Галина ПАНИНА
"Быть отличником хочу!
Пусть меня научат!"
Мы продолжаем рассказ о программе
психолога Галины Паниной "Коррекция базовых
уровней доинтеллектуальной деятельности",
которая достаточно эффективно может быть
использована как педагогами, так и родителями
при подготовке детей к школе, а также в ходе
коррекционно-развивающей работы с учениками,
испытывающими трудности в обучении.
В предыдущей публикации мы говорили с
вами о первой части развивающей программы – о
ритмокоррекции. Следующая часть программы
начинается с развития памяти ребенка.
Этот этап развивающей работы хорошо
знаком учителям, он традиционен в педагогической
практике. Поэтому я представлю его достаточно
кратко, хотя в реальности это долговременная
программа занятий с детьми. Начинать ее следует
еще с дошколятами, готовя их к школе, а затем
продолжить и в начальном звене, но на более
сложном учебном материале. Слухоречевую и
зрительную память следует развивать
одновременно, чередуя на занятиях упражнения,
связанные с этими видами памяти.
Упражнения на развитие слухоречевой
памяти
1. В игровой форме предлагаем детям
прослушать цепочки звуков, а затем повторить
их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно
увеличиваем.
Ведущий: "Ребята, кто из вас
больше запомнит звуков? Я буду произносить
цепочку звуков, вы сначала внимательно ее
послушайте, а затем по моей команде повторите".
Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем
ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если
звуки произнесены верно, то цепочку звуков
повторяет хором вся группа. Если же была допущена
ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был
невнимателен и прослушал. Помогите мне,
пожалуйста, повторите звуки еще раз".
Вторая цепочка может выглядеть так:
"У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому
же алгоритму.
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными
и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема
после того, как вы убедитесь, что дети легко
справляются с предыдущим упражнением.
2. При подготовке к школе и на
начальных этапах обучения можно рекомендовать
упражнение "Говорим и пишем".
Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все
звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро
находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой
игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а
затем по моей команде повторите. Но теперь,
проговаривая звук, мы будем рисовать его букву
(его домик) перед собой (в вертикальном
пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на
листе белой бумаги".
Дошколятам нравится произносить звуки
и одновременно отыскивать и показывать их на
плакатах или в книге. Однако работа в
вертикальной плоскости дает, что доказано
практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С
процессом формирования пространственных
функций и ориентации в пространстве. Кроме того,
в процессе "рисования" вы можете отследить
не "зеркалит" ли ребенок при написании
какой-либо буквы особенно если вы знаете, что он
имеет элементы левшества или чистый левша. В
случае искажения ребенком образа буквы следует
использовать специальные упражнения.
3. Выстраиваем цепочку слогов. Работаем
по тому же алгоритму. Цепочка может быть,
например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и
чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно
сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них
поиграть, давая возможность ребенку на более
поздних этапах развивающей работы самому
придумать новый язык (цепочку слогов или звуков)
– упражнение "Галактическое собрание".
4. Далее, в работу можно ввести тему "Наша
интонация". В игровой форме мы просим
ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов,
любую фразу) с различной интонацией: радостно,
грустно, удивленно, восторженно, испуганно,
разгневанно и т.д.
Например: цепочка слогов
СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.
Ведущий: "Ребята, разные
интонации придают новый смысл даже такой простой
цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно,
словно сегодня у вас день рождения; кровожадно,
как будто мы с вами истребляем всех комаров в
этой комнате; печально, словно потеряли любимую
игрушку или поссорились с другом..." и т.д.
Можно предложить ребенку самому
выбрать интонацию или отследить, какую он
использует чаще всего. Это хороший
диагностический материал для анализа его
эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими
данными с психологом с целью оказания поддержки
ребенку.
Если вы занимаетесь с группой ребят, то
можно использовать упражнение "Два
маленьких котенка". Вы организуете диалог
между ребятами, предлагая им использовать
различные интонации для выражения своих чувств.
5. Усложненный вариант – упражнение "Повтори
наоборот".
Ведущий: "Сейчас я произнесу
цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем
по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою
интонацию, но в обратном порядке или
"задом-наперед". Например, я говорю тебе:
СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."
6. Выстраиваем цепочку слов. 3десь
возможны два этапа работы: первый – слова
связаны между собой по смыслу, второй – слова не
должны быть связаны по смыслу.
Первый вариант работы – даем два
ряда слов, между которыми существуют смысловые
связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол
– стул, ученик – школа, груша – компот, книга –
страница, праздник – радость и др.
Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы
произносим первое слово в паре и просим ребенка
назвать нам второе. Для коррекции элементов
дисграфии и дислексии у школьников
рекомендуется орфографическое произнесение
запоминаемых слов. Это упражнение, помимо
механической, хорошо развивает и логическую
память ребенка.
Второй вариант. Например,
следующая цепочка слов: мак, соль, дом,
лес, кот, лук, брат, гриб...
Ведущий: "Сейчас я назову тебе
несколько слов, послушай их внимательно, а затем
по моей команде повтори".
В качестве усложненного варианта
можно использовать упражнение "Повтори
наоборот".
Важно помнить, что в зависимости от
возраста ребенка он может воспринять и
воспроизвести разное количество смысловых
единиц. Так, малыши 5–6 лет могут "взять"
цепочку из 6–7 слов, а школьникам можно дать и все
10 слов.
7. Предлагаем предложения с
постепенным увеличением их объема.
Для того чтобы материал лучше
"записывался" в памяти, надо подключать во
время занятий эмоциональные реакции ребенка, что
позволяет ему лучше усваивать запоминаемый
материал. Для этого подбираются специальные
фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо
эмоциональный контекст.
Мы просим детей преобразовать
словесную форму в конкретный зрительный
образ, так как абстрактные образы детям
дошкольного и младшего школьного возраста
запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая
свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово,
потом фразу, а потом и кусочек текста.
После каждого слова (фразы, отрывок из
текста) делаем паузу.
Ведущий: "Ребята, я буду говорить
вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после
каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе
картинку".
Варианты слов: буря, слон, радость,
чемпион, школа...
Варианты фраз: вкусный пирог,
красивый цветок, теплое море...
Цепочка слов, предлагаемых для
запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до
количества, который может запомнить ребенок.
8. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь
так же может быть несколько этапов работы:
1) – последовательный числовой ряд,
только четные, только нечетные, только делящиеся
на 2 и т.д.;
2) числа идут в цепочке вперемешку;
3) (усложненный). Повторить данную цепочку, но
наоборот.
Еще раз повторю: главное – постепенное
увеличение объема, иначе мы можем "испугать"
ребенка обилием информации.
Упражнения на развитие зрительной
памяти
Это та же серия упражнений, но в
которой мы предъявляем ребенку материал к
запоминанию, используя карточки, картинки,
небольшие плакаты.
Мы предлагаем ребенку запомнить рисунки с
изображенными на них буквами, цифрами, слогами,
словами, фразами, конкретными предметами.
Можно показать ребенку сюжетную картинку (от
простой к сложным), предъявив ее на короткое
время, затем убрать и попросить описать, что на
ней изображено.
В школьном возрасте для коррекции зрительной
(орфографической) памяти можно использовать
рисование отдельных словарных слов или
словосочетаний, письмо по памяти.
Работая с детьми, мы не должны забывать про
важность игровых моментов на своих занятиях. В
свою программу я активно включаю игры и
упражнения, которые, с одной стороны, работают на
развитие памяти, внимания, речи, а с другой,
делают занятие веселым и непринужденным.
Я говорю о целой серии упражнений под общим
названием "Дразнилка". Целью этих занятий
является развитие высокого уровня подражания,
имитации, копирования задаваемых ведущим
моделей речи (темп, интонация, высота голоса и
др.), движений ("Подвигаемся, как...";
"Побегаем, как..."; "Походим, как..." и др.),
мимики (радуемся, огорчаемся, съели кислое и др.) и
их различных сочетаний и вариаций.
Параллельно с развитием памяти, как вы уже,
наверное, поняли, весь этот блок программы
развивает еще и внимание ребенка. Игры, в которых
нужно внимательно послушать, внимательно
посмотреть, постараться точно скопировать рукой,
мимикой, двигаться всем телом и др., направлены на
развитие произвольного полимодального
внимания, которое необходимо ребенку, чтобы
"научиться быть отличником".
В следующей части программы мне бы хотелось
рассказать вам, уважаемые учителя, о коррекции
межполушарного взаимодействия и о развитии
пространственных представлений.
Продолжение следует
|