Ирина КОРЧАГИНА,
г. Старый Оскол
4-й класс
Мы давно ведем речь о личностно
ориентированном обучении. Учитель, создавая
условия для проявления деятельности личностных
структур сознания: критичности, мотивирования,
автономности, рефлексии... пользуется различными
методами, приемами, формами.
Вашему вниманию предлагается фрагмент итогового
урока по русскому языку в 4-м классе
нетрадиционной формы – "Аукцион знаний".
Урок в форме "аукциона знаний" активизирует
мысль детей. Процесс повторения, систематизации
знаний проходит занимательно, интересно,
динамично. Знания в области русского языка
становятся личностно значимыми. Дают
возможность ощутить радость успеха.
До урока-аукциона в классе идет
подготовительная работа:
– повторяется материал по разделам;
– идет поиск дополнительных интересных
сведений и фактов по каким-либо категориям,
которые будут представлены на аукционе;
– составляются ребусы, игры, дети выполняют
рисунки, готовят частушки, сценки, стихи и т.д. из
области знаний по русскому языку.
Командам предстоит принять участие в
диалоге, "на торгах" все должно происходить
динамично (за этим следит капитан).
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
Ведущий. Сегодня у нас с вами
урок-аукцион. Кто из вас знает: что такое аукцион?
Дети. Это торги, на которых
различные предметы выставляются на продажу.
Купить их может тот, кто заплатит больше других.
Ведущий. Правильно. Итак, "для
продажи" будут выставлены несколько
"предметов" ("вещей") – грамматических
категорий:
– имя существительное;
– имя прилагательное;
– глагол.
Любую из этих "вещей" из области
знаний русского языка команда-участница сможет
"купить", "заплатив" за нее знаниями по
данной грамматической категории.
В диалоге "на торгах" в качестве одного шага
(ответа) каждая команда имеет право на одно
высказывание, по очереди сменяя другую команду.
На "продажу" сегодня выставлены поистине
бесценные "вещи". Помогать вам будут
внимание, сообразительность и дружная работа в
команде.
Я представляю вам ассистента, который будет
вести подсчет баллов.
Прежде чем прозвучит гонг (на столе
металлическая тарелка или поднос и молоточек),
каждая команда-участница должна внести залог,
доказать свою "состоятельность на торгах" –
способность участвовать в аукционе.
II. Предварительный
"залог-задание"
На столе ведущего лежат два листа с
заданиями. Капитаны выбирают задания, и команды
приступают к выполнению. Время ограничено
(30 с), задание состоит из 2-х частей:
– расположить буквы в алфавитном
порядке;
– используя все буквы, составить
слово-название команды.
ОТКИЗНА
(Знатоки) |
РЕГМИОТА
(Грамотеи) |
Ведущий. Чья команда быстрее
справится с заданием, та и будет иметь право
первой начать диалог на торгах.
Дети выполняют задание.
– Итак, команды получили названия и
доказали свою состоятельность для участия в
аукционе.
В "Аукционе знаний" участвуют (прошу встать
команды): команда "Грамотеи" и команда
"Знатоки".
На столах таблички с названиями
команд.
III. Открытие "Аукциона знаний"
Звучит удар гонга.
Ведущий. Первая "вещь" на
продажу!
Ассистент вносит табличку "Имя
прилагательное".
– Начальная цена 10 баллов (на
табличке устанавливается цифра).
За каждый правильный ответ команда получает 2
балла. Если в ответе представлен дополнительный
интересный материал, команда получает 4 балла.
– Торги начались!
– Начинает торги команда ...
Примерный диалог:
Грамотеи. Прилагательное – это
часть речи.
Знатоки. Обозначает признак
предмета.
Грамотеи. Отвечает на вопросы: какой?,
какая?, какое?, какие?
Знатоки. Изменяется по родам,
числам, падежам.
Грамотеи. В предложении –
второстепенный член предложения.
Знатоки. Согласуется с
существительным в роде, числе и падеже.
Грамотеи. В словосочетании
является зависимым словом.
Знатоки. Слово
"прилагательное" в переводе с греческого
означает "эпитет". (За этот ответ 4 балла.)
Грамотеи. В переводе с латинского
– "прибавленное", "приложенное".
Знатоки. Прилагательное бывает
кратким.
Когда ответы иссякли, прозвучало
последнее высказывание, ведущий троекратно
отстукивает окончание торгов за эту "вещь".
Табло показывает окончательный счет.
Ведущий. "Вещь" продана
команде... набравшей большее количество баллов и
давшей последний ответ.
Пока ассистент ведет подсчет баллов,
для команд представляется "Разминка".
IV. Конкурс "Отгадай слово"
Его корень в слове писать,
приставка в слове рассказать, суффикс в
слове книжка, окончание в слове вода.
(Расписка)
Его корень в слове вязать, приставка
в слове замолчать, суффикс в слове сказка,
окончание в слове рыба. (Завязка)
Ведущий. Кто больше всего подберет
прилагательных к словам:
рояль, картофель, тополь, путь,
собака.
V. Поэтическая минутка
Дети читают отрывки из стихотворений
о весне.
После того как победитель первых торгов
определен, проданная "вещь" устанавливается
на столе команды, "купившей ее". С команды,
проигравшей торги, взимается "комиссионный
сбор". Для этого участники команды исполняют
номер художественной самодеятельности: песню,
танец, частушку, стихотворение, пантомиму, сценку
и т.д.
VI. Продолжение аукциона
Ведущий. Торги продолжаются.
Звучит гонг. Ассистент вносит
табличку "имя существительное", а затем
"глагол". (Торги ведутся аналогично
предыдущим.)
VII. Подведение итогов аукциона
Ведущий. Сегодня аукцион
завершается. Я благодарю всех участников
аукциона, а также гостей, болельщиков и
ассистента за четкую и быструю работу. А сейчас
самое приятное – награждение команд-участниц
дипломами за участие в "Аукционе знаний по
русскому языку". (Аплодисменты командам.)
|