Мария ОРЕХОВА,
учитель развивающего обучения
Всегда ли прав взрослый?
Раз у нас развивающее обучение, значит,
Мы, взрослые, не должны действовать по принципу
"учитель всегда прав". Почему всегда?
Учитель – обыкновенный человек, личность с
индивидуальными особенностями, проблемами,
жизнью. Научите детей уважать вашу жизнь,
уважайте их мир и окружение. Дайте им понять, что
вы такой же человек, как и их родители, и иногда
можете ошибаться. Ведь у многих детей, с которыми
я работала, бытует мнение, что "взрослый всегда
прав, он прожил больше...". Однако тот же самый
взрослый, придя с работы домой, раздражается
из-за того, что не все уроки сделаны, и реагирует
неадекватно. Ребенок понимает: не надо соваться
со своими вопросами, мама (папа) устали, помощи
ждать нечего. Но вот что непонятно: мама не права,
он только хотел спросить, а она отругала. И в
голове засело "задолбленное" с детства: "Я
старше – я знаю". Многие так и живут с этой
неразрешимой проблемой.
А в школе учат выражать свое мнение,
там ребенка слышат и учат слушать других. Ответы
начинаются со слов: "Я считаю", "Я
думаю", "Мне кажется". И что же в этом
плохого, если сын или дочь говорят так и дома?
Очень важно научить детей отстаивать свое
мнение, свою точку зрения корректно, упорно идя к
цели. Что может первоклассник? Мама сказала:
делай то-то и то-то, веди себя так-то и так-то.
Учитель требует подчинения (а как хочется
посчитать ворон!..). Ребенок растерян, расстроен,
ему страшно, и вдруг... на вопрос надо ответить со
слов: "Я думаю", "Мне кажется, что..." Он
боится ослушаться учителя и молчит. А другой
выпаливает "заготовку" мамы, третий же робко
начинает нескладно лепетать, что-то... Вот тут-то и
приходите на помощь! Ответьте неверно на самый
простой вопрос и вызовите протест у детей. Они же
знают, что это не так. Вот и первый шаг к развитию
личности – снят барьер, мамино давление ослабло,
ребенок отключился от семьи, теперь он – ваш.
|