Виктор ЦЫЛЕВ,
педагог-психолог гимназии № 6,
Валентина ОРЛОВА,
педагог-психолог прогимназии № 40,
г. Мурманск
Подумаем о ребенке
О пользе педагогической диагностики
при поступлении в школу
С появлением в школах психологов одним из
направлений их деятельности стала диагностика
психологической готовности детей к обучению при
поступлении в школу. Причем это направление
сразу начали подвергать критике, и прежде всего
родители детей, поступающих в школу. Они
рассматривают эту диагностику как попытку
ущемления прав детей.
Родители считают, что диагностика проводится с
целью отбора в учебное заведение лучших детей, и
поэтому требуют ее запретить. Вместе с тем
практика диагностики психологической
готовности ребенка показывает, что при некотором
смещении акцентов при ее проведении она может
превратиться из противника в верного помощника
родителей.
Среди критиков диагностики бытуют
мнения о том, что школа должна принимать для
обучения всех детей, что ребенок, достигнув 6,5
летнего возраста, имеет право поступить в любое
учебное заведение. Начальная школа – это не
институт: она должна дать ребенку азы знаний,
умений и навыков, научить его читать и считать. И
с этими мнениями трудно не согласиться. Конечно,
совершенно недопустимо, когда ребенок при
поступлении в школу попадает в ситуацию сдачи
вступительного экзамена для отбора на
конкурсной основе.
Нам представляется, что диагностику
надо не запрещать, а повсеместно вводить. Нужно
обязать школьных психологов обследовать всех
дошкольников, чтобы оказывать помощь их
родителям в определении для каждого ребенка
оптимальных условий обучения и развития.
Проводя диагностику дошкольников с
целью защиты их прав и интересов, мы
придерживаемся определенных принципов во
взглядах на организацию процесса обучения и
развития ребенка.
Прежде всего, мы считаем, что каждый
ребенок может успешно учиться в таком учебном
заведении, которое соответствует особенностям
его развития.
В этом случае учебный процесс проходит
в зоне ближайшего развития ребенка. Той помощи,
которую учитель реально оказывает детям на
уроке, оказывается достаточно, чтобы каждый
ученик успешно усваивал учебную программу.
Второй принцип заключается в том, что в
разных учебных заведениях существуют различные
требования к особенностям психологической
готовности детей к школе. Например, в школах,
работающих по системе развивающего обучения,
мало типовых заданий и усвоение программы
проходит за счет активного участия ребенка в
анализе заданий на уроке. Это требует от детей
повышенного уровня познавательной активности,
собранности, внимания и пр. Чем сильнее по
подбору учеников класс, тем меньше учитель может
уделять внимания организации поведения
учеников. Он также может повышать темп
преподавания, давать детям сложные задания и т.д.
Третий принцип: каждый ребенок
имеет право на успешное обучение, а не просто на
формальное посещение любой школы. Ребенок
приходит в школу учиться таким, каков он есть, и
он имеет право чувствовать себя успешным,
получать удовлетворение и пользу от процесса
обучения.
Четвертый принцип заключается в том,
что особенности психического развития не
есть нечто изначально заданное и навсегда
определенное и вследствие этого могут быть
скорректированы при соответствующем изменении
ситуации развития.
Здесь мы стоим на позициях
деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна,
который утверждал, что все особенности развития
психических функций ребенка, его способностей и
поведения детерминированы условиями его
жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью
понимается любая бытовая деятельность.
Психика ребенка адаптивна, и все
психические функции и способности развиваются в
той мере, в какой они востребованы условиями, в
которые помещен ребенок. Например, если ребенка
дома излишне опекают, всегда готовы помочь ему,
что-то подсказать, о чем-то напомнить, то,
вероятнее всего, такой ребенок будет иметь
низкий уровень развития внимания и памяти. При
изменении особенностей взаимодействия взрослых
с ребенком соответствующим образом будет
меняться и развитие его психических функций.
Получается, что на основании
диагностического обследования трудно сделать
точный прогноз будущих учебных достижений
ребенка, так как диагностика выявляет
особенности психического развития ребенка здесь
и сейчас. В ближайшем же будущем все может
измениться: ребенку могут быть созданы условия,
которые будут способствовать его эффективному
развитию.
И, наконец, пятый принцип: окончательное
решение о выборе для ребенка школы и класса
должны принимать родители.
Именно родителям ближе всего судьба
ребенка, от них в большей степени зависят
особенности его психического развития, они
больше других заинтересованы в том, чтобы
ребенок чувствовал себя комфортно в школе (в
общении с детьми и на уроках), поэтому они должны
нести ответственность за выбор школы и класса.
Психолог может лишь дать рекомендации,
рассказать о тех или иных возможных последствиях
обучения в различных условиях, показать
родителям, к чему может привести их выбор.
Если последний принцип исключить из
числа обязательных, то руководство интересами
ребенка может оказаться только формальным
мотивом психолога, а его действия могут
фактически являться манипуляцией для совершения
скрытого отбора. Кроме того, поскольку любая
диагностика не дает возможности делать
абсолютно точный прогноз будущих достижений
ребенка, то психологу, наверное, не стоит брать на
себя ответственность за определение его судьбы.
По нашему мнению, действительной целью
диагностического обследования должно стать
оказание помощи детям и родителям в подборе для
ребенка оптимальных условий обучения и развития.
Таким образом, само обследование в этом случае
выступает как средство защиты прав ребенка на
получение доступного образования.
Для реализации данных принципов на
практике важно, чтобы ими руководствовался не
только психолог, но и педагоги, и родители.
В наших учебных заведениях учителям
начальных классов, а также заместителю директора
по начальному звену изложенные выше принципы
являются близкими и понятными. Эти специалисты
оказывают дополнительную помощь
первоклассникам: неоднократно повторяют
задания, подробно их объясняют, и все-таки обычно
не всем учащимся этой помощи хватает. Почти в
каждом классе встречаются дети, которые из-за
своей либо неусидчивости, либо невнимательности,
либо медлительности и пр. не усваивают учебный
материал на уроке в должной мере. И если им не
оказывать дополнительную помощь дома, то они
вскоре попадают в число неуспевающих.
В то же время бывают случаи, когда в
слабых классах встречаются дети активные,
организованные, внимательные, и им учеба дается
без особого труда, что также не способствует их
эффективному развитию.
В более выгодных условиях обучения и
развития в каждом конкретном классе оказываются
дети, которые при старании успешно справляются с
учебной нагрузкой. Поэтому педагоги обычно
соглашаются с тем, что каждому ребенку
желательно подобрать оптимальные для него
условия обучения.
Просветительская работа с мамами и
папами у нас начинается на собрании для
родителей будущих первоклассников, которое
проводится перед началом приема детей в школу.
Родителей информируют о классах, программах,
системах обучения в начальной школе, об
особенностях построения учебного процесса в
каждом классе. Они узнают о требованиях, которые
предъявляются к ребенку в школе.
Родителям объясняют, что для успешного
обучения ребенку нужно быть организованным,
внимательным, активным, ответственным, с
интересом относиться к учебе. Наличие этих
качеств даже важнее, чем, например, умение читать
и считать. Но перечисленные психологические
качества не появляются у детей сами собой, а
являются результатом кропотливой
воспитательно-развивающей работы.
Родители также получают информацию о
том, что необходимый уровень развития
психических функций и способностей детей
определяется, с одной стороны, программами и
системами обучения, а с другой – подбором
учащихся в классе.
То есть ребенка очень важно готовить к
будущим условиям обучения и развития.
Перед обучением ребенка в школе
родители узнают о тех проблемах, которые могут
возникнуть у детей, если они не готовы к
выполнению школьных требований.
Во-первых, это неусвоение детьми
учебного материала. В результате у них с первого
класса возникают пробелы в знаниях, и вряд ли уже
потом можно ожидать от них успешной учебы.
Во-вторых, это расторможенность,
неусидчивость детей. Такие ученики мешают
учителю вести урок, отвлекают других, вносят
нервозность в атмосферу урока, особенно если в
классе собрались хорошо подготовленные к школе
дети.
В-третьих, потребность детей в особом
внимании со стороны учителя. Как правило, это те
дети, которые привыкли дома быть в центре
внимания и для которых нормой является
первоочередное исполнение их просьб и пожеланий.
В-четвертых, это манера поведения и
общения, заметно отличающаяся от стиля основной
группы ребят, что часто способствует
возникновению различных конфликтов.
Все перечисленные проблемы приводят к
тому, что дети нуждаются в повышенном внимании, в
дополнительной индивидуальной помощи, опеке и
поддержке учителя. Учитель же в условиях
классно-урочного обучения подобные потребности
в достаточной мере удовлетворить не может.
У проблемных детей появляется
негативное отношение к учебе, неприятие школы, а
также начинают развиваться негативные черты
характера, которые заявляют о себе в полную силу
в подростковом возрасте.
Здесь важно отметить, что на самом деле
в школу приходят разные дети и все они могут и
должны учиться, но разные системы обучения
выдвигают разные требования к уровню
психологической подготовки детей.
После ознакомления родителей с
трудностями, которые ожидают детей в первом
классе, им говорится, что, по мнению
педагогического коллектива школы, благом для
ребенка является поступление в такой первый
класс, к требованиям которого он подготовлен и в
котором мог бы успешно учиться.
И далее родителям сообщается о том, что
для оказания им помощи в выборе для ребенка
учебного заведения, класса и системы обучения
психолог проводит диагностику психологической
готовности детей к школе.
Причем диагностическое обследование
является обязательным для каждого ребенка,
поскольку администрация и педагогический
коллектив школы считают своим долгом
предупредить родителей о возможных будущих
проблемах детей в обучении, дать необходимые
рекомендации учителям и родителям по
коррекционно-воспитательной работе.
Родителей информируют о том, что такое
обследование не является нарушением правил
приема детей в школу, так как окончательный выбор
учебного заведения и класса остается за ними.
Здесь родителям важно дать понять, что
в их интересах выявить имеющиеся проблемы детей
и обсудить их с психологом. Это нужно для того,
чтобы подобрать для ребенка оптимальные условия
обучения.
Кроме этого, родителей надо
предупредить, чтобы они не пугали детей
диагностическим обследованием и не создавали
для них стрессовой ситуации. Ребенку можно
сказать, что он идет к психологу для того, чтобы
тот посмотрел, чему ребенок уже научился, помог
выбрать класс и подсказал, чем еще надо
позаниматься, чтобы легче и интереснее было
учиться в первом классе.
Не следует бояться обследования и
самим родителям. Несмотря на все трудности
обучения в первом классе, большинство детей
успешно справляются с учебной программой.
Главное – не прятать возникающие проблемы, а
своевременно их обнаруживать и конструктивно
решать.
Бывают случаи, что после получения
подобной информации родители приходят к выводу,
что их дети не готовы к обучению в гимназии. Но
для многих родителей выбор оптимальных условий
обучения для ребенка становится действительной
проблемой, и они приходят на диагностическое
обследование, чтобы получить профессиональную
рекомендацию психолога.
Диагностическое обследование можно
проводить в любой форме. Здесь мы представляем
наш позитивный опыт проведения групповой
диагностики.
Главная особенность всех видов
обследования у нас в школе – это обязательное
присутствие родителей: они должны видеть
проблемы ребенка и понимать необходимость их
решения.
Обследование проводится с группой,
состоящей обычно из 4–5 человек, в крайнем случае
количество обследуемых может доходить до 7
человек.
Диагностическое обследование
напоминает обычное школьное занятие и имеет
продолжительность 40–45 минут. В основе
диагностики лежит идея о том, что
психологические проблемы детей (низкий уровень
развития внимания, памяти, мышления,
неусидчивость, повышенная утомляемость, низкая
мотивация и пр.) проявляются не только при
выполнении ими специальных психологических
тестов, но и в обычной учебной деятельности.
В качестве тестовых могут
использоваться любые задания, которые являются
для детей посильными, но в то же время требуют
определенной собранности и старания.
Эти задания подобраны нами в
сотрудничестве с учителями, чтобы с
психологической готовностью детей к обучению в
школе проверять и их специальную подготовку.
Здесь есть упражнения на
мотивационный выбор, на фонематический анализ,
на знание счета и на саморегуляцию (графический
диктант).
Во время обследования родители сидят
за последними партами и наблюдают за поведением
детей, которые занимают первые парты.
На занятии психолог фактически
выступает в роли педагога. После проведения
занятия психолог собирает листы с заданиями и
сразу проводит индивидуальные консультации для
родителей с детьми. Здесь он уже выступает в роли
психолога.
Родителям нужно показать
психологические причины затруднений ребенка на
занятии (если, конечно, эти затруднения имелись).
Например, если задания были выполнены с ошибками
или вообще не выполнены, психолог может задать
ребенку наводящие вопросы, напомнить условия
задания, эмоционально поддержать его, то есть
оказать дополнительную дозированную помощь,
при получении которой ребенок справляется с
заданием. Возможно, ребенок испытывает
какие-либо частные затруднения, и даже помощь
взрослого не позволяет справиться с
поставленной задачей.
Для того чтобы дать родителям
рекомендации по коррекционно-воспитательной
работе, психолог обращается к анализу причин,
которые привели к образованию у ребенка
психологических проблем.
Причинами этих проблем чаще всего
являются какие-то элементы стиля
взаимоотношений детей с родителями и другими
близкими людьми. Эти проблемы обычно проявляются
не только в учебной деятельности, но и в любой
другой. Соответственно и корректировать
проблемы можно в любых бытовых ситуациях.
Рекомендации по
коррекционно-воспитательной работе практически
сводятся к коррекции взаимоотношений малыша с
родителями (и другими близкими).
При этом важно нацеливать родителей на
работу в зоне ближайшего развития ребенка.
Нельзя ожидать и требовать от него быстрых
изменений. Например, если ребенок привык к
повышенной опеке, то к самостоятельности его
надо приучать постепенно. С одной стороны, надо
формировать желание стать более
самостоятельным, а с другой стороны, давать для
выполнения только такие задания, с которыми он
может сам успешно справиться. Если ребенок с
заданием не справляется, значит, оно на данном
этапе развития самостоятельности слишком
сложное, находится за пределами зоны ближайшего
развития.
Если родители говорят, что какие-либо
психологические проблемы ребенка присущи ему с
рождения, то тем более важно подобрать такие
условия обучения, в которых он сможет успешно
учиться.
Если психолог правильно диагностирует
проблемы ребенка, то родители обычно с этим легко
соглашаются. Если далее психолог показывает,
какие особенности взаимодействия родителей с
ребенком привели к образованию этих проблем, то
родители часто признают свои ошибки в
воспитательной работе и начинают понимать
необходимость коррекции своих взаимоотношений с
ребенком.
В результате остается оценить
совокупность данных: способности ребенка и его
здоровье, желание родителей и их возможности в
оказании ему коррекционно-развивающей и учебной
помощи. На основании этой оценки психолог вместе
с родителями подбирает оптимальные условия
обучения.
Родители иногда предлагают записать
ребенка в класс, к которому он недостаточно
подготовлен, но при этом обязуются взять его под
особый контроль: активно оказывать помощь,
проводить необходимую коррекционно-развивающую
работу и внимательно следить за успеваемостью и
состоянием здоровья. В этом случае после первого
полугодия нужно посмотреть, каковы будут успехи
ребенка и сможет ли он дальше учиться в этом
классе. Часто бывает, что подобная позиция
родителей приносит свои плоды и ребенок успешно
адаптируется к учебе в выбранном классе.
Возможна и другая ситуация: интересы
ребенка у родителей стоят не на первом месте, их
больше волнует престиж, удобство посещения
гимназии из-за ее близости к дому и пр. Но в любом
случае проведенная психологом работа не
является напрасной. Если ребенок поступит в
первый класс, к которому он недостаточно
подготовлен, и будет испытывать большие
трудности в обучении, то у психолога с учителем
будут веские аргументы при последующих беседах с
родителями.
При явно выраженных
характерологических проблемах ребенка и в целом
достаточно хорошей специальной подготовке часто
бывает более важным выбор подходящего учителя, а
не системы или программы обучения. И в этом
вопросе психолог также может оказать помощь
родителям.
В заключение хочется еще раз отметить,
что обучение ребенка в условиях, к которым он
психологически подготовлен и в которых может
быть успешным, является для него и благом, и
правом, которое надо отстаивать. Мы хотели бы
найти единомышленников в этом вопросе. Мы
надеемся, что в образовательной среде изменится
отношение к диагностическому обследованию
дошкольников: и педагоги, и родители будут
рассматривать его как важную и необходимую
помощь ребенку.
|