Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2003

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Продолжение. Начало в No 21/2003 г.

Внимание, первоклассник!

Несколько лет тому назад в одном из социологических исследований тысячам учащихся школ был задан вопрос: "Если бы у тебя был выбор – быть умным, атлетически развитым, быть богатым или красивым, что бы ты выбрал?" Сорок восемь процентов детей ответили: "Я хочу быть умным!" – и оценили успех в школе и свои интеллектуальные достижения выше всех других возможностей и способностей.

К сожалению, хотя дети на пороге 1-го класса верят в свой успех и стремятся "стать умными", у многих из них возникают серьезные проблемы с учебой. А миллионы родителей поражаются и злятся, видя, как живой и любознательный ребенок, каким они его знали до школы, потерял вкус к учебе, плохо отзывается о школе и, возможно, попал в отстающие. Не секрет, что очень часто способные и даже талантливые ученики учатся средне, ниже среднего и судят о себе как о недостаточно умных.

"Но что же надо делать? Какая помощь нужна ребенку? Как добиться того, чтобы с первых школьных дней он мог убедиться в своих способностях? Как сделать так, чтобы детский энтузиазм окреп, а душевное равновесие ребенка было восстановлено?"

Для этого перед школьным порогом нам, уважаемые взрослые, родителям и учителям, необходимо серьезно обдумать как минимум два важных вопроса.

Во-первых, кого мы вводим в школьную жизнь, то есть каковы индивидуальные особенности ребенка, его сильные и слабые стороны и какими качествами он должен обладать, чтобы успешно учиться в школе?

Каждый из нас знает, насколько важны для всей "школьной судьбы" ребенка его реальные успехи в первые годы обучения. А это напрямую связано с тем, как рос и развивался ребенок до школы, как и насколько были удовлетворены основные потребности ребенка в игре и общении. Хочется еще раз обратить внимание родителей, нацеленных уже с двух-трех летнего возраста усадить свое чадо за парту и с гордостью рассказывать друзьям и знакомым, что "мы уже умеем читать и отлично считаем в пределах двадцати", на важность эмоционально развивающих игр в процессе развития ребенка и формирования необходимого уровня его готовности к школе.

Итак, каковы же слагаемые успеха нашего будущего первоклассника? А они зависят от очень большого числа факторов: речевого развития ребенка, уровня общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, темпа деятельности, сформированности общеучебных умений и др., но главное – от состояния его физического и психического здоровья. Не могу хотя бы в нескольких словах не коснуться проблемы, которую многие врачи и специалисты в области народного образования называют "проблемой номер один", – проблемы нездоровья наших детей.

Весь мир детства, так же как и мир взрослых, переживает сейчас сложное время. Многочисленные работы по изучению современной ситуации в семье и школе, выполненные врачами психоневрологами, психологами и другими специалистами, дают тревожный список основных проблем детей и подростков: нездоровье, наркотики, насилие, преступность и беспомощность в организации своей жизни.

Реально существующие факты по нездоровью детей таковы: более 30 процентов из них приобретают те или иные расстройства в перинатальном периоде, то есть во время беременности, родов или на первом году жизни. По данным Минздрава России (а данные эти весьма приблизительны), только 14 процентов наших детей практически здоровы, 50 процентов имеют те или иные отклонения в здоровье, а 35 процентов имеют различные хронические заболевания. Проблемы здоровья ребенка, естественно, рождают проблемы его обучения и воспитания. Если говорить конкретно о школе, то, по статистике, в каждом классе есть 2–4 ученика, с которыми много проблем у учителей. Вернее сказать, это те самые ученики, у которых столько забот с родителями, учителями, одноклассниками и вообще с этой трудной и часто непонятной для них школьной жизнью.

По разным данным, от 4 до 25 процентов семилетних и от 20 до 50 процентов (уважаемые учителя и родители, обратите внимание на эти цифры!) шестилетних детей испытывают серьезные трудности при адаптации к школе. Эти ребята не могут без перенапряжения осваивать учебную программу. И, как пишет в своей книге "Школьные трудности" дефектолог О.А. Дробинская, связано это прежде всего с незрелостью тех психофизиологических функций, которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения ребенка. Речь идет об умении произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу. У большинства из этих детей календарный возраст не соответствует их биологическому возрасту. Психика ребенка еще сохраняет более раннюю "детскую" организацию и не готова к серьезной учебной деятельности.

В последние два года, что, на мой взгляд, связано с вводом новой образовательной программы 1–4 в начальную школу, в психологическую консультацию все чаще обращаются родители с детьми 2-х и 3-х классов в связи с выраженными нарушениями учебной деятельности, поведения и отсутствием желания учиться. Данные психологического обследования, как правило, показывают, что в основе трудностей ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность. И действительно, родители на консультации рассказывают, что ребенок (чаще это бывают мальчики) готовился к школе, умел немного читать, писать, был очень любознательным и многое знал. В школе же ему все дается с трудом, особенно же "когда надо закорючки по письму выводить и чтобы в тетрадках было чисто". Со слов учителей, такие дети на уроке бывают либо расторможены, либо пассивны, но всегда невнимательны, а на перемене "веселятся от души, зато, приходя в класс, тут же сникают". Так вот, одной из первопричин стойких школьных неудач практически у каждого из этих детей является выраженная психическая незрелость на момент поступления в 1-й класс.

Это был наш с вами первый вопрос – кого мы вводим в школьную жизнь? А какой же второй вопрос так же важен для нас с вами перед школьным порогом?

В замечательной, на мой взгляд, книге "Введение в школьную жизнь", написанной группой психологов и педагогов, очень точно подмечено, что, наверное, правильнее предъявлять требования не только ребенку, но и школе. Ведь каждый будущий первоклассник вне зависимости от уровня своего развития и готовности к обучению находится на пике детской доверчивости и открытости практически любому школьному содержанию. Ребенок охотно пойдет за взрослым в какую угодно (заметьте: выбранную взрослым) школьную жизнь!

Поэтому следующий важный вопрос, который родители должны четко решить для себя, – в какую школьную жизнь они хотят ввести своего ребенка. То есть со всей ответственностью любящего и знающего своих детей родителя сделать выбор конкретной образовательной системы (гимназии ли, языковой ли школы или общеобразовательного класса, но "с доброй и понимающей учительницей" и т.д.). А это возможно, на мой взгляд, если четко определить для себя и своего ребенка главные цели и ценности любого школьного образования.

Начальная школа закладывает не только базовые умения и навыки, прежде всего она формирует в каждом ребенке умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, что на профессиональном языке педагога и психолога озвучивается как развитие самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, важнейшим звеном в процессе успешного обучения ребенка в начальной школе является его умение общаться и взаимодействовать в совместных делах с другими – учителем и одноклассниками. Но все же главная задача школы – сохранить душевное, психологическое здоровье каждого ребенка.

Каковыми могут быть главные основания выбора школы для вашего ребенка, уважаемые родители, решать, безусловно, вам. Но помните, что душевное и физическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка являются необходимым и обязательным условием любой успешной деятельности, особенно учебной. Ребенок с проблемами эмоционального и физического здоровья не способен, по мнению психолога В.А. Петровского, с которым мы абсолютно согласны, полноценно усваивать знания, умения, навыки, не способен полноценно творить, общаться. В школе он может попасть в разряд "трудных" учеников. А сама школа может стать для него "трехэтажным домом, куда не хочется идти".

Профессиональная же позиция большинства учителей, с которыми мне посчастливилось вместе работать, такова: любому ребенку должно быть обеспечено право безопасного познания, главной целью которого является развитие у него потребности узнавать новое при сохранении его психологического здоровья.