Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Полина КИСЕЛЕВА,
учитель школы № 120
г. Омск

Имя прилагательное

Урок 1

Материал по русскому языку, с которым знакомятся ученики 4-х классов, – очень объемный и сложный. Педагог для того, чтобы достичь успеха в обучении, привлекает различные наглядные пособия, чередует виды деятельности. План-конспект, составленный Полиной КИСЕЛЕВОЙ, учителем школы № 120 г. Омска, может помочь молодым специалистам при подготовке к урокам по теме "Имя прилагательное".

Тема. "Имя прилагательное как часть речи".

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Оборудование. Опорные схемы, таблицы; сигнальные карточки (падежные и родовые окончания прилагательных); предметные картинки; сигнальная линейка; таблички с записями слов для инсценировки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель.

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!

Тема нашего занятия – "Имя прилагательное".

Учитель записывает тему урока на доске.

– Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит почетное звание "Грамотей" и будет награжден памятным знаком. Буду рада вашим хорошим ответам.
Начинаем!

III. Закрепление пройденного материала

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

Ученик 1.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Ученик 2.

Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

У. Послушайте загадку. В ней используется много признаков предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?

Д. О сороке.

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

У. Какие признаки предмета названы?

Д. Цвет, длина хвоста.

У. Вспомните, что такое имя прилагательное? Дадим ему определение как части речи.

Д. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы "какой, -ая, -ое, -ие" и обозначающая признаки предмета.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке...

К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку.

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

"Существительные" снимают со своей головы одну диадему – наружную – и надевают ее на голову "Прилагательных" в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у "Существительных". Дети снова становятся лицом к классу.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Д (хором). Вместе – служба, вместе – дружба!

У. Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения?

Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.

У. Приведите примеры.

Дети отвечают.

– В чем различие прилагательных и существительных?

Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
– Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
– Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.

У. Посмотрим, как вы умеете проверять безударные родовые окончания имен прилагательных. Вам надо подобрать прилагательные к предложенным существительным и определить род прилагательных. Повидло по вкусу...

Д. Сладкое повидло.

У. Земляника по цвету...

Д. Алая земляника.

У. Тюль по длине...

Д. Короткий тюль.

У. Ворона по окраске...

Д. Серая ворона.

У. Проверим, какие окончания вы написали.

Используя сигнальные карточки, дети показывают записанные окончания прилагательных.

– К каким прилагательным можно подобрать антонимы?

Д. Сладкое – горькое; короткий – длинный.

У. К какому прилагательному можно подобрать синоним?

Д. Алая – розовая, то есть бледно-красная; пунцовая, то есть ярко-красная, вишневая, малиновая.

У. Разберите самостоятельно по составу прилагательные в словосочетаниях.

Д. Сладкое, алая, короткий, серая.

У. Понаблюдаем, какие суффиксы использовались при образовании имен прилагательных.

Д. Суффикс к.

У. Посмотрите на таблицу. Нет ли на ней суффиксов, которые характерны для прилагательных?

Д. Есть! Это – -еньк-, -оньк-, -ущ и др.

У. Запишите свои прилагательные с этими суффиксами.

Дети выполняют задание в тетрадях.

– Что у вас получилось?

Д. Маленький, бегущий, счастливый, смешной.

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

У. Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были выписать из художественных произведений отрывки на тему "Зима" и указать род, число, падеж прилагательных.

Внимание! Требуется привести пример имени прилагательного:

– в единственном числе и в Винительном падеже;
– во множественном числе и Дательном падеже;
– в единственном числе и Родительном падеже;
– во множественном числе и Предложном падеже.

Приводя свои примеры, дети дают образец рассуждения по памятке "Как определить падеж прилагательного".

Памятка

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного узнать падеж прилагательного.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Запишем стихотворение о лесе.

Учитель диктует стихотворение, подчеркнутые слова комментируются.

Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

У. Какое время года описано в четверостишии?

Д.  Осень.

У. Найдите безударные окончания прилагательных и объясните их написание.

Д. Озябшего – вопрос "какого?" – пишутся окончания -ого или -его; последнюю – вопрос "какую?" – пишутся окончания -ую, -юю.

У. Укажите падеж прилагательных, подчеркните буквы, которые следует проверять при письме. Какие буквы проверяли при письме?

Д. Озябшего – зябнуть; бедняжку – бедный, бедняжечка; ветрам и ветеркам – ветер; рубашку – рубашечка; раздарил – дар.

У. Каким членом предложения являются прилагательные?

Д. Второстепенным.

У. Какие правила вспомнили?

Д. Правописание безударных гласных и парных согласных.

У. Разберите прилагательное "последнюю" как часть речи устно.

Один ученик отвечает с места. Класс работает с сигнальной линейкой. Правильный ответ – сигнал зеленого цвета; неправильный ответ – сигнал красного цвета.

Д. "Последнюю" – имя прилагательное, связано с существительным "рубашку", женского рода, единственного числа, стоит в Винительном падеже.

У. Продолжим упражнения в написании падежных окончаний прилагательных. Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только окончания имен прилагательных.

Учитель диктует.

Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.

В тетради дети записывают: -ая, -им, -ым, -ем, -ые, -ом.

– Обменяйтесь тетрадями. Поставьте друг другу знак "+", если в работе не было ошибок. (Для проверки на доске учитель открывает написанный текст.)

 Послушайте следующее задание: самостоятельно составьте загадку из "разбросанных слов" и запишите ее. Не забудьте – концы строк должны рифмоваться.

На доске:

Мел, неба, как, прилетел, с, бел

У. Что получилось?

Д. Бел, как мел, с неба прилетел.

У. Есть ли имя прилагательное в загадке?

Д. Да! Бел – краткое прилагательное.

У. Как узнали?

Д. По вопросу "Каков?"

У. Что обозначает краткое прилагательное?

Д. Признак предмета.

У. Как образуется краткое прилагательное?

Д. В мужском роде полных прилагательных окончание "уходит погулять": белый – бел, милый – мил. Прилагательное как бы укорачивается.

У. Устно измените краткое прилагательное "мил" по родам.

Д. Мальчик – мил, девочка – мила, дитя – мило.

У. А как вы думаете, изменяется ли краткое прилагательное по числам?

Д. Да.

У. По падежам?

Д. Нет.

У. По падежам краткие прилагательные не изменяются. Существует только форма Именительного падежа: мальчик мил. Одна девочка попробовала изменить краткое прилагательное по падежам. Вот что у нее получилось:

Я учитель всей страны,
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.

– В какой падеж пыталась поставить краткое прилагательное эта девочка?

Д. В Дательный.

У. Каким членом в предложении бывает краткое прилагательное?

Д. Главным, а именно сказуемым.

У. Запишите предложение, укажите род, число прилагательного.

Д. Этот мальчик мил. – И.п., м.р., ед.ч.

VII. Физкультминутка

Публикация статьи произведена при поддержке новостного ресурса «Твой Омск». Посетив сайт интернет-проекта «Твой Омск», который располагается по адресу http://TvoiOmsk.Ru, Вы сможете оперативно узнать самые свежие и актуальные социально-экономические новости Омска. Удобный рубрикатор поможет быстро найти статьи требуемой тематики. Более того, с помощью интерактивных сервисов, представленных на сайте интернет-проекта «Твой Омск», можно ознакомиться с расписанием движения автобусов, поездов и афишей предстоящих культурных мероприятий.

VIII. Знакомство с новым материалом

У. Итак, на уроке мы вспомнили о прилагательных, которые отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?"
Это полные прилагательные.
На вопросы "Каков?", "Какова?", "Каково?", "Каковы?" отвечают краткие прилагательные. А сейчас мы поговорим еще об одной группе прилагательных, которые реже встречаются в нашей речи.
Образуйте словосочетания с прилагательным. Запишите их.

Берлога, принадлежащая медведю.

Д. Медвежья берлога.

У. Перо, принадлежащее страусу.

Д. Страусово перо.

У. Валенки, принадлежащие деду, дедушке.

Д. Дедовы, дедушкины валенки.

У. На какие вопросы отвечают эти имена прилагательные?

Д. На вопросы "Чей?", "Чьё?", "Чья?", "Чьи?"

У. Эти прилагательные обозначают признак по принадлежности чего-либо человеку или животному.

Учитель открывает третий столбик с вопросами в опорной таблице.

– Теперь вы знаете все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Посмотрите на нашу таблицу и повторите их.

Дети повторяют вопросы с опорой на таблицу.

Прилагательные

какой?
какая?
какое?
какие?

каков?
какова?
каково?
каковы?

чей?
чья?
чьё?
чьи?

IX. Проверка знаний учащихся

У. Осталось последнее задание – тест. Возьмите в руки листочки, подпишите их. Вы ставите цифру, соответствующую номеру задания и записываете ответ.

Вопрос 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Запишите их.

Быстрая, первый, одиннадцатое, эти, клейкий.

Вопрос 2. Какой частью речи является подчеркнутое слово в предложении?

На доске:

Мой дедушка был военный.

Вопрос 3. Если прилагательное относится к подлежащему, оно будет стоять в ... падеже.

Вопрос 4. Придумайте два словосочетания с именами прилагательными так, чтобы прилагательные употреблялись в переносном значении.

Вопрос 5. Подберите синоним к слову "зеленая" в тексте.

Текст, записанный на доске за занавеской, открывается.

На доске:

Разговаривают покупатель и продавщица на летнем рынке.
– Скажите, у вас черная?
– Нет, красная.
– А почему же она белая?
– Потому, что она зеленая.

У. Сдайте листочки. Узнали ли вы, о чем говорилось в тексте?

Д. О смородине.

У. Почему?

Д. Смородина бывает разных сортов: красная, черная и белая.

У. Молодцы!

Ответы учеников на вопросы:

1. Первый, одиннадцатое, эти.
2. Существительное.
3. В Именительном падеже.
4. Золотые руки, каменное сердце...
5. Зеленая – незрелая.

X. Итог урока

У. Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Чем заинтересовал вас урок?

Дети отвечают.

– Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Почетное звание "Грамотей" заслужили... Хорошо поработали...

XI. Домашнее задание