Руководитель Департамента
А.В. БАРАННИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
101990, г. Москва, Чистопрудный бульвар,
6/19,
факс: (095) 924-69-89, телетайп: 114027 КОНОИД
E-mail: avb@miem.edu.ru
телефон/факс: (095) 923-36-19
№ 13-51-91/13 от 13.05.2003
Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
Об организации обучения иностранным
языкам в 3-м классе общеобразовательных
учреждений, участвующих в эксперименте по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования
В 2002–2003 учебном году учащиеся 2-х
классов большинства общеобразовательных
учреждений, участвующих в эксперименте по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования, приступили к изучению иностранного
языка. Это подтверждает существующий сегодня в
обществе интерес к изучению иностранных языков,
важность данного учебного предмета для развития
личности, формирования ее готовности к
межнациональному и межкультурному
сотрудничеству.
В информационном письме Департамента
общего образования от 17.12.2001 г. № 957/13-13 были
изложены цели обучения иностранным языкам в
начальной школе, показаны возможности выбора
языков и учебников для 2-го класса, предложены
рекомендации по работе с учащимися 2-х классов.
В 2003–2004 учебном году основные условия
эксперимента остаются теми же:
на изучение иностранных языков
отводится 2 часа в неделю;
при изучении иностранного языка
классы делятся на две подгруппы при условии, что
в классе 25 человек; при наличии необходимых
условий и средств возможно деление на подгруппы
при меньшем количестве учащихся;
учебники иностранного языка
выбираются из утвержденного Министерством
образования Российской Федерации
перечня-каталога учебно-методических изданий
независимо от комплекта учебников,
используемого в общеобразовательном учреждении
(традиционная система, система Л.В. Занкова,
система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова);
к работе в начальных классах
привлекаются квалифицированные учителя,
прошедшие курсы повышения квалификации по
обучению младших школьников. Педагоги должны
учитывать особенности обучения в начальной
школе, проявлять внимательное и бережное
отношение к каждому ребенку.
К 3-му классу учащиеся уже накопили
некоторый опыт учебной деятельности, который
может оказать им существенную помощь в овладении
иностранным языком. Третьекласснику, например,
легче ориентироваться в книге (отыскивать нужную
страницу учебника, воспринимать формулировку
задания на иностранном языке, пользоваться
форзацами учебника), самостоятельно выполнять
домашние задания, работать в паре, группе и др.
Не менее важно то, что у
третьеклассника в большей степени развиты по
сравнению с первым годом изучения иностранного
языка специальные учебные умения: определять
значение иностранного слова по сходству его
звучания со словом родного языка (football – футбол),
пользоваться словарем учебника и читать знаки
международной транскрипции.
Отличительной чертой детей данного
возраста является то, что их речевые способности
находятся в стадии интенсивного развития и
речевые возможности школьников еще весьма
ограничены: их высказывания на родном языке
односложны, просты, круг тем невелик. Речевые
потребности детей растут вместе с развитием их
иноязычного лексико-грамматического багажа.
Нежелательно перегружать младших
школьников избыточной лингвистической или
социокультурной информацией. К определению
объема предлагаемой детям информации, как и к
способам ее предъявления, необходимо относиться
осторожно, учитывая интеллектуальные и
физиологические особенности учащихся данного
возраста, а также индивидуальные языковые
способности каждого ученика. Надо помнить о том,
что курс иностранного языка в начальной школе
является развивающим и ориентированным на
подготовку к обучению в основной школе.
Во 2-м классе учащиеся уже многому
научились:
– называть и писать все буквы
изучаемого иностранного языка;
– произносить и различать на слух звуки,
слова, словосочетания и предложения изучаемого
иностранного языка;
– пользоваться при чтении некоторыми
базовыми правилами чтения;
– различать интонацию основных типов
предложения: повествовательного
(утвердительного и отрицательного),
вопросительного, побудительного;
– понимать на слух речь учителя и
одноклассников в пределах изученных тем;
– участвовать в простейших этикетных
диалогах: знакомиться, представляться,
прощаться, благодарить;
– кратко высказываться о себе, о своей семье,
используя изученные лексические и
грамматические средства в простых предложениях;
– читать вслух и про себя короткие учебные
тексты, построенные на изученном материале;
– списывать слова и отдельные предложения в
процессе выполнения упражнений;
– воспроизводить наизусть изученные за
первый год произведения детского фольклора:
считалки, короткие стихи и песенки.
В 3-м классе наблюдается определенный
прирост перечисленных выше умений и навыков:
развиваются произносительные навыки,
в частности, умение соблюдать интонацию в
основных типах предложения: повествовательного
(утвердительного и отрицательного),
вопросительного, побудительного;
совершенствуется техника письма:
приобретаются умения восстанавливать слова и
предложения; выписывать из текста слова,
словосочетания и отдельные предложения в
процессе выполнения упражнений; записывать
слова под диктовку учителя;
развивается умение читать вслух
тексты, построенные на изученном материале;
формируется умение читать про себя с
полным пониманием несложные тексты, доступные по
содержанию учащимся данного возраста;
формируется умение понимать на слух
основное содержание коротких текстов
описательного характера с опорой на картинку и
языковую догадку;
увеличивается количество видов
диалога, в которых могут участвовать учащиеся, к
этикетным диалогам добавляется диалог-расспрос;
расширяется круг тем и ситуаций, в
которых учащиеся могут кратко высказываться о
друге, о любимом домашнем животном, о природе и
т.д.;
возрастает количество произведений
детского фольклора на изучаемом иностранном
языке, которые учащиеся воспринимают на слух и
воспроизводят;
увеличивается объем словаря,
обслуживающего новые темы и ситуации.
Как показывает опыт, в речи учащихся с
родным русским языком могут появиться некоторые
типичные ошибки, такие, как опущение артиклей,
глагола-связки, вспомогательных глаголов в
отрицательных и вопросительных предложениях
(английский язык); нарушение порядка слов в
предложении; ошибки в употреблении личных форм
глаголов, множественного числа имен
существительных, а также орфографические ошибки.
В отличие от урока во 2-м классе, на
котором доминирует обучение устной речи
(говорению и аудированию), в 3-м классе обучение
всем видам речевой деятельности происходит на
уроке в равной пропорции. Так, определенное время
выделяется на устно-речевое общение, на чтение
вслух и про себя, на выполнение письменных
заданий по учебнику и рабочей тетради.
Постепенно чтение становится источником
информации для устно-речевого общения, а также
способом обогащения языковых средств учащихся.
Учитывая то, что младшие школьники
быстро утомляются, необходимо разумно
чередовать разные виды деятельности на уроке:
фронтальные, парные и индивидуальные формы
работы, использовать зарядку, динамические
паузы, игры, соревнования и др. Важным условием
эффективности урока является поддержание
доброжелательной обстановки, располагающей к
общению и позволяющей детям испытывать чувство
успеха.
Часть времени урока обязательно
следует отводить на объяснение и проверку
выполнения домашних заданий. Сложность
домашнего задания должна определяться тем, что
ученик будет выполнять домашнее задание
самостоятельно (без помощи родителя), а
выполнение всего домашнего задания (устного и
письменного) не должно превышать 10–15 минут.
Проверка уровня подготовки учащихся
по иностранному языку не является обязательной в
конце 3-го класса. Однако учитель может провести
контроль речевых умений, руководствуясь
представленными ниже рекомендациями. Это
позволит подготовить детей к итоговой проверке в
конце 4-го класса.
Следует учесть, что контроль уровня
обученности третьеклассников должен быть
направлен только на выявление достижений
учащихся. Результаты проверки должны повышать
мотивацию ученика к дальнейшему изучению
иностранного языка, развивать стремление
демонстрировать свои способности, а не вызывать
страх перед очередной проверкой. Формат
предлагаемых заданий для контроля и процедура их
выполнения должны быть знакомы детям.
Независимо от того, по каким учебникам
обучались дети, объектами контроля в конце 3-го
класса являются умения в устной речи
(аудирование и говорение в монологической и
диалогической формах), чтении (вслух и про себя) и
письме. Формы проверки могут быть различны,
например, в плане аудирования:
– понимание на слух небольшого
текста описательного характера, построенного на
изученном материале с опорой на картинку
(например, описание игрушки, героя известного
мультфильма, сказки).
В плане говорения:
– краткое устное высказывание на заданную
тему (например, рассказ о своей семье);
– создание микродиалога с опорой на образец
(например, знакомство с новым учеником).
В плане чтения:
– чтение вслух небольшого текста, в
том числе диалога объемом не более 100 слов;
– чтение про себя с полным пониманием
небольшого связного текста, построенного на
изученном лексико-грамматическом материале,
объемом не более 250 слов.
В плане письма:
– заполнение пропусков в словах,
предложениях, текстах.
Для проверки умений учащихся в монологической
речи можно предложить им высказаться по одной
из тем, которая рассматривалась в изучаемом
учебно-методическом комплекте. При оценке ответа
учащегося следует учитывать следующие критерии:
соответствие высказывания учащегося
поставленной в задании коммуникативной задаче;
количество и разнообразие
используемой лексики;
относительную грамматическую
правильность речи (грамматические ошибки не
должны препятствовать пониманию содержания);
относительно правильное
произношение и соблюдение интонации;
объем высказывания (не менее 5 фраз).
Умения учащихся в диалогической речи
(предполагаемый объем диалогического
высказывания – 2–4 реплики с каждой стороны)
также оцениваются с помощью перечисленных выше
критериев.
Для проверки понимания учащимися прослушанного
или прочитанного текста можно предложить им
выполнить задания на альтернативный или на
множественный выбор. Для учащихся 3-го класса
"веер" возможных ответов в данном типе
заданий не должен превышать три варианта.
В связи с тем что задания
альтернативного и множественного выбора не
требуют от учащихся развернутого ответа для
проверки понимания прослушанного или
прочитанного, снимаются дополнительные
трудности, связанные с правильным оформлением
высказывания. Задание с выбором ответа считается
выполненным верно, если учащийся выбрал
правильный ответ.
Одним из необходимых условий
осуществления проверки в названной выше форме
является целенаправленная подготовка учащихся к
выполнению заданий подобного типа. Желательно
заранее отработать с детьми как технологию
выполнения задания, так и оформление ответа. Так,
следует обратить внимание учащихся на то, что,
приступая к выполнению заданий на множественный
выбор, им необходимо сделать следующее:
– внимательно прочитать
предложение или вопрос и понять его;
– выбрать то слово, предложение, ответ,
который соответствует содержанию прочитанного
или услышанного текста;
– обвести букву (цифру) или поставить крестик
(галочку) около выбранного ответа.
Если учащийся решил выбрать другой
ответ, то ему следует зачеркнуть свой первый
ответ и обвести другой, который он считает
верным.
Выполняя послетекстовые задания,
учащийся должен знать, что он может вернуться к
прочитанному тексту и просмотреть его еще раз,
чтобы убедиться в правильности своего выбора.
Проверку умений в письме можно
осуществлять с помощью заданий, предлагающих
вставить пропущенные буквы в словах (слова
должны быть хорошо знакомы детям), восстановить
предложение, расставив слова в правильном
порядке, восстановить пропущенные слова в
тексте.
Возможны и другие формы проверки
коммуникативных умений и языковых навыков
учащихся. Для этого характер заданий,
предлагаемых в качестве проверочных, должен быть
хорошо знаком учащимся. Также можно использовать
задания из методического комплекта, по которому
обучаются дети.
После проведения проверочных работ
учителю важно выяснить: все ли было понятно
ученикам, что вызывало трудности, довольны ли они
результатами проверки, на что им необходимо
обратить внимание в дальнейшем и т.д.
Департамент рекомендует при обучении
иностранному языку в начальной школе обратить
особое внимание на методику преподавания, формы
организации работы с детьми, рассматривать и
обсуждать эти вопросы на педагогических советах,
родительских собраниях.
|