Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана КУКЕВИЧ,
учитель начальных классов,
г. Добрянка, Пермская область

Конкурс "На урок с Авантой +"

В 2002–2003 учебном году я набрала первый класс. 28 учащихся первоклассников перешагнули порог моего класса.
Уроки обучения грамоте всегда сложно построить так, чтобы учащимся было интересно, чтобы развивать их познавательные и речевые способности, формировать знания, умения и навыки.
После знакомства с уровнем читательских умений, осмысления прочитанного оказалось, что из 28 учащихся 12 читают свыше 30 слов в минуту, 8 учащихся читают до 20 слов, 6 учащихся читают до 10 слов, 2 ученика знают буквы, читают по слогам. Выявилась проблема построения урока. Возникла идея: а что, если дополнять уроки занимательным, познавательным материалом? Познакомила детей с энциклопедиями "Аванта+". (Конечно, всех томов в наличии нет, но они есть у отдельных детей.) Сначала готовила темы сама, затем подключились дети, появилась "искорка" интереса. Ребята стали чувствовать себя организаторами, помощниками учителя на уроке.

Тема. "Звуки [б], [б'], буква Б, б".

Цели. Познакомить учащихся с новыми звуками и буквой; упражнять в чтении слов, предложений с новой буквой; расширять представления учащихся о диких животных, их образе жизни в условиях зоопарка; развивать познавательные процессы учащихся, умение работать со справочной литературой.

Оборудование. Энциклопедия "Аванта+": "Птицы и звери"; иллюстрации с изображениями животных; динамическая картина "Зоопарк"; фонограмма (рассказы о животных).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию нового

Учитель. Добрый всем день! Сегодня приглашаю вас совершить удивительное путешествие в зоопарк, где мы повстречаем животных, расширим свои знания. А поможет нам в этом энциклопедия для детей "Аванта+". Готовы ли вы к путешествию?

Дети. Да.

Учитель показывает том книги "Птицы и звери".

III. Работа над новым материалом

У. Послушайте описание животного и назовите его.

"У этого животного в разных вариациях характерный черно-белый окрас головы, черно-белые полосы заходят и на спину, и на длинную мордочку. Приземистый, с толстым туловищем на коротких лапах, с клиновидной головой".

Если необходимо, учитель показывает иллюстрацию.

Д. Барсук.

У. На клетке, где сидит барсук, нет надписи. Давайте заготовим табличку.

Дети составляют схему и дают характеристику звуку [б].

Д. Звук [б] – согласный, звонкий, твердый.

У. Кто желает дополнить справку об этом животном?

(Учитель предлагает выдержку из энциклопедии со с. 251, выполненную увеличенным шрифтом, так как первоклассникам если сложно читать.)

  • Жилище барсука.

  • Питание.

– Спасибо за дополнение. Читаем дальше.

"Название этого животного означает "речная лошадь". Любит воду. Ему необходимо, чтобы ноги стояли на дне, а голова доставала до поверхности. Глаза, уши и ноздри расположены на голове на одном уровне." ("Аванта+", с. 316).

(Если дети затрудняются, учитель показывает иллюстрацию на с. 316.)

Д. Это бегемот.

У. Давайте приготовим табличку.

Дети составляют схему слова "бегемот" и характеризуют звук [б'].

Д. Звук [б'] – согласный, звонкий, мягкий.

У. Прочитаем интересный материал об этом животном, когда он на воле.

Дети читают (с. 316; 3–4-й абзацы).

– Спасибо за громкое, внятное, понятное прочтение.

Животные, с которыми мы познакомились, помогли нам выделить новые звуки. Какие?

Д. [б], [б'].

У. Какой буквой обозначаем звуки на табличках?

Д. Буквой Б.

У. Какой она может быть и в каком случае?

Д. Большой и маленькой, заглавной и строчной.

Дети ставят букву из магнитной азбуки на схемы слов.

IV. Закрепление изученного материала

У. Скажите, где могут находиться новые звуки в словах?

Д. В начале, в середине, в конце слова.

У. В названиях каких животных, встречающихся в зоопарке, есть новые звуки?

Д. Верблюд, броненосец, белка, бобер, зебра...

У. Хорошо, а где мы можем взять о них информацию?

Д. В книгах, газетах, журналах, энциклопедиях...

У. Давайте сейчас обратимся к энциклопедии "Аванта+". У меня таблички с названиями животных. Они перевернуты. Выберите одну, и об этом животном мы будем читать.

Дети выдергивают одну из табличек. Учитель уквзывает, на какой странице читать текст.

Верблюды – с. 312.
Броненосцы – с. 227.
Белка – с. 238.
Бобры – с. 247.
Зебра – с. 304.

 Итак, бобры. Чтобы подготовиться, каждая группа получит задание.

Группа 1 (хорошо читающие дети) – читает текст в энциклопедии "Аванта+", с. 247; Группа 2 в предложенных книгах отыскивает стихотворение о бобрах.

Раз поведали овечке
Удалые комары,
Что живут у тихой речки
Чудо-плотники бобры.
Их плотины украшают
Свежий тес и береста,
Лишь лесничий посещает
Заповедные места.

Вот глядит бобер в оконце –
Дом отстроил лучше всех!
Серебром горит на солнце
Седоватый, пышный мех.
Над водой стоит осинка,
Густо вьется мошкара.
Приходите на плотинку –
Вы увидите бобра!

Группа 3 – на предложенных карточках отыскивает скороговорки о бобрах и проговаривает:

Идут бобры в сыры боры.
Все бобры добры для своих бобрят.

Группа 4 в предложенном тексте отыскивает слова с новой буквой, подчеркивает букву, делит на слоги.

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

Группа 5 составляет рассказ по картинке "Дружные бобры".

Детям дается время для подготовки заданий. Далее каждая группа представляет выполненное задание.

V. Итог урока

У. Молодцы! Вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги. Скажите, понравился ли вам наш совместный урок? Если понравился, то чем? Что в уроке не понравилось? Как достигнуть успехов в освоении знаний? Кому сегодня мы можем сказать спасибо?

Дети говорят спасибо учителю, себе, энциклопедии "Аванта+", книгам, с которыми работали:

Мы, ребята – первоклашки,
Всем в "Аванте" шлем привет.
С вами мы уже знакомы,
Хоть немного нам и лет!
Нам "Аванта плюс" поможет
Мир, где мы живем, узнать.
Звуки, буквы изучаем
И умеем все читать!
Мы "Аванту" открываем,
Все, что надо, прочитаем.
Мы, конечно, устаем
И немножечко прочтем.
Если мы не сможем сами,
Обратимся дома к маме.
Нам учитель помогает,
С нами вместе изучает.
Вам спасибо за "Аванту",
Подружились с ней мы все!
Вам желаем мы успехов
В вашем творческом труде!