Литературные игры
Каникулы! Наступило лето. Многие дети отдыхают
в детских оздоровительных лагерях. Как
организовать их досуг? Мы предлагаем вам
материал, в котором вы найдете интересные игры,
занимательные вопросы, которые увлекут ребенка,
и ему захочется еще раз перечитать знакомые
литературные произведения, вспомнить любимых
героев.
А может быть, вы воспользуетесь этими идеями при
подготовке "Недели детской книги" или
уроков литературного чтения.
ЛИТЕРАТУРНАЯ НЕДЕЛЯ
Цели. Пробуждать в детях интерес к
книге, чтению; расширять их литературный
кругозор; развивать их внимание, мышление, речь,
память; учить детей соревноваться, сопереживать
друг другу.
Использованная литература. И.Г. Сухин.
"Мойдодыр, Черномор, Cнеговик и другие";
И.Г. Сухин. "Хоббиты и прочие";
И.Г. Сухин. "Книга-выручалочка по
внеклассному чтению!"; "Энциклопедия для
детей".
Оборудование. Кроссворд, таблички
с цифрами, аудиозапись фрагментов, магнитофон,
предметы для конкурса "Музей забытых вещей".
План проведения
День 1. Конкурс сочинений
"Веселые истории" или "Самый смешной
случай в моей жизни".
День 2. Конкурс рисунков "В гостях у
сказки".
День 3. Конкурс чтецов
"Крестики-нолики" (стихи о школе).
День 4. Литературная викторина (по классам).
День 5. Литературная игра для победителей в
каждом классе "Звездный час".
День 6. Торжественная линейка, награждение
победителей.
Литературная викторина
I. Разминка
Учитель. Назовите недостающее имя
литературного героя.
Домовенок...
Дети. Кузя.
У. Папа...
Д. Карло.
У. Старик...
Д. Хоттабыч.
У. Дядя...
Д. Степа.
У. Оружейник...
Д. Просперо.
У. Почтальон...
Д. Печкин.
У. Гимнаст...
Д. Тибул.
У. Доктор...
Д. Айболит.
У. Барон...
Д. Мюнхгаузен.
У. Принц...
Д. Лимон.
У. Князь...
Д. Гвидон.
У. Синьор...
Д. Помидор.
У. Царь...
Д. Салтан.
У. Оле...
Д. Лукойе.
У. Карлик...
Д. Нос.
У. Илья...
Д. Муромец.
У. Железный...
Д. Дровосек.
У. Трусливый...
Д. Лев.
У. Мышиный...
Д. Король.
У. Лихо...
Д. Одноглазое.
У. Соловей...
Д. Разбойник.
II. Устное народное творчество
У. Вспомните, что относится к
устному народному творчеству? Почему оно
получило такое название?
Ответы детей.
– Мы проведем аукцион русских
народных загадок.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу.
Д. Земля.
У. У тебя есть,
У меня есть,
У дуба – в поле,
У рыбы – в море.
Д. Тень.
У. Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Упадет – почернеет.
Д. Лист.
У. Поле не мерено,
Овцы не считаны,
Пастух рогат.
Д. Небо, звезды, месяц.
У. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Д. Дерево.
У. Глаза – на рогах,
А домик – на спине.
Д. Улитка.
У. Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза.
Д. Береза.
У. Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатках ходит.
Д. Гусь.
У. Что в руках не удержать?
Д. Воду.
У. Какую траву и слепой знает?
Д. Крапиву.
У. Предлагаю вам игру "Составь
пословицу". За 5 минут надо составить как можно
больше пословиц.
На доске:
дружба, шило, смелый, свет,
дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха,
ученье, лес, час, трусливый, время, служба,
большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить,
камень, тьма, больше, неученье |
– Можно использовать
данные слова и добавлять свои.
Например:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Шила в мешке не утаишь.
Делу – время, потехе – час.
Дружба дружбой, а служба службой.
На смелого собака лает, а трусливого
кусает.
Если игра "Составь пословицу"
сложна, можно взять другую игру – "Пословицы
шутят".
– Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Два сапога – тара.
Д. Пара.
У. Ус – хорошо, а два – лучше.
Д. Ум.
У. Голод – не щетка.
Д. Не тетка.
У. Один в золе не воин.
Д. В поле.
У. Трус своей лени боится.
Д. Тени.
У. Жди у горя погоды.
Д. У моря.
У. Трус кормит, а лень портит.
Д. Труд.
У. Нашла коза на камень.
Д. Коса.
У. Купить кита в мешке.
Д. Кота.
У. От бобра бобра не ищут.
Д. От добра...
У. Крутится, как булка в колесе.
Д. Как белка.
У. Не делай из муки слона.
Д. Из мухи.
У. В здоровом теле здоровый пух.
Д. Здоровый дух.
У. Не зная броду, не суйся в моду.
Д. В воду.
III. "Сказочный конкурс"
На доске – кроссворд:
1. Герой сказки, к которому
обращаются со словами: "Не гонялся бы ты за
дешевизной!"
2. Сказочное дерево, у которого "и днем, и
ночью кот ученый все ходит по цепи кругом".
3. Герой сказки, что жил у славного царя Додона
и "стерег границы его царства".
4. К кому обращалась героиня сказки со словами:
"Я ль на свете всех милее, всех румяней и
белее?"?
5. Герой сказки, который произносит слова:
"Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна!..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
6. Героиня "Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях".
Ответы: 1. Поп. 2. Дуб. 3. Петушок. 4.
Зеркальце. 5. Гвидон. 6. Чернавка.
В выделенных клетках открывается
фамилия автора всех перечисленных сказок – Пушкин.
IV. "Угадай-ка"
У. Как начинается сказка
К.Чуковского "Тараканище"?
Д. "Ехали медведи на велосипеде".
У. Какие три желания исполнила
Царевна-лягушка?
Д. Испекла торт, сшила рубашку, явилась на
пир.
У. За какие деньги Буратино продал азбуку?
Д. За четыре сольдо.
У. Какой герой сказки ослеп, не потеряв
зрения?
Д. Кот.
У. Позовите Сивку-бурку.
Д. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо
мной, как лист перед травой!
У. С каким врагом сражался Илья Муромец?
Д. Соловьем-разбойником.
У. Как называлась волшебная скатерть?
Д. Самобранка.
У. Кто написал сказку "Спящая
красавица".
Д. Шарль Перро.
У. Из какой это сказки, кто автор: "Ах, мой
милый Августин, все прошло, все"?
Д. Из сказки "Свинопас" Андерсена.
У. Назовите предмет, с помощью которого
можно проверить подлинность принцессы.
Д. Горошина.
У. Героиня сказки, превратившаяся в
морскую пену. Автор сказки.
Д. Русалочка из сказки Андерсена.
У. Как называется сказка, главный герой
которой –очень маленький мальчик?
Д. "Мальчик-с-пальчик".
V. "Загадки-шутки"
У. Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,
вмешиваясь не в свое дело.
Д. Нос.
У. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими
хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их
развешивают чрезмерно доверчивые.
Д. Уши.
У. Он в голове у легкомысленного человека;
его советуют искать в поле, когда кто-нибудь
бесследно исчезает; на него бросают слова и
деньги те, кто их не ценит.
Д. Ветер.
У. Его проглатывают, когда человек очень
молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить
секрет.
Д. Язык.
Литературная игра "Звездный
час"
У. Ребята, я поздравляю вас с
выходом в финал нашей "Литературной недели",
с участием в "Звездном часе"! Пусть вам
сегодня сопутствуют удача, радость познания и
огромное желание победить! Правила нашей игры
очень просты. За правильный ответ участник
получает звезду. По мере проведения конкурсов
остаются те ребята, которые набрали больше всего
звезд.
У каждого из вас есть таблички с цифрами. Они
нужны в тех случаях, когда вам предлагается
несколько вариантов ответов и надо выбрать лишь
один. Если же конкурс не содержит нескольких
вариантов ответов, то, чтобы показать, что вы
готовы ответить первым, воспользуйтесь
табличкой № 1.
Представление игроков, жюри и групп
поддержки.
– Ну, а теперь в путь!
I. Разминка
Для ответа участники используют
табличку № 1.
У. Закончите: пантера...
Д. Багира.
У. Олененок...
Д. Бемби.
У. Братец...
Д. Кролик.
У. Питон...
Д. Каа.
У. Черепаха...
Д. Тортила.
У. Лиса...
Д. Алиса.
У. Поросенок...
Д. Пятачок.
У. Обезьяна...
Д. Чичи.
У. Крокодил...
Д. Гена.
У. Гусь...
Д. Мартин.
II. "Угадай-ка"
Детям предлагаются отрывки из
произведений, записанные на аудиокассетах из
серии "Хрестоматия для начальной школы".
На доске – варианты ответов и их
номера.
Автор стихотворения?
(Звучит стихотворение "C добрым утром".)
1) А.Пушкин;
2) Ф.Тютчев;
3) С.Есенин;
4) А.Фет.
Ответ: 3.
Автор рассказа?
(Звучит фрагмент: "Замазка вот, в кармане...
Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В
темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник.
Тьфу! То-то гляжу, что она невкусная!")
1) В.Драгунский;
2) Н.Носов;
3) В.Голявкин;
4) С.Михалков.
Ответ: 2.
Какое произведение прозвучало?
(Звучит басня Л.Толстого.)
1) сказка;
2) басня;
3) рассказ;
4) былина.
Ответ: 2.
Из какой сказки отрывок и какой герой
его произносит? (Поднимаются сразу две таблички.)
На доске:
1) "Сказка о мертвой царевне...";
2) "Сказка о золотом петушке";
3) "Сказка о царе Салтане...";
4) "Сказка о рыбаке и рыбке".
|
1) Царь Додон;
2) Царь Салтан;
3) Королевич Елисей;
4) Князь Гвидон.
|
Отрывок 1:
"Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября".
Ответы: 3, 2.
Отрывок 2:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе –
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее..."
Ответ: 1, 3.
Отрывок 3:
"Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
Ответы: 3, 4.
Производится подсчет звездочек.
III. "В театре"
Участникам помогает группа
поддержки.
У. А теперь представьте на
мгновение, что вы оказались в театре. Спектакль
уже закончен, а вы остались за кулисами. Видите
декорации, костюмы, вещи и пытаетесь узнать,
какому герою они принадлежат.
Конкурс 1. "Музей забытых
вещей"
У. Назовите произведение и
автора.
Перед участниками игры на столе
цветок, телефон, градусник, мочалка, мяч, самовар
и т.д.
Конкурс 2. "Угадайте, чью роль учит
актер"
У. Назовите героя, произведение
и автора.
"Вот я иду, никого не трогая. Вдруг
навстречу автобус. Я его не заметил, наступил
ногой и р-раз! – раздавил в лепешку".
Д. Мишутка, "Фантазеры",
Н.Носов.
У. "Я тоже хочу быть честным
гражданином, но только в тюрьму попадать не
желаю. Потерпи немного, мой отец, я вернусь сюда и
всех вас освобожу".
Д. Чиполлино, "Приключения
Чиполлино", Дж. Родари.
У. "Скоро у нас будут гости.
Раз в неделю ко мне приходит мой сосед. Он живет
лучше меня, в просторном доме и носит роскошную
шубку из черного бархата".
Д. Мышь, "Дюймовочка",
Х.К. Андерсен.
Производится подсчет звезд.
IV. Финал. Игра "Не ошибись"
У. Подумай, почему так названы
герои сказок. Не ошибитесь, записывая их имена.
Два финалиста записывают под
диктовку:
"Мышка-норушка, лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,
волчок-серый бочок, медведь косолапый."
Подсчитываются результаты игры,
определяется победитель.
Наталья ТИХОНОВСКАЯ,
п. Нахабино,
Московская область
ИГРА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 2-ГО КЛАССА(1–4)
Круг чтения: В.Драгунский.
"Денискины рассказы"; Н.Носов. Рассказы;
М.Зощенко. "Рассказы для детей".
Оборудование. Карточка с
вариантами ответов, таблички с буквами а, б, в,
г.
Правила игры
1. Объявляются название
произведения и автор, после чего идет отбор
игроков.
2. Каждому вопросу соответствуют четыре
варианта ответов. Только один из них является
верным.
3. Игрок воспринимает вопрос на слух, а ответы
напечатаны (записаны) на карточке, лежащей перед
ним.
4. Верный ответ дает право продолжать игру.
Ошибочный ответ лишает возможности продолжать
соревнование.
5. Существуют подсказки:
обращение к другу, сидящему в зале;
помощь зала (путем голосования с
помощью карточек, на которых написаны буквы а,
б, в, г).
50/50 (отмена двух заведомо ложных
ответов).
6. Каждой подсказкой можно
воспользоваться один раз.
7. Победителем считается тот, кто ответит на
большее количество вопросов.
I. В.Драгунский. "Тайное
становится явным"
1. Что Дениска не хотел есть на
завтрак?
а) яйцо;
б) бутерброд;
в) кашу;
г) арбуз.
Ответ: в) кашу.
2. Что мама сказала Дениске, услышав,
что он не хочет есть кашу?
а) ужасный ребенок;
б) вылитый Кощей;
в) костлявый;
г) тощий.
Ответ: б) вылитый Кощей.
3. Куда Дениска выбросил кашу, когда
добавил в нее хрен?
а) в окно;
б) в коридор;
в) в мусорный бак;
г) в раковину.
Ответ: а) в окно.
4. На кого была вылита каша?
а) на милиционера;
б) на собаку;
в) на прохожего;
г) на женщину;
Ответ: в) на прохожего.
5. Какие слова сказал Дениска маме,
чтобы она поняла его раскаяние?
а) "я больше не буду";
б) "извини меня";
в) "я не буду";
г) "тайное становится явным".
Ответ: г) "Тайное становится
явным".
II. В.Драгунский. "Англичанин
Павля"
1. Кто пришел к Дениске в гости, когда
тот начал есть арбуз?
а) Мишка;
б) Павлик;
в) дедушка Дениски;
г) соседка;
Ответ: б) Павлик.
2. Чем все лето занимался Дениска?
а) учил уроки;
б) играл в лапту;
в) помогал маме;
г) играл в прятки.
Ответ: б) играл в лапту.
3. Чем в отличие от Дениса занимался
все лето Павлик?
а) играл в лапту;
б) помогал маме;
в) возился с ежами;
г) учил английский.
Ответ: г) учил английский.
4. Как папа Дениски называл в шутку
Павлика?
а) Павля-Шмакодявля;
б) Павлик-Лавлик-Зяблик;
в) Павля-Бородавля;
г) Павлик-Зяблик.
Ответ: в) Павля-Бородавля.
5. Какое слово по-английски знал
Павля?
а) спасибо – "фенкью";
б) Петя – "Пит";
в) привет – "хеллоу";
г) пока – "бай".
Ответ: б) Петя – "Пит".
III. В.Драгунский "Сверху вниз,
наискосок!"
1. Как звали трех девушек маляров?
а) Маша, Надя, Катя;
б) Саня, Раечка, Нелли;
в) Наташа, Оля, Зина;
г) Лена, Лариса, Ира.
Ответ: б) Саня, Раечка, Нелли.
2. Что начали делать Мишка, Дениска и
Аленка после того, как ушли на обед маляры?
а) красить стены;
б) играть в индейцев;
в) таскать кирпичи;
г) кидаться песком.
Ответ: а) красить стены.
3. Кого покрасили первым краской с
ног до головы?
а) Мишку;
б) Аленку;
в) Дениску;
г) маляров.
Ответ: б) Аленку.
4. Кого Дениска покрасил после того,
как закончил "мазюкать" дверь?
а) себя;
б) Алексея Акимыча;
в) маму;
г) тетю Раю.
Ответ: б) Алексея Акимыча.
5. Какие слова сказали маляры после
того, как Дениска покрасил стены без разрешения?
а) "Этого мы не простим";
б) "Ты непослушный";
в) "Мы тебя в бригаду возьмем";
г) "Ты нам здорово помог".
Ответ: в) "Мы тебя в
бригаду возьмем".
IV. В.Драгунский. "Где это
видано, где это слыхано?
1. Кто подбежал к Дениске на
перемене?
а) вожатая Аня;
б) вожатая Люся;
в) папа;
г) собака.
Ответ: б) вожатая Люся.
2. Что в буфете ел Мишка?
а) бутерброд;
б) манную кашу;
в) колбасу;
г) сардельку.
Ответ: г) сардельку.
3. Как звали школьного поэта?
а) Андрей Шестаков;
б) Александр Пушкин;
в) Андрей Пресняков;
г) Олег Шестаков.
Ответ: а) Андрей Шестаков.
4. В песне в "классы" играли:
а) Яночка с Танечкой;
б) Юлечка с Машенькой;
в) Манечка с Танечкой;
г) Женечка с Петечкой.
Ответ: в) Манечка с Танечкой.
5. После выступления Дениска решил
больше не быть:
а) актером;
б) юристом;
в) танцором;
г) сатириком.
Ответ: г) сатириком.
V. В.Драгунский. "Ровно
двадцать пять кило"
1. В какой клуб дали Мишке и Дениске
пригласительный билет?
а) "Тракторист";
б) "Мотылек";
в) "Металлист";
г) "Пианист".
Ответ: в) "Металлист".
2. В конце зала в клубе
"Металлист" находилась комната:
а) аттракционов;
б) ужасов;
в) смеха;
г) пришельцев.
Ответ: а) аттракционов.
3. В кого нужно было попасть, стреляя
из лука?
а) в Мурзилку;
б) в обезьяну;
в) в лебедя;
г) в хозяина аттракциона.
Ответ: б) в обезьяну.
4. Сколько граммов не хватало в весе
Дениски для победы?
а) 9 г;
б) 800 г;
в) 1 г;
г) 500 г.
Ответ: г) 500 г.
5. Какая фамилия была у Дениски?
а) Платов;
б) Усачев;
в) Белов;
г) Кораблев.
Ответ: г) Кораблев.
VI. В.Драгунский. "Гусиное
горло"
1. Кто потрошил гуся?
а) Вера Анатольевна;
б) Вера Сергеевна;
в) Татьяна Васильевна;
г) Марья Сергеевна.
Ответ: б) Вера Сергеевна.
2. Какие слова закричала мама
Дениски, когда увидела гусиное горло?
а) "Убери эту мерзость!";
б) "Какая прелесть!";
в) "Какой кошмар!";
г) "Отвратительно!".
Ответ: а) "Убери эту
мерзость!"
3. Что добавил папа к Денискиному
подарку?
а) игрушку;
б) брелок;
в) книжку;
г) значок.
Ответ: г) значок.
4. Какой подарок больше всего
понравился имениннику Мишке?
а) гусиное горло;
б) краски;
в) конфеты;
г) поезд.
Ответ: а) гусиное горло.
VII. В.Драгунский. "Девочка на
шаре"
1. Сколько раз Аленка была в цирке?
а) один;
б) сто;
в) пять;
г) три.
Ответ: г) три раза.
2. В каком платье выступала девочка
на шаре?
а) в золотом;
б) в голубом;
в) в серебряном;
г) в красном.
Ответ: в) в серебряном.
3. Дениске показалось, что девочка
была похожа на:
а) Красную Шапочку;
б) Дюймовочку;
в) Золушку;
г) Бабу Ягу.
Ответ: б) Дюймовочку.
4. Как звали девочку на шаре?
а) Танечка;
б) Дашенька;
в) Галочка;
г) Юлечка.
Ответ: а) Танечка.
5. Куда зашли Дениска и папа после
представления в цирке?
а) в больницу;
б) в театр;
в) в кино;
г) в кафе.
Ответ: г) в кафе.
VIII. Н.Носов. "Телефон"
1. Что хотели купить в магазине Мишка
и его друг Коля?
а) лампу;
б) машинку;
в) конструктор;
г) телефон.
Ответ: г) телефон.
2. Какое решение приняли мальчики,
чтобы купить нужную им вещь?
а) попросить деньги у родителей;
б) копить деньги;
в) украсть деньги у соседей;
г) не есть и не пить – экономить.
Ответ: б) копить деньги.
3. Кого к телефонной трубке
приставил жужжать Мишка?
а) муху;
б) стрекозу;
в) шмеля;
г) жука.
Ответ: а) муху.
4. Как придумали переговариваться
мальчики после того, как Мишка сломал свой
телефон?
а) выучить латинский алфавит;
б) придумать свой язык;
в) кукарекать;
г) выучить азбуку Морзе.
Ответ: г) выучить азбуку
Морзе.
5. Что сделал из телефона Мишка?
а) настольную лампу;
б) бенгальские огни;
в) электрический звонок;
г) лопатку.
Ответ: в) электрический звонок.
IX. Н.Носов. "Замазка"
1. Что отковыряли от окна Костя и
Шурик?
а) пластилин;
б) замазку;
в) краску ;
г) клей.
Ответ: б) замазку.
2. Куда пошли мальчики после того,
как напроказничали?
а) в зоопарк;
б) в цирк;
в) в кино;
г) в парк.
Ответ: в) в кино.
3. С чем перепутал замазку Костя?
а) с мороженым;
б) с конфетой;
в) с пирожным;
г) с пряником.
Ответ: г) с пряником.
4. За чем полезли под стулья Костя и
Шурик в кинотеатре?
а) за ключом;
б) за замазкой;
в) за пряником;
г) за шляпой.
Ответ: б) за замазкой.
5. Кто сел на замазку, лежавшую на
стуле?
а) мужчина;
б) младенец;
в) бабушка;
г) Шурик.
Ответ: а) мужчина.
X. Н.Носов. "Фантазеры"
1. О чем разговаривали, сидя на
скамейке, Мишутка и Стасик?
а) кто сильнее;
б) кто умнее;
в) кто переврет;
г) кто красивее.
Ответ: в) кто переврет.
2. Кто "откусил" голове Мишутке?
а) собака;
б) акула;
в) волк;
г) кит.
Ответ: б) акула.
3. Кто съел Стасика в Африке?
а) антилопа;
б) тигр;
в) лев;
г) крокодил.
Ответ: г) крокодил.
4. Куда летал Стасик?
а) на Марс;
б) на Меркурий;
в) на Луну;
г) на Солнце.
Ответ: в) на Луну.
5. Что без разрешения съел Игорь?
а) торт;
б) варенье;
в) мед;
г) мороженое.
Ответ: б) варенье.
XI. Н.Носов. "Живая шляпа"
1. Какой предмет "ожил" в доме
Вадика?
а) шляпа;
б) зонтик;
в) комод;
г) шкаф.
Ответ: а) шляпа.
2. Куда побежали ребята спрятаться
от шляпы?
а) во двор;
б) к соседям;
в) в коридор;
г) на кухню.
Ответ: г) на кухню.
3. Что взял Вадик, чтобы ударить
шляпу?
а) косу;
б) лыжную палку;
в) кочергу;
г) ножку от стула.
Ответ: в) кочергу.
4. Кто оказался под шляпой?
а) попугай;
б) щенок;
в) мышь;
г) котенок.
Ответ: г) котенок.
5. Как звали зверька, оказавшегося
под шляпой?
а) Рыжик ;
б) Снежок;
в) Васька ;
г) Пушок.
Ответ: в) Васька.
XII. Н.Носов. "Саша"
1. Что просил у мамы Саша?
а) пистолет с пистонами;
б) конструктор;
в) машинку с пультом управления;
г) маленького зверька.
Ответ: а) пистолет.
2. У кого, кроме мамы, Саша просил
игрушку?
а) у бабушки;
б) у папы;
в) у сестер;
г) у дедушки.
Ответ: в) у сестер.
3. Кто испугался выстрела из Сашиной
игрушки?
а) старушка;
б) сестра Ира;
в) мама Саши;
г) милиционер.
Ответ: а) старушка.
4. Как называлась порода собаки, о
которой наврала милиционеру сестра Саши?
а) ризеншнауцер;
б) спаниель;
в) сеттер;
г) длинношерстный фокстерьер.
Ответ: г) длинношерстный
фокстерьер.
5. Зачем зашел к Саше в квартиру
милиционер?
а) отдать пистолет;
б) отругать за старушку;
в) похвалить за выстрел;
г) забрать в милицию;
Ответ: а) отдать пистолет.
XIII. Н.Носов. "Огурцы"
1. Что украли на колхозном огороде
Павлик и Котька?
а) капусту;
б) помидоры;
в) огурцы ;
г) свеклу.
Ответ: в) огурцы.
2. Что мама сказала Котьке сделать с
крадеными овощами?
а) приготовить салат;
б) угостить Павлика;
в) отнести обратно;
г) выкинуть.
Ответ: в) отнести обратно.
3. Куда хотел поначалу выкинуть
овощи Котька?
а) в мусорный бак;
б) в речку;
в) в колодец;
г) в канаву.
Ответ: г) в канаву.
4. Как отреагировал сторож, узнав,
что именно Котька украл огурцы?
а) заявил в милицию;
б) не пустил домой;
в) пояснил, что это неправильно;
г) накричал.
Ответ: в) пояснил, что это
неправильно.
5. Сколько огурцов съел по дороге к
колхозному огороду Котька?
а) десять;
б) все;
в) два;
г) один.
Ответ: г) один.
XIV. Н.Носов. "Заплатка"
1. Какой новой вещью хвастался Бобка?
а) штанами;
б) курткой;
в) джинсами;
г) рубашкой.
Ответ: а) штанами.
2. Обо что порвал новую вещь Бобка?
а) о крючок;
б) об замок;
в) о гвоздь;
г) о стекло.
Ответ: в) о гвоздь.
3. Что сделал мальчик с порванной
вещью?
а) зашил дырку;
б) подарил другу;
в) выкинул в мусор;
г) закопал в лесу.
Ответ: а) зашил дырку.
4. Сколько раз перешивал заплатку
Бобка?
а) десять раз;
б) один раз;
в) два раза;
г) четыре раза.
Ответ: в) два раза.
5. Что еще после качественной работы
по зашиванию штанов захотел пришить Бобка?
а) воротник;
б) штанину;
в) пуговицу;
г) рукав.
Ответ: в) пуговицу.
XV. М.Зощенко. "Глупая история"
1. Сколько лет было заболевшему Пете?
а) два года;
б) пять лет;
в) четыре года;
г) три года.
Ответ: в) четыре года.
2. Кого посоветовали позвать, чтобы
осмотреть Петю?
а) инженера;
б) профессора;
в) учителя;
г) завхоза.
Ответ: б) профессора.
3. Кто догадался, почему падал Петя?
а) Коля;
б) Ваня;
в) мама;
г) папа.
Ответ: а) Коля.
XVI. М.Зощенко. "Самое главное"
1. Как звали трусливого мальчика?
а) Толик;
б) Санька;
в) Андрюша;
г) Сережа.
Ответ: в) Андрюша.
2. Что часто говорила Андрюше мама?
а) "Все любят храбрых";
б) "Все любят трусливых";
в) "Все любят хороших";
г) "Никто никого не любит".
Ответ: а) "Все любят
храбрых".
3. Что сделала собака, когда Андрей
ударил ее?
а) залаяла;
б) убежала;
в) разорвала ему штаны;
г) укусила его.
Ответ: в) разорвала ему
штаны.
4. Где купались мальчики?
а) в море;
б) в озере;
в) в океане;
г) в речке.
Ответ: г) в речке.
XVII. М.Зощенко. "Елка"
1. Сколько лет было Миньке, когда он
понял, что такое "елка"?
а) десять лет;
б) шесть лет;
в) пять лет;
г) семь лет.
Ответ: в) пять лет.
2. Как звали сестру Миньки?
а) Лёля;
б) Даша;
в) Дуня;
г) Соня.
Ответ: а) Лёля.
3. Какую игрушку разбили стулом Лёля
и Минька?
а) куклу;
б) паровозик;
в) мячик;
г) мишку.
Ответ: а) куклу.
4. Что сказал папа, когда все гости
ушли?
а) "Что вы сделали?"
б) "Ложитесь спать, а все игрушки я
завтра раздам".
в) "Просите прощения у гостей".
г) "Вы плохо воспитаны".
Ответ: б) "Ложитесь
спать..."
XVIII. М.Зощенко. "Великие
путешественники"
1. Кто объяснил Миньке, что Земля
круглая?
а) Степка;
б) Лёля;
в) няня;
г) папа.
Ответ: а) Степка.
2. Куда предложил пойти Степка Лёле и
Миньке?
а) на озера;
б) в путешествие;
в) на курорт;
г) гулять.
Ответ: б) в путешествие.
3. Сколько денег взяла Лёля в
кругосветное путешествие?
а) 10 рублей;
б) 7 рублей;
в) 3 рубля ;
г) 100 рублей.
Ответ: в) 3 рубля.
4. Кто вместе с ребятами ушел в
путешествие?
а) кошка Мурка;
б) мама;
в) собака Тузик;
г) папа.
Ответ: в) собака Тузик.
5. Какое желание было у Миньки и у
Лёли в путешествии?
а) вернуться домой;
б) продолжать путь;
в) уйти в лес;
г) украсть Тузика.
Ответ: а) вернуться домой.
6. Где мать заперла Степку, когда
"путешественники" вернулись домой?
а) в доме;
б) в сарае;
в) в бане;
г) в бочке.
Ответ: в) в бане.
Ирина БОБРОВА,
учитель школы № 8, г. Ессентуки
ИГРА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 3-ГО КЛАССА (1–4)
Круг чтения: П.Ершов.
"Конек-Горбунок"; Р.Киплинг.
"Рикки-Тикки-Тави"; С.Маршак. "Почта";
Э.Успенский. "Дядя Федор, пес и кот";
Дж.Родари. "Приключения Чиполлино".
Оборудование. Жетоны достоинством
0,5; 2; 3; 5; 10; 15 баллов, карточки с буквами а, б, в.
Правила игры
1. Игра проводится в четыре тура.
Победителем считается тот игрок, который наберет
большее количество баллов (жетонов).
2. Условия I тура. Предлагаются
вопросы. За правильный ответ игрок получает
жетон – 2 балла. В случае затруднения игроку
предлагается три подсказки, и тогда его верный
ответ "стоит" 0,5 балла. При ошибочных ответах
игрок выходит из игры.
3. Условия II тура. Продолжают
играть победители I тура. Предлагаются вопросы
и кроссворд. Отгаданное слово "стоит" 5
баллов, верно названная буква – 2 балла. Если
буква названа неверно, то ход переходит к
следующему игроку. При неверно названном слове
игрок выходит из игры.
4. Условия III тура. Продолжают
играть победители II тура. Предлагаются
вопросы в виде высказывания: "Верно ли...?"
Игрок должен сказать, верно или неверно это
высказывание. Правильный ответ "стоит" 3
балла, ошибочный лишает возможности продолжать
игру.
5. Условия IV тура. Продолжают
играть победители III тура. Вступает в игру
команда "подсказчиков". Игрок при
затруднении с ответом на заданный вопрос может
"перекупить" верный ответ у одного из
подсказчиков за то количество баллов, которое
устроит обе стороны. Каждый верный ответ игрока
удваивает его сумму, имеющуюся до ответа на
вопрос.
6. Команду "подсказчиков"
набирают к четвертому туру из тех игроков,
которые выходили из состава основной команды в
процессе всей игры.
7. В конце игры ведется подсчет
жетонов с количеством баллов у всех игроков (и
основной команды, и команды "подсказчиков").
Вопросы I тура
1. Где Дядя Федор нашел кота
Матроскина?
а) во дворе дома;
б) в подъезде своего дома;
в) на вокзале.
Ответ: б) в подъезде своего
дома.
2. Кто написал сказку "Приключения
Чиполлино"?
а) Корней Чуковский;
б) братья Гримм;
в) Джанни Родари.
Ответ: в) Джанни Родари.
3. Где Наг и Нагайна прятали свои
яйца?
а) на дынной грядке;
б) в ванной комнате;
в) во дворе дома.
Ответ: а) на дынной грядке.
4. Почему Иван, прыгнув в кипящую
воду, не сварился?
а) вода была живая;
б) Конек-Горбунок дунул на воду;
в) вода только сверху бурлила, а внизу была
холодная.
Ответ: б) Конек-Горбунок
дунул на воду.
5. Кем служил Иван у царя?
а) кузнецом;
б) садовником;
в) конюхом.
Ответ: в) конюхом.
6. Кто мял в поле пшеницу?
а) белая кобылица;
б) Конек-Горбунок;
в) Жар-птица.
Ответ: а) белая кобылица.
7. Какого роста был Конек-Горбунок?
а) с дюйм;
б) в три вершка;
в) по пояс Ивану.
Ответ: б) в три вершка.
8. Куда прятал перо Жар-птицы Иван?
а) за пазуху;
б) в тряпице в шапку положил;
в) в газете заткнул за пояс.
Ответ: б) в тряпице в шапку
положил.
9. Сколько яиц высиживала Нагайна?
а) 16;
б) 25;
в) 9.
Ответ: б) 25 яиц.
10. Какого цвета глаза у
Рикки-Тикки-Тави?
а) голубого;
б) черного;
в) розового.
Ответ: в) розового.
11. Какую песню пел младший брат в
сказке "Конек-Горбунок", сидя на печи?
а) "Во саду ли, в огороде...";
б) "Распрекрасные вы очи...";
в) "Во поле березка стояла...".
Ответ: б) "Распрекрасные
вы очи...".
12. Что решили продать братья, чтобы
заработать "хоть тысячу рублей"?
а) двух коней золотогривых;
б) дом отцовский;
в) десять мешков пшеницы.
Ответ: а) двух коней
золотогривых.
13. Кем стал Иван в конце сказки?
а) конюхом;
б) царским зятем;
в) царем.
Ответ: в) царем.
14. За что был наказан Чудо-юдо рыба
кит?
а) за то, что проглотил 30 кораблей;
б) за то, что съел 30 матросов;
в) за то, что поедал много рыбы.
Ответ: а) за то, что проглотил
30 кораблей.
15. Кого встретил Дядя Федор, когда ел
"неправильный" бутерброд?
а) собаку Шарика;
б) кота Матроскина;
в) теленка Гаврюшу.
Ответ: б) кота Матроскина.
16. Что случилось с царем, когда он
искупался в кипящем молоке?
а) он сварился;
б) он помолодел;
в) он постарел.
Ответ: а) он сварился.
17. С кем Рикки-Тикки-Тави вел войну?
а) с Теди;
б) с Чучундрой;
в) с Нагом и Нагайной.
Ответ: в) с Нагом и Нагайной.
18. Сколько у старинушки было
сыновей?
а) два;
б) три;
в) один, и тот дурак.
Ответ: б) три.
19. Какой последний приказ получил Иван
от царя?
а) искупаться в котлах;
б) выкурить трубку;
в) добыть ковер.
Ответ: а) искупаться в
котлах.
20. Кто лежал поперек моря-окияна?
а) Остров Буян;
б) сказочная земля;
в) Чудо-юдо рыба кит.
Ответ: в) Чудо-юдо рыба кит.
Вопросы II тура
1. Фамилия человека, которому
посвящено стихотворение С.Маршака "Почта"?
Ответ: Житков.
2. В каком городе письмо в стихах
"Почта" нашло своего хозяина?
Ответ: в Ленинграде.
3. Как звали отца Чиполлино?
Ответ: Чиполлоне.
4. Как звали мускусную крысу –
подругу Рикки-Тикки-Тави?
Ответ: Чучундра.
5. Как звали галчонка из сказки
Э.Успенского "Дядя Федор, пес и кот"?
Ответ: Хватайка.
6. Кто помог достать со дна
моря-окияна кольцо для Царь-девицы?
Ответ: кит.
7. Как звали птицу, которую мангуст
попросил отвлечь Нагайну?
Ответ: Дарзи.
8. Как называется страна, в которой
происходят события, описанные в сказочной
повести "Рикки-Тикки-Тави"?
Ответ: Индия.
9. Как звали среднего брата в сказке
"Конек-Горбунок"?
Ответ: Гаврило.
10. Где вел войну Рикки-Тикки-Тави?
Ответ: ванная.
11. Куда Иван загонял белую кобылицу?
Ответ: в пастуший балаган.
12. Кто написал сказку
"Конек-Горбунок"?
Ответ: Ершов.
13. Что за зверь Рикки-Тикки-Тави?
Ответ: мангуст.
14. Как звали темно-серую змейку, с
которой тяжело было справиться мангусту?
Ответ: Карайт.
15. Кто украл у Ивана перо Жар-птицы?
Ответ: спальник.
16. Назови время года, когда
произошло наводнение в сказочной повести
"Рикки-Тикки-Тави".
Ответ: лето.
Вопросы III тура
1. Верно ли, что письмо в
стихотворении "Почта" путешествовало за
Борисом Житковым по Германии, Англии, Швейцарии,
Бразилии, Японии и России?
Ответ: неверно, Япония – лишняя.
2. Верно ли, что теленка из сказки
"Дядя Федор, пес и кот" не назвали Чайником,
не назвали Тузиком, а дали другое имя?
Ответ: верно, его назвали Гаврюшей.
3. Верно ли, что в первый раз царь
послал Ивана за Жар-птицей?
Ответ: верно.
4. Верно ли, что Рикки-Тикки-Тави
называл хозяина дома "маленький человек"?
Ответ: неверно, он называл его
"большой человек".
5. Верно ли, что Иван за двух коней
золотогривых получил от царя "две пять шапок
серебра"?
Ответ: неверно, он получил
"два-пять шапок серебра, то есть десять, и в
прибавок пять рублей".
6. Верно ли, что письмо за Борисом
Житковым путешествовало на поезде?
Ответ: неверно, письмо
путешествовало на поезде и на пароходе.
7. Верно ли, что мальчика – друга
Рикки-Тикки-Тави – звали Теди?
Ответ: верно.
8. Верно ли, что Рикки-Тикки-Тави
укусил Нага за хвост?
Ответ: неверно, мангуст укусил его
за голову.
9. Верно ли, что Иван в сказке
"Конек-Горбунок" спас рыбку?
Ответ: неверно, Иван спас чудо-юдо
рыбу кит.
10. Верно ли, что Ивану лучшим другом
стало животное, а не люди?
Ответ: верно, другом стал
Конек-Горбунок.
11. Верно ли, что Конька звали
Горбунком, потому что у него был горб?
Ответ: неверно, у него было два
горба.
12. Верно ли, что коней золотогривых у
Ивана украли Данило и Гаврило?
Ответ: верно, коней украли братья.
Вопросы IV тура
1. Откуда у Ивана появился
Конек-Горбунок?
Ответ: его родила белая кобылица.
2. В каком поселке происходят
действия, описанные в сказочной повести
"Рикки-Тикки-Тави"?
Ответ: в поселке Сигаули.
3. Продолжите строки:
"За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил..."
Ответ: "...старик в одном селе".
4. Чем закончилась сказка
"Конек-Горбунок"?
Ответ: Иван женился на Царь-девице
и стал царем.
5. На каком топливе работал трактор
Тр-тр-Митя?
Ответ: трактор Тр-тр-Митя работал
на продуктах.
6. Кто достал Шарика-фотографа со дна
реки, когда тот тонул?
Ответ: старый бобер.
7. На кого стал похож Шарик после
парикмахерской?
Ответ: на собаку пуделя.
8. О чем просил кот Матроскин в
письме, которое он послал в институт Солнца?
Ответ: о маленьком домашнем солнце.
Ирина БОБРОВА,
учитель школы № 8, г. Ессентуки
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
3-й класс (1–4)
Оборудование. Игровое поле, волчок,
табло, два флажка, кроссворды, разрезные задания.
К сектору 15 – черный ящик, мочалка; предметы для
сектора 12.
ХОД ИГРЫ
Играют две команды.
Конкурс капитанов
Проводится для того, чтобы
определить, чья команда начнет игру.
Учитель. Назовите героев, о которых
идет речь, название книги и ее автора.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Дети. Буратино. "Золотой ключик,
или Приключения Буратино", А.Н. Толстой.
У. Сейчас потолкуем о книжке
другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
Д. "Сказка о рыбаке и
рыбке". А.С. Пушкин.
У. Вышел дедка в огород.
Видит – чудо там растет:
Кругло, а не мячик,
Желто, а не солнце,
С хвостом, а не мышь...
И никак не вытащишь.
Кто помог ему в беде?
И в какой то сказке, где?
Д. Русская народная сказка
"Репка".
У. При честном при всем народе
Едет печка по дороге.
Кто на печке той сидит –
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?
Д. Емеля. "По щучьему
веленью". Русская народная сказка.
У. Вот что сказка говорит:
В чаще леса дом стоит.
В чистой комнатке лесной
Вместо бабушки больной
Страшный зверь лежит в подушках,
Поджидает он девчушку.
Бабку он уж проглотил...
Кто же зверя победил?..
И в какой все это сказке?
Д. Волк, охотники, "Красная
Шапочка". Шарль Перро.
При помощи флажков команды
показывают свою готовность отвечать на вопрос.
Сектор 1
У. Из какой сказки эти слова:
"Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.
Звезды на небе считает,
И краюшку уплетает."?
Д. Из сказки
"Конек-Горбунок" П.Ершова.
Сектор 2
У. За какую плату решил Балда
работать на попа?
Д. За три щелчка.
Сектор 3
Музыкальная пауза. Исполняется песня
"Голубой вагон".
Сектор 4
У. Какую песню пела коза своим
детям?
Д. "Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла –
Молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю."
Сектор 5
У. Перескажите сказку, которую
готовили к игре.
Выслушивают по два человека от
каждой команды.
Сектор 6
У. Назовите сказку, автора,
перечислите героев, изображенных на
иллюстрациях.
Предлагаются картинки к сказке
"Золотой ключик, или Приключения Буратино".
Сектор 7
У. Прочитайте наизусть отрывок из
любой сказки А.С. Пушкина.
Выслушиваются обе команды.
Сектор 8. "Черный ящик"
У. Здесь находится вещь, которую
съел крокодил. Что это за вещь, как называется
сказка и кто ее автор?
Д. Мочалка из сказки К.И. Чуковского
"Мойдодыр".
Сектор 9. Конкурс эрудитов
У. Отгадайте кроссворд.
Каждой команде дается кроссворд. (Задания
может читать учитель, а команды, тихонько
совещаясь, заполняют кроссворд.)
По горизонтали:
8. Как зовут девочку с голубыми
волосами, которая воспитывала Буратино?
По вертикали:
1. О ком идет речь:
"Колотил да колотил
По тарелкам носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом."?
2. Деревянный мальчуган из сказки
А.Н. Толстого.
3. Имя девочки из сказки Андерсена,
которая спасла своего брата.
4. Один из героев сказки "Зимовье
зверей".
5. Кто говорит эти слова:
"А дорога далека,
А корзина нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок!"?
6. В небесах – не на земле
Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
7. Предмет, за которым охотились
герои сказки о Буратино.
Ответы
По горизонтали: 8. Мальвина.
По вертикали: 1. Журавль. 2.
Буратино. 3. Герда. 4. Баран. 5. Медведь. 6. Яга. 7.
Ключик.
У. Перечислите сказки, которые
были использованы в этом кроссворде.
Сектор 10
У. Кто раскрывал цветные зонтики
над детьми, чтобы им снились хорошие, цветные сны.
Д. Оле-Лукойе.
Сектор 11
Музыкальная пауза. Исполняется
песенка Винни-Пуха из мультфильма.
Сектор 12
Перед первой командой – яйцо и ложка,
перед второй – конь и ключик.
У. Как эти предметы связаны со
сказками?
Д. Яйцо – "Курочка Ряба";
ложка – "Три медведя", "Жихарка"; конь –
"Конек-Горбунок", "Сивка-бурка"; ключик
– "Золотой ключик, или Приключения
Буратино".
Сектор 13
У. Вспомните, как злая мачеха
обращалась к зеркальцу.
Д. Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Сектор 14. "Черный ящик"
У. С помощью предмета,
находящегося внутри ящика, можно смастерить
самые разные вещи, а можно убить страшного злодея
– героя русских сказок.
Д. Игла.
Сектор 15. Литературное лото
Задания для команд одинаковые,
картинки разные.
У. Если вы правильно ответите на
все вопросы, у вас откроется иллюстрация к хорошо
известной сказке. Вам надо будет назвать ее и
автора, пересказать изображенный эпизод.
Сектор 16
У. Из какой сказки слова:
"Часы стали бить полночь. Она вскочила и
упорхнула, как птичка"?
Д. "Золушка".
Сектор 17. Конкурс "Кто знает больше
сказок"
Каждая команда пишет на листочке за
определенное время названия сказок.
Сектор 18. Литературная викторина
По иллюстрациям назвать сказку.
Резерв
Один из секторов можно заменить
заданием: расшифруй название сказки.
Показываются карточки:
ЛОБОКОК – колобок
МОРЕКЕТ – теремок
ТОК И СИЛА – кот и лиса
КВОЛ И ЗАОК – волк и коза
КОРОМОЗ – морозко
КАШУЗОЛ – золушка
Подведение итогов. Награждение
Наталья ЕЩЕНКО,
г. Санкт-Петербург
СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Оборудование. На доске слова
А.С. Пушкина: "Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма"; стенд с рисунками детей к
прочитанным сказкам; сердцевинки и лепестки
разных цветов; предметы: кувшинчик и дудочка;
игрушки "Золотая рыбка", "Красная
Шапочка"; букварь; силуэты сказочных героев;
цветные мелки; две фонограммы с песенками из
сказок; призы; эмблемы команд; оформление к
сказкам, стенд "Сказки дружат с нами"
(народные, литературные).
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент
Учитель. Итак, друзья, начнем
программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Дети (хором). Для нас!
У. Сегодня мы будем участниками
и свидетелями соревнования двух команд –
"Знайки" и "Весельчаки". Прошу команды
представиться.
Капитаны команд представляют членов
команд, показывают свои эмблемы.
На доске:
Участники знакомятся с жюри.
У. Символом победы будут букеты
из колокольчиков, которые расцветут в конце
соревнования у команды-победительницы. А
колокольчики нам прислали жители из волшебного
города Динь-Динь. Колокольчики находятся у жюри.
За каждый правильный ответ колокольчики будут
прикрепляться к букетам. Выигрывает та команда, у
которой больше колокольчиков в букете.
II. Конкурс-разминка
У. Я задаю вопросы сказочной
викторины. Отвечать может любой участник
команды. За каждый правильный ответ жюри
присуждает один колокольчик. Условия конкурса
ясны?
Д (хором). Да!
У. В одной сказке поросята
проучили злого волка. Сколько было поросят и как
их звали?
Д. Три поросенка: Ниф-Ниф,
Нуф-Нуф, Наф-Наф.
У. Кто так пел? Из какой сказки?
"Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки.
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем".
Д. Пел воробьишко из сказки
М.Горького.
У. Чего больше всего хотел
Крокодил Гена?
Д. Найти друга.
У. Из какой сказки такие слова:
Все, что сделано руками бедняков, принадлежит
беднякам!
Да здравствует народ!
Долой лентяев и обжор!
Д. Из сказки Ю.Олеши "Три
толстяка".
У. А такие:
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Д. Из сказки С.Маршака
"Двенадцать месяцев".
У. Как позвать Сивку-бурку?
Д. Три раза свистнуть и сказать:
"Сивка-бурка, вещий каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой!"
У. В кого превращался
великан-людоед из сказки Шарля Перро "Кот в
сапогах"?
Д. Во льва.
– В мышь.
У. Какое мужское имя чаще всего
дают героям русских сказок?
Д. Иван.
У. Какие волшебные слова
говорила девочка, когда отрывала лепестки
цветика-семицветика?
Д. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Жюри подводит итоги.
III. Конкурс художников
У. У меня два сказочных
персонажа. Прошу выйти по одному участнику,
умеющему рисовать.
Задание: "оживить" силуэты. За
удачное выполнение задания присуждается три
колокольчика.
После выполнения задания художники
представляют свои работы и рассказывают о героях
по плану: 1) имя героя; 2) название сказки;
3) автор сказки.
IV. Конкурс "Сказка стала былью"
У. Давным-давно люди мечтали о
скатерти-самобранке, подняться в воздух,
опуститься на дно морское. Но шло время, и то, что
раньше было чудом, стало обыденными вещами.Вам
надо определить, какие существующие сегодня
предметы пришли на смену сказочным. Конкурс
оценивается одним колокольчиком за каждый
правильный ответ.
Раздаются карточки с заданиями.
Карточка 1
1. Гусли-самогуды.
2. Ступа.
3. Чудо-зеркало. |
Карточка 2
1. Перо Жар-птицы.
2. Клубок ниток.
3. Сани. |
Ответы: |
Команда 1
1. Магнитофон.
2. Самолет, ракета.
3. Телевизор, компьютер. |
Команда 2
1. Лампа.
2. Компас.
3. Автомобиль. |
V. Конкурс болельщиков
У. Я буду показывать изображения
сказочных предметов, а вы должны назвать, из
какой они сказки.
Учитель показывает рисунок с
изображением кувшинчика и дудочки.
Д. В.Катаев. "Кувшинчик и
дудочка".
Учитель показывает изображение
Золотой рыбки.
Д. А.Пушкин. "Сказка о рыбаке и
рыбке".
Учитель показывает изображение
Красной Шапочки.
Д. Ш.Перро. "Красная
Шапочка".
Учитель показывает изображение
азбуки.
Д. А.Н. Толстой. "Золотой
ключик, или Приключения Буратино".
VI. Музыкальный конкурс
Для каждой команды приготовлена
запись песни из сказки. Надо назвать сказку. За
правильный ответ присуждается один колокольчик.
VII. Конкурс "Старая сказка на
новый лад"
Дети инсценируют сказки "Репка",
"Как старик корову продавал". Жюри оценивает
конкурс пятью колокольчиками.
У. Внимание! Черный ящик! Что в
нем? Из какой сказки?
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Д. Мыло из произведения Корнея
Чуковского "Мойдодыр".
VIII. Конкурс "Кто быстрее?"
Между двумя стойками натянута
веревка с игрушками. Участники с завязанными
глазами должны срезать игрушку. Выигрывает та
команда, которая срежет больше игрушек.
Конкурс оценивается тремя колокольчиками.
IХ. Итог игры
Жюри подводит итоги состязания.
Побеждает команда, у которой в букете больше
колокольчиков. Команда-победительница
награждается медалями, остальным участникам
вручаются сувениры.
Тамара АЛЕКСЕЕВА,
школа № 562,
г. Москва
ПО ДОРОГАМ СКАЗОК
4-й класс (1–4)
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент
Класс разбивается на команды,
выбираются капитаны, название команды.
Ведущий. Мы закончили читать
произведения писателей-классиков, которые жили и
творили в ХIХ веке – времени расцвета русской
культуры. Путешествуя по времени, мы не только
знакомились с произведениями, но и узнавали
интересные факты жизни самих писателей, учились
понимать мастерство авторов, старались понимать
их произведения. А сегодня на командной
игре-викторине мы подведем итог этой работы.
Символ победы – сказочный цветок – должен
расцвести у команды-победительницы к концу игры.
Пока все лепестки этого цветка находятся у меня.
Вы будете завоевывать их в честном поединке и
прикреплять к серединкам цветков, которые
находятся у вас на столе. Команды к игре готовы?
Итак, в путь! Желаю вам успехов!
II. Разминка
Ведущий. Конкурс первый –
разминка. Я задаю поочередно командам вопросы.
Время на подготовку – 30 секунд. За правильный
ответ – один лепесток.
Отвечают капитаны команд.
Ведущий. Кто так говорил? Назовите
героя, произведение и его автора.
"Идите вы, волнушки, выступайте на
войну!"
Дети. Боровик, В.Даль. "Война
грибов с ягодами".
Ведущий.
Вот что ты сделал: отцу своему, царю
Берендею,
Мой поклон отнеси, да скажи от меня: "Не пора ли,
Царь Берендей, должок заплатить?.."
Дети. Кощей Бессмертный,
"Сказка о царе Берендее...", В.Жуковский.
Ведущий. "Не трогай здесь ничего,
– сказала она. – Берегись разбудить старушек".
Дети. Чернушка, "Черная курица,
или Подземные жители", А.Погорельский.
Ведущий. "А что, старуха, кабы у
нас была дочка, да такая беленькая, да такая
кругленькая?"
Дети. Старик,
"Девочка-Снегурочка", В.Даль.
Ведущий.
"Мне тебя, царица, жаль,
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь".
Дети. Рак, "Спящая царевна",
В.Жуковский.
Ведущий.
"Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Д. Царица, "Сказка о мертвой
царевне", А.Пушкин.
III. Конкурс "Узнай писателя"
Ведущий. Конкурс второй – "Узнай
писателя".
Он был офицером, врачом, но самым
главным смыслом его жизни было собирание русских
слов, уяснение их значений.
Дети. Владимир Иванович Даль.
Ведущий. Этот писатель получил
блестящее образование, участвовал в войне
1812 года, а затем всю жизнь воспитывал
племянника, занимался творчеством.
Дети. Антоний Погорельский –
Алексей Алексеевич Перовский.
Ведущий. Этот человек был
воспитателем и педагогом, поэтом, воспитателем
наследника престола.
Дети. Василий Андреевич Жуковский.
Ведущий. Детские стихи этого
писателя оценил А.С. Пушкин; его воспитателем
был автор первой русской литературной сказки,
написанной для детей.
Дети. Алексей Константинович
Толстой.
Ведущий. Кто скрывался под
псевдонимом "Казак Луганский"?
Дети. Владимир Иванович Даль.
Ведущий. Этот писатель вступил
в литературное состязание с В.Жуковским, написал
великолепные сказки, любим и почитаем читателями
всего мира.
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
IV. Музыкальный конкурс
Ведущий. Конкурс третий –
музыкальный.
Великий русский композитор Николай Андреевич
Римский-Корсаков (показывает портрет)
написал оперу "Сказка о царе Салтане" по
известной сказке А.С. Пушкина. Сейчас вы
прослушаете два фрагмента этой оперы.
Догадайтесь, кто из героев сказки представлен
этими музыкальными фрагментами. Ответы пишите на
листочках. (Тридцать три богатыря, "Полет
шмеля".)
V. Литературные конкурсы
Ведущий. Конкурс четвертый –
литературная игра "Кузовок".
Вы передаете кузовок друг другу,
называя слова, оканчивающиеся на -да.
VI. "Узнай литературного героя"
Ведущий.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава...
Дети. Царевна Лебедь из "Сказки о
царе Салтане..." А.Пушкина.
Ведущий.
Но двенадцатой одной
Хромоногой, старой, злой...
Дети. Чародейка из сказки
"Спящая царевна" В.Жуковского.
Ведущий.
Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят,
Руки белые лежат
На трепещущих грудях.
Сжаты в легких сапожках
Ножки – чудо красотой.
Дети. Царевна из сказки "Спящая
царевна" В.Жуковского.
Ведущий.
Выбежал с ними прекрасный младенец,
мальчик-кудряшка,
Живчик, глазенки, как ясные звезды...
Дети. Заколдованный мальчик из
"Сказки о царе Берендее..." В.Жуковского.
Ведущий.
Жил был маленький мальчик...
Лицом был красавчик,
Как искры, глазенки,
Как пух, волосенки.
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жару отдыхал он.
Дети. Сказка
"Мальчик-с-пальчик" В.Жуковского.
Ведущий.
Страшный урод ко мне подходил; широко
шагая,
Черные ноги свои подымал он, и когти кривые
С острыми шпорами были на них; на уродливой шее
Длинные косы висели змеями; нос крючковатый;
Под носом трясся какой-то мохнатый мешок, и как
будто
Красный с зубчатой верхушкой колпак, с головы
перегнувшись,
По носу бился...
Дети. Петух из сказки "Война
мышей и лягушек" В.Жуковского.
В случае если команды собрали
одинаковое количество лепестков, можно
разыграть несколько вопросов.
Учитель. В какой из сказок
В.Жуковского одного царя звали Демьяном, другого
– Матвеем, а третьего – Берендеем?
Дети. Царь Демьян из "Сказки об
Иване-царевиче и сером волке".
– Царь Матвей из сказки "Спящая царевна".
– Царь Берендей из "Сказки о царе Берендее,
о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея
Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны,
Кощеевой дочери".
Учитель. Назовите полное название
сказки А.Пушкина "Сказка о царе Салтане...".
Дети. "Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
VII. Итог игры
Подводятся итоги игры-викторины.
Победители игры получают медали знатоков
произведений русских писателей ХIХ века.
Участники игры получают сладкие призы.
Сергей КАЙДАЛОВ,
учитель начальных классов
с. Таежное, Хабаровский р-н,
Хабаровский край
|