Марина БИТЯНОВА,
психолог
Мы предлагаем использовать игру
"Теремок" для знакомства нового классного
руководителя с выпускным 4-м классом.
Цели. Игра "Теремок"
направлена на прояснение и построение
межличностных отношений между детьми. В ходе
игры могут быть решены следующие задачи.
1. Диагностическая. Игра построена
таким образом, что и взрослые, и сами ученики
могут увидеть существующие между ними отношения.
2.Конструирующая. В игровой ситуации
участники могут смоделировать тот тип отношений,
который в наибольшей степени отвечает их
актуальному запросу.
3. Рефлексивная. Участники игры имеют
возможность осмыслить свои взаимоотношения,
нормы и правила, выразить собственное отношение
к сложившейся в классе ситуации.
4. Развивающая. В ходе игры происходит
развитие коммуникативных, рефлексивных умений
детей, их личностное развитие. Возникают и
реальные возможности для формирования
коллектива (если дети к этому готовы).
ХОД ИГРЫ
По своей сути "Теремок" – сложная
психодраматическая игра, так как она
предполагает свободное развитие сюжета в
соответствии с игровыми поступками участников. В
основе сюжета – хорошо знакомая вам русская
народная сказка "Теремок".
Игра может проходить в актовом или спортивном
зале, а также в учебном кабинете при условии, что
в нем можно произвести определенную
перестановку. Нужно освободить значительное
пространство в центре и у доски, стулья по числу
участников расположить у стены полукругом (как в
театре). Хорошо, если на полу можно расстелить
ковер: многие этапы игры легче проводить,
усаживая детей на пол.
Перед началом действия ведущий просит всех
учащихся и учителей сесть в "зрительный
зал".
Ведущий. Сейчас мы разыграем
сказку "Теремок". Вы станете актерами
постепенно. В определенный момент вы все
окажетесь "на сцене". Пока же вы в
"зрительном зале", ведите себя как
воспитанные зрители: внимательно следите за
действием, постарайтесь ничего не пропустить.
Иначе, когда подойдет время входить в роль, вы
можете оказаться не готовы!
Ведущий заранее (после консультаций с
учителем) распределяет детей по ролевым группам.
Всего в спектакле может быть задействовано 4–5
ролевых групп: например мышки-норушки, зайчики,
ежи, лисы и группа каких-нибудь экзотических
животных – кенгуру, страусов и проч. Количество
детей в группе зависит от того, сколько всего
учеников в классе. Эта игра была создана для
небольшого по численности класса. Видимо, для
проведения в многочисленной детской группе она
потребует определенных изменений.
В начале игры дети ничего не знают о том, кто из
них в какую группу входит. Ведущий начинает
читать вводный текст сказки
Ведущий. Стоял в лесу теремок.
Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо
теремка мышки-норушки. Они искали себе домик... и
т.д.
Ведущий объявляет, кто из учеников
играет роль мышек. Мышкам предлагается выйти на
сцену (в центр комнаты) и представить себе, что
они вошли в теремок.
Ведущий. Вы можете сейчас
обустроить этот дом так, как вам хочется. Самое
главное: вы должны решить, по каким правилам
будете все вместе жить в этом домике, и
обозначить на плане места своих личных комнат в
теремке.
Ведущий показывает детям нарисованный
на доске большой квадрат. Внутри квадрата, в
одном из углов, огорожено линией некоторое
пространство. Больше там нет никаких линий и
рисунков. Ведущий предлагает каждой мышке
отметить на плане место своей комнаты
(нарисовать кружок) и внутри него написать свое
имя. Два условия: мышкам нужно согласовать друг с
другом размер и расположение своих комнат, а
также нельзя использовать огороженное
пространство (это комната для гостей).
После того как план комнат будет создан, мышкам
выдается два листа бумаги. На одном написано:
"У нас принято", на другом: "У нас
нельзя". Детям предлагается на каждом листе
написать по три пункта правил.
Пока мышки работают, ведущий занимает зрителей.
Это могут быть загадки, мини-соревнования. Можно
перечислить тех детей, кто будет играть в
спектакле группу ежей (или любых следующих
персонажей сказки), и вместе со всеми обсудить
образ жизни ежей.
Тем временем мышки составляют правила и по
просьбе ведущего озвучивают их для всех
зрителей.
Сказка продолжается. На сцену выходят следующие
"бездомные зверьки", например ежи. Ведущий
предлагает ежам попроситься жить в теремок.
Хозяева, выслушав просьбу, должны решить, пускают
ли они новых жильцов, и если да, то на каких
условиях: в качестве равных хозяев или в качестве
гостей.
Если хозяева пускают ежей в дом в качестве
хозяев, ежи рисуют свои комнатки на общем плане.
Теперь они вправе распоряжаться домом наравне с
мышками.
Если же их пускают в качестве гостей, то у них нет
никаких прав, они должны жить по правилам хозяев.
Живут же в этом случае ежи все вместе в гостевой
комнате.
Если ежей в дом не пустили (а ведущий должен
спокойно принимать любые варианты), они строят
рядом небольшой шалаш. Небольшой, так как их мало
и сил для постройки серьезного дома не хватит.
Этот шалаш тоже изображается на доске в виде
пустого квадрата. В нем выделяется комната для
возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты.
Жители нового домика-шалаша тоже должны
заполнить два листа с правилами. Если игра
приняла такой оборот, ведущий выделяет время на
работу с правилами. В это время жители теремка
могут на листе бумаги рисовать свои комнатки
("гости" все вместе рисуют одну комнату), а
ведущий со зрителями обсуждает образ жизни тех
персонажей, которые следующими включатся в игру.
Важно не затягивать эту работу: как только
правила написаны, игра продолжается.
Появляются новые персонажи. Ведущий говорит, кто
сейчас появится на сцене в составе третьей
группы зверюшек. История повторяется. Кстати,
если новые персонажи приходят в уже существующий
шалаш, то он увеличивается в размерах,
превращается в мини-теремок.
По такому сценарию игра продолжается до тех пор,
пока все дети не станут ее участниками.
К моменту, когда все зверушки поселились на
сцене, игра может обрести разные очертания.
Рассмотрим основные варианты.
Вариант I. Общий теремок, и все в нем
хозяева
В этом случае детям предлагается
вернуться к обсуждению правил, которые создали
первые хозяева теремка. С тех пор в доме
появилось много новых жильцов! Все вместе они
должны создать новый свод законов, по которым
будет идти жизнь в теремке. Если после создания
новых правил дети не устали, можно предложить
каждому нарисовать свою комнату на отдельном
листе, а затем все комнаты укрепить на доске.
Получается многоквартирный "теремок".
Вариант II. Общий теремок, но в нем есть
и гости и хозяева
Прежде всего, ведущий уточняет у
гостей, нравится ли им их положение, все ли
устраивает. Если да, гостям предлагается еще
немного посидеть в своей комнате, а хозяева тем
временем составят общий свод правил жизни в
теремке и затем ознакомят с ним гостей.
На этом игра заканчивается. Опыт
показывает, что гостям обычно не нравится их
бесправное положение. Они претендуют на роль
хозяев. Необходимо дать детям возможность
обсудить ситуацию: в результате либо все
становятся хозяевами теремка, либо часть гостей
покидает теремок и строит собственный домик.
Игра продолжается.
Вариант III. Несколько теремков
Каждый теремок создает свой свод
правил и разбирается со своими гостями, если они
у них есть. Затем теремки должны установить
законы совместной жизни в лесу. Для этого они
собираются все вместе и вырабатывают "правила
леса". В некоторых случаях между группами
детей могут возникнуть конфликты. Дети заявляют,
что не хотят ни о чем договариваться и вообще
"разъезжаются по разным лесам". Ведущий
должен принять этот вариант, но быть настойчивым
в своем требовании составить правила.
Ведущий. Земля все равно одна, и
она не очень большая. Вы должны договориться о
том, как будете жить на общей земле. Случайные
встречи ваших жителей возможны. Как они должны
строиться? Вы можете оказаться на одной реке,
ваши корабли могут встретиться в море. Как вы
будете поступать в этих и подобных ситуациях?
Принципиально важно, чтобы дети
проговорили друг другу правила общежития.
Вариант IV. Теремки и отдельные жители
Не исключено, что внутри какой-то
группы произойдет раскол: часть построит общий
шалаш, а отдельные участники захотят жить
самостоятельно. У них должна быть такая
возможность. Для того чтобы поселиться в лесу
самостоятельно, они должны написать свой свод
правил и установить отношения с соседями.
Игра заканчивается, когда каждый нашел место,
которое ему по душе: в общем теремке, в гостевой
комнате, в мини-теремке или в личной норе.
Ведущий подводит итоги и обязательно
подчеркивает положительную сторону финала игры:
важно, чтобы каждый понял, как ему удобнее, понял,
как хотят жить другие, и смог найти со всеми
остальными взаимопонимание, установить правила
общения.
Длительного обсуждения игра не предполагает.
Можно спросить у детей, похожа ли игра на их
настоящую жизнь в классе, чем именно (если похожа)
и чем отличается (если не похожа). Обязательно
нужно узнать настроение каждого участника после
окончания игры. Возможно, с кем-то стоит
побеседовать после действия индивидуально или в
маленькой группе.
Опыт показывает, что игровое действие очень
увлекает детей и они еще долго его обсуждают друг
с другом и с классным руководителем.
По материалам газеты "Школьный
психолог"
|