Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2003

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Елена ВОСТОРГОВА

Русский язык

Пояснительная записка

Предлагаемые контрольные работы составлены в соответствии с содержанием программы по русскому языку В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой и следующими учебниками:

1. Букварь (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
2. Учебник "Русский язык. 1-й класс" (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова).
3. Учебник "Русский язык. 2-й класс" в двух частях (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова).
4. Учебник "Русский язык. 3-й класс" в двух частях (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В. Чеботкова).
5. Учебник "Русский язык. 4-й класс" в двух частях (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).
6. Все контрольные работы являются итоговыми, то есть проводятся в конце учебного года1.

Каждая работа состоит из двух частей.

Цель заданий первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта. В 4-м классе (1–4) или 3-м классе (1–3) эту часть работы можно проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами.

Цели заданий второй части каждой работы следующие: во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области; во-вторых, диагностировать, в какой степени сформированы у учащегося основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения, рефлексивное отношение к способам собственных действий, умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу, проверить ее.

Контрольные работы № 1, № 2 и № 3 содержат по два задания. Задание 1 нацелено на проверку языковых знаний и умений в рамках изученного материала. Задание 2 носит диагностический характер (помечено *), оно определяет уровень сформированности компонентов учебной деятельности, указанных выше. Это задание построено на материале, выходящем за рамки изученного на данный момент предметного содержания. Это означает, что успешность выполнения этих двух типов заданий в классе будет разной.

Контрольная работа № 4 имеет те же две части, но вторая часть содержит пять заданий, среди которых есть задания и первого, и второго типа. Эти задания построены на материале основных разделов русского языка, изученных на конец 3-го (1–3) или 4-го (1–4) класса.

Контрольные работы № 1, № 2 и № 3 выполняются следующим образом: за один урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из заданий. Задание выбирает учитель в зависимости от того, какую цель контрольной работы он ставит: проверку изученных знаний и умений или цель диагностическую.

Контрольная работа № 4 выполняется за два урока: на первом уроке учащиеся пишут диктант, на втором – выполняют вторую часть работы (желательно на специальном бланке).

Кроме указанных работ предлагаются тексты для контрольного списывания, которое можно проводить в конце каждого учебного года (кроме 1-го класса).

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1-й класс (1–4)

Контрольная работа № 1

Часть 1

ДИКТАНТ

Ночью был сильный дождик. Барабанил целый час. А к утру тучки ушли. Запели птицы.
Распахнула Юля окна. Какой свежий воздух! Вот и новый день.
(24 слова)

Часть 2

Задание 1

Вариант 1

Выпиши из диктанта три слова, в которых звук [й’] обозначен по-разному.

Вариант 2

Выпиши из диктанта три слова, в которых есть буква ь с такой работой.

Задание 2*

Прочитай слова.

Тень, перья, дочь, пьют, барьер, полька, моль, мыть, течь, рысь, пьешь, мышь, письмо.

Во всех словах есть одна и та же буква – ь. Запиши эти слова, распределив их по столбикам: в каждый столбик – слова с одинаковой работой ь. Если тебе встретились слова с непонятной работой ь, запиши их отдельно под знаком вопроса.

2-й класс (1–4)

Контрольная работа № 2

Часть 1

ДИКТАНТ

Добрая береза

Стоит на лесной опушке береза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился сока и улетел. Побежал ручеек по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг березы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила своим соком добрая береза.
(43 слова)

Часть 2

Задание 1

Вариант 1

Выпиши из текста высказывание.

Закружились вокруг березы бабочки.

Подчеркни в нем все орфограммы. Над каждой орфограммой укажи способ ее проверки: 1 – если орфограмму можно проверить по закону русского письма (по сильной позиции); 2 – если орфограмму можно проверить по словарю; 3 – если орфограмму можно проверить по специальному правилу; ? – если ты пока не можешь объяснить проверку этой орфограммы.

Вариант 2

Выпиши из текста высказывание.

Всех угостила своим соком добрая береза.

Подчеркни в нем все орфограммы. Над каждой орфограммой укажи способ ее проверки: 1 – если орфограмму можно проверить по закону русского письма (по сильной позиции); 2 – если орфограмму можно проверить по словарю; 3 – если орфограмму можно проверить по специальному правилу; ? – если ты пока не можешь объяснить проверку этой орфограммы.

Задание 2*

Проверь орфограммы слабых позиций, изменяя то же самое слово. Если не можешь найти такую проверку, поставь знак "?". Если проверку нашел, но не уверен, что это то же самое слово, запиши проверку, а рядом поставь знак "?"2.

… – …

… – ?

… – … ?

зама(з, с)ка –
расцв(е, и)тать –
оц(е, и)нить –
дел(о, а) –

3-й класс (1–4)

Контрольная работа № 3

Часть 1

ДИКТАНТ

Удивительная в лесу тишина. Лес отдыхает. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Светлые зайчики играют на белых стволах берез. Их длинные висячие ветки почти неподвижны. Мошки вьются столбом.
Отлетает ленивая паутинка.
Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке. Чудный запах разносится по лесу. Идешь и с каждым шагом отпиваешь глоток чистого воздуха.
(54 слова)

Часть 2

Задание 1

Вариант 1

Выпиши из списка слова, имеющие один и тот же корень.

Оплачивать, платье, платить, плачет, платок, расплата.

Вариант 2

Выпиши из списка слова, имеющие одинаковые окончания.

(нет) травы, (есть) столы, (на) пне, (у) коня, (на) стуле, (у) брата.

Задание 2*

Прочитай слова.

Рож(?), стрич(?), ключ(?), настеж(?), (нет) туч(?), доч(?), мяч(?), береч(?), печ(?), (еж) колюч(?), невтерпеж(?).

Какая орфограмма есть во всех этих словах? Запиши их в три столбика:

1) слова, называющие предметы, в которых пишется ь;
2) слова, называющие предметы, в которых не пишется ь;
3) слова, называющие действия.

Слова, которые не попали ни в один столбик, запиши отдельно со знаком "?". Знаешь ли ты, как пишутся эти слова?

4-й класс (1–4), 3-й класс (1–3)

Контрольная работа № 4

Задание 1

Запиши текст, проверяя орфограммы.

Вечер

(За)в...ршинами леса скрыл...сь со(?)нце. Пр...хладно и сыр... (в)л...су. Ожива...т земля. Пахн...т в...сенними поч(?)ками. Вот сам собой шев...льнулся (на)з...мле мокрый л...сток. Под ним (по) казалась (из)з...мли з...леная стрелка м...л...дой травк... . Много звуков (в)в...черн...м л...су. (За)лива...т(?)ся (на)д...рев(?)ях певчие др...зды. (На) в...ршин... стар... дуба громк... ворку...т дикий голу...ь. Около прозрач(?)н...й лужи с...дят лягушки.
Выт...нув длинн... шеи, прол...тели (над) темн...м лес...м утки. Страшн... (за)х...х...тал филин. Прон...слись (над)макушк...м... д...рев(?)...в л...сные кулич(?)ки.
(На)ступа...т в...сенняя пр...хладная ноч(?).
(71 слово)

Задание 2

Вариант 1

1. Подчеркни правильные утверждения.

В слове маяк:

а) 4 звука, 4 буквы;
б) 5 звуков, 4 буквы;
в) есть два одинаковых гласных звука;
г) есть две одинаковых гласных буквы;
д) первый слог ударный.

2. Прочитай предложения. Подчеркни все орфограммы, которые тебе удастся найти. Объясни орфограммы, которые ты подчеркнул. Поставь знак вопроса над теми орфограммами, которые ты не можешь объяснить с помощью изученных тобой правил.

Высокий дуб рос на холме.
Шли годы. Кругом появились дома, улицы. А дуб продолжал расти, удивляя горожан.

3. Выдели значимые части в словах:

1) наколенник
2) горе
3
) бессонный
4) пюре
5
) пожелтел
6) справа

4. Прочитай стихотворение "Бармаглот" из книги Л.Кэрролла о приключениях Алисы в Зазеркалье. Определи, к какой части речи относится каждое слово в этом стихотворении. Если какое-то слово ты не сумеешь отнести к одной из известных тебе частей речи, поставь над ним знак вопроса.

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

5*. Прочитай предложения.

Мы долго искали друг друга в лесу.
В лесе было что-то таинственное.

Определи падеж существительного лес в каждом из этих предложений. Как ты думаешь, почему оно имеет разную форму в этих предложениях? Запиши свой ответ.

Вариант 2

1. Подчеркни правильные утверждения.

В слове уют:

а) 3 звука, 3 буквы;
б) 4 звука, 3 буквы;
в) есть два одинаковых гласных звука;
г) есть две одинаковых гласных буквы;
д) первый слог ударный.

2. Прочитай предложения. Подчеркни все орфограммы, которые тебе удастся найти. Объясни орфограммы, которые ты подчеркнул. Поставь знак "?" над теми орфограммами, которые ты не можешь объяснить с помощью изученных тобою правил.

Сережки всю зиму висели на растениях и заметно выросли за эти дни весны. Их рост ускоряется от тепла и света.

3. Выдели значимые части в словах.

1) намордник
2) море
3
) дошкольный
4) шоссе
5
) побелел
6) слева

4. Прочитай стихотворение "Бармаглот" из книги Л.Кэрролла о приключениях Алисы в Зазеркалье. Определи, к какой части речи относится каждое слово в этом стихотворении. Если какое-то слово ты не сумеешь отнести к одной из известных тебе частей речи, поставь над ним знак "?".

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

5*. Прочитай предложения.

Мальчики что-то ищут в снегу.
Художник что-то ищет в снеге.

Определи падеж последнего существительного в каждом из этих предложений. Как ты думаешь, почему оно имеет разную форму в этих предложениях? Запиши свой ответ.

Тексты для контрольного списывания

2-й класс (1–4)

Белка

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки.
Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу.
А наша белочка в дупле орешки грызет. Тепло ей там.
(45 слов)

3-й класс (1–4)

Весенний дождь

Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась пашня. В воздухе пахло талым снегом.
Ночью хлынул ливень. Чудесен шум ночного дождя. Он торопливо барабанил по стеклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. Небо было еще в тяжелых серых тучах.
Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа.
(58 слов)

(По А.Толстому)

4-й класс (1–4)

Каждое слово нашего языка таит в себе особый смысл.
Слово "ущелье" обозначает узкие горные проходы, подобные щелям. Заяц-беляк назван так потому, что у него зимой белая шубка. Землянка – временное жилище в земле. Многие слова расскажут тебе о материале, из которого сделан предмет: чугунок сделан из чугуна, полотенце – из полотна. Есть слова, которые сами называют свой адрес:
подземелье, подполье. Грибник по названиям грибов знает, где искать подберезовики, подосиновики, моховики.
Вот так слова сами рассказывают о себе.
(76 слов)

(По А.Суздалеву, А.Цветову)

Анализ контрольных работ

Первая часть каждой работы анализируется с помощью таблиц, вторая – оценивается в баллах в соответствии с выделенными уровнями3.

Контрольная работа № 1

Результаты выполнения первой части работы (диктанта) фиксируются в таблице 1; знак "+" в графе означает наличие данной ошибки в работе, "–" – ее отсутствие, "V" ставится в графе недочетов.

Таблица 1. Анализ диктанта контрольной работы № 1

Таблица 1. Анализ диктанта контрольной работы № 1

____________________
1 V – Обозначает недочет.
2 1 – Обозначает количество недочетов.

Заполнив эту таблицу, учитель сможет сделать выводы, в какой степени первоклассники усвоили правила русской графики, изученные орфограммы, насколько у ребят сформирован каллиграфический навык. Количество самых распространенных на этом этапе и самых "опасных" ошибок – пропуск, замена и перестановка букв, слогов – свидетельствует об уровне сформированности действия письма. Подсчитывая общее количество ошибок в ученической работе, следует учитывать, что каллиграфическая ошибка (неправильное соединение, искажения букв и т.п.) считается недочетом, 2–3 таких недочета приравниваются к одной ошибке.
При анализе задания 1 за каждое правильно подобранное слово дается 1 балл (максимальное количество баллов – 3).

О б р а з е ц правильного выполнения задания 1:

Вариант 1 сильный, Юля, ночью.
Вариант 2 – день, сильный, ночью.

Задание 2 надо анализировать с двух точек зрения:

– с точки зрения распределения слов по столбикам с изученной работой – за каждое правильно отнесенное к столбику слово присуждается 1 балл (максимальное количество баллов – 10);
– с точки зрения выделения слов с ь на конце слова после шипящих в отдельный столбик под знаком "?" – за каждое слово дается 2,5 балла (максимальное количество баллов – 10).
Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 20.

О б р а з е ц правильного выполнения задания 2:

Контрольная работа № 2

Диктант анализируется аналогично, по таблице № 2

Таблица 2. Анализ диктанта контрольной работы № 2

Таблица 2. Анализ диктанта контрольной работы № 2

Заполнив эту таблицу, учитель будет иметь представление о том, в какой мере его ученики овладели основными способами проверки орфограмм слабых позиций: по сильной позиции, пользуясь словарем4 или по памяти, проверяя орфограммы по специальным правилам. По данным таблицы можно судить, как дети усвоили орфограммы сильных позиций, допускают ли ошибки в случаях употребления большой буквы, раздельного написания предлогов с другими словами, есть ли пропуск, перестановка букв. В графе "необоснованные пропуски" отмечаются прочерки, сделанные ребенком на месте тех букв, которые можно проверить одним из изученных способов (например, в слове (по)ств_лу – ребенок должен был проверить букву о изменением – ствол). На наш взгляд, такой пропуск все же лучше ошибки, поэтому предлагаем считать его недочетом. 2–3 необоснованных пропуска приравниваются к одной ошибке.

При анализе задания 1 этой работы оцениваются количество подчеркнутых орфограмм и указанные цифрами и знаком "?" способы проверки. Если подчеркнуто около 100% орфограмм в предложении, присуждается 10 баллов, около 50% – 5 и т.п. Определение способов проверки орфограмм оценивается в зависимости от уровня выполнения следующим образом:

  • 0-й уровень – нет способов проверки и нет вопросов – 0 баллов;

  • 1-й уровень – указан 1 способ проверки, вопросы поставлены необоснованно – 2 балла;

  • 2-й уровень – указаны два способа проверки, вопросов нет или они поставлены необоснованно – 3 балла;

  • 3-й уровень – указаны два способа проверки, вопросы поставлены обоснованно или указаны три способа проверки, вопросов нет – 4 балла;

  • 4-й уровень – указаны все три способа проверки, вопросы поставлены обоснованно – 5 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания 1:

Вариант 1

Вариант 2

Задание 2* оценивается так:

– за каждое правильно вписанное слово и знак "?" напротив слова дело дается 2 балла;
– если записано не изменение, но нет знака "?", присуждается 1 балл;
– если ничего не вписано, нет ответа – 0 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания 2:

 замазказамазок или замазка – замазывает ?
 расцветать расцвел или расцветать – расцвет ?
 оценить – оценит или оценить – оценка ?
 дел- – ?

Контрольная работа № 3

Диктант анализируется аналогично по таблице № 3

Таблица 3. Анализ диктанта контрольной работы № 3

Таблица 3. Анализ диктанта контрольной работы № 3

Заполнение этой таблицы позволит учителю сделать выводы об уровне усвоения способов проверки орфограмм слабой позиции в разных частях слова: в приставке, корне, суффиксе, падежном и личном окончании слова. Кроме того, в таблице могут быть отражены также умения проверять орфограммы сильных позиций, орфограммы слитно-раздельного написания предлогов и приставок и пр.

Выполнение задания 1 оценивается следующим образом:

– если слова выписаны неправильно, баллы не присуждаются;
– если выписаны не все нужные слова – 2 балла;
– если выписаны все слова правильно, присуждается 4 балла.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

Вариант 1оплачивать, платить, расплата.
Вариант 2 – (на) пне, (на) стуле, (у) коня, (у) брата.

Задание 2 мы предлагаем оценить так: за каждое слово, записанное в нужный столбик, дается по 1 баллу (максимальное количество – 12 баллов).

О б р а з е ц правильного выполнения задания 2:

рожь
дочь
печь

ключ
(нет) туч
мяч

стричь
беречь
печь

настеж? (ёж) колюч?
невтерпёж?

Контрольная работа № 4

Диктант анализируется аналогично по таблице 4

Таблица 4. Анализ диктанта контрольной работы № 4

Таблица 4. Анализ диктанта контрольной работы № 4

Анализ заданий

Задание 1

За оба правильных ответа присуждается 2 балла, за один – 1 балл.

Правильные ответы: варианты 1 и 2 – ответы б и в.

Задание 2

Это задание следует оценивать с двух точек зрения:

– с точки зрения количества подчеркнутых орфограмм их отношения к максимально возможному количеству (100% орфограмм – 10 баллов, 50% – 5 баллов и т.д.);

– с точки зрения постановки знака "?" над орфограммами в корне слова расти (при сравнении с формой того же корня – рос), в корне слова выросли (при сравнении с формами того же корня в словах растения, рост); если ребенок осуществил такую постановку, он получает 5 баллов.

О б р а з ц ы правильного выполнения задания:

Вариант 1

Вариант 2

Задание 3

За каждое правильно разобранное слово присуждается:

– 1, 2, 3 слова – по 1 баллу;
– 4, 5, 6 слов – по 2 балла.

О б р а з ц ы правильного выполнения задания:

Вариант 1

Вариант 2

Задание 4

За каждое слово, правильно отнесенное к части речи, присуждается 1 балл. Знак вопроса может быть над словом как. Если ученик определил, что это союз, за данное слово он получает 2 балла.

О б р а з е ц правильного выполнения этого задания:

Задание 5*

Это задание является дополнительным, необязательным. Разная форма употребления слова лес (снег) в этих предложениях связана с разным значением. Форма в лесу (снегу) используется, если надо указать не объект действия, а место, где происходит действие. (Лингвисты часто называют такую форму местным падежом.) Если ученик определит падеж нужного слова в обоих случаях как предложный, но при этом обратит внимание на разницу в значении, определит ее, можно считать такую работу успешной.
Количество баллов за выполнение этого задания зависит от уровня его выполнения:

  • 1-й уровень – учащийся определил падеж как предложный, не обнаружил никакой разницы в значении (в этом случае присуждается 2 балла);

  • 2-й уровень – учащийся нашел разницу в значении, сформулировал ее (в этом случае присуждается 6 баллов);

  • 3-й уровень – учащийся сделал вывод об особой форме падежа, попытался дать ему название (в этом случае присуждается 10 баллов).

При проверке всех заданий контрольных работ наличие исправлений в работе не учитывается.
Анализируя результаты контрольного списывания, учитель может использовать те же таблицы, что и при анализе диктантов. Кроме фиксации количества и качества ошибок, сделанных детьми в работах при списывании, учителю необходимо обратить внимание и на способ выполнения каждым ребенком этой работы: соблюдает ли он правила списывания – какими единицами списывает, тщательно ли работает с образцом, осуществляет ли самопроверку. Эти особенности выполнения работы учителю нужно фиксировать в процессе непосредственного наблюдения за контрольным списыванием. Тогда учитель сможет не только констатировать результаты работы, но и предположить причины полученных результатов, а значит, и найти пути их улучшения.


1 Схемы составления и анализа предлагаемых контрольных работ те же, что и у предыдущих контрольных работ, опубликованных в № 15/2002 газеты "Начальная школа".

2 Это задание составлено И.П. Старагиной.

3 Напоминаем, что при обучении по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова важна качественная оценка работы, а не отметка. При анализе работ главная задача учителя – отследить индивидуальный рост каждого ученика и сделать так, чтобы и сам ребенок анализировал свою работу, сравнивая ее со своими предыдущими результатами, а не с успехами других учеников. Понятно, что общепринятая система отметок только помешает этому.

4 Использование орфографического словаря на контрольной работе допустимо.