Ольга ИНШАКОВА,
учитель начальных классов школы № 57
г. Москва
Продолжение. Начало в № 21/2003
Леворукие дети и математика
Психологи и педагоги отмечают, что с каждым
годом леворуких (правополушарных) детей
рождается все больше и больше. Если 20 лет назад в
классе были один-два таких ученика, то сегодня
картина совсем другая. Те учителя, у которых хоть
раз в классе был леворукий ученик, знают, что
проблема левшества остается одной из наиболее
серьезных в педагогике. Своими секретами
обучения леворуких детей математике делится
Ольга ИНШАКОВА, учитель школы № 57 г. Москвы.
Можно ли обучить левшей матаматике?
Можно и достаточно успешно. И прежде чем
приступить к подробному обсуждению приемов
обучения и специфических ошибок этой категории
учащихся, предстоит ответить на ряд вопросов,
обычно задаваемых учителями, родителями и
другими заинтересованными лицами. Хочется
надеяться, что после ответов на них станет
понятно, что решение проблемы обучения левшей
назрело.
Итак, несколько основных вопросов.
Стоит ли задача как таковая, если даже не в каждом
классе есть дети, пишущие левой рукой? Кто должен
заниматься обучением левши, если он не усваивает
объяснение, данное учителем на уроке? Как
обеспечить успешное обучение таких детей? Должны
ли привлекаться на помощь ребенку его родители?
Не проще ли переучить левшу и закрыть обсуждение?
Вот грустные доказательства того, что
проблема назрела давно и отмахиваться от нее уже
нельзя. Среди ребят, занимающихся со школьными
логопедами и дефектологами, процент левшей или
школьников со скрытым левшеством превышает
среднестатистическую норму. Среди учащихся ПТУ,
вынужденных отказаться от дальнейшего обучения
в школе, их также больше, чем среди учеников
старших классов. Вывод напрашивается сам – мы не
умеем учить левшей, особенно принадлежащих к
группе риска.
В общепринятом смысле к левшам
относятся ребята, предпочитающие выполнять
основные операции, а касательно школы это письмо,
левой рукой. В предыдущей статье было показано,
что группа левшей шире и не ограничивается
леворукими детьми, объединяя также ребят со
скрытым левшеством и амбидекстров. Однако эти
дети очень неоднородны и по своим
психофизиологическим особенностям. У
обсуждаемой категории ребят чаще наблюдаются
задержки и диспропорции формирования высших
психических функций, при изучении математики это
проявляется, например, при счете или нарушении
пространственных представлений.
Но можно возразить, что в классе редко
бывает больше двух левшей, а чаще ни одного.
Понятно, что переученные левши во внимание не
принимаются, а бывают отнесены к
"логопедическим" или просто глупым
учащимся. Причем часто доказательство их
хорошего интеллекта в виде мгновенного
интуитивного решения задачи "со звездочкой"
с выкрикиванием ответа вслух обращается против
самого ученика, поскольку объяснить ход решения
без соответствующего обучения ребенку бывает
крайне трудно. Стоит ли овчинка выделки? При
работе с какими детьми могут еще пригодиться
иные методы обучения?
Но список категорий учащихся, которых
лучше учить, используя иной, правополушарный,
стиль обучения (ведь большинство общепринятых
педагогических методик ориентировано на
левополушарное восприятие), еще не полон. Почти
половина сегодняшних первоклассников приходит в
школу с несформированными до конца
предпочтениями ведущего глаза или уха. И их тоже
лучше обучать с учетом индивидуальных
особенностей специализации полушарий.
Введение в начальном звене
четырехлетнего обучения для детей начиная с
шести с половиной лет привело в школу ребят,
только начавших пользоваться в силу своих
возрастных особенностей левым полушарием, вклад
которого в психологическое функционирование
пока невелик. Для этих малышей характерны
эмоциональность, непроизвольность, а
познавательная деятельность носит целостный и
образный характер при сильных интуитивных
началах. Многие учителя, работающие с такими
классами, особенно по сложным учебникам,
столкнулись с рядом трудностей, обусловленных
именно перечисленными выше факторами.
Безусловно, все перечисленные группы
учащихся нельзя огульно отнести к
правополушарным. Но в каждом классе учатся дети
без ярко выраженного преобладания одного из
полушарий (наиболее приспособленные к
существующему обучению), правополушарные и
левополушарные. А в идеале хочется научить
каждого ребенка, поэтому работа учителя будет
тем успешнее, чем лучше он донесет суть
объяснения до каждого ученика.
На второй вопрос ответ очевиден:
конечно же, учить надо учителям, тем более что они
умеют это делать. Осталось признать
существование подобной проблемы, необходимость
ее решения и овладеть некоторыми новыми приемами
обучения. Но учить придется и родителям,
поскольку ребенку и дома нужна помощь. И хорошо,
если мама придумывает свои способы объяснения,
альтернативные школьным, непонятным, а если нет?
Тому же, как лучше учить математике,
учитывая мозговую организацию познавательных
процессов каждого ученика, посвящен весь цикл
статей. Эти методы и приемы обучения, часто
известные, помогли многим ребятам справиться со
своими затруднениями и даже полюбить математику.
Может быть, они придутся по душе и вам.
И надо признать, что есть учителя,
успешно обучающие учащихся с различными
психофизиологическими возможностями. Их работа
адаптирована ко всем стилям обучения, задания
разноплановы, а созданная учебная ситуация
стимулирует деятельность то одной, то другой
части класса, что не может не сказаться на
успешности каждого ученика. Поэтому
использование разнообразных методов обучения
только обогащает работу учителя.
Для обучения учащихся с ведущим правым
полушарием не подходит сухое абстрактное
последовательное изложение материала с
неоднократным повторением. Их память
непроизвольна и лучше запомнит яркий образ.
Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для
постоянного участия в уроке требуется создание
проблемной ситуации. Объяснение нового
теоретического материала лучше проводить на
практических заданиях, активно используя
интонационные возможности речи и сопровождая
зрительным подкреплением. Поскольку чтение
правил в учебнике по сути ближе к изучению
научного текста, то и воспринимается оно правым
полушарием намного хуже художественного
произведения, а следовательно, и работе с
учебником надо учить специально, равно как и
пониманию условия задачи. Чтение задач часто
вызывает у правополушарного ученика трудности в
понимании содержания. Такой ребенок всегда идет
от целого к частному, поэтому, вчитавшись в
условие, он сначала должен представить ситуацию,
а затем, последовательно выделив все числовые
данные и зависимости между ними, решать эту
конкретную задачу. Правополушарному школьнику
намного легче справляться с вычислением
значений выражений и решением уравнений, если
это будут не отвлеченные номера в учебнике, а
задания, например, по расшифровке загадок. И хотя
традиционно считается, что геометрия
осваивается правополушарными учениками лучше,
чем алгебра, но левшам, прежде чем им начнет
нравиться эта наука, предстоит преодолеть
пространственные трудности.
В классе же помимо правополушарных
учащихся находятся и левополушарные, которым
абстрактное последовательное объяснение идет
только на пользу, а обучить надо и тех и этих.
Хорошо, что детям без выраженного доминирования
полушарий одинаково подходят оба стиля обучения.
Конечно, вызывают опасение дети с так
называемыми трудностями в обучении, однако
использование теории поэтапного формирования
умственных действий наряду с другими приемами
позволит успешно справиться с программой и им.
Однако обучать неуспешного ребенка без помощи
родителей фактически невозможно, поэтому
необходимо привлечь их внимание к ряду очень
важных вопросов. Хочется обратиться именно к
родителям, главным сподвижникам и соратникам
учителя. Если мама не понимает трудностей своего
ребенка и не верит в него, то что же ему делать?
Попробуем разобраться.
Итак, у вашего малыша совсем не ладится
в школе. Кто-то до конца первого класса
продолжает с трудом читать по слогам, кто-то так и
не выучил порядок следования месяцев в году.
Кто-то никак не поймет, когда надо складывать, а
когда вычитать. Кто-то пишет "как курица
лапой", а перед написанием очередной буквы
надолго задумывается, в то время как класс уже
закончил все предложение. А может быть, все эти
беды навалились сразу?
Сначала надо правильно
квалифицировать все трудности вашего ребенка, а
они могут быть как у правши, так и у левши. А ведь
все перечисленные выше отставания в учебе
встречаются у вполне здоровых детей, но с
индивидуальными темпами развития. Задача
окружающих ребенка педагогов, родителей и,
конечно, психологов – своевременно помочь.
Только тогда можно добиться положительного
результата, пусть не сразу, но это даст
возможность полноценно формировать
познавательную сферу и личность малыша.
Если раньше многие трудности ребят
были часто необъяснимы, то сегодня они
исследованы и существуют универсальные подходы
и направления нейропсихологической коррекции.
Но без кропотливой и вдумчивой работы педагога
здесь не обойтись, а главный его соратник –
родитель, больше ребенку надеяться не на кого. И
хотя не всегда плохой почерк, пропуски букв и
неспособность освоить учебную программу
объясняются левшеством, но среди здоровых детей,
не успевающих в младших классах и обратившихся
за консультацией в специализированные центры,
около 70 процентов оказываются левшами.
Профессионально проведенное
нейропсихологическое обследование выявит
объективные причины трудностей вашего ребенка и
как минимум поможет наметить пути коррекции, что
вселит в вас надежду. Правда, это только первый
этап, но дорогу осилит идущий!
Хочется предостеречь отчаявшихся
родителей от такого радикального шага, как смена
ведущей руки. В данной ситуации рука – это
отражение мозговой организации психологической
деятельности человека! Переучивание может
привести к торможению высших психических
функций, причем последствия могут проявиться не
сразу, но бороться с ними придется опять бедному
ребенку. Пусть по вашей собственной
недальновидности была выбрана ведущей правая
рука, но лозунг "Я тебя породил, я... и менять
буду" – не подходит. Вопросы переучивания
решаются только со специалистами, причем
положительное решение может быть принято только
в том случае, если переученный левша пользовался
правой рукой лишь до начала систематических
занятий письмом или, в крайнем случае, в первые
дни обучения. Но даже такой шаг удается не всегда.
Навязанное извне правшество может
оказаться сильнее, ведь переучивание
производилось в период формирования
двигательных функций и уже оказалось вплетенным
в сложную систему распределения функций между
полушариями. Поэтому родители не имеют права
действовать на свой страх и риск при любых
кажущихся им безапелляционными аргументах,
поскольку рискуют они не своим здоровьем, а
психическим и физическим здоровьем другого
человека, пусть и их собственного ребенка.
Если же ваш малыш еще не ходит в школу,
но многие операции выполняет левой рукой или же
есть настораживающие факторы в виде
перечисленных трудностей в овладении первыми
учебными премудростями, то можно самостоятельно
перед консультацией со специалистом попытаться
определить ведущие руку, глаз и ухо по
специальным методикам, опубликованным, например,
в книге М.М. Безруких и М.Г. Князевой "Если ваш
ребенок – левша" или в одноименной книге
М.Макарьева. Однако хочется предостеречь от
самонадеянности тех родителей, чьи дети не могут
пока остановиться на выборе руки, по крайней мере
для письма. В данном случае, бывает, ошибаются и
психологи.
И если у ребенка ведущей окажется левая рука, то
будем учить "истинного" левшу, обращая его
особенности в достоинства, опираясь на интуицию
и эмоциональность, а поверив в наше искреннее
желание помочь, он сам станет подсказывать
своими вопросами путь к успеху. Будем
справляться с возникшими проблемами поэтапно,
полагаясь на разнообразие способов обучения,
индивидуальный подход с учетом причин
непонимания и пластичность мозга ребенка.
Продолжение следует
|