Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила БАБЕНКО,
г. Санкт-Петербург

Звери зимой

3-й класс (1–4)

Тема. "Звери зимой".

Цели. Обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; дать представление о том, как зимуют звери (заяц, белка, лиса, медведь); воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Учебник "Природоведение", авт. А.А. Плешаков; грамзаписи: П.И. Чайковский "Времена года", "Покормите птиц зимой", голоса птиц (дятел), "Танец маленьких утят"; диапозитивы: медведь, барсук, лягушка, жаба, уж, гадюка; опорная схема "Как звери зимуют"; рисунки птиц и зверей (для оформления доски); эмблемы со зверями (для опорной схемы); ребусы (ворона, сорока); шапочки у детей с изображениями птиц и зверей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на работу.

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок природоведения. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

Учитель включает грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года".

– Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует.

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

Учитель открывает левую половину доски: на переднем плане – ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано "Зима". Под деревьями следы птиц.

– Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: "Здесь был такой-то".

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

II. Повторение изученного материала

У. Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?

Подготовленный ученик описывает ситуацию.

Дети. Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом...

У. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

Д. Зимующие.

У. Чем они питаются, где находят себе корм?

Д. Семенами, почками деревьев.

– Насекомыми и личинками насекомых, доставая их из-под коры деревьев.

У. Что птицам страшнее – холод или голод зимой?

Д. Голод.

У. Как человек помогает птицам пережить зиму?

Д. Подкармливает, делает кормушки.

У. Поднимите руку те, у кого есть кормушки на окне или на балконе.

Ответы детей.

У. А кто из вас сегодня подкармливал птиц?

Ответы детей.

– Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.

Д. Воробьи, синицы, голуби.

У. Об одной из этих птиц вы сейчас услышите рассказ. Угадайте, о какой?

Подготовленный ученик описывает птицу.

Д. Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

У. Угадали, ребята, кто прилетает на кормушку?

Д. Синица.

Фигурку птички ученик прикрепляет на кормушку на доске и читает стихотворение про птиц.

– А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение.

Голодно, холодно,
Прилетайте в гости,
Галки, воробьи!
Полны мои горсти.
Голодно, голуби,
Клюйте, гостюйте,
Гуленьки мои!
Не пугайтесь, клюйте!

У. Какие птицы перечислены в стихотворении?

Д. Галки, воробьи, голуби.

Дети прикрепляют на доску фигурки птичек.

У. Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои "визитные карточки". Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости.

Разгадывание ребусов.

(Ворона.)

(Сорока.)

Фигурки птичек прикрепляются на доску.

Д. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось "снежное слово".

Фигурка снегиря прикрепляется на ветку березы сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.

У. Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет.

А на мою кормушку часто прилетает поползень.

Фигурку птички ученик прикрепляет на ствол березы.

– Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

Звучит грамзапись: стук дятла.

 Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

Д. Так стучит дятел.

У. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает.

Открывается фигурка дятла на березе.

– У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?

Д. Да, это клесты.

Фигурка прикрепляется к еловой шишке.

У. Действительно, обычно в конце зимы, в феврале-марте, в самые вьюжные месяцы, самочка клеста на елке или сосне строит глубокое теплое-теплое гнездо.

Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта крыша защищает птенцов от снега. Почему клест выводит птенцов зимой?

Д. У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки – и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.

У. Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке. (Заглядывает в кормушку.) А кормушка у нас что-то пуста. Кто из вас хочет покормить птиц?

Д. Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли...

Дети читают составленное ими "Меню для птичьей столовой" и кладут корм в кормушку: ягоды рябины, хлебные крошки, кусочки сала, пшено и пр.

У. Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем парке. Послушайте, с каким советом обращаются к вам птицы.

Звучит грамзапись стихотворения "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

 А еще какие советы могли бы дать друг другу птицы и дети?

Д. Птицы – чистить от снега кормушки.
– Не распугивать птиц возле кормушек.
– Люди птицам – прилетать ближе к жилью человека, не бояться людей.

У. А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы.

На снегу открывается слово "Спасибо!", написанное буквами в виде фигурок птиц.

III. Постановка темы урока

У. Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам?

Д. Зверям.

Учитель открывает правую половину доски. На ней справа – ель, в центре – куст, на снегу – следы зверей.

У. А сейчас...
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.

Дети надевают шапочки с изображениями птиц и зверей.

– Именно о зверях и о том, как они проводят зиму, мы сегодня будем говорить.

IV. Физкультминутка

У. Сколько в класс пришло зверей?
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!

Дети танцуют "Танец маленьких утят".

V. Знакомство с новым материалом

У. А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?

Д. Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.

Учитель открывает схему на доске.

У. Вспомните, как еще осенью звери начали готовиться к будущим холодам и снегу.

Д. Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее окраска. Такие изменения называются линькой.

Учитель дополняет схему.

У. Но не боятся звери зимы. Послушайте, какой "разговор" подслушали на лесной полянке наши ребята, и подумайте, как зимует белочка.

Инсценировка сцены "Синица и белка". Дети надевают на головы шапочки.

Синица. Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?

Белка. Я, синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

Синица. А чем же ты кормишься?

Белка. А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.

У. Как же зимует белочка?

Д. В гнезде, питаясь запасами, заготовленными осенью.

У. Отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?

Д. Летом – рыжая, зимой – серая.

Учитель дополняет схему.

Открывается рисунок на доске: белки на ели на лесной полянке.

У. А как белка устраивает себе гнездо?

Рассказ подготовленного ученика.

Д. Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.

У. А кто еще зимой не спит и использует запасы?

Д. Мыши.

У. Ребята, а о каком зверьке эта загадка.

Летом серый, зимой белый.

Д. Это заяц.

Учитель открывает рисунок зайца на лесной полянке.

У. Чем питается зимой заяц?

Д. Веточками, корой.

У. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?

Д. Он его находит зимой.

Схема дополняется.

Учитель дополняет ответы детей.

У. В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.

Учитель показывает рисунок следов зайца.

– Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм?

Д. Лоси.

Учитель открывает рисунок полянки, кружочек с изображением лося прикрепляется в схему.

У. Не спят и ищут корм волки, кабаны.

Кружочки с изображениями волка и кабана добавляются в схему.

Рассказ подготовленного ученика.

Д. Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

У. Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Кто бы это мог быть?

Выходит ученица в костюме лисы.

Лиса. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Д. Это лиса.

Лиса. Верно. Но я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову "хитрец". А поскольку я издавна считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна.

Учитель открывает рисунок лисы на поляне у елочки.

У. Чем питается лиса зимой?

Д. Мышами, зайцами.

Кружочек с изображением лисы добавляется в схему.

Лиса. Меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую мою охоту называют мышкованием. Мышиный писк я слышу за 100 м – такой отличный у меня слух. От непогоды и от врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов.

У. Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?

Учитель показывает диапозитив, затем открывает рисунок медведя в берлоге на поляне под елью.

– А чем питается медведь зимой?

Д. Ничем, он спит.

Учитель дополняет схему.

Кружочек с изображением медведя добавляется в схему.

У. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Многие считают, что мишка в берлоге сосет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами.

Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

Кто еще, как и медведь, спит зимой?

Д. Барсук.

Учитель показывает диапозитив с изображением барсука, затем дополняет схему рисунком зверя.

У. В отличие от медведя барсук зимой просыпается – поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает.

А вот ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши (учитель показывает диапозитивы) зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.

Схема дополняется.

Кружочки с изображениями ежа, жабы и змеи добавляются в схему.

VI. Итог урока

У. Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода, поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь.

Чтение учителем отрывков из рассказа "Доброе слово о хищниках" (учебник, с. 77).

– А теперь давайте соотнесем нашу схему и вывод из учебника (с. 77).

Дети читают вывод по предложению и дополняют названиями животных из опорной схемы, записанной на доске.

На доске:

У. Посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке, здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу.

VII. Домашнее задание

У. Ребята, дома вы будете читать статью "Как разные животные зимуют" на с. 73–77. И еще найдите и запишите в свои тетради загадки, стихи, короткие рассказы и сказки о животных, про которых мы говорили на уроке.