыпь?

Д. Насыпь – искусственное земляное возвышение.

У. Какое слово получится, если мы изменим ударение?

Д. Насыпь – действие от глагола насыпать.

У. Запишите эту пару слов в тетрадь.

Дети выполняют задание.

– Определите, к одной и той же части речи относятся эти слова или нет?

Д. К разным. На'сыпь – имя существительное, так как отвечает на вопрос что?; насы'пь – глагол, так как отвечает на вопрос что сделай?

У. Составьте и запишите в тетрадь два предложения, используя эти слова.

Дети выполняют задание.

– В русском языке много таких слов.

Учащиеся получают карточки с парами слов, расставляют ударение и определяют часть речи.

– Прочитайте второе предложение из первой части.

Д. Им надо было переходить через железную дорогу.

У. Выпишите все словосочетания.

Дети записывают словосочетания в тетради, один ученик – для дальнейшей проверки на доске.

На доске:

Переходить (куда?) через дорогу;
дорогу (какую?) железную.

– Определите падеж существительного дорогу.

Д. Винительный падеж.

У. Поставьте это существительное в начальную форму.

Д. Дорога.

У. Это словарное слово, с которым вы давно знакомы. Попробуйте изменить в нем ударение. Что вы заметили?

Д. Получилось слово дорога'.

У. Таким образом, читая любой текст помните: важно правильно расставлять ударение в словах, иначе изменится значение слова и нарушится смысл предложения.

ХV. Упражнение в делении слова на слоги

У. Зачитайте предпоследнее предложение. Можно ли в слове увидали изменить гласную а на е?

Д. Да.

У. Какое получится слово?

Д. Увидели.

У. В чем разница слов увидели и увидали?

Д. По значению не различаются, различаются только по звучанию.

У. Правильно, означают слова одно и то же, но используются чаще всего в разных стилях речи. Увидали – в разговорном, увидели – во всех случаях.

Вспомните, как переносятся слова?

Д. По слогам.

У. Как можно перенести слово увидали?

Д. Уви-дали, увида-ли.

У. Найдите в третьей части рассказа такое слово, которое состоит из двух слогов, но перенести его нельзя.

Д. Это слово уже.

У. Докажите.

Дети доказывают и замечают также, что ударение в этом слове можно поставить на слог у- – получится слово у'же.

– Найдите во всем рассказе еще слова, которые состоят из двух слогов, но переносить их нельзя.

Д. Она, изо, окон.

У. Запомните, переносить их нельзя.

ХVI. Итог урока

У. Что на занятии вас больше всего взволновало? Над чем вы задумались?

Выслушиваются ответы детей.

– Что называют звукописью?

Д. Намеренное применение и повторение определенных звуков в словах для создания специальных эффектов.

У. О чем говорится в тексте-повествовании?

Д. О каких-то действиях, последовательных событиях.

У. Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

Д. Что происходит сначала? Что происходит потом?

У. Какая часть речи в большинстве своем используется в повествовании?

Д. Глаголы.

ХVII. Домашнее задание

У. Напишите мини-сочинение, в котором опишите случай из вашей жизни, который вам очень запомнился, поразил вас.

Примечание. Рассказ взят из книги: Толстой Л.Н. Книга для детей (Рассказы. Сказки. Басни. Описания. Рассуждения) / Сост. Вл. Муравьев. Худож. В. Гальдяев. – М.: Московский рабочий, 1977. – 320 с.; с. 21–22.

Занятие 3

Тема. "И.С. Тургенев. "Осенний день в березовой роще" (отрывок из рассказа "Свидание"). Тип текста – описание. Состав слова (повторение)".

Цели. Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; с основными особенностями текста-описания; уточнение представления учащихся о словообразующей роли приставок и суффиксов; совершенствование умения разбирать слова по составу; расширение лексического запаса слов.

Оборудование. Портрет И.С. Тургенева; диафильм "И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове"; записи поговорок и примет осени; грамзапись (голос синицы); иллюстрация с изображением осенней березовой рощи; выставка книг писателя; проигрыватель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как изменилась роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа "Свидание", написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного.

III. Вступительная беседа

У. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью, как и Иван Алексеевич Бунин. Детство его прошло в селе Спасском. Маленький Ваня очень любил сад в своем родном имении. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу.

Учитель показывает кадры из кинофильма.

– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьем, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал "Записки охотника". В этот сборник вошли такие рассказы, как "Бежин луг", "Лес и степь", "Малиновая вода" и много-много других.

Учитель показывает книгу.

– Рассказ "Свидание", отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в "Записки охотника".

В этом рассказе описывается последнее свидание девушки-крестьянки Акулины с ее возлюбленным. Рассказ заканчивается трагично: жених бросает ее. Конец безрадостной любви совпадает с моментом осеннего увядания природы. Автор случайно оказался свидетелем грустной сцены.

Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?

Дети. Да.

У. Какая она? Опишите ее.

Д. Березы стоят все желтые, под ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще тихо и спокойно. Под березами можно увидеть грибы подберезовики.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением осенней березовой рощи.

У. А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа "Осенний день в березовой роще", который является отрывком из рассказа "Свидание".
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.

IV. Первичное восприятие текста

Учитель зачитывает отрывок.

"Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы."

– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке?

Д. О ранней осени.

У. Подтвердите это словами из текста.

Д. "...Около половины сентября"; "ясная и ласковая лазурь".

V. Словарная работа

У. Какие трудные и непонятные слова встретились вам в тексте?

Д. Заволакивалось, говор.

У. Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Д. Заволакивалось – закрывалось.

Говор – гул, шум.

VI. Работа над содержанием рассказа

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Свидание".

У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и ответьте затем на вопрос: с какого времени дня начинается описание рощи?

Дети читают отрывок.

– Итак, с какого же времени дня начинается описание?

Д. С утра.

У. Что происходило в роще утром?

Д. Перепадал мелкий дождик.

У. Что, по-вашему, означает слово перепадал?

Д. Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался.

У. Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену?

Д. Теплое солнечное сияние.

У. Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием?

Д. "Была непостоянная погода".

У. Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь?

Д. "Небо... все заволакивалось рыхлыми белыми облаками..."

У. Как вы думаете, почему Тургенев использовал глагол заволакивалось, а не закрывалось?

Д. Потому что облака были рыхлыми.

У. Как выглядело небо, когда светило солнце?

Д. Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

У. Посмотрите, какие эпитеты и сравнения использует Тургенев при описании неба.

Д. Небо в белых облаках. Лазурь ясная и ласковая. Сравнение: как прекрасный глаз.

У. Подумайте, почему лазурь автор называет ясной и ласковой?

Д. Ясная, потому что светит солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо.

У. Что означает выражение "как прекрасный глаз"?

Д. Было приятно смотреть: красиво и тепло от "взгляда" лазури.

У. Итак, какие две картины описывает в начале рассказа Тургенев?

Д. Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется солнцем.

У. Как вы думаете, в целом погода хорошая или нет?

Д. Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.

У. Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель.
Чем же занимался Тургенев, находясь в роще?

Д. Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья.

У. Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней осенью в роще Тургенев?

Дети зачитывают от слов "Я сидел и глядел..." до слов "...едва слышная, дремотная болтовня".

– С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич?

Д. С едва слышной, дремотной болтовней.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Едва слышная – потому что ветра почти нет.

– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.

У. Как еще написал Тургенев об этом?

Д. Листья чуть шумели.

У. Всегда ли в роще листва шумит одинаково?

Д. Нет.

У. Прочитайте это предложение и заполните таблицу "Шум листвы".

На доске:

Время года

Шум листвы

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски для дальнейшей проверки.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

На доске открывается заполненная таблица.

На доске:

Время года

Шум листвы

весной
летом
ранней осенью
поздней осенью

веселый, смеющийся трепет
мягкое шушуканье, долгий говор
едва слышная, дремотная болтовня
робкое и холодное лепетанье

У. Как вы понимаете смысл каждого выражения?

Д. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) "робко и холодно".

Аналогично объясняется смысл остальных выражений.

У. Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще.

Д. Трепет --> шушуканье --> говор --> болтовня --> лепетанье.

У. В какой период жизни листья трепещут?

Д. Когда листочки молоденькие, только появились на свет.

У. Когда слышен их говор?

Д. В полном расцвете.

У. Когда слышно лепетанье?

Д. Когда листья умирают.

У. Видите, как все эти процессы от рождения до смерти смог назвать одним словом Тургенев. А что же все-таки объединяет эти слова: говор, шушуканье, болтовня, лепетанье?

Д. Их общее значение – разговор.

У. Как называют такие слова?

Д. Синонимы.

У. Являются ли слова трепет, говор, шушуканье, болтовня, лепетанье синонимами в этом тексте? Почему?

Д. Да, являются, обозначают одно и то же – шум листвы.

У. Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы. Можете ли вы, пользуясь данным фрагментом, подтвердить это?

Д. По одному шуму листьев он мог узнать, какое стояло время года.

У. Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это. Можем ли мы, читая текст, услышать шум листьев?

Д. Да.

У. Помните, как называется этот прием в литературе?

Д. Звукопись.

У. Прочитайте этот фрагмент еще раз внимательно и заметьте, с помощью какого звука, часто повторяющегося в словах, можно как бы услышать шум листвы.

Д. С помощью звука [ш] в словах слушал, шумели, по шуму, шушуканье, слышная.

VII. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
(показывают движением рук),
Закачалось деревцо
(качаются вправо, влево).
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VIII. Работа над содержанием рассказа (продолжение)

У. Что пишет о ветре Тургенев?

Д. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.

У. Итак, ветер был слабый.
Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим, какие картины изображает Иван Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит солнце?

Д. Она озаряется, даже улыбается.

У. Что описывает в этот момент автор?

Д. Березы, листья, папоротники.

У. Как выглядят березы?

Д. Березы стоят не слишком часто, стволы берез Тургенев сравнивает с белым шелком.

У. Что сказано про листья?

Д. Листья пестрели и загорались червонным золотом.

У. Как описаны папоротники?

Дети зачитывают фрагмент текста.

– Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится?

Д. Да.

У. Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще?

Д. Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег.

У. Как пишет о дожде писатель?

Д. "...Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь".

У. Какой эпитет использует Тургенев при описании дождя?

Д. Мельчайший.

У. Что значит это прилагательное?

Д. Очень-очень мелкий, почти незаметный.

У. Какие олицетворения использует автор?

Д. Украдкой, лукаво шептал.

У. С кем сравнивает дождь писатель?

Д. С человеком.

У. Очень часто природа у Тургенева "оживает", то есть описывается как живое существо.
Сравним вначале "...перепадал мелкий дождик...", затем "...украдкой, лукаво начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь". Как описывает листву Тургенев?

Д. Почти еще зеленая, но уже побледнела, кое-где красная или золотая.
 Когда светило солнце, ярко вспыхивала.

У. Какие картины увидел Тургенев в роще?

Д. Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как шелк или как только что выпавший снег. Сверкающий дождь. Папоротник, как переспелый виноград.

IХ. Упражнение в разборе слов по составу

У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?

Д. Голос птицы.

У. Зачитайте последнее предложение. Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – колокольчиком, голосок?

Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.

У. Попробуйте прочитать предложение, убрав суффиксы -чик и -ок.

Дети зачитывают текст.

– Возможна ли такая замена?

Д. Нет.

У. Предложение получается некрасивое. Как видите, Тургенев не случайно использовал слова с такими суффиксами. Тщательный отбор слов, их словообразовательных частей помогает точно выразить и мысль, и настроение. Найдите в рассказе еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Д. Дождик, молоденькая.

У. Какую же роль в тексте произведения играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Д. Они отражают отношение автора к тому, что он описывает.

У. Сделаем вывод. Одно из средств, помогающее нам выразить свои чувства, свое отношение к чему-либо, свое настроение, дать оценку тому, о чем мы говорим, – суффиксы.

Х. Физкультминутка

ХI. Работа с изобразительно-выразительными средствами

У. Итак, мы с вами уже сказали, что природа у Тургенева описывается как живое существо. Оказывается, природа становится еще как бы участницей всего происходящего. Как я уже сказала, на фоне описания осенней рощи автор повествует затем о горестных переживаниях бедной девушки Акулины. Давайте сравним, как меняется ветер на протяжении всего рассказа. Вначале: "Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам". Когда же после свидания брошенная девушка горько рыдает, все вокруг проникается ощущением тревоги. Затем: "Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу через желтое, высохшее жнивье; торопливо вздымаясь перед ним, стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки, маленькие, покоробленные листья". С чем можно сравнить "покоробленные листья"?

Д. С разрушенными мечтами героини о счастье.

У. Вы видите, как меняется описание природы на протяжении всего рассказа. Рассказ завершается словами от автора: "Мне стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы..."

Таким образом, Тургенев, используя различные изобразительно-выразительные средства, смог так мастерски передать красоту и силу осенней природы.

ХII. Упражнение в разборе слов по составу

У. Посмотрим еще раз, как менялась погода осенью в роще. Выпишите из текста только глаголы в два столбика: в один – с приставками, в другой – без приставок.

Дети выписывают глаголы.

– Каких глаголов в тексте больше?

Д. С приставками.

У. Автор насытил свое описание такими глаголами именно потому, что эти приставки передают изменения в природе, что соответствует описанию изменчивого осеннего дня. Например, заволакивалось, расчищалось, показывалась, побледнела... Какую роль в тексте играют бесприставочные глаголы: сидел, глядел, звенел, тянул, стояла, слушал, светило и другие?

Д. Они называют действия, которые длятся во времени. Они не связаны со сменой событий.

У. Приставочные глаголы помогают передать динамику движения в явлениях природы, одна картина сменяет другую, нет постоянства, "была непостоянная погода".

ХIII. Работа над особенностями текста-описания

У. О чем говорилось в этом отрывке? Какова его тема?

Д. Об описании изменчивого осеннего дня в березовой роще.

У. Выделите главную мысль рассказа.

Д. Главная мысль – погода осенью непостоянна, может меняться даже в течение дня.

У. Сегодня мы с вами работаем с текстом-описанием. Возьмите в руки листы с таблицами. Подберите к существительным прилагательные из текста.

Учащиеся заполняют таблицу:

Имя существительное

роща дождик сияние погода облака тучи лазурь глаз трепет шушуканье говор лепетанье болтовня ветер внутренность рощи стволы березы отблеск шелк листья золото стебли папоротники цвет виноград краски березы снег луч солнце дождь листва сетка ветки дождь колокольчик голосок

Имя прилагательное

– Видите, как много прилагательных использует Тургенев!
Попробуйте найти в тексте предложения, в которых не было бы ни одного прилагательного.

Учащиеся приходят к выводу, что таких предложений нет.

– Именно использование имен прилагательных делает рассказ Тургенева таким красочным и образным. В тексте-описании просто невозможно обойтись без имен прилагательных, как в тексте-повествовании – без глаголов. К какому же типу текста относится этот рассказ?

Д. К описанию.

У. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: какой предмет? Что является объектом описания в рассказе?

Д. Березовая роща.

У. Все это описание помог нам увидеть автор. Тургенев всегда мастерски описывал природу в своих рассказах. Вот что сказал по этому поводу Лев Николаевич Толстой: "Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты – и пахнет". Действительно, Тургенев замечает тончайшие оттенки цвета, световые изменения. Как вы думаете, а почему это удавалось писателю?

Д. Он мог часами наблюдать за природой. Он "сидел и глядел вокруг, слушал". Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно любоваться, то нельзя подметить все оттенки цвета, увидеть краски, заметить запахи.

У. Действительно, только такому чуткому человеку была подвластна красота и тайна природы, ее душа, понять которую удается не каждому из нас.

ХIV. Работа с приметами и поговорками

На доске:

Над лесом синева – будет тепло.

У. Прочитайте примету. Подходит ли она к отрывку?

Д. Да.

У. Правильно. Если мы прочитаем далее рассказ, то убедимся в этом.

Учитель зачитывает фрагмент рассказа.

"...Погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущением, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня".

У Тургенева есть словосочетание "сухая свежесть". Как вы думаете, что оно означает?

Д. Солнце светит, все высохло, но в воздухе свежо.

У. Какие из представленных поговорок подходят к рассказу "Осенний день в березовой роще"?

На доске:

Осень короткая – зима будет долгая.
Осень – припасиха, а зима – подбериха.
Осень – перемен восемь.

Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.

ХV. Итог урока

У. Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?

Дети отвечают, опираясь на текст.

– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.

Дети зачитывают.

– Вспомните описание осеннего яблоневого сада у Бунина. Кому какое описание больше понравилось? Объясните почему.

Выслушиваются ответы детей.

– О чем говорится в тексте-описании?

Д. Описываются какие-то предметы и явления.

У. Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

Д. Какой предмет? Как выглядит?

У. Какая часть речи постоянно используется в тексте для создания образности и красочности описания?

Д. Имя прилагательное.

ХVI. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру "Осенний день в лесу". Расскажите, какая погода была в тот день, как выглядел лес, какие звуки ты услышал, какие запахи ощутил в осеннем лесу.

Перед написанием сочинения учитель проводит экскурсию в лес.

Примечание. Рассказ "Осенний день в березовой роще" взят из книги: Тургенев И.С. Записки охотника. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1979. – 359 с.; с. 237–238.

Занятие 4

Тема. "Л.Н. Толстой. "Сырость". Тип текста – рассуждение. Правописание гласных и согласных в корне слова (повторение)".

Цели. Знакомство с текстом-рассуждением; совершенствование умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; расширение лексического запаса слов учащихся.

Оборудование. Портрет Л.Н. Толстого, иллюстрация с изображением лозины, паркета, кленовые листья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с третьим типом текста – рассуждением. И снова на занятии вас ждет много нового и интересного.

III. Вступительная беседа

У. Лев Николаевич Толстой, с творчеством которого мы уже начали знакомиться, написал несколько рассказов-рассуждений на разные темы – "Кристаллы", "Солнце – тепло", "Для чего ветер", "Отчего в темноте видно", "Осязание и зрение", "Тепло", "Отчего бывает ветер" и др. Эти рассказы написаны специально для детей. В них писатель размышляет над различными явлениями природы. Сегодня на занятии мы поработаем с текстом-рассуждением Льва Николаевича Толстого "Сырость". Догадались ли вы, почему выбрано рассуждение на тему "Сырость"?

Дети. Потому что на дворе осень.

У. Все вы знаете, что с приходом осени погода начинает портиться, часто идут дожди, дует ветер, словом, становится сыро, холодно и грязно. Всегда ли осенью бывает сыро?

Д. Нет.

У. Когда чаще всего стоит сырая и мокрая погода?

Д. Когда часто идут дожди, а высохнуть земля не успевает. Много влаги – оттого и сырая погода.

У. В народе существует такая примета: "Осень дождливая – весна будет ясная". Видите, все друг с другом в природе согласовано: сыро осенью, зато весна будет ясная и теплая. Еще люди заметили, что если соль отсыреет, будет дождь.

IV. Первичное восприятие текста

У. А вот какие рассуждения привел на тему "Сырость" Лев Николаевич Толстой, мы сейчас узнаем. Слушайте внимательно.

Учитель читает текст.

"Отчего осенью и зимой двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются?
Оттого, что осенью и зимою дерево насытится водой, как губка, и его разопрет, а летом вода выйдет паром, и оно съежится.
Отчего слабое дерево – осина – разбухает, а дуб меньше?
Оттого, что в крепком дереве – дубе – пустого места меньше, и воде некуда набраться, а в слабом дереве – осине – пустого места больше, и воде есть куда набраться. В гнилом дереве еще больше пустого места, и оттого гнилое дерево больше всего разбухает и больше садится.
Колоды для пчел делают из самого слабого и гнилого дерева: самые лучшие улья бывают из гнилой лозины. Отчего это? Оттого, что через гнилую колоду проходит воздух, и для пчел в такой колоде воздух легче.
Отчего сырые доски коробятся?
Оттого, что неровно сохнут. Если приставить сырую доску одной стороной к печке, вода выйдет, и дерево сожмется с этой стороны и потянет за собой другую сторону; а сырой стороне сжаться нельзя, потому что в ней вода, – и вся доска погнется.
Для того чтобы не коробились полы, их режут из сухих досок на куски и куски эти вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят, и они уже не коробятся (паркет)".

– Итак, что же вы узнали про сырость из рассуждений писателя?

Д. Мы узнали, почему двери осенью и зимою не закрываются, почему слабые деревья больше разбухают, чем сильные. Еще мы узнали, что колоды для пчел лучше делать из гнилого дерева. Мы узнали, почему сырые доски коробятся.

V. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст рассказа "Сырость".

У. Прочитайте текст самостоятельно и скажите, сколько вопросов задает Толстой.

Дети читают текст.

– Сколько вопросов ставит писатель и рассуждает, отвечая на них?

Д. Писатель задает четыре вопроса.

У. Назовите их.

Д. Отчего осенью и зимою двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются?
– Отчего слабое дерево – осина – больше разбухает, а дуб – меньше?
– Отчего колоды для пчел делают из самого слабого и гнилого дерева?
– Отчего сырые доски коробятся?

У. Как же Толстой отвечает на все эти вопросы? Поработаем для этого с текстом-рассуждением. Почему осенью и зимою двери разбухают и не затворяются?

Д. Весною и зимою дерево насыщается водой, как губка, и его распирает.

У. Как вы понимаете сравнение "насытится водой, как губка"?

Д. Если на губку налить воды, то она всю воду вберет в себя. Губка обычно полностью заполняется водой, не оставляя ни малейшего пространства пустым. Так же и дерево полностью впитывает в себя воду.

У. Что происходит летом с водой, которой насытилось дерево?

Д. Она выходит паром.

У. Как вы понимаете это выражение?

Д. Вода испаряется. Пар – мелкие частицы, капельки воды.

У. Как вы думаете, а откуда берется вода в дереве?

Д. Осенью идут дожди, а зимой – снег. От сырости и влаги двери насыщаются водой.

У. Автор при постановке вопроса использует следующие глаголы: "не затворяются", "притворяются". Как можно сказать по другому?

Д. Не затворяются – закрываются.

У. Правильно. Затворяться – устаревшая форма слова. Это слово вы можете встретить в сказках, написанных много лет назад. Например: "Внученька, затвори дверь". Как можно назвать слова не затворяются и затворяются?

Д. Антонимами.

У. Выпишите эту пару слов в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Дети записывают в тетрадях: затворяются, притворяются.

– А можно записать слово притворить с приставкой пре-?

Д. Да.

У. Какое получится слово?

Д. Претворить.

У. Что оно означает?

Д. Исполнить что-либо.

У. Запишем два предложения в тетрадь. Разберем их по членам предложения.

Дети записывают предложения в тетрадях, один ученик – у доски.

На доске:

Я притворил дверь.
Я претворил свою мечту в реальность.

– Какое еще значение вам известно у слова притвориться?

Д. Прикинуться перед кем-то или чем-то.

У. Составьте с этим словом предложение и запишите его в тетрадь.

Д. Мальчик прикинулся больным и не пошел в школу.

У. Найдите в первом рассуждении Толстого еще пары слов, которые являются антонимами.

Д. Разбухают – ссыхаются, разопрет – съежится.

У. Определите, а какие слова в этих парах являются между собой синонимами?

Д. Разбухает, распирает.
– Ссохнется, съежится.

У. Видите, как мастер слова использует синонимы. Как вы думаете, почему?

Д. Чтобы в вопросе и ответе не повторялись одни и те же слова, писатель использует синонимы. Тогда и текст становится выразительным.

У. Интересный ответ находим в тексте на второй вопрос, заданный писателем. Зачитайте его.

Учащиеся зачитывают вопрос и ответ.

– На примере каких деревьев выстраивает свои рассуждения Лев Толстой?

Д. На примере дуба и осины.

У. Почему же дуб меньше разбухает?

Д. В нем меньше пустого места.

У. Какой вывод можно из этого сделать? Куда набирается вода?

Д. Вода заполняет только пустые места.

У. Почему в гнилом дереве больше пустого места?

Д. Дерево гниет и становится рыхлым.

У. Что значит "дерево разбухает и больше садится"?

Д. Под тяжестью воды оно уходит немного в землю, не выдерживает такой массы.

У. Теперь вы можете догадаться, почему так ценится дуб в мебельной промышленности?

Д. Из дуба получается красивая и прочная мебель, так как дуб крепкое, а не рыхлое дерево, почти не вбирает в себя воду.

У. Как бы мы ни хотели сохранить их, деревья гниют. В лесу очень много сухих и гнилых деревьев. Как вы думаете, следует ли очищать лес от гнилых деревьев?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Они заражают другие деревья.

У. Можно ли с пользой применять сухие деревья?

Д. Можно, например, сделать колоды для пчел.

У. Что такое колода?

Д. Короткое толстое бревно, обрубок бревна, бревно с выдолбленной серединой.

У. По-другому это улей. Почему же колоды для пчел лучше делать из сухого и гнилого дерева?

Д. Через сухую колоду проходит воздух, а для пчел в такой колоде воздух легче.

У. Из какого дерева получаются лучшие улья?

Д. Из гнилой лозины.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением лозины (ивового прута).

У. Что интересного вы узнали из ответа на последний вопрос текста?

Д. Как делают пол и паркет.

У. Можно ли делать полы из сырых досок?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Полы будут коробиться.

У. Как же поступить, чтобы полы не коробились?

Д. Нужно делать их из сухих досок либо делать паркет.

У. Расскажите, пользуясь текстом, как делают паркет.

Д. Сухие доски режут на куски, куски вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением паркета.

У. Как вы думаете, какой пол легче делать?

Д. Простой пол.

У. Паркет – очень красивый пол, но дорогой. Настилать его – работа очень трудоемкая. Ухаживать за паркетом тоже сложно. Раньше начищали паркет воском, затем полировали, то есть натирали щеткой. Сейчас  паркет покрывают лаком. Из текста мы узнали, что часто сырость бывает и полезна. В каком случае?

Д. От сырости гниют деревья, и из них можно сделать улья для пчел.

У. И все-таки сырость – явление не очень приятное. Например, есть такая примета: "Если для постройки дома лес срублен в сыром месте, дом быстро сгниет". А вот "дом из сосны долго будет стоять, не сгниет". Значит, сосна – крепкое дерево. Помните, если вы разведете у себя дома сырость, могут завестись мокрицы, плесень. Как можно этого избежать?

Д. Нужно следить за чистотой в доме.

У. Срость – это враг нашего дома, и с ней нужно бороться.

VI. Физкультминутка

У. Ребята, давайте немного отдохнем.

У детей в руках кленовые листья. Они выполняют различные движения руками. Стихи читает учитель.

У. Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осинку
В красном сарафане.

И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и кружится
Над колючей елкой.

Облетели листья клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.

VII. Выявление особенностей текста-рассуждения

У. Текст-рассуждение – это третий тип текста, с которым мы сегодня познакомились. Какие вам уже известны?

Д. Повествование и описание.

У. Вспомним, сколько рисунков (кадров) требуется для изображения текста-повествования?

Д. Несколько.

У. А для текста-описания?

Д. Один.

У. Возможны ли рисунки для текста-рассуждения?

Д. Нет.

У. В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют рассуждение. С чего начинаем строить рассуждение?

Д. С тезиса.

У. В рассказе Льва Николаевича Толстого вместо тезиса, то есть мысли, которую следует доказать, – вопрос. Запишите вопросы, встречающиеся в тексте, в виде тезисов. Например, вопрос "Отчего сырые доски коробятся?" замените тезисом "Сырые доски коробятся".

Учащиеся первый, второй и третий вопросы, встречающиеся в тексте, устно заменяют тезисами.

– Как же доказать тезис? Как подтвердить сказанное? Следует доказать, то есть привести факты, аргументы. Эта часть – основная.

Рассуждение заканчивается выводом, то есть итогом рассуждения.

– Какие же части мы выделяем в рассуждении?

Д. Тезис, доказательство, вывод.

У. Запишите схемы в тетрадях.

Учитель записывает образец схемы на доске, учащиеся – в тетради.

На доске:

Текст-рассуждение
I
v
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
I
v
2. Доказательство (аргументы и факты).
I
v
3. Вывод.

– Обычно тезис совпадает с выводом.

– В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять. К такому типу текста можно поставить вопрос: почему это так?

Ответы детей.

– На примере второго вопроса проследим, соответствует ли ход рассуждения в тексте Толстого схеме.

Образец рассуждения учитель записывает на доске.

1. Слабое дерево – осина – больше разбухает, а дуб – меньше.

2. Доказательство.

Ученики зачитывают доказательство, опираясь на текст. Учитель записывает на доске вывод.

3. Слабые и гнилые деревья больше разбухают и садятся, а крепкие – меньше.

VIII. Упражнение в составлении текста-рассуждения

У. Попытаемся с вами построить рассуждение. В слове сырость букв больше, чем звуков.

Учитель вместе с детьми выстраивает рассуждение.

1. Тезис. Я знаю, что в слове сырость букв больше, чем звуков.

2. Доказательство. В слове сырость семь букв. У буквы ь нет соответствующего звука, она только обозначает мягкость согласного, который идет перед ь. Следовательно, звуков на один меньше, то есть шесть.

3. Вывод. Значит, в слове сырость букв больше, чем звуков.

– В художественной литературе встречаются все три типа текста, чаще всего тексты бывают смешанных типов. Например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения. Посмотрите на первое рассуждение в тексте Толстого. Обратим внимание на то, какая часть речи чаще используется в тексте?

Д. Имя существительное встречается чаще, меньше – глаголы.

У. Есть ли имена прилагательные?

Д. Нет.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Они не требуются: без них все ясно.

У. Если вы обратите внимание, то заметите, что во втором, третьем и четвертом рассуждениях имена прилагательные есть, но используются они не для выразительности описания, а в функции обозначения качества предметов, например: сырое дерево, гнилое дерево, лучшие ульи.

Таким образом, текст-рассуждение обычно обходится без имен прилагательных. Если же они есть, то у них исключительно назывная функция.

IХ. Упражнение в написании гласных и согласных в корне

У. На уроках русского языка мы повторяем правила, которые помогают грамотно написать корень слова. Вспомните их.

Учащиеся рассказывают три правила.

– Перед вами слова из текста Толстого с пропущенными безударными гласными в корне. Вставьте нужные гласные и подберите проверочные слова.

На доске:

д...ска
п...лы
в...рили
в...да
п...ркет

Д. Доска – доски, полы – пол, варили – варит, вода – воды, паркет – мы не можем проверить.

У. Для закрепления правил поработаем и с другими словами из текста Толстого. Закроем текст "Сырость" и посмотрим на доску. Перед вами слова из текста с пропущенными буквами в корне. Вы должны догадаться, в какие две группы следует распределить эти слова.

Д. В одну группу – слова с безударными гласными в корне, в другую – со звонкими и глухими согласными в корне.

У. Выпишите слова в два столбика, вставьте пропущенную букву, рядом запишите проверочное слово.

На доске:

З...мою, дер...во, в...дой, гу...ка, ду..., в кре...ком, в гн...лом, ле...че, с...рые, ст...р...ной.

Выполненная работа проверяется устно.

– Итак, как же проверять слова с безударными гласными в корне, с глухими и звонкими согласными в корне, с непроизносимой согласной в корне?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Х. Итог занятия

У. Сегодня на занятии мы работали с текстом-рассуждением "Сырость" Л.Толстого. Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?

Выслушиваются ответы детей.

– Советую вам прочитать и другие рассуждения Льва Николаевича Толстого.

Учитель показывает книгу.

– Какие типы текста вы знаете?

Д. Повествование, описание, рассуждение.

У. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

Д. Из трех частей: тезиса, доказательства, вывода.

У. Можно ли построить истинное рассуждение, не зная предмета рассуждения?

Д. Нет.

ХI. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру (рассуждение) на тему "Почему синиц мы видим осенью и зимой, но не летом". При написании сочинения можете воспользоваться рассказом взрослых, личными наблюдениями, энциклопедическим материалом.

Примечание. Рассказ "Сырость" взят из книги: Толстой Л.Н. Детям. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ""," 1998. – 272 с.; с. 194.

Продолжение следует