Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

Охрана здоровья

Лето – благоприятная пора для укрепления здоровья. Материалы, предложенные в этом номере, могут оказаться полезными как для учителей начальной школы, так и для воспитателей, работающих в летних оздоровительных лагерях.

МОЛОДОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ – НАМ С БАБУЛЕЙ ПОДСПОРЬЕ

Цели. Приобщать школьников к проблеме сохранения своего здоровья, к традициям народной культуры как источника нравственного здоровья; воспитывать собственную ответственность за здоровье; расширять представления о связи поколений, содействовать пониманию и оцениванию себя самого как продолжателя рода, вызывать у детей чувство гордости за своих родных, чувство заботы и ответственности за их здоровье.

Оборудование. На центральной стене сцены – название праздника, цветы, шары, на стенах пословицы, родословные, составленные и оформленные каждой семьей, на столиках-тумбах блюда здоровой кухни (кулинарные изделия по старинным бабушкиным рецептам), игра "Кольцеброс", цветик-семицветик с заданиями-ворчалками; стулья для участников, украшенные шарами и бантами; для призов – семена лекарственных растений в пакетиках, поделки из глины – дымковские игрушки, медали "Улыбка", "Самому гибкому", "Неунывайка" и т.д.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

I. Вводная часть

На сцену выходит учитель.

Учитель. Продолжительность жизни измеряется годами, а ее качество – здоровьем. Быть здоровым – естественное желание человека, и он рано или поздно задумывается о здоровье, поскольку запас жизненных сил с возрастом иссякает.
И кто, как не бабушки, наши строгие и мудрые, добрые и бодрые, наши неунывающие, жизнерадостные, милые бабушки, ведает это! Они-то точно знают, что гораздо проще и надежнее поддерживать здоровье, чем его восстанавливать. И чем раньше заняться укреплением здоровья, тем лучше.

Цель моя,
Чтоб поколенья наши молодые,
Взяв лучшее от пожилых, как эстафету,
Своим бы детям передали!

Итак, я приветствую всех участников нашего семейного праздника-игры: "Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье".

II. Приветствие участников

Под задорную, бодрую музыку команды поднимаются на сцену и занимают свои места.

Учитель. Так как дети в большинстве своем очень похожи на дедушек и бабушек, наследуя по генам от них не только внешние черты и темперамент, но и здоровье, я и решила сформировать команды из девочек, мальчиков и бабушек. Поприветствуем их!

III. Основная часть праздника

Конкурс 1 "Каков род, таков и приплод"

Ученик 1.

Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет.
Веселись, расти и пой, –
Родословная с тобой.

Учитель. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Зная свою родословную, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям. А еще, по утверждению генетиков, своему же собственному здоровью и ради здоровья будущего поколения. Итак, первый конкурс: "Каков род, таков и приплод".
Вы видите на этой сцене прекрасные родословные, "генеалогические древа", которые составили команды.
Сейчас дети из каждой команды представят свою родословную, выделив в своем рассказе долгожителя рода.
А бабушки, переняв эстафету, добавят, что, по их мнению, является здоровьесберегающей основой их рода.
Бабушки должны назвать и раскрыть одну основную черту, например, команда 1 – физический труд, команда 2 – веселый нрав, неунывающий характер, команда 3 – баня.

Выслушиваются представления команд.

Учитель. Большое спасибо командам за содержательные рассказы. А в нашей школе здоровьесберегающей основой являются прежде всего уроки физкультуры. Послушайте песню в исполнении учеников 1-го класса.

Исполняется песня "Физкульт-ура!" (сл. З.Петровой, муз. Ю.Чичкова).

Дети.

Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам.

Припев:

И мы уже сегодня
Сильнее, чем вчера.
Физкульт-ура!

Нам пилюли и микстуру
И в мороз, и в холода
Заменяют физкультура
И холодная вода.

Припев.

Не боимся мы простуды,
Нам ангины нипочем.
Мы коньки и лыжи любим,
Дружим с шайбой и мячом.

Припев.

Конкурс 2 "Профилактика старенья – в бесконечности движенья"

Учитель. Песня помогла нам настроиться на следующий конкурс. Любимое занятие всех детей – бегать, прыгать, играть. Сегодня мы приглашаем поиграть и бабушек.

Первая игра называется "Кольцеброс".

Правила игры

У одной из бабушек в руках держатель. У каждого ученика по три кольца. По очереди дети бросают кольца. Количество попаданий соответствует количеству очков.

Вторая игра называется "Поезд".

Правила игры

По сигналу учителя каждая команда должна на полу составить "поезд", используя содержимое карманов, одежду, обувь и т.д. Исключается помощь болельщиков. Побеждает команда, которая первой дошла до учителя.

Подводятся итоги игр, подсчитывается количество очков.

Конкурс 3 "И что нам горе, когда пословиц море"

Ученик 2. Хорошая пословица поднимет любого молодца.

Ученик 3. И что нам горе, когда пословиц море.

Учитель. Это конкурс пословиц о здоровье. Наши участники готовились к этому конкурсу – они искали пословицы о здоровье.
Сейчас в течение трех минут поочередно игроки из каждой команды будут громко называть найденные ими пословицы о здоровье. За каждую пословицу команда получает одно очко. (Примеры пословиц представлены в Приложении.)

Конкурс 4 "Ешь правильно – и лекарство не надобно"

Ученик 4.

Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Учитель. Значение питательных веществ для роста и развития организма трудно переоценить. Вы уже догадались, что следующий конкурс – о питании. Он так и называется: "Ешь правильно – и лекарство не надобно".

Команды проводят презентацию самых аппетитных блюд здоровой кухни, изготовленных по старинным фирменным бабушкиным рецептам, и рассказывают о них по плану.

На доске:

План рассказа

1. Оригинальное название.
2. Из каких продуктов состоит.
3. Приготовление.
4. Какие питательные вещества преобладают? Для чего они нужны?
5. Чем полезно.

Игра со зрителями "Это я, это я, это все мои друзья"

Учитель. Пока команды готовятся к следующему конкурсу, проведем игру со зрителями. Я называю двустишие. Если вы с ним согласны, говорите хором: "Это я, это я, это все мои друзья". Если не согласны – молчите.

Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

Дети молчат.

– Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Ну а кто начнет обед
С жвачки импортной, конфет?

Дети молчат.

– Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?

Дети молчат.

Учитель.

Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Конкурс 5 "Бодрящий дух врачует песнопенье"

Ученик 5.

Для танца, песни не страшны года,
Пусть даже волосы седые,
Коль сохранил ты навсегда
Те чувства озорные!

Учитель. Приступаем к пятому конкурсу – "Бодрящий дух врачует песнопенье". Это конкурс художественной самодеятельности, к которому команды готовились заранее. Конечно же, выступление команд должно отражать тему "Сохранение здоровья". Итак, слушаем и смотрим команду...

Команды исполняют приготовленные номера. Примеры выступлений представлены в Приложении.

Конкурс 6 (для бабушек) "Мудрые советы бабушки"

Учитель. Как известно, у каждой бабушки в запасе есть свои, проверенные временем, надежные рецепты от детской хвори. И уж если кто-нибудь заболел...

Ученик 6.

Нам бабушки помогут,
Рецепты подберут,
Мудрыми советами
К здоровью приведут.

Учитель. Кто первым поделится своими маленькими хитростями – рецептами от детской хвори?

Выслушиваются советы бабушек.

Конкурс 7 (для мальчиков) "Сеанс смехотерапии"

Ученик 7.

Здоровье – царство смеха,
Сам смех – тропа к успеху,
И все нам удается,
Когда душа смеется.

Учитель. Улыбка и смех – это плодотворные человеческие реакции. Смех лечит лучше, чем лекарство.

Надо научиться смеяться и радоваться любому пустяку. Давайте вспомним анекдотичные случаи из вашей жизни, связанные со здоровьем, и посмеемся вместе.

Дети вспоминают различные случаи и рассказывают их аудитории.

Конкурс 8 (для девочек) "Ворчалки и эмоции"

Учитель. Не секрет, что бабушки принимают активное участие в воспитании внуков. Народная мудрость гласит: "Бабушка – вторая мать". У каждой бабушки есть запас ласковых имен для любимых внуков. Но в воспитании шаловливых, не всегда послушных детей не обходится и без осуждений, ворчаний, ругани и даже наказаний. Всем известно – настоящая бабушка должна уметь ворчать.
Вот девочки сейчас любовно поворчат на заданную тему, используя соответствующие эмоции.

  • "Эмоции" – дети, одетые соответствующе и с надписью на голове:

  • "Радость" – в розовом платье;

  • "Удивление" – в голубом платье;

  • "Страх", "Ужас" – в фиолетовом платье;

  • "Горе" – в черном платье;

  • "Надежда" – в красном платье;

  • "Стыд" – в коричневом платье.

– Вот вам эмоции, а в цветике-семицветике темы, на которые можно ворчать. Открывайте лепесток цветика-семицветика, на обратной стороне читайте тему "ворчалки", выбирайте соответствующую эмоцию и ворчите.

Дети выполняют задания. После конкурса учитель приглашает "эмоции" подняться на сцену.

Учитель. Все эмоции составляют краски жизни. Положительные эмоции продлевают жизнь, а отрицательные ее укорачивают. Какие из них положительные?

Дети. Радость.

Учитель. Эмоций много, а положительных мало. Радость, надежда – вот положительные эмоции. Значит, какие эмоции надо стараться вызвать у бабушки, чтобы продлить ей жизнь?

Дети. Радость, улыбку, смех.

Учитель.  Вы можете сделать это прямо сейчас. Подойдите, обнимите любимую бабушку, скажите ей ласковые слова.

Под музыку дети подходят к бабушкам.

– Постарайтесь как можно чаще вызывать положительные эмоции у близких людей, ведь радость молодит, а значит, приносит здоровье. А в подарок бабушкам ученики исполнят песню.

Дети исполняют песню "Ах, работа, ты домашняя работа" (сл. Хайта, муз. Савельева).

Ах, работа, ты домашняя работа,
Заниматься нам тобою неохота.
Мыть, стирать, ходить за хлебом,
Пол мести, варить компот –
Одному такое дело не осилить и за год.

Припев:

Без бабушки, без бабушки
Не испечь оладушки,
Котлеты пережарятся,
Свернется молоко.
А с бабушкой, бабусенькой
Живется в доме весело (2 раза)
И дышится легко.

Ах, работа, ты домашняя работа,
Заниматься нам тобою неохота.
Погонять бы мяч футбольный
Или с книжкою прилечь,
Но работы много в доме –
Надо бабушку беречь.

Припев.

Ах, работа, ты домашняя работа,
Заниматься нам тобою неохота.
Ах, бабулечка седая,
Мой любимый старый друг,
Ты повсюду успеваешь,
И на все хватает рук.

Припев.

IV. Заключительная часть праздника

Учитель.  Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте посмотрим, с какими итогами мы закончили его. Мы продолжаем себя в детях, внуках. И я вместе с бабушками очень надеюсь, что наши внуки войдут во взрослую жизнь здоровыми, жизнерадостными, доброжелательными людьми. Именно таким людям должно принадлежать будущее. Здоровья вам! Радости! Любви!
Слово жюри для подведения итогов.

Приложение

Конкурс 3

1. В здоровом теле – здоровый дух.
2. Спорт – эликсир жизни.
3. Движение – жизнь.
4. Чистый рот – враг болезней.
5. Чисто жить – здоровым быть.
6. Будь умеренным в еде, но не в работе.
7. Чем меньше соли, тем меньше боли.
8. Профилактика старенья – в бесконечности движенья.
9. Здоровье всего дороже.
10. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
11. Без болезни и здоровью не рад.
12. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
13. Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
14. Больному сердцу горько и без перцу.
15. Болезнь входит пудами, а выходит золотниками.
16. Болезнь человека не красит.
17. Болен – лечись, а здоров – берегись.
18. Боль без языка, а сказывается.
19. Больной – и сам не свой.
20. Больной лечится, здоровый бесится.
21. Больной – что ребенок.
22. Болячка мала, да болезнь велика.
23. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
24. В добром здоровье и хворать хорошо.
25. Где пиры да чаи, там и немочи.
26. Где просто, там живут лет до ста.
27. Дай боли волю – умрешь раньше смерти.
28. Дай боли волю – она в дугу согнет.
29. Живот – не нитки: надорвешь – не подвяжешь.
30. Здоров будешь – все добудешь.
31. Здоровому врач не надобен.
32. Здоровому все здорово.
33. Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье не здорово.
34. Здоровье дороже богатства.
35. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду.
36. Здоровье не купишь – его разум дарит.
37. Здоровьем слаб, так и духом не герой.
38. Здоровью цены нет.
39. Здоровье не купишь.
40. Кто встал до дня, тот днем здоров.
41. Кто не болен, тот здоровью цены не знает.
42. Курить – здоровью вредить.
43. Не больной привередлив – боль.
44. Не всякий умирает, кто хворает.
45. Нездоровому все немило.
46. Не помер Данила, а болячка задавила.
47. Не рад больной и золотой кровати.
48. Несладко, неладко, зато здорово.
49. Не спеши умирать, еще належишься.
50. Не спрашивай здоровья, гляди в лицо.
51. Не спрашивай у больного здоровья.
52. От здоровья не лечатся.
53. Пока сердце не заболит, глаза не плачут.
54. Раньше смерти не умрешь.
55. Ребенком хил, так взрослым гнил.
56. С курами ложись, с петухами вставай.
57. С поста не мрут, а от обжорства мрут.
58. Сама болезнь скажет, чего хочет.
59. Свою болячку чужим здоровьем не лечат.
60. Сладко естся, так плохо спится.
61. У кого болит, тот и кричит.
62. У кого болят кости, тот не думает в гости.
63. У кого что болит, тот про то и говорит.
64. Увечье – не бесчестье.
65. Ум да здоровье дороже всего.
66. Умеренность – мать здоровья.
67. Уходила, умучила, согнула да скрючила.
68. Хвораю – ем по караваю, не могу – ем по пирогу.
69. Хороший повар стоит доктора.
70. Человек стареет, болезнь молодеет.
71. Чистая вода – для хвори беда.
72. Баня парит, баня правит.
73. Анкета не прибавит века.
74. Баня – мать вторая.
75. Баня – мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
76. Верь не болезни, а врачу.
77. Горьким лечат, а сладким калечат.
78. Держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле.
79. Есть болезнь – есть и лекарства.
80. И собака знает, что травой лечатся.
81. Играй – не отыгрывайся; лечись – не залечивайся!
82. Кроме смерти, от всего вылечишься.
83. Лук да баня все правят.
84. Лук с чесноком – родные братья.
85. Лук – от семи недуг.
86. На болячку не молись, а лечись.
87. Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
88. Не то зелье, чтоб в землю, а то, чтоб жилось.
89. Не тот болен, кто лежит, а тот, кто над болью сидит.
90. Нельзя исцелить, так можно отрубить.
91. Ранить легче, чем лечить.
92. Та душа не жива, что по лекарю пошла.
93. Тяжело болеть, тяжело и над больным сидеть.
94. У всякой лекарки свой препарат.
95. Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
96. Чеснок да редька – так и на животе крепко.
97. Морковь прибавляет кровь.
98. Ешь правильно – и лекарство не надобно.
99. Зелень на столе – здоровье на сто лет.
100. Ешь досыта, а работай до поту.
101. Через рот сто болезней входит.
102. Не ложись сытым – встанешь здоровым.
103. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
104. Дома ешь, что хочешь, а в гостях – что велят.
105. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит.
106. Без уменья и сила ни при чем.
107. Совет хорош, а дело лучше.
108. Терпенье и труд все перетрут.
109. Ты пожалей – и тебя пожалеют.
110. Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
111. Кто крепок плечом, тому и ноша нипочем.
112. Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест.
113. Лекарств тысяча, а здоровье одно.
114. Сидит раскис, по бокам развис.
115. Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
116. Кто спортом занимается, тот силы набирается.
117. Счастливые часов не наблюдают.
118. Радость молодит, горе старит.
119. Ржа ест железо, а печаль – сердце.
120. Мужество делает ничтожным удары судьбы.
121. Оружие слабого – жалоба.
122. Сильный телом победит одного, сильный духом – тысячи.
123. Смех – здоровье души.
124. Где песня льется, там здоровье живется.
125. Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их.
126. Если не бегаешь, пока здоров, забегаешь, когда заболеешь.
127. В какой день паришься – в тот день не старишься.
128. Не вовремя старость, не к делу хворь.
129. Не годы старят, а жизнь.

Конкурс 5 (художественная самодеятельность)

Команда 1

Дети исполняют русскую народную песню "Горлица".

Горлица тоcкует, дятел все долбит,
А глухарь токует, а душа болит.
А душа, душа-то тем и хороша,
Все летит куда-то, крыльями шурша.

Припев:

Горлица и дятел да еще глухарь,
Дайте мне печали – я их спрячу в ларь.
Счастье улыбнется, все пойдет как встарь,
Горлица вернется, будет петь глухарь.
Я друзей пернатых от невзгод, дождей
Всех могла бы спрятать в горнице своей.
Зернышки раздачи разнеси, глухарь,
Горлице и дятлу и себе, глухарь.

Припев:

Горлица и дятел да еще глухарь,
Дайте мне печали – я их спрячу в ларь.
Счастье улыбнется, все пойдет как встарь,
Горлица вернется, будет петь глухарь.

Команда 2

Дети читают стихи.

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.

Ну а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер
К телевизору засядешь
И посмотришь по порядку
Сериалов череду,
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда –
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.

Команда 3

Дети исполняют частушки.

Если денег не имеешь,
Со здоровьем вдруг беда,
Вылечить тебя сумеют
Смех, зарядка и вода!

Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Облилась водой холодной –
Снова стала молодой!

Эх, топни, нога,
Топни, правенькая.
Все равно спортсменкой буду,
Хоть и маленькая.

А наш умный старый дед –
Ему восемьдесят лет –
Добавляет в чай женьшень
И смакует целый день.

Маме с папой помогаю
И работы не боюсь!
Отчего же я такая?
Оттого что не ленюсь!

А мое-то чучело
Чего отчебучило:
Меня к ЗОЖу приучает,
Диетой замучило.

Позавидуйте, подружки,
Что здоровой я расту,
Бег – зимой, купанье – летом,
Медитация по сну.

Третья тысяча открыта,
Новый счет Христовых дней.
Ох, напьюсь я девясила –
Стану в девять раз сильней.

Прыгать, бегать и играть
Физкультура учит.
Может, кто-нибудь из нас
И медаль получит.

Положу под изголовье
Я полынную траву.
Принесет она здоровье,
Сон и счастье наяву.

Веселитесь, не стесняйтесь!
Там, где смех, печали нет!
Больше двигаться старайтесь,
Свой храня менталитет.

Тетя Соня захотела
Изменить частично тело,
Цену у врача узнала
И сознанье потеряла.

Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если не было бы нас,
Кто бы пел частушки?

Пожелаем вам здоровья,
Чтобы боли все ушли.
Завершаем петь частушки,
Просим хлопать от души!

Завершаются частушки русским переплясом.

Тамара РЫЖОВА,
учитель средней школы,
пос. Комсомолец,
Тукаевский р-н,
Республика Татарстан

РАСТЕМ ЗДОРОВЫМИ

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий. Здравствуйте! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми, а без движения не может быть здоровья.

Быть здоровым, быстрым, ловким
Нам помогут тренировка,
Бег, разминка, физзарядка
И спортивная площадка!

Группа ребят инсценирует стихотворение.

Ученик 1.

Что такое физкультура?
Тренировка и игра!
Что такое физкультура?
Это физ-, и -куль-, и -ту-, и -ра!

Ученик 2.

Руки вверх, руки вниз –
Это физ-.
Крутим шею, словно руль, –
Это -куль-.
Ловко прыгай в высоту –
Это -ту-.
Бегай полчаса с утра –
Это -ра.

Ученик 3.

Занимаясь этим делом,
Станешь ловким, сильным, смелым
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит физ-куль-ту-ра!

Раздаются первые аккорды музыки. Дети поют "Песенку о зарядке" (сл. М.Львовского, муз. М.Старокадомского).

Ведущий.

По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.

В зале звучит песня "Физкультурный марш" (сл. А.Барто, муз. М.Раухвергера). Дети выполняют упражнения утренней зарядки.

Ведущий. А сейчас для вас, ребята, будет показана сказка "Репка", которую сочинил Ю.Кушак. Написана эта сказка по-новому:

Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком –
Дремлет у крылечка.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна:
"На зарядку, на зарядку становись!"

Дед.

У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Ведущий.

Лопату берет,
Идет в огород.

Бабка.

И у бабки без зарядки,
Слава Богу, все в порядке!

Ведущий.

Рот разевает,
Громко зевает.

Внучка.

Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.

Ведущий.

На лавку садится,
Заплетает косицу.

Выходят Жучка и Кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Ведущий.

Жучка за кошкой,
Кошка – в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Ведущий.

Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра... (Уходит.)

Бабка. Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавочку.)

Звучит музыка.

Ведущий.

На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.

Дед.

Эх, бульдозер бы сюда,
Без него совсем беда!

Ведущий.

Тянет-потянет –
Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка.

Я сейчас!
Ай да репка удалась!

Ведущий.

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Дед.

Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Ведущий. Внучка за...

Внучка.

Ломит спину, ноют ручки.
Нет, не справиться без Жучки.

Ведущий. Жучка за внучку...

Жучка.

Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!

Ведущий. Кошка за Жучку...

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка.

Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами,
Кажется, с усами.

Ведущий.

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Ведущий.

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и бабка.

Влево – вправо, влево – вправо –
Получается на славу!

Мышка.

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Ведущий.

Мышка за кошку...
Тянут – потянут, вытянули репку!

К чему призывает эта сказка?

Звучат ответы детей.

Ученик 4. Мы не только каждое утро начинаем с зарядки, но и любим играть в подвижные игры. Давайте поиграем в нашу любимую игру "Мы веселые ребята".

Правила игры

Дети стоят на одной стороне класса. Перед ними мелом проводится черта. На противоположной стороне класса также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловец.

Дети (хором).

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!

После слова "лови" дети перебегают на другую сторону класса, а ловец догоняет бегущих. Тот, до кого он дотронется, прежде чем играющий перейдет черту, считается пойманным и становится ловцом.

Ученик 5. Подвижные игры помогают нам быть здоровыми и стройными. Иногда мы так старательно делаем уроки, что очень низко наклоняемся над тетрадками. От этого портится осанка.

Ученик 6. Для того чтобы оставаться стройными, нужно ровно сидеть за партой, не носить тяжести все время в одной руке, рюкзак носить не в руках, а на спине. Спорт помогает укрепить мышцы и улучшить осанку.

Ученик 7. Физкультура дает не только здоровье, но и красоту, потому что больной человек не может быть красивым.

Ученик 8. Особое значение для красоты и здоровья имеет сон. Послушайте, пожалуйста, стихотворение С.Михалкова "Не спать!" про мальчика, который не хотел ложиться спать.

Я ненавижу слово "спать"!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
Нет, я не спорю и не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь.
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...

Ученик 9.

Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше не заснуть!..

Ученик 10.

Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!

Ведущий. Как вы думаете, ребята, прав ли герой стихотворения?

Дети. Нет, не прав, потому что ложиться спать надо всегда в одно и то же время.

Ведущий. Да, дети 7–8 лет должны спать не меньше 10,5–11 часов, а дети 10–11 лет – 10–10,5 часов. Для младших школьников самый полезный сон – с 21 часа до 6–7 часов утра. Перед сном полезно спокойно погулять на свежем воздухе. Не стоит играть в шумные игры, смотреть телевизор. Комнату перед сном надо обязательно проветрить, а еще лучше оставить форточку открытой на всю ночь. Если в комнате прохладно, то вы заснете быстрее, сон будет глубже, а утром вы проснетесь с хорошим настроением и у вас появится желание сделать утреннюю гимнастику.

Незаметно входит Простуда.

Простуда. Да-да, надо побольше лежать в кровати, укрываться самым теплым одеялом, а вот форточку открывать, наоборот, очень вредно. Послушайте, как правильно ведет себя мальчик, чтобы подружиться со мной.

Звучит стихотворение С.Михалкова "Про мимозу".

Ученик 11.

Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?..
Кто же это?
Почему
Тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба,
Если снег полгода не был?..
Если утром сладок сон –
Целый день в кровати он.
Если в тучах небосклон –
Целый день в галошах он.

Ученик 12.

Почему?
А потому,
Что все прощается ему
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом,
Управлять грузовиком.

Ведущий. Вот почему этот мальчик целый день лежит в постели. Это очень вредно для здоровья. Мы узнали тебя, злая Простуда! Ты думала, что мы тебе поверим и будем себя вести так же, как этот мальчик? Нет, мы не хотим расти такими изнеженными. Мы растем здоровыми, сильными и крепкими.

Ученик 13. Мы не боимся тебя, Простуда, уходи с нашего праздника!

Простуда. Так уж и не боитесь? Да я вас сейчас быстренько заберу к себе в плен! Будете у меня чихать и кашлять! Вы же не знаете, как себя нужно вести, чтобы не заболеть.

Ученик 14. Знаем и сейчас тебе расскажем. Ну, во-первых, если кто-нибудь из нас начнет чихать или кашлять, то он будет прикрывать рот и нос платком, чтобы никого не заразить. А во-вторых, мы никогда не ходим по лужам и стараемся не промочить ноги.

Ученик 15. Мы всегда держим ноги и голову в тепле, делаем по утрам зарядку, любим физкультуру, занимаемся спортом и закаляемся. А еще, если вдруг заболеем, мы выполняем все рекомендации врача: полощем горло, пьем лекарства и даже терпим уколы без капризов.

Простуда. Да, мне с вами не справиться, но я позову своих подруг – болезни. Они вас быстро к себе заберут!

Ученик 16. Не заберут! Мы всегда моем овощи и фрукты, завтракаем, обедаем и ужинаем всегда в одно и то же время, перед едой и после прогулки моем руки, делаем прививки, чтобы не заболеть.

Звучит стихотворение С.Михалкова "Прививка".

Ученик 17.

– На прививку! Первый класс!
– Вы слыхали? Это нас!
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну подумаешь, укол!
Укололи и – пошел...
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Ученик 18.

Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..

Ученик 19.

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...

Ведущий. Да, некоторые из нас еще боятся делать уколы и прививки, но мы все понимаем, что их делать необходимо, если мы хотим вырасти здоровыми.

Простуда. Вот заладили! Вырасти здоровыми, вырасти здоровыми... Наверно, я зря сюда пришла. Пойду-ка я отсюда, поищу других детей. Тех, которые растут, как мимоза.

Простуда уходит.

Ведущий. С Простудой на нашем празднике стало как-то скучно. Давайте-ка поиграем в подвижную игру, которая называется "Третий – лишний".

Правила игры

Игроки становятся парами по кругу. Расстояние между парами 2–3 шага. Два игрока водят: один начинает бежать, другой – его догонять. Убегающий, видя, что его могут поймать, быстро встает впереди одной из пар, и таким образом получается сразу три игрока. Третий, стоящий сзади, должен бежать. Его ловит тот же игрок, что и раньше. Если его поймают, то они меняются ролями.

Ведущий. Молодцы! Приятно смотреть на таких быстрых и ловких ребят. А знаете ли вы главных врагов здоровья и ловкости?

Ученик 20. В 1492 году Колумб открыл Америку, табак стал проникать в Европу, и стала распространяться привычка курить. Курение очень вредно, особенно для детей. Вредно даже находиться в той комнате, где кто-нибудь из взрослых курит. Те дети, которые вдыхают табачный дым, медленнее растут, чаще болеют, хуже учатся. Спорт и здоровье не дружат с вредными привычками. Мы все – за здоровый образ жизни. Здоровье приносит нам бодрость и хорошее настроение.

Группа девочек под ритмичную музыку исполняет спортивный танец на основе аэробики.

Ведущий. Я вижу, что вы любите спорт и знаете, что самое главное событие в жизни спортсмена – это Олимпиада.

Учитель проводит викторину.

Вопросы.

1. Что вы знаете об Олимпийских играх?
2. Как часто они проводятся?
3. Какая страна является их родиной?
4. Расскажите, что значат пять переплетенных колец?
5. Где проводились последние Олимпийские игры?

Ведущий. Я вижу, что и с этим заданием вы справились. Молодцы! Вы действительно знаете, как сохранить здоровье, справиться с простудой, умеете играть в подвижные игры, петь и танцевать, занимаетесь спортом. Наш праздник подходит к концу. Я желаю вам крепкого здоровья, отличных отметок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Растите крепкими и здоровыми!

Елена МУХИНА,
учитель начальных классов,
г. Сочи

ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Цели. Образовательные: учить детей соблюдать правила личной гигиены, режим дня; развивать логическое мышление, память, смекалку, речь учащихся; воспитывать опрятность, желание соблюдать чистоту дома и в школе, на улице и в общественных местах.

Оборудование. Плакаты с пословицами и поговорками о чистоте, красочно оформленные режимы дня учеников, стихи К.И. Чуковского, посылка, письмо, костюм Незнайки, цветные листочки с загадками, мыло, зубная паста, зубная щетка, расческа, носовой платок, платяная щетка, мяч, обруч.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Ребята, сегодня в нашем классе собрались верные друзья и помощники Мойдодыра, которые знают, что чистота – залог здоровья.
На адрес нашего класса пришли посылка и письмо.

Учитель достает конверт и посылку.

– Как вы думаете, что нужно вскрыть сначала?

Дети. Сначала вскроем письмо.

Учитель.  Правильно, сначала вскроем письмо и посмотрим, от кого оно и что в нем написано.

В конверте стихотворение Ю.Тувима "Письмо ко всем детям по одному очень важному делу".

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевою,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!

ВАШ ТУВИМ

Учитель. Вот, ребята, мы и узнали, от кого пришло письмо. Давайте теперь посмотрим, от кого пришла посылка и что в ней.

Учитель открывает посылку и достает лист бумаги.

Учитель. Давайте прочитаем, что здесь написано.

Дорогие ребята!
Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки. Кто их правильно отгадает, получит подарок – отгадку к этим загадкам.
До свиданья!

ВАШ МОЙДОДЫР

Учитель достает из ящика маленькие цветные пакетики. На них написаны загадки, а внутри лежат подарки-отгадки. Подарки получают те дети, которые дают правильный ответ.

Учитель. Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было...
Что, ребята?..

Дети. Мыло.

Учитель. Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала.

Дети. Зубная щетка.

Учитель. Белый-белый порошок
Между зубок – скок-поскок.
Заблестели зубки,
Раскраснелись губки.

Дети. Зубной порошок.

Учитель. А еще лучше зубная паста "Blend-a-med", да?

Дети. Да.

Учитель. Вспомните, какую интересную беседу провела с вами наша врач-стоматолог Татьяна Павловна и как подарила вам эту пасту.
Продолжаем отгадывать загадки.

Целых 25 зубов
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.

Дети. Расческа.

Учитель. Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.

Дети. Носовой платок.

Учитель. Я на ежика похожа,
А еще на свинку,
У меня на спинке –
Колкая щетинка.
Если вижу я детей
Грязных, будто свинки,
Я щетинкою своей
Им почищу спинки.

Дети. Платяная щетка.

Учитель. Вот и получили вы подарки от Мойдодыра. На дне коробки остался один, последний подарок. Этот подарок особый, он прислан для всех вас. Но прежде чем его получить, надо выполнить довольно сложное задание. Мойдодыр хочет проверить, как вы умеете правильно ухаживать за своим внешним видом.

Раздается стук в дверь. В класс входит ученик в костюме Незнайки.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости.

Учитель.  Здравствуй, Незнайка! Ты пришел как раз вовремя. Сейчас ребята будут повторять некоторые правила поведения, а ты слушай внимательно, запоминай – они и тебе пригодятся. А вы, ребята, обратите внимание на внешний вид и поведение Незнайки, когда будете перечислять правила.

Ученики отвечают, а Незнайка приводит себя в порядок.

Дети. Надо следить за чистотой лица и рук, хорошо умываться.
– Волосы надо аккуратно причесывать.
– Обувь надо чистить каждый день.
– Платье и костюм должны быть всегда чистыми и выглаженными.
– Всегда надо иметь с собой чистый носовой платок.

Учитель. Молодцы, ребята, правила вы знаете очень хорошо. А чтобы Мойдодыр узнал, как вы соблюдаете режим дня, давайте возьмем с выставки самый лучший из составленных вами и прочитаем.

Один ученик читает свой режим дня.

Учитель. К сегодняшнему дню вы выучили интересные стихотворения. Сейчас мы их послушаем.

Ученики читают наизусть стихотворения.

Ученик 1.

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.

Учитель. Слушая следующее стихотворение, вы будете выполнять зарядку.

Ученик 2.

Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать!
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Распахнуто окошко,
Нам холод нипочем!
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнем.
Но чтоб совсем проснуться,
Нам нужно потянуться.
Начинай! Не спеши!
Через нос ровней дыши!
Я возьму мяч большой,
Подниму над головой,
Прогну спину,
А мяч назад кину.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Сережа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Все, что делает Сережа,
Повторить попробуй тоже.
А теперь, детвора,
Умываться пора.

Ученик 3.

По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться:
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу
И под душем серебристым
Моет шею чисто-чисто
И не хнычет: "Ой, беда,
Ой, холодная вода!"

Учитель. А сейчас объясните, пожалуйста, как вы понимаете следующие пословицы и поговорки:

  • Кто аккуратен, тот людям приятен.

  • Чистота – лучшая красота.

  • Чисто жить – здоровым быть.

  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

  • Чистая вода – для хворобы беда.

Дети объясняют, как они поняли смысл пословиц.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы и правила хорошо знаете, и стихи выучили интересные, и объяснили смысл пословиц и поговорок. Сразу видно, что вы настоящие друзья и помощники Мойдодыра.
Как вы понимаете слова: "Чистота – залог здоровья"?

Ответы детей.

Учитель. Итак, ребята, пусть каждый класс, родная школа будет у нас городом Чистоты и Порядка.

Валентина ЛЁВКИНА,
учитель начальных классов,
школа № 915, г. Москва

ТЕАТР ЗДОРОВЬЯ "МЫ ЗДОРОВЬЕМ ДОРОЖИМ – СОБЛЮДАЕМ СВОЙ РЕЖИМ!"

Цели. Показать детям и родителям, что режим дня не только помогает правильно распределять время, хорошо учиться, но и укрепляет здоровье членов семьи.

Оборудование. На классной доске, створки которой в начале урока закрыты, выложена цветными буквами тема классного часа; развешаны изображения Солнца, Луны; восемь самодельных рисунков-плакатов для подведения итогов по каждому этапу; пословицы о здоровье, сне, режиме дня;; табличка "Консультация"; магнитофон, аудиозаписи; две небольшие ширмы для кукольного спектакля; куклы (кот Митяй, пес Барбос, Мышка-спортсменка); реквизит для кукольного театра (2 пластмассовых стакана, 2 маленьких портфеля, мячик, "телевизор", 2 подушки, 2 одеяла; декорации для кукольного спектакля (домик пса, домик кота) и для проведения игры (2 фартука, 2 косынки, 2 подноса, карточки с названиями различных блюд); звонок (колокольчик); сувениры-"будильники" с памяткой для родителей; стенд "Режим дня".

На праздник приглашены медицинская сестра школы, медицинские работники (родители), консультанты, родители всех учащихся класса.

ХОД ПРАЗДНИКА

По разные стороны от классной доски поставлены две ширмы для кукольного театра. Дети и родители расположились полукругом. Прозвенел первый звонок в театре. Учитель и дети, улыбаясь, приветствуют родителей.

Учитель и дети. Здравствуйте, желаем вам всем здоровья!

Звенит второй звонок.

Учитель. Сегодня мы в очередной раз встречаемся с вами. А наше кукольное представление называется "Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим!" Дети, что означают слова "режим дня"?

Дети высказывают свои мнения.

Учитель. Дорогие зрители! Сегодня вы увидите, что режим дня помогает не только правильно распределять свое время, хорошо учиться в школе, но и...

Выбегают Мышка, пес Барбос, кот Митяй.

Мышка. ...помогает укреплению здоровья всех членов вашей семьи!

Пес Барбос. Мы научим вас правильно составлять режим дня.

Кот Митяй. Мы хотим, чтобы у вас появилось желание выполнять режим дня ежедневно!

Учитель. Итак, наш Театр здоровья открывает свой занавес.

Звенит третий звонок, открывается "занавес" – створки классной доски. А внутри изображение улыбающегося лучистого Солнца и слова: "Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим!"

Сцена 1

Слева от Солнца расположен домик пса Барбоса, а справа – домик кота Митяя. Куклы сладко спят. Звонко зазвенел будильник. Кукловоды поют песню "Митяй-лентяй".

Кукловоды.

Трезвонят все будильники:
Митяй, вставать пора!
А он храпит, как миленький
До девяти утра.
Митяй-лентяй, Митяй-лентяй
Храпит, храпит,
Все спит и спит.

Кот Митяй недовольно прячет будильник под подушку, а пес Барбос просыпается, протирает лапками глаза, заправляет постель, выполняет зарядку, умывается. Кукловоды продолжают пение.

Кукловоды.

Влезло солнце к нам в окошко,
Улеглось на желтый пол,
И по тепленькой дорожке
К нам в квартиру день пришел.
Он залез ко мне в кровать,
Говорит: "Пора вставать!"

Антракт

Учитель. Дети, кто из героев вам понравился и чем? (Ответы детей.)

 А я знаю пословицу: "Сон – лучшее лекарство". Вот и пусть кот Митяй спит. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

Верно, дети, ведь он совершенно здоров! Так только можно заразиться ленью. Дети, какие пословицы об утреннем подъеме знаете вы?

Ученик 1. Кто рано встает, тот долго живет.

Ученик 2. Утро вечера мудренее.

Ученик 3. Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Мышка-спортсменка (из сказки Ю.Кушака "Репка").

А теперь проведем физкультминутку.
Каждый день свой непременно
Начинайте с физзарядки,
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!

 Учитель. У нас в антракте работает медицинская консультация. Уважаемые консультанты, расскажите нам о пользе сна. И почему утром нужно вставать рано и делать зарядку?

Консультант 1. Глубокий и полноценный сон необходим человеку, так как обеспечивает нервным клеткам головного мозга отдых. Это способствует правильному росту и развитию организма в целом, создает у человека чувство бодрости, повышает работоспособность. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10–12 часов. Нужно следить, чтобы ребенок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определенное время. Нужно приучить ребенка выполнять перед сном гигиенические процедуры, спать при открытой форточке, не разрешать смотреть перед сном телевизор и проводить шумные игры, нe давать плотного ужина. Важно помнить о полезной привычке рано ложиться и рано вставать. Гигиеническая гимнастика и водные процедуры благотворно воздействуют на центральную нервную систему, активизируют работу системы кровообращения и дыхания, способствуют вхождению в ритм рабочего дня.
Зарядка означает заряжение здоровьем и энергией. Занятия утренней зарядкой должны войти у ребенка в привычку.

Выводы по сцене 1: учитель вывешивает плакаты: "Утро", "Гигиенические процедуры", "Утренняя зарядка".

Сцена 2

Пес Барбос сидит за столом, завтракает. Он ест аккуратно, не торопясь. Затем берет приготовленный портфель и спокойно отправляется в школу.
Кот Митяй ест на ходу, попутно бросая в портфель учебники и игрушки. Бежит в школу, дожевывая бутерброд.

Антракт

Учитель. Какие ошибки вы заметили в поведении героев? (Дети высказывают свои мысли, их дополняют родители.)
– А теперь проведем игру "Приготовь завтрак".

Правила игры

Нужно быстро надеть фартук, повязать на голову косынку, на поднос положить карточки с названиями тех блюд, которые полезно съесть за завтраком, быстро отнести на стол к консультантам. Победит тот, кто выполнит все правильно и быстро.

Под быструю веселую музыку проводится игра.

Учитель. Уважаемые консультанты! Расскажите нам о правилах питания.

Консультант 2. Родители чаще обращают внимание на качество и калорийность пищи, чем на строгое соблюдение постоянного времени приема пищи. Для правильного питания необходимо приучить ребенка есть в определенное время, чтобы появился аппетит, не нарушалось выделение желудочного сока. Чтобы избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта, младший школьник должен питаться не реже четырех раз в день, примерно через каждые 3–4 часа. В школе ребенок должен получать горячий завтрак. Нужно прививать детям привычку мыть руки перед едой, пользоваться чистой посудой. Нельзя разрешать громко разговаривать и смеяться во время еды. Некоторые родители отдельно готовят детям, даже если они вполне здоровы. Дети привыкают к особому положения в семье, постепенно у них зарождается эгоизм. Завтрак и обед должны быть поплотнее, а ужин – легким.

Вывод по сцене 2: учитель вывешивает плакаты "Завтрак", "Дорога в школу". Дети обобщают.

Дети. Утром всегда нужно завтракать, есть надо аккуратно и не спеша. Учебные принадлежности готовить с вечера, а утром спокойно отправляться в школу.

Учитель (дополняет). Утренний поход в школу – это полезная прогулка перед уроками. Идти нужно не торопясь, глубоко дыша свежим воздухом. Но для этого необходимо выйти из дому вовремя, не опаздывать!

Сцена 3

После школы пес Барбос играет на улице с мячом. Учит уроки, успевает помочь маме. В 21.00 ложится спать.
После занятий в школе кот Митяй отдыхает, лежа в постели перед включенным телевизором. Засыпает, но просыпается от голоса матери: "Сынок, уже вечер. Покажи, как выполнил домашнее задание?" Митяй начинает готовить уроки, затем обращается к матери: "Мама, ты ложись, я только досмотрю боевик и тоже лягу".

Учитель. Дети, а у вас дома случаются такие сцены? (Рассказы детей.)

Уважаемые консультанты! Что вы можете посоветовать нам по поводу организации отдыха детей и выполнения домашнего задания?

Консультант 3. Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности: спортивные игры, физический труд, танцы, занятия в кружках по интересам. Пассивный отдых ведет к потере работоспособности, воспитывает лень. У каждого ребенка в режиме дня должно быть отведено время на труд, записаны постоянные поручения. Выполнение трудовых обязанностей нужно организовывать в перерывах между умственным трудом. Домашнее задание нужно выполнять в строго определенные часы (с 15.00 до 17.00). Через каждые 15 минут необходимо делать перерывы и проветривать помещение. Спать ложиться не позднее 22.00!

Дети исполняют на башкирском языке колыбельную песню "Йокларга". В это время Солнце (на доске) оборачивается и превращается в Луну.

 Выводы по сцене 3: учитель вывешивает плакаты "Активный отдых", "Приготовление домашнего задания", "Помощь родителям", "Сон".)

Итоги по домашнему заданию

Учитель обращает внимание детей и родителей на стенд "Режим дня", выполненный силами учащихся, отмечает красиво оформленные рассказы и рисунки.
По второму заданию (написать стихотворение по заданному учителем началу) дети зачитывают свои стихи.

Ученик 1.

Мы здоровьем дорожим:
Соблюдаем свой режим.
Утром делаем зарядку,
Вовремя всегда едим,
Днем играем,
Ночью спим.

Ученик 2.

Мы здоровьем дорожим,
Соблюдаем свой режим:

На зарядку утром встанем,
На урок не опоздаем.
Вовремя мы кушать будем,
Погулять не позабудем.
В девять ровно ляжем спать,
Чтоб режим не нарушать!

Ученик 3.

Мы здоровьем дорожим,
Соблюдаем свой режим:

Утром рано встаем,
На зарядку идем.
После школы по часам
Делаем уроки,
Отдыхаем и играем,
Строго по часам гуляем.

Ученик 4.

Мы здоровьем дорожим,
Соблюдаем свой режим:

Маме дома помогаем,
Свой режим мы соблюдаем.
В десять вечера, устав,
Спокойной ночи пожелав,
Отправляемся мы спать –
До утра нам отдыхать.

Подведение итогов классного часа.
Дети дарят своим родителям картонные сувениры – "будильники", изготовленные на уроке трудового обучения. С обратной стороны учитель наклеил "Памятку для родителей".

Памятка для родителей

1. Вместе с ребенком составьте режим дня, договоритесь о постоянных трудовых поручениях.
2. Первые две-три недели помогайте ребенку освоиться с режимом, учите его контролировать себя во время прогулки, напоминайте ему о трудовых обязанностях.
3. Поощряйте старание, прилежание и упорство ребенка.
4. Показывайте свое неудовлетворение срывом или невыполнением режима дня.
5. Будьте во всем ребенку примером.

Личный пример – великая воспитательная сила!

Дети со словами "До свидания, будьте здоровы!" прощаются. "Занавес" Театра здоровья закрывается.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Айсберг». Посетив сайт магазина, который располагается по адресу http://ice56.ru/catalogue/Holodilniki_I_Morozilniki/lg/, Вы сможете подобрать и купить нужный Вам холодильник, не отходя от экрана компьютера. «Айсберг» предлагает холодильники LG , POZIS, Samsung, Indesit, Атлант. В интернет-магазине «Айсберг» Вы сможете найти не только бытовую технику, но и комплектующие и аксессуары для компьютеров и ноутбуков, аудио- и видеотехнику и многое другое.

Альфия АБДРАХИМОВА,
учитель начальных классов,
г. Ишимбай,
Республика Башкортостан