Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2002

УЧИСЬ ИГРАЯ

Ольга АСАФЬЕВА,
г. Новокубанск-3
Краснодарский край

Веселые уроки в последний день уходящего года

В последний день занятий перед новогодними каникулами учиться, как правило, уже никому не хочется. Хорошее настроение, ожидание праздника, желание играть и веселиться – вот что присуще этому дню.
Как же провести его с пользой, чтобы он запомнился детям? Можно воспользоваться планом, предложенным учителем Ольгой АСАФЬЕВОЙ из г. Новокубанск-3 Краснодарского края. Можно вооружиться ее идеей или придумать что-то самостоятельно.

I. Организационный момент

Учитель рассаживает детей компаниями по 6 человек. Компании формируются жеребьевкой в начале учебного дня.

Учитель. Ребята, сегодня у нас последний учебный день в уходящем году. Завтра начинаются каникулы, и встретимся мы теперь в 2003 году. Провести сегодня уроки я хотела бы не совсем обычно. В чем это будет заключаться – вы увидите.

II. Урок русского языка и чтения

Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "К зиме".

У. Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши
В детской и везде,
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
А в затишье комнат – прятки,
В чет и нечет – счет.
А потом настанут святки,
Скоро Новый год!

Ребята, обратите внимание на рисунок на доске.

На доске:

8.jpg (9669 bytes)

– Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока...

Как вы думаете, почему перед Новым годом я читаю вам стихотворение о ведре?

Дети. Это ведро с головы снеговика.

У. Молодцы, догадались, а теперь попробуйте продолжить стихотворение и дописать еще две строчки.

Учитель раздает листочки. На выполнение задания дается 5 минут, затем выслушиваются варианты каждой компании.

– А теперь послушайте, что сочинил сам автор, и сравните со своими стихами.

Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока.
Оно сегодня шляпой стало
На голове снеговика!

Как бы вы могли озаглавить это стихотворение?

Выслушиваются предложения детей.

– Автор назвал стихотворение "Счастье". Как вы думаете, почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, а почему бы вам не придумать название своей компании? Оно должно быть веселое, интересное.

Дети придумывают названия компаниям, учитель маркером быстро записывает их на картонках и ставит на стол каждой группе учеников.

– Ребята, мы с вами закончили вторую четверть и многому научились. Я приготовила для вас специальные задания-тесты.

Учитель раздает карточку с тестом каждой группе учеников.

Карточка 1

1. Подчеркните гласные буквы в словах первой строчки, согласные в словах второй строчки.

Мороз, люди, санки, зима.
Зимой, ребята, клён, стой, улица.

2. В тексте подчеркните слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

Проснёшься утром – всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно белое праздничное платье. Первый снег делает чудеса. Как он преображает всё кругом!

3. Подчеркните гласные, которые обозначают мягкость согласного звука: у, е, ё, ы, а, о, э, я, и, ю.

4. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Обведите букву, которая не обозначает звука.

Славный снег! Какая роскошь!..
Всё, что осень обожгла,
Обломала, сокрушила,
Ткань густая облегла.

(К.Случевский)

5. Подчеркните слова с парной согласной на конце слова, которую на письме надо проверять.

Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не страшен холод. Перья птички покрыты слоем жира.

6. В парах слов подчеркните проверочное слово.

Сёстры – сестричка, следы – след, река – речка, весёлый – весело.

У. Задания выполняются всей компанией. Потом сдаете мне листочки. Кто сделает все шесть заданий верно, аккуратно, быстро, получает очко-снежинку.

Давайте немножко отдохнем. Я предлагаю вам игру "Дружные ребята". (Условия игры в Приложении.)

Ребята, а хорошо ли вы читаете?

Д. Да.

У. Вы уверены, что хорошо? Сейчас я раздам вам листочки с текстом рассказа Бориса Житкова "Беспризорная кошка". Это текст с заданием. Вы читаете его, отвечаете на предложенные вопросы, затем мы по ним беседуем.

Учитель раздает каждой группе учащихся карточку с текстом. Через 10 минут проверяется выполнение задания.

Карточка 2

Беспризорная кошка

Настала зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.
Я пришел и заглянул туда. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.
Что, думаю, за зверь такой завёлся?
Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился. Да это кошка! Так вот куда кошки из города переехали!

(Б.Житков)

Задания

I. Над предложениями и словами, дающими ответы на вопросы, поставьте номер вопроса.

1) Когда произошла эта удивительная история?
2) Почему автор оказался на берегу моря?
3) Что увидел автор в глубине норы?
4) Кто зашипел из норы?

II. Ответьте на вопросы:

1) Как была обнаружена кошка?
2) Как понять "кошки из города переехали"? Объясни.

III. Расскажите, о ком или о чем вы прочитали в этом рассказе.

У. Молодцы! Вы не только читать научились, но и понимаете, о чем читаете. А хорошо ли вы понимаете друг друга, общаясь друг с другом? Предлагаю вам игру "Дракон". (Условия игры в Приложении.)

– Теперь перед вами новогодний кроссворд. Чья компания быстрей отгадает, получит то, что откроется в выделенных клеточках.

Учитель раздает кроссворды каждой компании.

Вопросы:

1. Бумажный, скрученный...
2. Бенгальские...
3. Пятиконечная...
4. Карнавальная...
5. Разноцветная, блестящая...
6. Поздравительная...
7. Елочные...

Ответы: 1. Серпантин. 2. Огни. 3. Звезда. 4. Маска. 5. Мишура. 6. Открытка. 7. Игрушки.

У. Подошло время проверки домашнего задания. Какого? Конечно, стихи. Посоветуйтесь в своих компаниях, кто будет выступать. Выберите того, кто выучил самое веселое, смешное стихотворение.

Выступают по одному ребенку от группы.

– Ребята, я приготовила вам новогодний текст для письма, но... подул ветер, пошел снег. Название засыпал, а предложения все перепутались. Вот что получилось.

Учитель раздает карточки с предложениями.

Карточка 3

Какие они были красивые!
В комнату мама внесла ёлочку.
Она пахла зимой и лесом.
Даже кот Мурзик потрогал шар лапой.
У Данилки дух захватило.
Из шкафа достали игрушки.

У. Посоветуйтесь, запишите текст и придумайте название.

Дети выполняют задание и сдают работы учителю.

– Молодцы! Вот и закончились русский язык и чтение. У кого мало снежинок, не расстраивайтесь: следующий урок – математика, и у меня в запасе, в холоде, много-много снежинок.

III. Урок математики

У. Начнем урок со считалки: я читаю, а вы считайте.

На веселом карнавале
Возле елки танцевали
Мышка с кошкой,
Повар с ложкой,
Два слона с одной гармошкой,
Королева и шуты.
Сколько вместе? Знаешь ты?

Д. Мы не можем сосчитать, так как не сказано, сколько было шутов.

У. Тогда я меняю конец:

Королева, три шута.
Посчитай нас, детвора!

Д. Получилось девять танцующих.

У. Дети, вам было интересно работать с текстами на уроке русского языка?

Д. Да.

У. Давайте попробуем ответить на вопросы математического текста.

Учитель раздает каждой группе карточку с текстом. Дети работают в группах, затем обсуждается выполнение заданий. За каждое верно выполненное задание – снежинка.

Карточка 4

Попугай сидит на плече у клоуна, достаёт из коробки карточки четырёх цветов и раздаёт их детям в таком порядке: белая, красная, синяя, зелёная. Незнайка был десятым. Какого цвета карточка ему досталась?

Дети выполняют задание.

У. Кто ответил на вопрос задачи?

Д. Незнайка получит карточку красного цвета.

У. Ребята, а вы рисовать любите?

Д. Да.

У. Нарисуйте, пожалуйста, трехэтажный теремок на листочках в клеточку.

Дети выполняют задание.

– Теперь вам надо решить задачу о жителях теремка.

Учитель раздает детям текст задачи.

Карточка 5

В трёхэтажном теремке живут Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Петушок – золотой гребешок. Мышка живёт этажом выше Лягушки, а Петушок этажом выше Мышки. Кто где живёт?

– Нарисуйте, кто где живет.

Дети выполняют задание.

У. Что у вас получилось?

Д. На первом этаже живет Лягушка, на втором – Мышка, на третьем – Петушок.

У. Молодцы! Следующую задачу принес попугай.

Карточка 6

1. Решите задачи и обведите правильные ответы.

  • Маша нашла в лесу 12 белых грибов. Когда она положила в корзинку еще несколько подберезовиков, то стало 17 грибов. Сколько подберезовиков положила Маша в корзинку?

Ответ: 4 5 6 подберезовиков.

  • Купили 20 билетов в театр. 8 билетов – в первый ряд, 7 билетов – во второй ряд, а остальные билеты – в третий ряд. Сколько было куплено билетов в третий ряд?

Ответ: 4 5 6 билетов было куплено в третий ряд.

2. Выполните действия, обведите правильные ответы.

4. Поставь скобки так, чтобы выражение стало верным.

47 – 6 – 2 + 1 = 40

У. Немного отдохнем. Предлагаю вам игру "Бабочка на хвосте дракона". (Условия игры в Приложении.)

У. Вот и закончился урок математики. Следующий урок необычный, я назвала его "Умная голова, умелые руки и большая фантазия". Пока – перемена!

IV. Урок "Умная голова, умелые руки и большая фантазия"

У. Итак, первая часть нашего урока – "Умная голова". Загадываем по очереди загадки. Призы получат те, кто больше знает загадок, кто лучше отгадывает, и за самую интересную загадку.
Отгадайте, о чем речь:

Золотой колобок
Запер ночь на замок
И без лестницы поднялся
На лазурный потолок.

Д. Это солнце.

У. Что я вам прочитала?

Д. Загадку.

У. Послушайте, какое задание вам предстоит. Каждая компания должна вспомнить известные ей загадки и загадать другим.

Подводятся итоги, выбираются лучшие участники.

– Послушайте стихотворение Яхнина "Снега".

Развела зима
Белила,
Все окошки
Забелила,
Все дорожки
Замела,
Белой кистью
Повела –
И земля
Белым-бела...

Кто запомнил, что делала зима?

Д. Белила окошки, дорожки заметала, сделала землю белой.

У. С помощью каких "белил" зима сделала землю белой?

Д. С помощью снега, снежинок.

У. Молодцы! Переходим ко второй части нашего урока, которая называется "Умелые руки".
Я вырезала и подарила вам снежинки. Подарите и вы мне, пожалуйста, снежинки. Каждая компания должна вырезать их из бумаги, лежащей на столах.

Дети выполняют задание.

– Снежинки у вас получились очень красивые. Я не буду забирать их себе. Давайте с помощью ваших замечательных снежинок украсим наш класс.

Дети прикрепляют снежинки на окна и стены класса.

– Третья часть нашего урока – "Большая фантазия". Представьте себе, что Дед Мороз перенес нас в сказочную страну. Только мы освоились, идет нам навстречу зверь, которого нет на нашей планете. Нарисуйте портрет этого зверя.

Дети рисуют в течение 10 минут.

– Давайте посмотрим, с какими сказочными животными встретилась каждая компания. (Рисунки вывешиваются на доску, каждая группа объявляет, кто изображен на их листе.)

V. Итог урока

У. Вот и все. Веселые уроки закончились. Перед тем как вы пойдете домой, сыграем еще раз в игру "Дружные ребята".

Спасибо! До свидания!


ИГРЫ

"Дракон"

Дети встают "паровозиком". Надо пробежать между стульями, никого не теряя. Главное: бежим "в ногу".

"Дружные ребята"

Дети сидят полукругом. Затем первый встает, второй сидит, третий встает, четвертый сидит и т.д. По команде первый садится, второй встает... Главное: игра проводится молча, нельзя ни сесть, ни встать, пока товарищ рядом не поменял положение. В идеале получается "волна". И надо обязательно тренироваться.

"Бабочка на хвосте дракона"

Начинается как и "Дракон". Вдруг ведущий объявляет: "На хвосте у дракона – бабочка". Это последний игрок. А первый игрок, "паровоз", должен поймать "бабочку". Главное: нельзя разрывать цепочку игроков.