Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2003

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Мария ОРЕХОВА,
учитель развивающего обучения

Всегда ли прав взрослый?

Раз у нас развивающее обучение, значит, Мы, взрослые, не должны действовать по принципу "учитель всегда прав". Почему всегда? Учитель – обыкновенный человек, личность с индивидуальными особенностями, проблемами, жизнью. Научите детей уважать вашу жизнь, уважайте их мир и окружение. Дайте им понять, что вы такой же человек, как и их родители, и иногда можете ошибаться. Ведь у многих детей, с которыми я работала, бытует мнение, что "взрослый всегда прав, он прожил больше...". Однако тот же самый взрослый, придя с работы домой, раздражается из-за того, что не все уроки сделаны, и реагирует неадекватно. Ребенок понимает: не надо соваться со своими вопросами, мама (папа) устали, помощи ждать нечего. Но вот что непонятно: мама не права, он только хотел спросить, а она отругала. И в голове засело "задолбленное" с детства: "Я старше – я знаю". Многие так и живут с этой неразрешимой проблемой.

А в школе учат выражать свое мнение, там ребенка слышат и учат слушать других. Ответы начинаются со слов: "Я считаю", "Я думаю", "Мне кажется". И что же в этом плохого, если сын или дочь говорят так и дома? Очень важно научить детей отстаивать свое мнение, свою точку зрения корректно, упорно идя к цели. Что может первоклассник? Мама сказала: делай то-то и то-то, веди себя так-то и так-то. Учитель требует подчинения (а как хочется посчитать ворон!..). Ребенок растерян, расстроен, ему страшно, и вдруг... на вопрос надо ответить со слов: "Я думаю", "Мне кажется, что..." Он боится ослушаться учителя и молчит. А другой выпаливает "заготовку" мамы, третий же робко начинает нескладно лепетать, что-то... Вот тут-то и приходите на помощь! Ответьте неверно на самый простой вопрос и вызовите протест у детей. Они же знают, что это не так. Вот и первый шаг к развитию личности – снят барьер, мамино давление ослабло, ребенок отключился от семьи, теперь он – ваш.