Александр САВЕНКОВ
Продолжение. Начало см. № 29/2003
Программа "Одаренный ребенок в
массовой школе"
Концептуальные модели одаренности
В течение последних десятилетий
проблема создания концептуальных моделей
одаренности продолжает оставаться одной из
наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой
психолого-педагогической науке. Различные
модели новых, часто оригинальных концептуальных
решений предлагаются многими исследователями
(Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е.Гонг,
В.Н. Дружинин, К.Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем,
Дж.Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж.
Стренберг, А.Танненбаум, Дж.Фельдхаусен,
Дж.Фримен, К.А. Хеллер, М.А.Холодная, В.Д. Шадриков,
В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева
и др.). Эти научные изыскания при всей своей явно
выраженной теоретической природе призваны
активно влиять на образовательную практику.
К числу наиболее популярных в мировой
педагогике современных теоретических моделей
одаренности можно отнести концепцию,
разработанную американским исследователем
Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли,
одаренность есть сочетание трех основных
характеристик: интеллектуальных способностей
(превышающих средний уровень), креативности и
настойчивости (мотивация, ориентированная на
задачу). Кроме этого, в его теоретической модели
учтены знания (эрудиция) и благоприятная
окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция
предполагает, что контингент одаренных детей
может быть значительно шире, чем при их
идентификации по тестам интеллекта,
креативности или достижений. Автор предлагает
относить к категории одаренных тех детей, кто
проявил высокие показатели хотя бы по одному из
параметров.
Эта концепция весьма популярна и
активно используется для разработки прикладных
проблем. Раскрывая довольно подробно суть
одаренности как природного явления, Дж.Рензулли
определенно указывает направления
педагогической работы по ее развитию.
Примечательно, что в названии термин
"одаренность" заменен на термин
"потенциал". Это свидетельство того, что
данная концепция – своего рода универсальная
схема, применимая для разработки системы
воспитания и обучения не только одаренных детей,
но и всех остальных. Рассмотрим более подробно
основные составляющие модели Дж.Рензулли.
Мотивация. Мотив (от
французского motif – побудительная причина) –
психическое явление, становящееся побуждением к
деятельности.
При решении педагогических задач
важно не только то, что делает ребенок, но и то,
зачем он это делает, что движет им, что заставляет
его действовать. Исследователи во всех странах
мира изучают проблему мотивации учения,
поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ
на вопрос: "Зачем это нужно ребенку?"
При всем возможном и реальном
многообразии мотивов поведения и деятельности
все они могут быть сгруппированы в несколько
относительно небольших групп. Вот, например, одна
из распространенных классификаций мотивов
учения.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной
деятельности и связанные с ее прямым продуктом:
"мотивация содержанием" – мотивы,
связанные с содержанием учения (побуждает
учиться стремление узнавать новые факты,
овладевать знаниями, способами действий,
проникать в суть явлений);
"мотивация процессом" –
мотивы, связанные с самим процессом учения
(увлекает процесс общения с учителем и другими
детьми в учебной деятельности, процесс учения
насыщен игровыми приемами, техническими
средствами и др.).
2. Мотивы, связанные с косвенным
продуктом учения:
а) общественно ценные – мотивы долга,
ответственности, чести (перед обществом, классом,
учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы
самоутверждения, самоопределения,
самосовершенствования.
Данная классификация, как и любая
схема, значительно беднее и проще, чем реальная
жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все
группы мотивов присутствуют практически в
каждом действии ребенка, связанном с учением.
Каждому ребенку свойственны чувства
долга и ответственности, стремления к
самоутверждению и самосовершенствованию, в
какой-то мере интересны содержание и процесс
учебной деятельности, свойственна боязнь
неудачи.
Но следует говорить не о наличии или
отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии.
То есть о том, какие мотивы преобладают,
доминируют в мотивационно-потребностной сфере
личности, а какие находятся в подчиненном
положении.
В ходе специальных исследований
доказано, что иерархия мотивов является
сравнительно устойчивым психическим
образованием.
Наиболее желательно, чтобы
доминировали мотивы, связанные с содержанием
учения (ориентация на овладение новыми знаниями,
фактами, явлениями, закономерностями, на
усвоение способов приобретения знаний и т.п.).
Доминирование этой группы мотивов характеризует
одаренного ребенка. Это одна из ведущих
характеристик одаренности (Дж.Рензулли,
П.Торренс и др.).
Небезразлично и то, как выстроятся в
данной воображаемой иерархии остальные мотивы.
Мотивы, связанные с процессом, "уступают по
своей ценности" предыдущим, но они легче могут
быть трасформированы в "содержательные",
чем, например, мотивы "избегания
неприятностей".
Традиционно эффективным инструментом,
стимулирующим учебную деятельность, выступают
широкие социальные мотивы. Но они менее
"управляемы", так как их действенность в
значительной мере определяется глобальными
факторами (отношением к образованию и
образованным людям в обществе и т.п.).
Естественно возникает вопрос о том,
как выявить доминирующую мотивацию. Но при всей
его важности надо отметить, что более важен
другой – на какие мотивы воспитанника
ориентируются педагоги и родители, реализуя свою
деятельность. Именно позиция педагогов и
родителей во многом определяет то, как будет
выглядеть иерархическая структура
мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Естественно, что интерес к содержанию может
пробудить только тот, кто сам увлечен этим
содержанием, кто ориентирован на пробуждение
детского интереса.
Педагоги и родители многих стран мира
"опираются" на широкие социальные мотивы, и
это вполне справедливо. С самых первых шагов они
говорят своим воспитанникам о том, что
"хорошая учебная работа ребенка в детстве"
– залог получения дальнейшего образования и
приобретения интересной профессии, высокой
квалификации. Высокая квалификация и высокий
уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно
поэтому, например, японский школьник даже при
минимальных попытках со стороны учителя и
родителей "увлечь" (содержательные мотивы) и
"развлечь" (мотивация процессом) его в ходе
обучения интенсивно занимается не только в
школе, но и дома.
К числу негативных следует отнести
мотивацию избегания неприятностей, но и
педагоги, и родители, ориентирующиеся в первую
очередь на эту группу мотивов, еще "не ушли в
историю педагогики". Стремление
"карательными мерами" заставить учиться не
только не изжито, но, напротив, иногда
рассматривается как явление необходимое и даже
естественное.
С позиции развития одаренности
особенно важно, что в последнее время многие
исследователи приняли точку зрения, согласно
которой ключевой характеристикой потенциала
личности следует считать не выдающийся
интеллект или высокую креативность, как
считалось ранее, а мотивацию деятельности.
Так, например, некоторые ученые
отмечают, что люди, изначально менее способные,
но целенаправленно решающие собственную,
личностно значимую задачу, оказываются в
конечном счете более продуктивными, чем более
одаренные, но менее заинтересованные. То есть
максимально реализует свой потенциал, а
следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто
был более развит, а тот, кто был более настойчив,
кто упорно шел к выбранной цели.
Креативность. Многие
отечественные ученые до сих пор отказываются
признавать факт существования креативности как
некоей универсальной способности. Они считают,
что творчество всегда жестко связано с
определенным видом деятельности. То есть, по их
мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть
художественное творчество, научное творчество,
техническое творчество и т.д.
Но большинство ученых в мире
склоняются к тому, что природа творчества едина,
а потому и способность к творчеству
универсальна. Научившись "творить" в сфере
искусства, техники или других видах
деятельности, ребенок без труда может перенести
этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому
творчество рассматривается как относительно
автономная, самостоятельная, универсальная
способность.
В материалах исследований психологии
творчества, проведенных в последнее время,
содержится довольно много параметров, ее
характеризующих.
При оценке креативности учитывают
обычно четыре параметра.
1. Продуктивность, или
"беглость", – способность к
продуцированию максимально большого числа идей.
Этот показатель не является специфическим для
творчества, однако чем больше идей, тем больше
возможностей для выбора из них наиболее
оригинальных.
Творец, создающий большее количество
"продуктов", имеет некоторое преимущество
перед тем, кто "малопродуктивен". Но история
знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи
написал за всю жизнь лишь несколько картин, но
это позволило ему войти в мировую историю
искусства. При этом есть масса художников,
написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена
никому не известны.
2. Гибкость представляет собой
способность легко переходить от явлений одного
класса к явлениям другого класса, часто очень
далеким по содержанию. Противоположное качество
называют "инертностью мышления".
3. Оригинальность – один из
основных показателей креативности. Это
способность выдвигать новые, неожиданные идеи,
отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых,
банальных.
4. Разработанность. Творцы могут
быть условно поделены на две большие группы: одни
умеют лучше всего продуцировать оригинальные
идеи, другие – детально, творчески разрабатывать
существующие. Эти варианты творческой
деятельности специалистами не ранжируются,
считается, что это просто разные способы
реализации творческой личности.
Способности выше среднего уровня.
Для успешного выполнения любой деятельности
необходим комплекс особенных специфических
свойств. Не каждый человек в силу этого может
стать выдающимся спортсменом, пианистом или
математиком. Необходимо то, что называют обычно
"способностями выше среднего уровня".
Как мы уже отмечали, большая часть
способностей имеет универсальный характер, но
есть и исключительно специальные,
обеспечивающие успешность выполнения
определенной деятельности. Есть необходимый и
довольно специфичный набор качеств и
способностей для успешной игры на скрипке,
занятий математикой, живописью, плаванием и
другими видами деятельности. Для реализации
личности в избранной сфере без этих качеств не
обойтись.
Правда, в психологии известно и
явление "компенсации". Недостаток развития
одних способностей может быть частично
восполнен, компенсирован за счет более
интенсивного развития других. Иногда этого
хватает, чтобы добиться высоких и даже
выдающихся результатов. Например, многие
известные музыканты не имели так называемого
"идеального слуха", но этот недостаток
компенсировался более высоким уровнем развития
чувства ритма или других способностей. Многие
известные живописцы уступали по уровню
"цветоразличения" К.Коровину, М.Врубелю и
другим известным "колористам", но это не
помешало им стать знаменитыми художниками, хотя
компенсаторные возможности имеют предел.
Одаренность как динамическая
характеристика
Важной особенностью одаренности
является то, что это не статическая, а
динамическая характеристика. Она эволюционирует
и существенно, качественно меняется в ходе
развития. Динамический подход в значительной
мере лишает разработку данной проблемы налета
элитарности. Одаренность – не статичный
(константный) личностный показатель, это
постоянно развивающийся потенциал, существующий
только в динамике, постоянно находящийся в
движении, в развитии, а потому практически
непрерывно меняющийся.
Это делает особенно значимой уже не
проблему обучения одаренных детей, а проблему
развития детской одаренности, или, говоря иначе,
проблему развития потенциала личности каждого
ребенка. Этот аспект наиболее продуктивен в
педагогическом отношении, именно поэтому он
интенсивно разрабатывается в ряде
педагогических исследований.
Представленная концепция одаренности
позволяет решать вполне реальные, практические
задачи. Она дает ответы на вопрос о том, по каким
параметрам выявлять одаренность, как
прогнозировать ее развитие, на что
ориентироваться в обучении и воспитании.
|